VI.5. Н АЙШКАРМЬЯ ( СОСТОЯНИЕ БЕЗДЕЙСТВИЯ )



Простое спокойное сидение не может сделать человека бездеятельным (Найшкармья). У него в уме будет ты-

сяча и одна Санкальпа. Ум должен стать совершенно спокойным. Он должен быть абсолютно лишён мыслей.

Только тогда человек обретёт свободу от действия. Я вновь повторю слова из Гиты:

.Никто не может даже на мгновение оставаться действительно бездействующим; это бесполезно, поскольку

всякий человек побуждается к действию качествами, рождёнными природой.. (гл.3, Шлока 5).

Качества заставляют человека совершать то или иное действие. И вновь Гита говорит:

.Нет сущности, ни на земле, ни даже на небесах среди сияющих, которая освобождена от этих трёх качеств,

порождённых материей.. Лишь тот Йог, который вышел за пределы трёх качеств . Раджаса, Тамаса и Саттвы, .

и покоится в Я, может быть действительно бездеятельным. Далее Бог говорит: .Действительно, не может во-

площённое существо полностью отбросить действие.. (гл.18, Шлока 11).

Если кто-то спокойно сидит, просто контролируя органы действия с помощью практики Хатха Йоги, и если

его ум постоянно пребывает на объектах чувств, он, без сомнения, является совершенным лицемером. Господь

Кришна превозносит человека:

.О Арджуна, тот, контролирующий чувства умом, с органами действия, без привязанности выполняет Йогу с

помощью действия, тот является достойным.. (гл.3, Шлока 7).

В третьем стихе той же главы Он говорит:

.Никто не может достичь совершенства, то есть свободы от действия и преданности на пути Джнана Йоги, с

помощью простого отказа от действия без приобретения Брахма Джнаны..

 

VI.6. М ЕДИТАЦИЯ И ДЕЙСТВИЕ

Человек, который медитирует в пещере в Гималаях, находит трудным работать в мире. Он не может медити-

ровать на верхних этажах здания, которое расположено в сердце города. Человек, который работает в миру, на-

ходит одинаково трудным оставаться в уединённом месте. Оба они не обладают уравновешенным умом. Оба

несовершенны. Оба имеют однобокое развитие. Человек, который может медитировать, удалившись в уединён-

ное место, в течение шести месяцев, который также может работать от всего сердца в миру другие шесть меся-

цев, является идеальным Йогом или совершенным человеком. Он является идеальным Карма Йогом. Он дейст-

вительно сильный человек. Он обладает интегральным развитием. Ничто не может расстроить его ум, даже ко-

гда он помещён в какие-то неблагоприятные условия или имеет плохое окружение.

Если человек практиковал Пратьяхару, или отвлечение чувств, он может убрать внутрь свой ум, как черепаха

или как улитка, которая убирает под раковину свою ногу. Ни один звук не может побеспокоить его ум. Стре-

ляющая пушка, рокочущие звуки двигателя грузовика и телеги на дороге не могут оказать какого-то воздействия

на его ум. Он практически мёртв для мира, но в действительности внутри он очень занят. Он может превратить

оживлённый город в огромный лес. Но если человек не обладает способностью к отвлечению или концентрации,

он в густом лесу обнаружит большой город. Ученики должны наблюдать и всегда проверять свой ум. Они долж-

ны стараться поддерживать это совершенное равновесие. Подлинная медитация даёт огромную внутреннюю

силу. Если человек не может реализовать этот внутренний покой и силу, тогда действительно здесь имеет место

какая-то ошибка в Садхане или в медитации. Строительство воздушных замков или Манораджа, Тандри и Ала-

сья (лень), сонное состояние, размышления и другие отрицательные состояния ума не должны ошибочно при-

ниматься за Самадхи или медитацию. Нетренированные, неопытные ученики всегда совершают ошибки и бы-

вают обмануты.

Лишь микроскопическое меньшинство подходит для полной и глубокой медитации. Подавляющее большин-

ство вначале должно сочетать медитацию с действием. Когда они действительно преуспеют в медитации, они

постепенно могут отказаться от действия.

 

 

VI.7. У БЕЙТЕ ЖЕЛАНИЕ

Арджуна сказал: .Проясни, пожалуйста, что заставляет человека совершить грех действительно неохотно, о

Варшнея, как будто это совершается силой принуждения..

Благословенный Господь сказал: .Это желание, этот гнев порождён качеством движения, всепоглощающим и

всеоскверняющим . знай, это как наш враг здесь на земле. Подобно тому, как дым окутывает пламя, как зеркало

покрывается пылью, как эмбрион окружён водной оболочкой, так же и это окружено этим. Окружённой является

божественная мудрость этим постоянным врагом мудрости в форме желания, которое ненасытно, как пламя.

Чувства, ум и рассудок, говорят, должны быть на своём месте; обитатель в теле озадачен этими окружающими

мудрость. Следовательно, о лучший из Бхарат, вначале овладей чувствами, ты должен убить такую вещь, как

грех, разрушающий ум и знание. Говорят, что чувства велики, но большим чувств является ум, большим ума

является рассудок, а тот, кто больше, чем рассудок, - это Он. Таким образом, поняв Его как более великого, чем

рассудок, сдерживая я с помощью Я, убей, о ты, могущественный, врага в форме желания, которого трудно пре-

взойти.. (гл.3, Шлоки 36-43).

Желания никогда не могут насытиться или успокоиться от наслаждения объектами. Но, подобно пламени,

которое разгорается всё больше и больше, когда в него подливается масло или подкладываются дрова, точно так

же желание становится всё больше, когда оно подкармливается объектами наслаждения.

Если бы вся пища Земли, все драгоценные металлы, все животные и все прекрасные женщины были переда-

ны для обладания человеку, обманутому желанием, они бы потерпели неудачу в попытке дать ему удовлетворе-

ние.

Раджа Яяти сказал: .О сын, я наслаждался твоей юностью в полной мере своих желаний до предела своих

сил и в соответствии с их вкусами . но желания никогда не умирают. Они никогда не могут быть насыщены по-

творством. Благодаря потворству они разгораются, как священный огонь, когда в него подливается Гхи. Если

человек становится единственным Богом всей Земли с её рисом, овсом, драгоценными камнями, животными и

женщинами, тем не менее, это не будет казаться ему достаточным. Следовательно, жажда наслаждения должна

быть отброшена. Жажда к наслаждению, которую трудно отбросить вредным людям, которая не ослабевает да-

же к концу жизни, действительно является смертельной болезнью в человеке. Избавление от этой жажды явля-

ется подлинным счастьем..

Поймите, что желание является порождением качества Раджас и является человеческим врагом в этой Сам-

саре. Подлинным врагом всего мира является желание. Это благодаря этому желанию весь вред и страдание при-

ходит к человеческим существам. Когда желание проявляется, оно побуждает человека к действию, и таким

образом он совершает различного рода грехи. Когда человеческие желания не удовлетворены, когда человек

стоит на пути их осуществления, он становится гневным. Желание превращается в гнев. Когда человек находит-

ся под властью гнева, он совершает все виды грехов. Он теряет свою память, интеллект и понимание. Гневный

человек совершает убийство. Он сам не знает, что он в действительности делает. Он становится очень эмоцио-

нальным и импульсивным. Все вредные действия и плохие качества проистекают из гнева.

Когда желание овладевает человеком, оно прячет от него знание о человеческой истинной природе. Желание

обволакивает мудрость, подобно тому, как дым обволакивает огонь. Человек становится эгоистичным. Он ста-

новится обманутым. Он становится рабом страсти и испытывает все виды страданий.

Индрии, или чувства приводят человека к контакту с внешними объектами, и посредством этого возникают

желания. Но чувства не являются решающими. Если ум сотрудничает с Индриями, только тогда действует зло.

Ум более могущественен, чем Индрии. Ум является командиром. Рассудок ещё более могущественен, чем ум.

Даже если ум приводит на умственную фабрику послание с помощью своей связи с Индриями, чистый рассудок

может всецело отвергнуть это. Рассудок более могущественен, чем ум. За рассудком располагается Я, которое

является управляющим и наблюдает за рассудком. Я выше рассудка. Желание обладает весьма сложной и труд-

ной для понимания природой. Поэтому его очень трудно искоренить или победить. Но с помощью чистого рас-

судка все желания в конце концов могут быть уничтожены. В этом нет сомнения. Тогда вы обретёте знание об

Атмане, которое принесёт бессмертие, высший покой и вечное блаженство.

Причиной человеческого страдания является Авидья или невежество. Шри Шанкара придерживается точки

зрения, что лишь знание Брахмана способно искоренить невежество у человеческих существ. Другие придержи-

ваются точки зрения о том, что приобретение знания о Душе должно сопровождаться совершением Ведических

обрядов и обрядов Смарты. Эта точка зрения известна как Самуччая-Вада, поскольку эта теория влечёт за собой

соединение двух средств для реализации одной цели. Они приводят для иллюстрации птицу. Подобно тому, как

для птицы необходимы два крыла, чтобы летать в небе, так же индивидуальной душе требуется как знание, так и

действие, чтобы обеспечить ей достижение Мокши или конечной красоты, и ни одно из них в отдельности не-

достаточно для этой цели.

Кармы, когда они совершаются как Ишварарпана, без ожидания плодов, очищают сердце. Они подготавли-

вают почву Антахкараны для начала Брахма Джнаны. Шри Шанкара говорит в своей Атма Бодхе: .Кармические

ритуалы не могут уничтожить невежество, потому что они не враждебны друг другу. Но знание определённо

уничтожит невежество, подобно тому, как свет уничтожает густую тьму. По сравнению со всеми остальными

средствами Джнана (знание о Я) является единственным прямым средством к свободе. Подобно тому, как при-

готовление пищи невозможно без огня, точно так же освобождение невозможно без Брахма Джнаны.. Шри

Шанкара опровергает теорию Самуччая-Вада.

Новички и молодые люди вначале могут работать и медитировать в течение нескольких лет. Когда они пре-

успеют в медитации, работа должна быть совершенно прекращена. Она станет помехой. Поэтому в Гите сказано:

.Для мудреца, который ищет Йогу, действие называется средством; для того же мудреца, когда он возведён

на престол в Йоге, спокойствие называется средством.. (гл.6, Шлока 3).

Только тот продвинутый Йог, который может на протяжении нескольких часов медитировать, может прекра-

тить работу. Если обычные ученики откажутся от работы, они станут Тамасическими и ленивыми. Если вы не

преуспели в чистой медитации, тогда сочетайте работу с медитацией. Всегда пользуйтесь здравым смыслом.

Человек может достичь определённой стадии в Йоге, Джнане или Бхакти лишь тогда, когда он остаётся в миру.

Уединение и Нивритти необходимы для высшей реализации. Процветающий, полностью достигший Йог или

Джнани или Бхакта должен вновь вернуться в мир для подъёма других людей для целей Локасанграхи (мировая

солидарность).

 

VI.9. С АННЬЯСИНЫ , ПРОБУЖДАЙТЕСЬ !

Простое изучение Вичара Сагары или Панчадащи не может привести к переживанию чистого Адвайтическо-

го сознания. Ведантические сплетни и праздные сухие разговоры о Брахма Сутрах и Упанишадах не могут по-

мочь человеку в получении ощущения союза или единства жизни. Для такого человека нет надежды почувство-

вать Адвайтическое единство сознания:

.Сарвам Кхалвидам Брахма. -

.В действительности всё есть Брахман.,

до тех пор, пока ученик безжалостно не уничтожит все виды Гхрины, ненависти, ограниченности ума, ревно-

сти, зависти, идеи превосходства и всех барьеров, которые отделяют одного человека от другого, с помощью

непрекращающегося длительного служения человечеству с правильным умственным отношением или божест-

венной Бхав. Практическая Веданта редка в наши дни. Сейчас лишь существуют сухие дискуссии и бессмыслен-

ная борьба вокруг несущественных моментов различных религий.

Центральным учением Гиты является Самореализация в мире и посредством мира. Та же самая идея пропо-

ведуется Шри Васиштхой Шри Раме. Служить человечеству, Богу в проявлении, и думать о Боге, живя в мире

среди различных видов деятельности, гораздо выше, чем жизнь в пещере. Самоотверженная работа есть Йога.

Работа является Атма Пуджей. В Нишкамья Карме нет потери. Подлинный духовный прогресс начинается в

Нишкамья Карма Йоге.

Подобно тому, как студент-медик не может понять патологию, диагностику и медицину, если он в начале

пренебрегает изучением физиологии и морфологии, точно так же ученик не может понять и реализовать дух и

предмет Веданты, если он игнорирует практику Нишкамья Йоги для искоренения загрязнённости своего ума.

Практика Карма Йоги в конце концов достигает высшей точки в реализации Ведантического союза Я.

.Все действия всецело, о Партха, достигают наивысшей точки в мудрости.. - говорит Бог Кришна Арджуне.

Не существует даже ни грамма надежды для реализации Я без самоочищения с помощью Нишкамья Карма Йо-

ги.

Служите каждому с интенсивной любовью, без всякой идеи о содействии, без ожидания плодов, вознаграж-

дения или даже похвалы. Используйте эту машину-тело в самоотверженной работе. Чувствуйте, что вы являе-

тесь лишь Нимиттой (инструментом) в руках Господа или Сакши (свидетелем) в деятельности природы (Прак-

рити), когда вы совершаете Карма Йогу. Поклоняйтесь Богу в бедняке и больном. Не привязывайтесь к какому-

либо месту, человеку или предмету. Поддерживайте умственное равновесие среди тяжёлой работы в миру, не

считаясь с успехом или неудачей, обретением или потерей, победой или поражением, уважением или неуваже-

нием, удовольствием или страданием. Всегда обладайте уравновешенным умом. Твёрдо укоренитесь в Душе

среди всех видов деятельности. Тогда вы станете истинным Карма Йогом. Работа возвышает, когда она выпол-

няется в правильном духе. Даже если люди будут насмехаться над вами, оскорблять, бить, убивать или говорить

вам колкости, всегда будьте безразличны. Будьте стойкими в своей Садхане.

Эта Садхана требует постоянной практики, твёрдости, терпения, упорства _____и выдержки. Практика комбина-

ции Карма и Джнана Йоги в миру гораздо более трудная, чем практика чистой Джнана Йоги в уединении в пе-

щере в Гималаях. Первый Йог не будет иметь Викшепы или беспокойного метания ума, в то время как послед-

ний будет легко становиться беспокойным даже из-за небольшого звука или суматохи города. Поддержание ме-

дитации во время совершения действий является другим видом трудной Садханы. Йог, который поддерживает

медитацию, совершая действия, действительно является могущественным Йогом. У него совершенно другой ум.

Люди не хотят устранять Малу (загрязнённости) с помощью Нишкамья Карма Йоги. Они думают, что служе-

ние и Бхакти . это ничто. Они сразу бреют свои головы, надевают цветные одежды и остаются в пещере, пози-

руя, как великие Муни или Йоги. Эти люди изучают несколько книг по Веданте и величают себя Дживанмукта-

ми. Это серьёзная ошибка. Даже если бы был хотя бы один истинный Дживанмукта, он обладал бы великой дей-

ствующей силой для управления всем миром. Некоторые Санньясины старой ортодоксальной школы думают,

что Дживанмукта без сил. Дживанмукта является динамической личностью, полной сил. Он может изменить или

переделать судьбу всего мира.

В этом различие между человеком мирского ума и тренированным Карма Йогом или Санньясином, которые

работают для Локасанграхи или духовного подъёма человечества. Карма Йог или Санньясин работают с Акар-

той или Сакши Бхав, без привязанности или идеи о содействии, и с сильной Нишчайей или уверенностью в том,

что мир нереален, и что мир . это не что иное, как Атман или Брахман. Эта работа . не работа вообще. Это .

.бездействие в действии.. Это не принесёт рабства. Этот Джнанагни или огонь мудрости сожжёт все плоды дей-

ствия. Человек мирского ума работает с идеей .Я . деятель. и с ожиданием плодов и думает, что этот мир имеет

твёрдую реальность. Это приводит к рабству.

Длительное пребывание в пещерах делает человека Тамасическим и неприспособленным для энергичного,

активного служения человечеству. Затворник пугается, когда он видит большую толпу или группу женщин.

Слабый звук выводит его из равновесия. Затворник в лесах должен испытывать свою подлинную, внутреннюю

силу с помощью эпизодических выходов на просторы, на равнины и служения человечеству. Совершенно необ-

ходимо правильное понимание Майя-Вады. Настоящее плачевное положение Индии имеет место благодаря от-

сутствию правильного понимания Майя-Вады. Если бы небольшая случайная группа Санньясинов вышла из

своих убежищ и упорно поработала бы в миру в систематической манере согласно их способности, темперамен-

ту и вкусу, мы бы действительно имели новую и процветающую Индию, полную новой религиозной жизни с

духовным и моральным продвижением.

Это крайне необходимо в настоящее время. Полная реставрация организации этого четвёртого порядка жиз-

ни . Санньясы . является крайне необходимой. Простое общественное служение в той или иной форме, не-

множко Катхи или проповеди там и здесь не принесут удовлетворительных результатов. Сильнодействующая

форма служения является совершенно необходимой. Каким активным был сам Шри Шанкара, выдвигавший

Майя-Ваду! Посмотрите на великолепную работу, совершённую им! Он проповедовал лишь против эгоистиче-

ских Карм. Он не был против самоотверженных действий. Он сам был прекрасным Карма Йогом!

Давайте все следовать по его стопам и к его идеалу и устраним все неправильные впечатления, которые

сформированы в умах наших соотечественников. Это лишь смелые Санньясины творили чудеса в прошлом. Они

могут совершать чудеса также и сейчас. Они постоянно являются свободными людьми. Они полны энергии, кон-

центрации, силы, чистоты и способности. Они обладают духовными и этическими силами. Они, несомненно,

могут вызвать трепет и электризовать весь мир в мгновение ока. Слава, слава подобным возвышенным Саннья-

синам, детям Шри Шанкары и Даттатрейи, подлинным духовным королям и духовным учителям трёх миров!

Пусть их благословения снизойдут на всех нас! Пусть Санньясины управляют и просвещают людей, которые

прискорбно и безнадёжно тонут в трясине Самсары! Пусть домохозяева получат духовные инструкции с полной

Бхав и Шраддхой и служат Санньясинам с большой заботой и искренностью!

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!