Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?



Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?

Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

К стыду, вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

Но брат с братом судится, и притом пред неверными.

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царствия Божия не наследуют.

И таким были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое; тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

Бог воскресил Господа, воскресит и вас силою Своею.

15. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? И так отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: «два будут одна плоть» (Быт. 2, 24).

А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии.

      

       3) Обличение за тяжбы пред неверными ( VI , 1-8). (ст. 9-13).

       Сказавши о внутреннем церковном суде в духовных делах, Апостол желает, чтобы и житейские свои дела христиане разбирали сами, не доводя их до языческих судей (1-6), а еще было бы лучше, если бы взаимною уступчивостью и готовностью скорее потерпеть обиду, чем обидеть, они и вовсе не давали зарождаться между собою тяжбам (7-8).

       а) Глава 6.

       1. Св. Павел, зная тоже по слуху, что Коринфские христиане, преимущественно из язычников, ходят судиться, имея спорные дела, из-за житейских предметов, к языческим судьям, по старой ли привычке, или потому, что было стыдно явиться с тяжебным делом в собрание христиан, приходит в негодование и говорит: как смеет кто решаться на это? На что это похоже? Ища правды, идут судиться у неправедных! Если уже необходима правда судебная, то должны и искать ее у людей праведных – святых христиан.

       2. Ведь, Коринфянам сказано было устно Св. Павлом, что христиане – святые, своим примером веры и жизни, будут на суде Христовом обвинителями нечестивого мира (ср. Матф. 19, 28; 12, 41-42), то ужели они недостойны теперь разобрать свои маловажные дела?

       3. Коринфяне также знают от Апостола, что христиане, святые, в своем примере спасения во плоти, на суде Христовом будут обвинителями злых духов (бывших ангелов), в бестелесном естестве возлюбивших лукавство (Феод.). Ужели же они не могут рассудить наши житейские – пустые дела?

       4. Если христиане мир и ангелов будут судить, то ни с чем несообразно в своих житейских делах вам (Коринфянам) судиться у людей, ничего незначащих пред церковью и ее членами, как неверных.

       5. Коринфяне могли в свое оправдание сказать, что между христианами не у кого судиться; Св. Павел с укором говорит им: если так, то должно быть стыдно вам же самим, что нет между вами никого разумного, расположенного к своим, родственного (духовно), чтобы братски рассудить спор между братьями своими (духовными).

       6. Весьма стыдно, если братья ссорятся и не найдется между ними разумного примирителя в Церкви Христовой, и поэтому они принуждены бывают обращаться к суду неверных. Но лучше было бы не ссориться совсем.

       Б) 7-8. Св. Павел считает унизительным для христиан тяжбы, - достойнее христианина было бы снести обиду, потерпеть лишения чего-либо, чем заводить из-за этого тяжбы, и, тем более, между братьями во Христе. – Требование, чтобы между христианами не было тяжб, не представляет ничего чрезмерного. Христианское общество есть общество святых. Таким изображает его Св. Павел повсюду. Грешников всех велел он изгонять вон, лишая и имени христианского, если не покаются. Изгнал он блудников, лихоимцев и хищников, досадителей и пьяниц. Но если не будет в обществе таких людей, то и обижать будет некому, не будет и тяжб. А если и случится какое-либо неприятное недоразумение, то оно легко может быть улажено с помощью какого-либо посредника, или даже и без него, когда между братьями есть любовь.

       4) Обличение грешной и страстной жизни вообще ( VI , 9-11) и в частности жизни плотоугодливой, выражающейся в чревоугодии (12-13а) и блуде (13б-19), с общим заключением – о прославлении Бога в душах и телесах (20).

       Установивши внутренний суд – в самой церкви – для явных – нераскаянных грешников, повелевая изгонять таких из общества христиан, к этому же суду привлекая и тяжущихся, Св. Павел далее направляет слово свое к самим грешникам, особенно же плотоугодников, угрожая им лишением Царства Божия.

       9-10. В первых словах 9-го стиха Св. Павел как бы заключает предыдущую речь о тяжбах: ужели вы не знаете, что обидчики, как неправые пред законом совести и Божиим, Царствия Божия не наследуют; ибо туда не войдет ничего нечистого. Кончив это, Апостол обращается к обличению греховной и страстной жизни вообще. Не обманывайте себя, говорит, пустыми надеждами, будто грех – ничего, Бог-де человеколюбив и благ, Он не мстит за преступления, Он не накажет ни за какой грех (Злат.). Как ни нелепы такие мысли, однако же все грешники всегда ими обольщают себя по научению врага людей – дьявола. Бог благ беспредельно, но и праведен не меньше. Св. Павел перечисляет, каким грешникам закрыт вход в Царствие Божие: блудникам – безженным, предающихся греху с безмужними; идолослужителям – позволяющим вкушать идоложертвенное и впадающим там и в другие непозволительные дела, соединенные с этим; прелюбодеям – нарушителям супружеского ложа; малакиям – оскверняющим самих себя блудными страстями; мужеложникам – оскверняющим себя блудными похотьми с мужчинами, вместо женщин; лихоимцам – приобретающим богатства неправдами, обманом в торговле, ростовщичеством и под.; скупцам – не делящимся своими избытками с нуждающимися; ворам – всякого рода и всякими способами похищающим чужую собственность; пьяницам – добровольно одуряющим себя вином до безобразных поступков; - злоречивым (досадителям) – бранчливым, драчливым, наругателям и насмешникам, от которых никому нет житья и проходу; хищникам – разбойникам, тайно и явно грабящих других. Все такие нетерпимы даже в добром обществе людей, тем более в пресветлом и пречистом Царстве Божием. Страхом лишиться Царствия Божия Св. Павел предостерегает Коринфских христиан впадать в перечисленные грехи, в которых они жили в язычестве.

       11. Были некоторые таковы, а теперь, верно, ни они, ни другие – не таковы: иначе Апостол не пощадил бы их. Они приняли веру Христову и чрез нее омылись в Св. Крещении, как в бане пакибытия, от первородного и всех произвольных грехов; освятились – благодатью Св. Духа, давшей им силу жить свято, и тем оправдались – стали непорочными пред лицом Бога, по вере в Господа Иисуса Христа и с помощью Божией благодати.

       5. Далее Св. Павел отклоняет Коринфян от сочувствия к таким делам, в которых наиболее проявляется плотоугодие – к чревоугодию (12-13а) и блуду (13б-19).

       а) 12. Коринфяне, может быть, на основании учения Св. Павла о свободе духовной от уз закона Моисеева, составили себе правило для руководства относительно пищи (ср. 13 ст.): все мне позволительно вкушать. Бог дал тело, вложил в него потребности для поддержания его жизни, а в природе рассеял блага, которыми удовлетворяются эти потребности. Пользуйся всем свободно, - на то Божие благословение, что все это создано Богом и для тебя. Св. Павел не отрицает прямо этой свободы, но полагает ей два ограничения; пользу и свободу духа – ничем не быть обладаему. Свободно пользуйся всякой пищей, но, чтобы она была действительно полезна не для одного только тела, но и для всего тебя, т.е. и души, и тела. В таком случае необходимо ограничить свободу в пище и количеством и качеством ее. Но еще более стесняет свободу другое ограничение: ничто не должно обладать мною. В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне испытанное, завтра в тот же час снова потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день тоже требование повторится с большею силою, и чем чаще будет удовлетворяться потребность известного рода предметами, тем сильнее и настойчивее будет требование их и, наконец, обратится в привычку, - удовлетворять потребности тела известным образом и в известной мере; так что это будет уже как бы естественная потребность тела, которую не удовлетворить нельзя. Эта привычка вяжет нашу свободу, назначая нам и предмет, и время, и меру в отличие от естественной потребности, которая только требует удовлетворения, а не вяжет. Таких привычек, как искусственных потребностей, у нас множество. Против этого рабства своей чувственности Св. Павел и предостерегает свободу воли. Пользуйся всем, но не связывай себя чувственными привычками от удовольствия, а это значит – ограничивай свои потребности только существенно необходимым, ища в пище только довольства, а не удовольствия.

       13а. Побуждение воздерживаться от чревоугодия указывается Св. Павлом и в том, что в будущей жизни Бог упразднит – сделает ненужным, как чрево с его потребностями пищи, так и пищу. Разумно ли поэтому увлекаться пристрастием к пище и образовать в душе стесняющие ее свободу привычки. Ведь, душевные привычки здесь и в будущей жизни будут томить и требовать удовлетворения и, за невозможностью удовлетворить их, будут мучить душу.

       Б) 13б. Научив воздержной жизни, Св. Павел начинает теперь учить целомудрию, а побуждения к сохранению целомудрия берет от существа христианской веры.

       Господь Иисус Христос, принявши природу человеческую, стал Спасителем верующих и Главою их, а они – членами Его; поэтому и должны служить всецело, не душою только, но и телом, Господу, Который входит таинственно в общение со всем человеком в его целости – душою и телом, как Господь души и тела. Если тело – для служения Господу и для общения с Ним, то оно тем самым не должно быть для блуда, как злоупотребления естественною потребностью, законно удовлетворяемою в браке.

       14. Как возможно тело наше омрачать и осквернять блудом, когда Бог, воскресивши тело Господа Иисуса, как Главу христиан, воскресит и наше тело силою Своею? Как же омраченное блудом здесь воскреснет светлым? Поэтому представление светлости будущего тела у всех подвижников служило сильным побуждением к тому, чтобы, сколько можно, утончать его, и особенно, не допускать страстных возбуждений. Когда кто из них по благодати Божией достигал того, что в нем погасала и замирала похоть, то об нем говорили, что он прежде всеобщего воскресения вкусил силы его. Некоторые из них, при возбуждении благодатных движений, во время молитвы иногда становились все светлыми, - у иных просветлялось лицо, у иных руки, воздетые к небу, это и было вкушение силы будущего воскресения.

       15. Христиане, принявши веру Христову, отрекаются от служения сатане, умирают для прежней порочной жизни, возрождаясь в новую – благодатную, и в ней сочетаваются таинственно со Христом всем существом своим. Истину эту Св. Павел раскрывает во всех посланиях. Если же тела христиан – члены тела Христова, то какая же дерзость, какое безумие – члены Христа омрачать и осквернять блудом, делать их членами блудницы? Но каким же образом они становятся членами блудницы?

       16. Долженствующий быть одно со Христом, отторгается от Христа и делается одно с блудницею, и это – по закону первоначального учреждения брака. Брак есть учреждение Божественное, благословляется Богом, и в нем прилепляющиеся в браке друг к другу становятся одним телом во Христе; но блудница служит сатане, а поэтому и прилепляющийся ей становится одним с ней телом в сатане. Что блужение есть служение сатане – это видно и из того, что оно омрачает не только тело, но и душу блудника, отгоняет от него Ангела его Хранителя и отторгает от Господа, ибо мрачному и смрадному нельзя быть едино с Господом.

       17. Соединяющийся с блудницей объединяется с ней и оба служат сатане, соединяющийся же с Господом верою, таинствами и благодатью Св. Духа, живет по Духу Его и как бы становится одним духом с Ним, не делая ничего в угоду плоти противного Духу Христову. Вот плоды того и другого.

       18. В заключение своих увещаний Св. Павел учит не только остерегаться, но всячески избегать блуда и приводить еще побуждение для более слабых, - именно, что блуд сквернит все тело. Другие грехи совершаются хотя тоже при посредстве тела, но самый грех вне тела, в блуде же самый грех в теле, которое само все истощается блудом, а часть его отторгается и несмысленно бросается. Преданный этой страсти скоро истощается силой тела и души и преждевременно сходит в гроб. Разве для того Господь искупил и спас нас?

       19. Разве вы не знаете, говорит он, что Св. Дух, дарованный вам, обитает с вашим духом, управляющим телом вашим? Таким образом, тело ваше есть храм – жилище и Св. Духа, Которого вы получили от Бога. Как же храм Св. Духа отдать сатане чрез блудницу? Вы даже и права не имеете этого сделать, ибо вы выкуплены из рабства греху и сатане дорогою кровью пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа, - мы стали Его рабами, и должны служить Ему и исполнять Его волю, а не своевольничать. Итак, что же делать?

       В) 20. Как не свои, а рабы Господа, будьте, говорит, трезвы, целомудренны, воздержны, трудолюбивы и готовы телесно исполнять заповеди Господа Своего, и тем вы прославите Его телесно. Всегда помните Бога, прославляйте Его за великое Его благодеяние в искуплении вас и в даровании благодати Св. Духа, духовно проводите свою жизнь в исполнении Его заповедей и во всех подвигах Богоугождения, и тем прославите Его в душах ваших (ср. Мф. V, 16).

Глава 7.

1. А о чем, вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!