И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.



2. Я питал вас молоком, а не твердою пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах;

Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?

Ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, то не плотские ли вы?

Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;

Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

      

       Б) Вторым источником толков, разделявших Коринфян, было неправильное понятие о том, какое значение Апостолов в устроении Церкви Христовой, а за ними и всех других учителей, и как нужно смотреть на них? То и другое, и объясняет теперь Св. Павел. С этой целью он показывает: а) что Апостолы – только работники на ниве Божией (III, 1-23) и б) что судить их надо не по чему-либо внешнему, а по тому – верны ли они своему призванию и назначению (IV, 1-16).

       а) Какое значение Апостолов в устроении спасения верою в Господа?

       аа) Переходная мысль, - Коринфяне еще не духовные, - не понимают духовного порядка вещей – считают людей источниками проповеди Евангельской и совершителями спасения (III, 1-4).

       Все спасение устрояет Бог, а Апостолы только Его орудия (III, 5-9). Исходя из этой мысли, далее Апостол делает выводы, поучительные для вождей разделения.

       аа) Переход к указанию значения Апостолов в деле устроения спасения проповедью Евангельской (III, 1-4).

       Глава 3.

       1. Может быть, между Коринфянскими христианами были такие, которые, принадлежа партии Аполлоса, или других, говорили принадлежащим к партии Павловых, что другие учителя предлагают высокие истины, а Павел говорит просто и истины не высокие. Св. Павел объясняет, почему он говорил с ними просто и не предлагал высоких истин, именно потому, что они еще не духовные и совершенные, чтобы понимать их, а плотские, не совсем еще отрешились от плотского и душевного образа мыслей и целей, они еще младенцы во Христе, - не совершенные в христианстве. Но, если Коринфские христиане были еще только в младенческом возрасте христианства, с плотским образом мыслей, то как же объяснить обилие даров Св. Духа в них? Св. Златоуст объясняет это тем, что Бог сообщает дары Св. Духа иногда и недостойным, но не для них и ради них, а для других. Так, чрез недостойных священников в таинствах сообщаются дары верующим в таинства.

           2. Как младенцам во Христе Св. Павел и питал их молоком – предлагал начатки христианского учения, - фактическую сторону из планов Божиих о спасении, а не твердую пищу, - премудрость Божию, в тайне сокровенную, касающуюся основ и следствий спасения, понятную лишь совершенным духовно. Коринфяне не только вовремя пребывания у них Св. Павла были младенцами во Христе, но остаются таковыми и доселе (когда писалось послание). Из чего же Апостол заключил, что они и доселе младенцы?

       3. Что Коринфяне и доселе еще младенцы с плотскими склонностями, Св. Павел заключает из того, что они творят дела плотские – зависть, споры, разногласия (ср. Гал. 5, 20) и, таким образом, они поступают по побуждениям и требованиям падшей природы человека. Осязательнейший след и признак падшей природы – страсти, которые продолжают действовать в человеке и принявшем благодать Святого Духа, если он не стремится противодействовать им при помощи данной ему благодати. И до тех пор он плотян, страстен, пока не победит их. Зависти, рвения и распри их обнаруживались по поводу учителей, как видно из следующего стиха.

       4. И из-за чего распри? – Из-за учителей их: один говорит: я стою за Павла, он лучше других, а другой: я стою за Аполлоса, - он лучше других, и оба из всех сил стараются отстоять свое мнение, что и доказывает, что они держатся самоугодия, - в котором выражается плотская их жизнь; они не способны еще возвыситься до духовной мудрости, чтобы правильно понять значение учителей – Апостолов в домостроительстве Божием о спасении людей, что Св. Павел и разъясняет им далее.

       аб) Значение Апостолов и учителей в деле устроения спасения проповедью Евангелия (III, 5-9).

       5. Св. Павел как бы так говорит Коринфянам: сначала я приходил к вам с проповедью, потом Аполлос. Действовали мы не сами от себя; но вы, как плотские, не столько обратили внимание на наше учение, которое в сущности одно, сколько на внешнюю форму передачи его и – на наши личности; почему одни из вас льнули к одному, другие к другому. Но мы сами ничего не значим: мы передавали вам не свое, а то только, что поведал нам Господь; мы только – орудие Божие для того, чтобы вы уверовали в Него чрез нашу проповедь, при Его же содействии; и это малое дело (служение благовестию) зависело не от нас самих, а от Бога, даровавшего нам его: каждому из нас Господь указал свое дело.

       6. Мне, говорит, Господь поручил посеять своею проповедью семена веры в Господа Христа; но, чтобы они не засохли, Господь поручил Аполлосу полить их своею проповедью; но всход их и произрастание зависит от Господа. Апостолы своими проповедями возбудили в Коринфянах желание спасения по вере в Господа Иисуса Христа; Бог запечатлел это желание их благодатью Св. Духа, и оно стало делом: они приняли веру и встали на путь спасения. Принявши веру, они желают жить по вере; но и это невозможно без благодати Божией, которая возбуждает ревность к спасению и укрепляет в терпении среди искушений; без Божией же помощи совершенно невозможен духовный рост.

       7. Из сказанного видно, что в устроении спасения нашего все зависит от одного только Бога, а не от людей, служителей Его.

       8. Бог, по Своему усмотрению, одинаково пользуется, как орудиями, и насаждающим веру и напояющим: оба одинаково служат воле Божией (Феодор.), которая действует через них, как ей угодно. Но они – не одно по трудам своим. Один легко, без особых усилий, достигает цели, другой – с большими усилиями. Бог, говорит Св. Павел, ценит не успех, но труд служителей своих: по мере труда Он и награждает их.

       Смотрите же – какое утешение высказано здесь трудящимся над чем-либо добрым, в себе или других, и не видящим успеха!

       9. Показывает причину, почему труд ценится. Потому, что мы – сотрудники Божии. Ему угодно было избрать нас в орудие устроения спасения вашего и других; Он и ценит труд наш, ибо чрез него исполняется Его отеческое намерение – спасать. Мы – сотрудники, а вы – нива, Богом возделываемая, здание, Богом созидаемое, следовательно, вы – не Павла или Аполлоса должны считать своими учителями и ими хвалиться, а принадлежать Богу и все свое относить к Нему.

       ав) Назидательные уроки для главарей Коринфских партий. (10-23).

       Назвавши Коринфян нивой Божией, зданием Божиим, Апостолов и учителей соработников и служителей Божиих называет строителями здания. Св. Павел на этой ниве Божией посеял семена веры, Аполлос своим учением полил их, а Бог возрастил, и образовалась из верующих церковь, - здание Божие. Но храм Божий не то, что храм вещественный, он постоянно возрастает изнутри, как духовный, и каждое предшествующее его состояние служит основанием для последующего. Итак, если храм Божий находится в постоянном устроении, то отсюда Св. Павел выводит урок для устроителей:

       ав1) Строить его на положенном основании и из соответствующего материала, иначе и постройка, и строитель понесут урон (10-15), и

       ав2) строить не разрушая, а созидая (16-17). Отсюда:

       ав3) урок строителям и еще более – их мудрости плотской, которая совсем не пригодна для устроения храма Божия (18-20). В заключение:

       ав4) (21-23) дает урок и всем христианам не увлекаться мудрствованием плотским, а держаться одного Христа.

       10. Снабженный благодатными пособиями – ведением премудрости Божией, нравственною силою и даром чудотворений, я, говорит, как знающий строитель, положил основание зданию Божию из вас и вывел его до некоторой полноты. Но все, что я сделал, можно считать только положением основания. На этом основании достройку будут продолжать другие строители. На что же они должны обратить особое внимание? – На то, чтобы их постройка вполне соответствовала положенному основанию и плану всего здания; ибо в духовном здании – Храме Божием, основание определяет и план здания, и характер его, и то, из каких материалов оно должно быть построено. Все это и должны знать и соблюдать учителя, берущиеся строить Храм Божий на положенном уже основании.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!