Жанр повести Бестужева-Марлинского.



 

Как говорил Александр Бестужев, взявший псевдоним «Марлинский», «мой стиль – это я». Не узнать его по стилю, неистовому марлинистическому стилю, было невозможно. Его язык изобиловал метафорами и парафразами, выражал предельные страсти, и всё это нанизывалось и нагнеталось.

В. Г. Белинский назвал Марлинского «зачинщиком русской повести», повестей он написал огромное количество, в том числе исторических. Пушкин читал их с интересом, но всё-таки указал писателю на то, что все герои «Ревельского турнира» говорят языком немецкой драмы. На самом деле, Марлинскому удавалось совмещать несовместимое. С одной стороны, его герои говорили напыщенно, монологично, изысканно – с другой стороны их окружают естественные, живые картины (звучат диалоги простых людей, собирающихся посмотреть на турнир) – всё это сливается естественно и органично.

Интересный случай произошёл с повестью «Испытание». Появляется она, когда уже опубликован «Евгений Онегин». Бестужев был возмущён тем, что Онегин убивает Ленского, и повестью «Испытание» он как бы хотел научить Пушкина, как писать. В ней Оленька (сестра Стрелинского) не допускает дуэль, и все в конце концов оказываются счастливы.

У Марлинского есть ещё один интересный жанр – кавказская повесть. Марлинский служит на Кавказе, погружается в жизнь тех народов и создаёт повести «Аммалат-Бек» и «Мулла-Нур». Они включают в себя различные предания, имеют элементы дневника и просто повествования. Главный предмет этих повестей – сознание естественного человека, как бы только просыпающееся.

У Бестужева-Марлинского положительный герой, что характерно, всегда целиком положителен, он целен, последователен, ни в чём не отклоняется от того, что правильно; в его исканиях нет никаких катастроф.

Ключевой, переходной в творчестве писателя явилась повесть «Фрегат “Надежда”». В ней главный герой (Илья Петрович Правин), во всём положительный, совершает проступок. Чтобы встретиться с возлюбленной, он, будучи капитаном-лейтенантом, оставляет свой корабль: буря сильно повреждает его, и при этом умирает не один человек. То есть, пусть это выражено очень слабо, намечается эволюция героя.

Пушкин постоянно говорил Марлинскому, чтобы тот написал роман, но в прозе он до конца жизни создавал только повести, даже тогда, когда уже появились «Повести Белкина».

21.

Эволюция творчества Батюшкова.

Батюшков – поэт, который постоянно искал новое, не останавливался на однажды найденных формах, образах, ритмических структурах. Очень многое в русскую литературу привнесено именно Батюшковым. Его жанровые новации сатира на современную литературу, послание, историческая элегия, физиологический очерк и др.. Он первым ввёл в лёгкую поэзию басенное начало, изобразил раздвоенное сознание, приблизился к реалистическому изображению войны и др..

Всю жизнь Батюшков воспевал наслаждение, страсть, радовался молодости: его называли «рапсодом земных пиров и любовной неги». Особенно это мироощущение проявилось в его ранней лирике (яркий пример – дружеское послание «Мои пенаты»). Этап «лёгкой поэзии» длился с 1805 по 1812 годы.

 

Однако в годы Отечественной войны поэт переживал кризис, когда в 1812 году он узнал о пожаре Москвы, а позже своими глазами увидел сожжённую столицу. Это заставило его усомниться в доброте человеческой природы. В это время появляются исторические элегии, такие как «Переход русских через Неман», «Переход русских через Рейн». В период до 1817 года в поэзии Батюшкова появляются мотивы грусти, сомнений, противоречий жизни.

 

Со временем Батюшков осознаёт, в чём заключается предназначение поэта. Он приходит к двум ключевым мыслям: во-первых, истинный поэт всегда оказывается непонятым в своё время; во-вторых, поэт должен быть странником. Эти выводы отразились в стихотворении «Гезиод и Омир, соперники», где Гезиоду, угодному современной ему власти, в поэтическом поединке была присуждена победа, но настоящую, нравственную победу одержал воспевавший богов Омир. Таким образом, до 1821 года Батюшков создавал в основном антологическую лирику. В ней он воспевал дух античности и гармоничную материально-духовную красоту.

 

Несмотря на жизнеутверждающий характер предыдущего творчества, в последнем своём стихотворении Батюшков, тяжело больной, выразил представление о жизни как о «долине слёз», проходя через которую, человек лишь страдает.

В своём творчестве Батюшков впервые создал образ «чёрного человека», попытался отразить в тексте поток сознания. К тому, что писал, он был предельно придирчив: редактировал тексты, особенно небольшие, пока не доводил их до возможного совершенства.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!