Романтизм пушкинской лирики (южная ссылка).



Южная ссылка — период, прошедший под знаком романтизма. Романтическое мироощущение рождается в Крыму. Пушкин создает романтические поэмы: «Кавказский пленник» (1820-21), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23), начаты «Цыганы».

Тип героя романтических поэм — «изгнанник самовольный», беглец. Носитель разочарованного, мятущегося сознания. Цель поэм — проникновение в сознание современного человека.

 

Первая южная элегия - «Погасло дневное светило»(1820). С ней связывают рождение зрелого элегического стиля в лирике Пушкина. Навеяно впечатлением о путешествии с Раевскими по Кавказу и Крыму.

Предметный план элегии — стремительный бег корабля. За беспредельностью моря возникает образ другой стихии — судьбы. Параллельно с движением в пространстве осуществляется движение лир героя во времени: он обращается к прошлому, к воспоминаниям. Так возникает образ времени. Герой на перекрестке времени: в настоящем проступает прошлый опыт и горизонты будущего.

 

Переосмысление элегической эмоции: в круг переживания поэта входит его биография, история. Часто элегия начинается с предметной символики, затем обозначаются контуры биографии, за всем этим прочитывается философская мысль о времени, жизни.

Элегия «К Овидию» (1821). В душе поэта возникает ощущение связи времен. История — способ понять логику своей судьбы. Параллелизм судеб двух поэтов: Овидия и Пушкина — выявляет закономерность во взаимоотношених поэта с властью. Творец всегда враждебен власти, противоречит ей.

 

Антологическая лирика.

Интерес к античности обусловлен магией места. В Крыму, который увидел Пушкин, все дышало античностью. Это отразилось в творчестве.

Для этих произведений хар-но стремление постигнуть вечность: красоту, гармонию, творчество. Поэтизируется жизненное мгновение.

 

Историческая тема получает продолжение в жанре баллады.

Баллада «Песнь о вещем Олеге» (1822). Написана двустишиями. Исторический сюжет важен сам по себе. Но Пушкин обращается не к подвигам князя, а к его внутреннему миру. («Вещим» Олег стал после Пушкина). Две проблемы: 1) человек и судьба; 2) властитель и правдивое, свободное слово. Олег бессилен перед силой слова, ему не избежать предсказания. + пушкинский герой, бесстрашный воин, склонен к рефлексии, погружен в элегическое раздумье.

Баллада «Черная шаль» (1820). Верстовский создал романс (на деле — кантату). Восходит к «Мщению» Жуковского. Здесь появился носитель сознания, не соотносимого с авторским. Мотив судьбы, + преступление — сюжетный центр.

 

Жанр дружеского послания.

Поэт обращается к оставленным друзьям. Как к петербургским («Чаадаеву», «Дельвигу», «Катенину» и др.), так и к тем, с кем сходится на юге («Давыдову», «Алексееву», «Раевскому»).

В посланиях этого периода два мотива: осмысление прошлого опыта, воспоминания об оставленных друзьях и размышления об обстоятельствах новой жизни. Характерна исповедальность. Послания становятся двупортретными: в них проявляется не только судьба автора, но прочитывается и личность адресата (портретные черты, детали биографии).«Денису Давыдову» - яркая портретная деталь - «Завитки усов».

 

Любовная лирика психологизируется. Драматизм отношений, конфликт. («Ночь», «Все кончено, меж нами связи нет...»).

Басни Крылова.

В последней трети 18в. начался процесс зарождения реализма в русской литературе. Это было связано с возникновением просветительской идеологии в высших кругах русского общества и разложением крепостнической системы. Творчество просветителей ещё не стало законченно-реалистическим, но тенденции реализма нашли в нём яркое отражение. Одним из таких просветителей был И.А. Крылов.

Именно в баснях Крылова формирование реализма как художественного метода достигло высшей ступени в допушкинский период развития литературы.

Черты реализма проявлялись благодаря языку, приближенному к разговорному. Крылов состоял членом различных литературных кружков («Беседы любителей русского слова», кружок А.Н. Оленина, «Общество взаимного обучения»), но не был архаистом. Связь с различными литературными группами указывала на самостоятельность и независимость его позиции.

Крылов стал одним из передовых русских просветителей конца 18в. Уточнилась в то время и его литературная позиция. Он выступал против ложных принципов литературных направлений того времени (сентиментальное приукрашивание действительности). Теоретически Крылов примкнул к реально-сатирическому направлению русской литературы 18в.

Уже в 19в он внёс драгоценный вклад в литературу своими баснями. Крылов сохранил позицию просветителя-сатирика, ярко выразил демократические и реалистические тенденции первых десятилетий 19в. Басни впервые появились в печати в 1806г. За десять лет автор опубликовал больше половины своих басен. С 1809г выходят сборники басен Крылова. Они стали крупнейшим литературным событием периода.

В баснях Крылов показал всю многогранность русской жизни: её несовершенства, противоречия, людей разного социального положения, их характеры, обусловленные социальной дифференциацией.

Ряд басен даёт критическое изображение быта, морали, отношения к крестьянам дворянства («Муха и дорожные», «Обезьяна»). Появляются персонажи – выразители народной воли («Старик и трое молодых», «Крестьянин и смерть»). Самодержавие и крепостничество в то время обнаружили признаки кризиса, и автор выступал с критикой многих характерных явлений: социальной несправедливости, произвола власти, политических событий и конкретных ситуаций («Волк и ягнёнок», «Лев на ловле», Лягушки, просящие царя» и др.).

Малая форма басни таила большое содержание, отличительными чертами были народность и реализм, что помогло обрести признание в обществе. Велика и сатирическая сила произведений. В баснях Крылова мораль размыта, не дана напрямую, но нравоучение осязаемо. Белинский отмечал, что сделав нравоучительную басню сатирической, Крылов тем самым «создал русскую басню». Кроме жанрового новаторства, отмечает критик и изменение художественного метода: сатира стала художественной, реализм становится отличительной характерной чертой поэзии.

В творчестве баснописец Лафонтена, который брал сюжеты у Эзопа. У Крылова басни-отклики + формируются новые сюжеты («Демьянова уха», «Волк на псарне»). В любой басне есть мораль, но она принадлежит не автору (как обычно), сентенцию высказывает персонаж (псарь, муравей и т.д.). Меняется и структура басни: у Крылова сначала излагается мораль, а потом история (раньше сначала история, потом мораль). Героями басен становятся животные, люди. Часто это отклик на конкретную ситуацию. Но смысл басни всегда универсален.

Помимо басен Крылов пишет прозу («Каиб»), занимается библиографией, создаёт удобную картотеку русских книг, использующуюся до сих пор. Баснописец моржевал, любил поесть, часто подкармливал голубей.

25.

Образ автора в «Е.О.».

«Пора мне сделаться умней, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать» (Пушкин в 5 главе). Но можно ли назвать фрагменты, не связанные с героями, отступлениями? Если мы попытаемся убрать это, то от романа вряд ли что останется. Так называемые отступления на самом деле являются важным структурным элементом ЕО, собственно и превращая его в роман в стихах, лирический роман.

 

Фабула романа – история Евгения и Татьяны. Сюжетистория Автора, дневник «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», включающий и работу над романом. Автор присутствует в романе как воплощенное противоречие. С одной стороны, он один из персонажей, вступающий с героем в общение как с реальным человеком: Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без предисловий, сей же час позвольте познакомить вас… С другой стороны, он создатель, творец романа, воображающий, придумывающий этого персонажа: Я думал уж о форме плана и как героя назову; покамест моего романа я кончил первую главу. Автор находится одновременно внутри и вне изображаемого мира.

 

Пушкин вводит в роман много деталей собственной биографии: 8 глава – лицейское отрочество, упомянуты друзья и знакомые (Чаадаев, Дельвиг, Вяземский, Каверин). Но эти детали появлятся в разных местах и не складываются в последовательную биографию.

Важно другое: в ЕО непрерывно звучит голос автора. В изображении героев рассказ о них преобладает над показом («Роман требует болтовни» - к А.А.Бесстужеву). Вот такая болтовня – живой, интонационно богатый разговор о разных предметах, включая развитие фабулы – составляет основу пушкинского романа. О важном этапе своей биографии он может сказать кратко: «Где некогда гулял и я, но вреден север для меня», зато целых 5 строф посвятить описанию женских ножек.

Наиболее развернутые биографические фрагменты Пушкин приберегает к финалу. Начало 8 главы – развёрнутый рассказ-воспоминание о лицее, юности, пробуждении поэтического дара. Финал главы печален, он строится на мотиве расставания – с героями, с юностью, с друзьями, с прошлым: «Но те, которым в дружной встрече я строфы первые читал… Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал».

 

 ЕО – роман о вечных вопросах, вечных проблемах бытия и поэзии, которая улавливает их и воспроизводит – в случае Пушкина – в лёгких, летучих, прекрасных стихах.

Второй том «Мёртвых душ».

Над вторым томом Гоголь работал 10 лет. Раннюю редакцию он сжёг в 1845 г., о чём позже жалел. «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало». Вторую редакцию Гоголь уничтожил незадолго до смерти. Случайно уцелевшие главы относятся к одной из ранних редакций.

Второй том книги Гоголь хотел создать по образцу дантовского Чистилища. Поэтому у помещиков, описанных здесь, как бы есть возможность исправиться, воскреснуть душой.

Андрей Иванович Тентетников – почти Обломов. Имел надежды приносить стране пользу, служить ей, будучи чиновником, совершенствовать своё имение. Служба оказывается мелочной, а его старания по поместью не оправдываются, и он опускает руки. Не имея того, кто бы сказал ему бодрящее «вперед!», он совершенно закисает.

Пётр Петрович Петух, заложивший своё имение. «Барин старого покроя»: имеет болезненную страсть к объедению, но обладает гостеприимством и хлебосольством, добродушием и широтой натуры, любовью к народной песне и русской природе.

Хлобуев, Бетрищев и Платонов – пытались честно служить, но, не умея вести хозяйство, довели крестьян до нищеты.

Константин Фёдорович Костанжогло, нашедший способ увеличить прибыли от имения в 10 раз.

Полковник Кошкарёв – поделил свою деревню, заложенную, на комитеты, экспедиции и департаменты, устроил совершенное бумагопроизводство. Но стремление организовать сельское хозяйство заслуживает одобрения.

Муразов, учитель Александр Петрович призывают Чичикова к честной жизни.

Многие из этих персонажей считаются надуманными, нежизненными.

В конце концов, Гоголь разуверился в том, что Чичиков может исправиться.

26.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!