Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.



3. Муж оказывай жене должное благорасположение 1); подобно и жена мужу.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

Но, если не могут воздержаться, пуст вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем;

Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим): и мужу не оставлять жены своей.

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети наши были бы нечисты, а теперь святы.

Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17. Только 2) каждый поступай так, как Бог ему определил 3), и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

      

ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ

       I. Наставление о браке и безбрачии (гл. VII, 1-40).

           C седьмой главы Св. Павел отвечает на послание к нему Коринфян и решает разные, возникшие у них, недоумения, и, при этом, дает им наставления о порядках жизни христианской. На первом месте у него стоят наставления о браке и безбрачии. Излагая учение о браке, Св. Павел сначала: 1) устанавливает общий о нем закон; потом, 2) дает наставления об употреблении брачного ложа; далее, 3) дает совет безбрачным и вдовцам, и, наконец, 4) дает урок о нерасторжимости брака.

           1). Наставление о браке (1-24).

       А) Общий закон о браке (1-2).

       Общий закон о браке коротко вот в чем: лучше быть безбрачными, но, во избежание блуда, вступайте в брак.

       Глава 7.

       1. А о чем вы в своем послании спрашивали меня насчет брака, то вот мой ответ: превосходное дело – всякому человеку совсем не прикасаться к женщине, следов., соблюдать девство; для немощных же безопаснее брак (Злат.).

           2. Но не все способны сохранять девство, поэтому всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть выходит замуж. Для чего? – Для того, чтобы не впасть в блуд от невоздержания. Можно и в браке, и в безбрачии угождать Богу и спасаться, но в безбрачии удобнее, чем в браке; в браке нельзя достигнуть до такого высокого духовного совершенства, какого достигали девственники. Брак – для немощных. Немощь эта телесная и духовная. Есть сложения тела, более располагающие к похотливости, и есть сложения более трезвенные (холодные); равным образом, есть дух ревности сильный, и есть ревность слабая. Сильно ревнующий о спасении дух преодолевает и природу при благодати Божией, подающей ту ревность, а малоревностный и с трезвенным сложением тела не сладит. Поэтому выбор предлагается благоразумию и самопознанию. Но и в браке Св. Апостол побуждает к воздержанию, потому что он – во избежание блудодеяния (Злат. Феод.).

       Б) Совет о брачном сожительстве (VII, 3-6).

       3. Муж и жена должны сохранять взаимную верность, по доброму расположению друг к другу.

       4. Бывает, что муж или жена, без соизволения живущих с ними в супружестве, ради воздержания, удерживались от брачного общения, то Св. Павел дает им такое повеление. Если супружеский закон сделал супругов одною плотью, то тело жены справедливо принадлежит мужу, а тело мужа – жене. Но здесь женам первым высказал закон; потому что у жен, большею частью, преимущественно пред мужчинами, в обычае любить воздержание. (Феод.).

       5. Жена не должна, говорит Апостол, воздерживаться против воли мужа, так же и муж; потому что от такого воздержания происходит великое зло: от этого часто бывают прелюбодеяния и домашнее расстройство. Он заповедует воздержание только во время поста для усерднейшей молитвы; потому что, хотя супружеская жизнь не препятствует обычной молитве, но при воздержании она бывает совершеннее. Этого советует Св. Павел и держаться, если воздержание стойко; но если оно слабо, то опять сходиться вместе, чтобы сатана не воспользовался слабостью воздержания и не ввел в искушение невоздержанием – похотью.

       6. Когда, как и на сколько времени воздерживаться супругам, этого Апостол не узаконяет, а только советует в общих чертах, позволяя им пользоваться его советом по их благоразумию.

       В) Совет безбрачным и вдовам (VII, 7-9).

       7. Св. Апостол Павел желает, чтобы все подражали ему в целомудрии; но не все способны на это и по своей телесной природе и по благодатным дарованиям от Бога. У иного дух так возбужден и так укреплен бывает благодатью, что он заставляет сразу умолкнуть все душевно-телесные требования, а у другого, хотя и сильно выдаются требования духа, но и низшие потребности не смолкают. Смотря по этим расположениям и дарованиям, иной воздерживается от брачной жизни и идет лучшим путем к совершенству, а иной – вступает в брак и в нем ищет угодить Богу и, при помощи благодати, и в брачной жизни преуспевает в целомудрии и других добродетелях (Феод.).

       8. Тем же, которые или еще не вступали в брак, или, вступивши, овдовели, Св. Павел советует лучше оставаться в безбрачии, как и он.

       9. Лучше воздержание от брака и целомудрие; но если есть в душе сильное влечение и в плоти – огонь похоти, то советует избавить себя от их воздержания, - вступить в брак, чтобы не развратиться (Злат.).

       Г) Наставление брачным – не расторгать брака, (10-24): а) оба ли они из верующих (10-11), или б) одна половина из неверующих (12-24).

       а) 10-11. Развод между христианами запрещен самим Господом (Мф. V, 32; XIX, 9). Поэтому и Св. Павел от лица Господа говорит: жене не разводиться с своим мужем и мужу не оставлять своей жены. Апостол эту заповедь преимущественно обращает к женам. Верно в Коринфе женщины пользовались большими правами, а мужья давали себе большую свободу. Поэтому Св. Павел смиряет жен, чтобы не быстро приступали к разводу: если жена разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем и жить с ним. Вероятно, тоже относится и к мужу. А если разводятся по причине нарушения верности? В древней церкви, как видно из заповедей Ермы (4 глава), и неверная сторона, после искреннего раскаяния, принималась снова в сожительство верной.

       б) Давая наставления брачным, из коих одна сторона принадлежит к неверным, Апостол и при таких браках верующим советует не разлучаться, ба) если сочетанные с ними неверные желают жить вместе (12-16); а, чтобы расположить их к этому, изображает, бб) как он всех везде учит оставаться в том состоянии, в каком кто бывает призван к вере (17-24). Эта последняя речь будто сторонняя; но она прямо вела к цели, т.е. располагала действовать, как советовал Апостол.

       ба) 12-13. Что касается до браков верующих с неверующими, т.е. когда одна сторона уверовала, а другая осталась неверующей, то Св. Павел дает им такую заповедь, хотя и не прямо от лица Господа, но не без участия Св. Духа (ст. Рим. 12, 3; 1 Кор. 15, 10; 2 Кор. 13, 3): не расторгать и такой брак, если неверующая сторона (муж ли, или жена) желает пребывать в нем. Почему же?

       14. Потому, что в этом сочетании по любви, по согласию, чистота христианской стороны не нарушается, напротив, влиянием своим она может содействовать обращению в христианство язычника-мужа, или язычницы-жены, тем более детей, рожденных в таком браке.

       15. Если же неверная сторона не захочет жить в супружестве с верной, то, во избежание семейного разлада, ссор, неизбежных в таких случаях, верная сторона должна разлучиться с неверной, ибо Господь призвал нас к вере не для ссор, а для мира.

       16. Если же муж не беспокоит тебя своим неверием, то оставайся, говорит Св. Апостол, с ним; от этого может быть и польза; оставайся и увещевай, советуй, убеждай: никакой учитель не может убедить так, как жена. Впрочем, Апостол не принуждает жену и не требует этого от нее непременно, дабы не возложить опять на нее слишком тяжелого бремени; советует лишь не отчаиваться, возложив надежду на Бога: тайна Божия – обращение грешника к Нему. Тоже прилагается и к мужу верному (Злат.).

       Так как в христианстве все зависит от веры и благодати, то внешнее в деле спасения ничего не значит: каждый, в каком звании призван, в таком и должен оставаться. Призван ли рабом, не печалься и оставайся рабом. Так и в других отношениях. Всем равно открыт путь спасения и все сокровища благодати (Злат.).

       бб) 17. Если верная сторона в супружестве и не имеет надежды обратить неверную сторону к вере в Господа, то все же пусть не разводится с неверной, покоряясь той доле, какую дал ей Бог, пусть живет в том состоянии, в котором призвана. Такой закон установлен Св. Павлом во всех церквах и не относительно только брака.

1) Слав.: «должну любовь»; в греч. – должную верность.

2) Слав.: «точию»; с греч. – если не, если нет.

3) Слав.: «разделил»; с греч. – отмерил часть или долю.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!