Эволюция пушкинской романтической поэмы от «Кавказского пленника» к «Полтаве».



Увлечение романтизмом в творчестве Пушкина занимало период Южной ссылки, т.е. с 1820 по 1824 гг. Начинается увлечение романтизмом практически сразу после приезда его на юг со стихотворения «погасло дневное светило». Позднее Пушкин переносит романтизм из лирики в романтические поэмы.

 

Черты романтизма в поэмах:

1. Главный герой поэмы – человек, потерявший вкус к жизни, бежавший по разным причинам от общества или же изгнанный им. Сам Пушкин стремился показать человека, похожего на типичного представителя начала 19 века: меланхоличный человек, потерявший вкус к жизни и преждевременно состарившийся душой. В героях романтических поэм Пушкина можно увидеть первые черты будущего Онегина.

2. Пушкин вдохновляется идеальным южным пейзажем. Восточный колорит, таинственный, загадочный, привлекает его.

3. Героями поэмы наравне с беглецом становятся «естественные люди», близкие к природе, свободные, привлекающие героя своей независимостью. Это и Земфира и старый цыган, это и Зарема, это и черкешенка.

4. Все поэмы заканчиваются трагедией гибелью одного из героев.

В своих романтических поэмах Пушкин рисует как сильные мужские, так и сильные женские образы.

 

Первой поэмой, обозначившей начало романтического периода в творчестве, стал «Кавказский пленник». Главный герой поэмы – Пленник – оказался плененным черкесами. В одной из версий, он был пленен в бою, в другой – он просто путник, случайно вставший на пути черкесов. Его образ загадочен. Читатель больше додумывает образ Пленника, пытаясь представить его жизнь до плена. Мы знаем лишь, что он пережил душевную драму, рана еще не зажила. Теперь его полюбила простая черкешенка, но он не может ответить ей сразу взаимностью. Девушка из любви к Пленнику освобождает его. Типичная романтическая героиня, которая жертвует своим счастьем ради счастья любимого, а сама умирает, бросившись с обрыва (хотя Пушкин дает только намек на то, что девушка покончила с собой).

 

Дальше Пушкин создает «Бахчисарайский фонтан», в центре проблематики которого – любовный треугольник: султан, грузинка Зарема и прекрасная плененная полька Мария. Любовный конфликт переплетается и с религиозным вопросом: Мария, страдающая в плену, не может принять ислам, а потому страдает в своей комнате, где единственная ее отрада – Бог. Зарема сгорает от ревности, а султан пытается добиться любви Марии. Заканчивается все вновь трагедией: Мария погибает, Зарема не становится от этого счастливой, султан Гирей тоскует по возлюбленной. В память о ней он возводит фонтан, напоминающий о женских слезах. В этой поэме главный образ женский, но по духу он перекликается с Пленником из КП. Снова герой оказывается в чуждом мире, среди другой культуры и народа. Это тоже плен.

 

Завершением романтического цикла стали «Цыганы». Алеко напоминает Пленника: тоже оказывается среди чуждого народа, тоже бежит от общества, но это уже другой герой. Образ Алеко не такой светлый. Этот человек куда более эгоистичный, вспыльчивый, ревнивый. Он мечтает о свободе, но не может ее постичь, т.к. он отличается, которые свободны во всем, даже в любви. Им не знакома ревность, которая так терзает Алеко. Земфира – тоже сильный образ, но она уже более земная, сильно отличающаяся от прежних образов женщин. Она свободна, ничто не удержит ее. Поэма тоже заканчивается трагедией – Алеко убивает Земфиру и ее любовника, его изгоняют из табора. Старый цыган – резонер для Пушкина. Он говорит о гуманитарных ценностях и о взглядах цыган на мир.

 

После ссылки Пушкин отходит от романтизма. Тем не менее, черты романтизма можно найти в его исторической поэме «Полтава», написанной в 1828 году. Пушкин ставил здесь перед собой другие задачи. Это его первое произведение на историческую тематику. Пушкина интересовала судьба человека в потоке истории. И Мазепа, И Петр, И Мария, И Кочубей – эти образы для него равно интересны. Но и здесь можно найти черты исторической поэмы первой половины 20-ых:

1. Трагедия героини на фоне общего триумфа русской армии над врагом: Мария сначала теряет отца, позже разочаровывается в Мазепе, которого любила, в итоге сходит с ума;

2. Помогают воссоздать Пушкину романтический дух и идеальный южный пейзаж Украины, на который он сменил восточные картины;

3. Мотив бегства, присутствующий во всех поэмах, появляется и здесь сначала в бегстве Марии, потом –в бегстве Мазепы и Карла;

4. Пушкина опять интересует сильная личность, противопоставленная целому обществу. Но на этот раз перед нами отрицательный герой, злодей, предатель Мазепа.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 839; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!