Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.



Работа над «Капитанской дочкой» была завершена Пушкиным 19 октября 1836г. В этот же день состоялась двадцатипятилетняя годовщина открытия Царскосельского лицея. Поэт присутствовал на ней. Начав читать стихи, он расплакался, словно предчувствуя, что эта годовщина будет для него последней.

Гневное бичевание великосветской среды вызвали ненависть к Пушкину со стороны придворных. Вокруг него завязалась гнусная интрига. Некоторые исследователи полагают, что именно это привело к дуэли Пушкина и Дантеса, в которой великий поэт погиб. Друзья и современники осознавали, как многое мог ещё сказать, написать Пушкин. О его кипучей литературной деятельности и планах последних лет говорили и черновые тетради.

Пушкиным был задуман и начат роман «Русский Пелам» - прозаическая параллель к его роману в стихах. В нём должна была быть воспроизведена вся жизнь русского общества 10х-начала 20х годов, раннего периода декабристского движения. Была начата и повесть из жизни Древнего Рима – о самоубийстве Петрония, автора «Сатирикона». Стиль её напоминал лучшие образцы латинской прозы.

 

Одно из величайших незаконченных произведений – «Египетские ночи», в которых Пушкин ставит волновавшую его тему о положении поэта в надменном и равнодушном светском обществе.

Работал автор и над повестью из жизни немецкой рабочей бедноты - «Мария Шонинг», в которой сказывается сочувствие к страданиям социальных низов.

К последним годам жизни Пушкина относятся несколько замыслов драматических произведений. Самое значительное – «Сцены рыцарских времён» (1835, название было дано издателем!!!). Это единственное драматическое произведение Пушкина, полностью написанное прозой. В основе – тема гибели старого феодального рыцарского уклада, переход от средневековья к новому буржуазному обществу. По планам, найденным в рукописях Пушкина, он собирался развернуть их и далее Бертольда сажают в тюрьму, где, продолжая свои опыты, он изобретает порох. Текст заканчивается тем, что Ротенфельд обрекает Франца на вечное заключение в башне замка, если только стены замка не взлетят на воздух и не разлетятся. С помощью пороха это было осуществимо, Бертольд взрывает замок. Изобретение играет решающую роль и в борьбе восставших крестьян с рыцарями: железные доспехи бессильны перед пулями. Убит таким образом и сам Ротенфельд. Пьеса заканчивается изобретением книгопечатания – «новой артиллерии», наносящей страшный удар по средневековью. Всё это даёт представление об огромном социально-историческом размахе последнего драматургического замысла Пушкина. В основных персонажах пьесы даны точные художественные зарисовки типических образов эпохи – наглых и надменных насильников-рыцарей, представителей зарождающейся буржуазии (купца Мартына, революционного поэта Франца, озлобленных крестьян изобретателя Бертольда). Этим объясняется высокая оценка, которую дал произведению Чернышевский.

«Сцены из рыцарских времён» ярче всего показывают, какие огромные возможности дальнейшего творческого развития были заключены в Пушкине, какие замечательные произведения он мог бы дать русской литературе, если бы не его трагическая гибель.

 

«Арап Петра Великого» - рассказ об исторических событиях домашним образом. История тектонических сдвигов, тема Петра. Рассказывается об истории страны через историю семьи. Арап переживает всё внутри себя, глубоко переживает свои трагедии, он чужой, с людьми его разделяет дистанция, воспроизводится модель поведения Петра. Корсаков мгновенно воплощает слово в жизнь, экстраверт не имеет этой глубины. Воспринимает преобразования на внешнем уровне. Его глазами показывается преобразование России. Намечены завязка и любовная история. На этом произведение обрывается. Тип повествования – объективно-авторский. Корсаков – человек не из среды. Пушкин не определяет героя в петровской истории. Герой как в «ЕО» - рефлексирует. Отражает эпохи.

 

«Дубровский». Сюжет – народный бунт во главе с дворянином, выпавшим из привычной среды.

Покровское – реальная история (в Черновском).

Дружба превращается во вражду, сюжет исчерпан, т.к. исчерпана духовная интрига. Дублирует любовный конфликт в «Е.О»; почти онегинский финал. Финал на дороге закономерн, он единственно возможный.

3встречи Дубровского и Марии: везде ночь и луна, балладный мир. Вместо Дефоржа – Дубровский. Мир перевернулся. Мария чувствует себя органично с Верейским, пока он не стал её женихом.

Противоположность контестов – серть и включённость в жизнь, исчерпанность. Дубровский – не идеал восстания.

20.

Жанр поэмы Боратынского.

 

Евгений Абрамович Боратынский (псевдоним — Баратынский) 1800-44гг.

Его называют «поэтом мысли». Он стоит у истоков русской философской лирики, поскольку ставит коренные вопросы бытия: что есть человек и в чем сущность его психологических состояний, что есть истина, что такое мысль и как она «живет».

Периодизация:

1) 1820-30гг. - эстетика «арзамасцев», школы «гармонической точности»

2) 1830-35гг. - шеллингианство, переход к философской тематике

3) 1835-44гг.- расцвет философской лирики

 

Поэмы Боратынского отходят от романтических поэм. Они - психологические.

«Эда» - изображается север, а не Кавказ. В центре — девушка, женский персонаж. Разочарованный персонаж — второстепенен.

«Бал» - в центре женское сознание, разрушение женского мира. Тема семьи.

«Цыганка» - двугеройная поэма.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!