Жанр элегии в творчестве Жуковского.



Главными жанрами романтической лирики Жуковского были баллады, элегии, песни и дружеские послания. Его лирику именовали элегичной, т.к. чувства и мысли выражались, прежде всего, в элегиях – стихотворениях, проникнутых грустью, раздумьем, светлым воспоминанием.

 

Часто в элегиях Жуковского нет сюжета, это чистая лирика, где поэтическое чувство и мысль даны в развитии, переходят от образа к образу.
Устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастная любви, одиночество, бренность земного бытия, риторическое изображение эмоций.


«Невыразимое» - невозможность поэта выразить богатство и красоту вечной природы с помощью бедного, несовершенного человеческого языка. Природа полна великих тайн, доступных лишь глубокому чувству человека, живущего в единстве с природой. Поэзия учит верно и искренне чувствовать, указывает на красоту мира, на его тайны. Но остановить прекрасные мгновения, выразить языком чувство пророческого провидения, величия бытия нельзя. Жуковский назвал "Невыразимое" отрывком, это как бы незавершённая часть, самооценочный фрагмент всей его элегической лирики, размышляющей о чистом гении вечной красоты, царящем над миром.
«Царскосельский лебедь» написан в то время, когда литература ра принципиально другая, голос Жуковского уже не так слышен. Он осознаёт себя покинутым, одиноким, живёт заграницей. Эта элегия об одиночестве, о непонятости, отторженности от быстротеченой жизни. Элегия биографична. Важно понимание Жуковского, что его время ушло. Лирический сюжет – лебедь падает камнем вниз, последний крик верности себе – так ощущает себя человек, отторгнутый литературой, которую сам создал, т.к. именно Жуковский вводит в лирику подвижную человеческую эмоцию.
«Сельское кладбище» - противопоставление земного "здесь" и небесного "там". При этом антитеза вырастает не только из предмета изображения (само кладбище), но и задаётся самой словесной тканью стихотворения. Жуковский вводит слова-лейтмотивы, в которых одновременно актуализирует несколько лексических значений. Двоемирие: тишина, в которую погружается дневной мир, обозначается Жуковским как "мёртвый сон". Но речь идёт о "сне" живых, о тех, кто отдыхает после завершения трудового дня. Это сон, в который погружается мир, чтобы утром вернутся к своим делам. И эта тишина сама по себе не мертва: жужжание жука, шаги ночного путника, голос совы.
Но наряду с этой озвученной "мёртвой тишиной" есть и другой сон - "сон мёртвых". Это тоже покой, но тот, который обретает душа за пределами земного существования.
Так появляется мысль о равенстве всех перед смертью. Так в элегию входит тема судьбы, рока, но в отличие от баллад, здесь не возникает поединка с судьбой. Для лирического героя Жуковского характерна кротость, смирение перед судьбой, он не ропщет, а принимает то, что несёт ему святое Провиденье

Гротеск в «Петербургских повестях» Гоголя.

«Петербургские повести» - это последний цикл Гоголя. Ему предшествовали «Арабески», где впервые были напечатаны некоторые из произведений, вошедших в петербургский цикл: «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». Кроме этого в цикл входят «Нос» и «Шинель» - всего 5 повестей

.

Главным принципом, объединяющим все произведения петербургского цикла, становится гротеск. Гротеск – это построенное на контрасте причудливое сочетание реального и фантастического, комического и трагического, прекрасного и безобразного.

В Арабесках Гоголь объединил различные по тематике произведения, где отразились его взгляды на столицу, на мир искусства, на познание. В петербургском цикле Гоголь несколько сузил темы для рассуждения, включив их в рамки мира Петербурга, но он продолжает рассуждать и о сакральности искусства, и о предназначении художника, и о чиновниках и служащих.

 

В каждом произведении возникает образ Невского проспекта. Это композиционно-организующее звено всего гоголевского цикла. Лейтмотивом цикла стала идея обмана и иллюзорности: все обман, все не то, что кажется.

В условия петербургской действительности помещены вечные романтические типы: сумасшедший (Поприщин), юродивый (Башмачкин), художник (Чертков). Уже в восприятии мира этими героями мир выглядит искаженно, гротесково. В гротеске мир всегда условен. Условный мир у Гоголя создает очень ограниченное пространство Петербурга и замкнутое сознание героев.

Невский проспект – тоже гротесковое место, место противоположностей: с одной стороны, это центр столицы, место, где вращаются высшие круги, с другой стороны, именно здесь герои (например, Чертков) впадают в обман и начинают меняться в худшую сторону. Место обмана. Здесь нечто демоническое и зловещее скрывается за каждым поворотом. Все обман, все не то, что кажется: за внешней красотой скрывается суть проститутки, порок.

 

Странный люди, странный город, где «все происходит наоборот» по отношению к нашему предположению и знанию: «Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте... Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? — Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? — Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? — Ничуть не бывало: он доказывает в чем состояла главная ошибка Лафайета».

 

Гротеск Гоголя строится на условности. Он может просто обозначить событие – мы должны принять его как данность, несмотря на всю невозможность. Так случилось в «Носе» - Нос исчез, Гоголь не объясняет, почему это возможно. Он просто строит на этом всю последующую композицию.

В гротесковой манере раскрываются некоторые из основных для Гоголя тем: заколдованное место (сам Петербург), а также мотив рождения и смерти персонажа. Не всегда смерь физическая равна смерти фактической (Акакий Акакиевич).

В «Портрете» гротеск строится на противоречии в области искусство. Совершенное оказывается зловещим.

В Шинели гротеск раскрывается не только в образе Акакия, юродивого, но и в образе портного. Кажется, обычный портной, пьяница, но по все признакам он совпадает с описанием черта: вечно пьяный, с косыми глазами, рядом с ним постоянно крутится кошка, а жена у портного – немка.

Гротеск помогает в раскрытии поднаготной Петербурга.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 2286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!