Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное разнообразие.



 

Лермонтов начал писать достаточно рано. Первые его опыты с написанием поэм были связаны с подражанием Пушкину и переписыванием, переосмыслением его поэм. Так получилось и с Кавказским пленником. Лермонтов в юности переписывал наиболее понравившиеся стихи и поэмы в свой альбом. В процессе переписывания он увидел сюжет иначе и стал вносить собственные изменения. Так родилось оригинальное произведение Лермонтова.

 

В начале творческого пути Лермонтов был ярким романтиком. Героями его поэм становятся сильные личности, чье прошлое почти всегда покрыто завесой тайны. Эти люди находятся в конфликте с обществом и часто являются изгнанниками. К чертам романтизма стоит отнести и выбор топоса поэм – экзотический и загадочный мир Кавказа. Здесь Лермонтов проявляет себя как последователь Пушкина. Именно Пушкин открыл для русской литературы прекрасный мир Кавказа. Но именно из-за этого первые поэмы Лермонтова оказались незамеченными. В те годы о Кавказе не писал разве что ленивый, тем более была богатая почва для творчества, на Кавказе постоянно происходили те или иные события, вдохновлявшие литераторов на работу. Но творения Лермонтова кардинально отличались от большинства произведений, однотипных и бесталанных. Если подавляющее большинство писали о Кавказе как об источнике зла, т.е. творили в духе реакционного романтизма, то Лермонтов воспевал поэтику горцев и их образа жизни, отдавал честь их храбрости и силе духа. Он не мог и не стал бы прославлять политику угнетения в отношении Кавказа.

Герои кавказских поэм Лермонтова сильно отличались от того образца, который обозначил в свое время Пушкин. Это не бежавший от света холодный герой, состарившийся душой раньше времени, а герой страстный, пылкий, защищающий свою Родину, волевой и порывистый.

 

К раннему периоду творчества Лермонтова относятся такие поэмы, как «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи». Но не только Кавказ вдохновлял Лермонтова на создание свободолюбивых образов, но воспевание силы духа человека – он обращался в ранний период и к русским источникам. Опираясь на историю прихода к власти в Новгороде Рюрика и его братьев Лермонтов пишет «Последнего сына вольности», где главным героем становится Вадим Новгородский. По русским мотивам создается и «Боярин Орша». И здесь Лермонтова опять интересуют сильные яркие характеры, сражающиеся за свои интересы, мужественные, бесстрашные.

Но есть в творчестве Лермонтова и такие поэмы, которые носили откровенно фривольный характер. Создавались они в тот период, когда Лермонтов учился в 1832-1834 гг. в школе гвардейских подпрапорщиков. Это т.н. юнкерские поэмы. В них не найти тех высоких стремлений, ярких сильных героев. Эти поэмы создавались для узкого круга лиц, вращавшихся в этой среде постоянных кутежей, дебоширств, разврата.

Ранний период творчества Лермонтова можно назвать ярким и разнообразным.

 

 

14.

Становление реализма в лирике Пушкина (2половина 20-х годов).

В августе 1824 Пушкина сослали в Михайловское. А. П. Керн заметила: «Там, в тиши уединения, созрела его поэзия, сосредоточились мысли, душа окрепла и осмыслилась».

Начинается это сосредоточение с прощания (как и в начале южной ссылки). Еще в Одессе Пушкин начал работу над стихотворением «К морю», в котором прощался со «свободной стихией», романтизмом и молодостью.

Море здесь — символ свободы, жизни. Море — символ эпохи. Две знаковые фигуры сливаются в сознании поэта с морской стихией: Байрон и Наполеон. Закат эпохи романтизма Пушкин связывает со смертью героев.

В финале стихотворения возникает мотив памяти, воспоминания. Прощаясь с юностью и романтизмом, поэт не отрекается от прошлого, он дорожит им. (в отличие от первой южной элегии «Погасло дневное светило», где возникает мотив бегства, поэт порывает с прошлым)

 

Поначалу в Михайловском лирика поэта сосредоточена на южных воспоминаниях: «Фонтану бахчисарайского дворца», «Ненастный день потух»... Но постепенно другая, русская реальность становится объектом поэтической рефлексии: Пушкин впервые по-настоящему глубоко увидел жизнь русской провинциальной глубинки. Из письма Шварцу: «...Уединение мое совершенно — праздность торжественна. <...> Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга — и с  нею только мне не скучно.»

Пушкин обращается к русскому фольклору (цикл «Песни о Стеньке Разине»), русской истории (трагедия «Борис Годунов»).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!