Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, что она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет; не согрешит: пусть таковые выходят замуж.



Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, - тот хорошо поступает.

Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Глава 8.

Об идоложертвенных явствах мы знаем, потому что все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого,

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так-как есть много богов и господ много, -

6. но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него 1), и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им 2)

Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего.

       Е) Приложение данных наставлений к делу (36-40) сначала к девам (36-38), потом к вдовам (30-40).

       36. Если кто, не понимая высокого значения девства, думает, что ему будет стыдно оставить дочь в девах, или думает, что для дочери его будет почему-либо это не так удобно и в мнении людей неодобрительно, а, между тем, она стала уже переходить за полный возраст, а, может быть, есть опасение, что она не соблюдет свое девство, такой родитель пусть делает, как хочет, пусть выдает дочь свою замуж, - греха в этом нет.

       37. Кто же в сердце своем имеет твердое убеждение в превосходстве девства и мужественно противостоит гнету людских мнений; нужды (напр. для поддержания семьи и пр.) выдавать дочь замуж не имеет и за дочь уверен, что она соблюдет свое девство, никакого стеснения не встречает, чтобы действовать по своей воле, все обдумал, рассмотрел дело со всех сторон и убедился, что оно и хорошо и удобоисполнимо и обещает только хорошее и ему и его дочери, - остановился сердцем на мысли блюсти дочь свою в девстве, тот хорошо делает.

       38. Выдать деву замуж есть дело житейского благоразумия и, как такое, хорошо; а не выдать, в видах совершеннейшего угождения Богу, есть подвиг и добродетель и, как такое, оно, конечно лучше.

       б) 39. Вышедшая замуж связана или по слав.: привязана законом к мужу, чтобы его только одного знать, и к брачному состоянию, чтобы не бросать его по произволу, и так до смерти мужа. А когда он умрет, то жена его свободна, может вторично выйти замуж, за кого хочет, только в Господе, - только за верующего, благочестивого и целомудренного (Феодор.).

       40. Св. Павел позволяет и второй брак, но блаженнейшей почитает ту, которая не вступает во второй брак. Хотя и это, как и девство, Апостол предлагает не как иго закона, а в виде своего совета, но тут же говорит, что этот совет согласен с волею Духа Божия; стало быть – ему желательно, чтобы он был исполняем не как обязательство, а по своему произволению, что имеет большую цену в нравственной жизни.

      

ЧЕТВЕРТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

       I. Запрещение вкушать идоложертвенное (гл. VIII, 1-XI, 1).

           Многие из Коринфянских христиан, зная, что не входящее в уста сквернит человека, а исходящее из уст (Мф. 15, 17-18), и что идолы не могут ни вредить, ни приносить пользу, пользовались этим совершенным знанием неблагоразумно, ко вреду других и себе. Они входили в идольские капища, участвовали там в трапезах и тем причиняли вред и себе и другим: себе тем, что осквернялись бесовскими трапезами, другим тем, что своим примером вводили в соблазн братьев с «идольской совестью» (ст. 7), т.е. считавших идолов богами языческими и трапезу при капище – трапезой бесовской; поэтому, принимая участие в ней, по примеру совершенных, они как бы участвовали в самом идолослужении. Это и обличает, и исправляет Св. Павел: 1) сначала обличает за то, что соблазняют немощных (VIII-IX); 2) потом – что оскверняются идоложертвенным (X-XI,1).

       А) Сначала Апостол раскрывает, как происходит этот соблазн (VIII), затем уже Б) убеждает удерживаться от него (IX).

       а) Соблазн происходит от взгляда ума на это дело. По уму выходит, что вкушать идоложертвенное не вредно, потому что идолы – ничто (VIII, 1-6), б) Но этот взгляд ума на деле приносит вред немощным – соблазняет их; поэтому соблазнители грешат, участвуя в идольских трапезах (7-13).

       1). А) а). Глава 8.

       1. Коринфяне в своем письме к Св. Павлу писали, что все они имеют знание об идоложертвенных яствах, что они не могут быть предосудительны, так как идолы – ничто. На этом основании они принимали приглашение от родственников и знакомых своих язычников участвовать вместе с ними в трапезе при капищах, на которой предлагались части жертвенных животных, принесенных идолам. На это Св. Павел дает свои указания. Не осуждая их знание, он прибавляет только, что одно знание без любви ведет лишь к самомнению, к гордости и общественному расстройству; общество созидается не разумом, а любовью, которая устрояет из всех христиан одно целое и стройное здание – дом Богу живому.

       2. Вы говорите: о идоложертвенных яствах мы знаем. Но в этом слышится гордость: кто так кичливо говорит, тот ничего не знает, его мнимое знание не как настоящее, а поверхностное. Если бы у вас было настоящее знание, то вы, сознавая недостатки своего знания, были бы скромнее, - не говорили бы, что знаем.

       3. Если же знание надмевает, а любовь назидает, то и нужно заботиться о любви; но как? – любить Бога. Эта любовь к Богу привлечет Его любовь. Он обратит особенное Свое внимание и попечение на любящего Его, - познает его, как познал Моисея (Исх. 33, 12-17) и других, и дарует ему истинное знание. Вот пути к знанию посредством любви.

       4. Коринфяне, как видно из слов письма их (4-6 ст.), хорошо усвоили учение Св. Павла, что идолы в мире не имеют никакой силы, и даже не боги, а камни и бесы (Злат.); поэтому они не суть нечто действительное, а только воображаемое, призрачное: они не боги и в них ничего нет. Бог же един и, кроме сего, Единого Бога, нет другого.

       5. Правда, язычники чтут много богов и господ и на небе – светила небесные и на земле – земных тварей или людей, чем-либо прославившихся. Но то не действительные боги, а только называемые так людьми, на самом же деле они не боги.

       6. По нашей же истинной вере Бог один: один Бог Отец и один Господь Сын – Иисус Христос, - оба единой сущности и все произошло от Них. Как от Бога Отца, - от силы Его творческой – от Него все произошло, так же и от Сына Его все произошло – вся тем быша (Иоан. I, 3): что творит Отец, то, в то же время, творит и Сын. О нас же говорит, в отношении к Отцу: и мы для Него – в Него, т.е. к тому предназначены, чтобы быть в общении с Ним, в Нем наша цель и верховное благо. А в отношении к Господу Иисусу: и мы Им, т.е. чрез Него приходим к Богу, воссоединяемся с Ним по отпадении и достигаем последнего своего назначения. Все эти знания несомненно истинны; но не все имеют их.

       б) 7. Более совершенные христиане считали идолов за ничто и идоложертвенное считали чистою пищей. Другие, менее совершенные, не могли еще отрешиться от прежнего, языческого своего взгляда на идолов, как богов и на жертвы им, как действительным скверным богам. При таких мыслях вкушение идоложертвенного считали противным своей христианской совести, которая еще была немощна – бессильна, чтобы считать идолов за ничто. Но, увлекаемые примером более совершенных, принимают участие в идольских трапезах, едят идоложертвенное, как идоложертвенное, и тем сквернят свою немощную совесть.

       8. Причиной же соблазна немощных служит то, что само по себе не имеет никакой цены пред Богом: едим ли идоложертвенное – мы ничего не приобретаем, не едим ли его – ничего не теряем пред Богом. Если такая ничтожная причина ведет к соблазну, то и необходимо ее устранить. Поэтому Апостол и говорит:

       9. Смотрите, - какая опасность происходит от вашего свободного отношения к жертвенным брашнам: может преткнуться, впасть в соблазн, ваш брат, да еще немощный, которого нужно врачевать, как немощного, а не соблазнять (Злат.).

       10. Св. Павел объясняет, как может произойти преткновение. Увидеть, говорит, брат в капище идольском тебя, которого он знает за человека многосведущего, всеми чтимого, которого слово и дело имеют всегда вес и значение, среди братии, - увидит и, по твоему примеру, сам сядет за идоложертвенную трапезу, между тем, как в совести своей считает это дело не безгрешным для христианина. Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит пред Богом; ибо против совести ни в каком случае не должно поступать. Вот как может совершиться преткновение и падение немощного брата!

       11. Каким образом от знания совершенных погибнет немощный брат? Знание разумеется здесь то, что идол – ничто и – идоложертвенное не сквернит. Немощный же брат думает иначе и, участвуя, по примеру совершенного, в трапезе идольской, сквернит свою совесть, - грешит против нее, а, может быть, еще и то, что, вкусивши трапезы бесовской, совсем отпадет от веры и опять обратится к идолопоклонству. Пал – погиб, пока не покается, а отпал – погиб совсем. Погиб, - а за него, между тем, умер Христос Господь, Своею Кровью спася его от погибели. Вот к чему ведет неразумное знание!

       12. Таким образом, имеющие правильное знание, но неразумно пользующиеся им, грешат против братьев тем, что сбивают их своим неразумным поведением с правого пути и ввергают в дела, противные их совести, бьют их совесть, а они чрез это страдают. Но еще более – они грешат против Христа, как Спасителя их, Которого они – члены.

       13. Как же им поступать? Св. Павел отвечает: если брашно соблазняет брата, то я не буду есть его во век, чтобы не соблазнить брата. Так поступайте и вы.

       1) Слав.: «у Него»; - с греч. – в Него.

           2) Слав.: «Тем»; - с греч. – чрез Того.

Глава 9.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!