Определение понятия «болезнь», классификация болезней



Валеология не рассматривает болезнь, но без понимания её сущности нельзя понять и здоровье, так как болезнь является обратной стороной здоровья. П. Б. Ганнушкин писал: «Между двумя формами существования человека – здоровьем и болезнью – разница только в том, что при последней нарушается гармония тех взаимоотношений между функциями организма, которые наблюдаются в здоровом состоянии» [19, с. 97]. По своей природе человек не должен болеть, так как представляет собой хорошо организованную саморегулирующую систему. Однако, сегодня, невзирая на огромные успехи медицины, количество больных не уменьшается. Вылечиваются одни болезни, но появляются новые. Что же такое болезнь и почему она возникает?

Болезнь – это сигнал и предупреждение о нарушениях, которые существует в нашем организме, напрямую связанную с нарушением законов гармонии и равновесия в жизнедеятельности организма. На это, как уже нами отмечалось ранее, обратили внимание еще на заре человеческой цивилизации. Так как еще в древности было замечено, что чрезмерная активность, либо несоразмерность отдельных элементов, входящих в организм, в силу их несогласованности между собой, приводит к нарушению целостности и стабильности. Дальнейшее подтверждение данного предположения получило в античный период. Платон, в связи с этим пишет следующее: «Поскольку тело наше сплотилось из четырех родов – земли, огня, воды и воздуха, стоит одному из них оказаться в избытке или в недостатке или перейти со своего места на чужое, стоит какой-либо части воспринять в себя не то, что нужно, тут же, как и в случае других подобных нарушений, возникают смуты и недуги; от этих несообразных с природой событий и перемещений прохладные части тела разгорячаются, сухие – набухают влагой, легкие – тяжелеют, и вообще все тело претерпевает всяческие изменения. Лишь тогда, утверждаем мы, может что-либо сохранить самотождественность и оставаться целым и невредимым, когда тождественное приближается к тождественному и удаляется от него тождественно, единообразно и в должном соотношении; но все, что нарушает это своим притоком или оттоком, становится причиной неисчислимых и многообразных перемен, недугов и пагуб...» [57, с. 488–489].Таким образом, по мнению ученного, несогласование привходящих элементов (составляющих человеческое естество) противно самой природе, ибо нарушает основной природный закон соразмерности и в силу этого и приводит к возникновению всевозможных болезней и недомоганий.

Античные ученые считали что, корни любого недуга, следует искать в себе самом, в несовершенстве своего внутреннего устройства, которое необходимо преобразовать. Диапазон внутри личностных рассогласований, обозначенный античными философами-стоиками, простирается от телесных недугов до нравственной распущенности, изживание которой неосуществимо при отсутствии сформированного (здорового и ответственного) отношения к самому себе. Данный контекст подразумевает всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром. Считалось так же, что для появления болезни необходимо совпадение причин и условий. Условия позволяют появиться болезни, а причины могут быть отдаленные и близкие. Ядром же всех причин являются страсть, ненависть, гордость, злость и омрачённое состояние.

В период средневековья болезнь, рассматривается как «проникновение злых духов или одержимость Дьяволом», когда человек ведет беспорядочную или неправедную жизнь, что и является источником любого недуга. Еще в древности, было замечено, что истоки здоровья и причины болезней напрямую связаны с поведением людей, их привычками, традициями. Не менее распространена интерпретация болезни как следствия индивидуального греха или общей греховности человеческой природы. Вот как рассуждает на эту тему священник и врач Валентин Жохов в книге «Христианское отношение к болезням и врачеванию»: «С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням» [29, с. 7]. В учениях средневековья, так или иначе, болезнь интерпретируется как проявление зла, греха или хаоса, охватившего душу конкретного человека, как трагическая утрата внутреннего единства и гармонии.

Восточные учения усматривают в болезни выражение высшего Закона Кармы. Первопричиной выпадающих на долю человека недугов, согласно этому представлению, следует искать в тех неблаговидных поступках или преступлениях, которые были совершены им в предыдущих воплощениях. Непримиримая вражда и ненависть в прошлой жизни здесь и теперь могут отозваться астмой или сердечной недостаточностью. Согласно данному подходу, болезнь идентична греху, и приносимые ею страдания должны побудить человека встать на путь искупления, духовного преображения, в силу всецелого осознания меры своей греховности. Исцеление при этом равнозначно очищению души, ее освобождению от греха. Поэтому, считалось, что болезнь далеко не всегда умаляет силы человека, воплощая беспомощность и упадок, в ряде случаев она может способствовать духовному росту, трансформации и преображению. Это находит подтверждение как в современных западных учениях и системах психотерапии, так и в архаических представлениях о болезни [25].

В мировой культуре можно встретить распространенные представления о болезни как о необходимом испытании, которое посылается высшими силами или судьбой сильному и духовно развитому человеку ради его самосовершенствования. В свете этих воззрений болезнь не только ограничивает свободу и блокирует жизнедеятельность человека, она способна также открывать иные измерения духовного опыта и новые горизонты развития. Так, посредством болезни человек может приобщиться к сакральному и мистическому опыту, который недоступен в обычных, нормальных состояниях. Сам факт заболевания может означать переход на новый уровень духовного бытия и обретение новых духовных качеств. Исламский богослов классического периода имам аль-Газали писал: «болезнь – одна из форм опыта, через который человек приходит к познанию Аллаха». Болезненные переживания и душевные недуги, как показывает история культуры, нередко становятся спутниками творческой одаренности и гениальности, что позволяет рассматривать их как своеобразные источники вдохновения

С точки зрения Аюрведы все болезни подразделяются на 5 видов. В современном обществе 60–70% – это болезни-учителя, которые возникают, когда человек нарушает законы Природы. Они являются сигналом, что должно остановить человека от вредных привычек и неправильного образа жизни. Около 3–5% – болезни-друзья, они защищают организм от различных патологий. Этими болезнями необходимо переболеть, что бы укрепить иммунитет. Болезни-помощники, которых тоже в пределах 3–5%. Многочисленные вирусы либо иные виды инфекции, а также некоторые физические факторы (геомагнитные бури, геопатогенные воздействия) оказывают на организм укрепляющее и адаптогенное воздействие. С их помощью, организм проходит определенную тренировку. В 10–15% случаев, возникают болезни-проводники. Эти болезни считаются неизлечимыми, они возникают у человека за несколько лет до смерти и связаны с остановкой механизма биологических часов. Современные исследования говорят о том, что причина нашей смерти кодируется уже в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. Болезни-враги – 5–10%,возникают исключительно от внешних причин, например, от воздействия ионизирующего излучения, приема сильнодействующих токсических веществ и т. д. [16]. Таким образом, болезнь, рассматривается не как универсальный индикатор человеческого несовершенства или греховности, а как одно из множества природных явлений, подчиненное определенным закономерностям.

В медицинской энциклопедии дается определение болезни как нарушение жизнедеятельности организма под воздействием чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды, характеризующей понижением приспособляемости [43]. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов [30]. Ханнес Линдеман, видел в болезни нарушение системы психофизической саморегуляции, обусловленное рядом факторов – от стремительной урбанизации до неудач и негативных переживаний. В концепции ведущего отечественного ученого И. В. Давыдовского болезнь – это вынужденное «стеснение» жизни в ее «свободе» – рассматривается как активно организованный способ адаптации, как форма выживания человека в экстремальных, опасных для него условиях внешней или внутренней среды. Болезнь составляет особую часть природы организма, которую человеческий разум отказывается принять в силу связанного с ней страдания, и, тем не менее, в ней следует видеть одну из адаптационных возможностей человеческого естества, существующую наряду со здоровым режимом функционирования [24, с. 62].Таким образом, болезнь рассматривается лишь как компенсаторно-приспособительная реакция организма, а не как нарушение естественного режима функционирования.

Следуя дарвиновскому учению, Конрад Лоренц в своей работе «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания» рассматривает эволюцию человечества как целенаправленный процесс приспособления к меняющимся условиям жизни, который регулируется естественным отбором. То или иное проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации. Здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида, тогда как «последнее слово» в оценке тех или иных адаптивных качеств остается за естественным отбором Он считает, что любая патология представляет собой «расстройство врожденных форм поведения», сбой в функционировании адаптирующейся живой системы [50, с. 248]. Таким образом, причиной любой болезни можно считать нарушение нормальной жизнедеятельности и адаптации к среде обитания (дезадаптация), невозможность полностью осуществлять функций организма или его частей, нарушение связей организма с внешней и внутренней средой.

Примерно 100 лет назад было обнаружено, что причиной многих болезней являются микробы. Медицина усиленно занялась их исследование и поиском способов борьбы с ними. Их убивали, разрушали, предпринимались различные профилактические мероприятия, и человечеству удалось победить часть болезней, но возникали новые. А дело в том, что наш организм населен самыми разнообразными простейшими микробами, вирусами, грибками и т. д., которые при подержании равновесия уживаются между собой. Любое нарушение равновесия, активизирует определенную микрофлору, которая, борясь за свое существование, вырабатывает свои антитела. В результате пришли к заключению, что причиной болезни становится не микроб, а ослабления защитных сил организма. Иммунная система поддерживает нормальное функциональное состояние организма. Когда её силы больше любого повреждающего фактора, в том числе и микромира населяющего организм, человек остается здоровым, в противном случае появляется болезнь.

Причин иммунодефицита и соответственно возникновения заболеваний множество. Этои результаты генетических изменений, и деформирующее влияние неблагоприятной внешней среды, и вторжение чужеродного или вредоносного, и некачественные продукты питания, не соблюдение правил гигиены и санитарии, чрезмерные нагрузки, наличие вредных привычек и т. д. Любой из этих факторов может стать причиной той или иной болезни, если к нему организм не может приспособиться, из-за количественной дозировки (количество раздражителя является недостаточным, или чрезмерным для организма); качественной характеристики вещества по отношению к которому в организме не выработаны защитно-приспособительные механизмы; временного воздействия (длительного, или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма).При этом, многие факторы оказывают влияние на организм человека лишь через определенный промежуток времени. Кумулятивный эффект такого влияния проявляется, когда человек, осуществляет какой то вид жизнедеятельности исчерпывает резервные возможности и тем самым истощает организм, что может так же стать причиной различных заболеваний. На основе этого можно дать такое определение: болезнь – это борьба вредного фактора с защитными силами организма, в результате чего, защитные силы или преодолевают болезнь или долго сопротивляются, локализуя патологические процессы.

Характерными признаками любой болезни становится патологические отклонения, при которых наблюдается рассогласование в целостности организма, обусловленное тем, что один или несколько структурных элементов начинают препятствовать нормальному функционированию всей системы в целом. При этом становится важным определить, какой именно элемент или группа элементов дает сбой, на каком уровне происходит рассогласование, чтобы своевременно и эффективно осуществить коррекцию. На основе этого существуют и множество теорий возникновения болезней, таких как: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.

Болезнь так же закономерна, т. е. подчинена законам природы, как и здоровое функционирование, и, соответственно, знание ее законов позволяет выработать социальную практику обращения с ней. Несмотря на большое разнообразие болезней, тем не менее, все они протекают по следующим периодам:

· Скрытый, или латентный (для инфекционных болезней – инкубационный), когда между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни может быть от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе).

· Продромальный – появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или, в ряде случаев, быть типичными для данного заболевания (различные болевые ощущения, изменения частоты и глубины дыхания, пульса, артериального давления, окраски кожи, например, пятна Филатова-Коплика при кори).

· Развитие болезни, длительность которой колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа). В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические симптомы, а так же могут быть различные осложнения. Когда в результате болезни, к её основным проявлениям могут присоединиться дополнительные изменения в работе органов и систем организма, которые не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения. Осложнения могут возникать в разгаре болезни и в период выздоровления. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Исходом болезни может быть полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, а иногда и возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и даже смерть.

Болезнь не возникает из неоткуда, а является результатом нарушения гомеостаза. М. Б. Лига писал: «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине при погашенных огнях. Когда же появляется боль или другие неприятные явления – это почти всегда второй акт» [47, с. 97]. Реагируя на болевые симптомы человек, прибегает к лечению, которое не всегда возвращает здоровье. Конечно, оно облегчает страдания, но причина при этом остается не устраненной и болезнь может принять хронические формы или переходить с одного органа на другой.

При лечении различных заболеваний используются такие средства и методы, как употребление противовоспалительных, обезболивающих средств, или хирургическое вмешательство с химио- и радиотерапией, что так же может привести к негативным исходам, которые связаны не только с перенесенным заболеванием, но и быть последствием самого лечения. К таким последствиям можно отнести психо-эмоциональные последствия – стресс, депрессия, апатия, фрустрация, различные фобии и неврозы. К негативно влияющим на здоровье человека физическим факторам, следует отнести: ионизирующие излучения, высокочастотные токи, ультразвук и т. д. Отрицательно действуют и различные препараты в виде лекарств, так как все они имеют химическую, неорганическую природу, из которых в организме не создаются, а повреждаются и уничтожаются живые клетки. Неорганические вещества в организме человека превращаются в соль щавельной кислоты, которая накапливается, превращается в отложения и является основой для образования камней, развития артрозов, артритов, атеросклероза и т. д. Плохо, если организм получает «готовый продукт» в виде лекарств, гормонов и даже витаминов, то он сам при этом как бы бездействует, а системы, которые должны участвовать в борьбе и создании необходимых веществ перестают функционировать. Если необходимые вещества не вырабатываются самим организмом, а получаются извне, это приводит к появлению зависимости.

В организме есть компенсаторные и приспособительные механизмы, которые включаются в работу при нарушениях. Например, когда у человека повышается температура, это свидетельствует о том, что организм пытается «сжечь» накопившиеся в организме токсины, путем активного образования антител. Когда ядовитые вещества накапливаются в крови, сжимаются сосуды и, следовательно, повышается давление. Вместо того, что бы дать организму самому справится с возникшими проблемами, больному назначают, или он сам принимает лекарственные средства, которые заменяют работу иммунной системы. Все это не приносит здоровья, а является причиной возникновения новых заболеваний и осложнений. Платон писал: «Лучше руководить недугом с помощью упорядоченного образа жизни, насколько это позволяют нам обстоятельства, нежели дразнить его лекарствами, делая тем самым беду закоренелой» [57, с. 497]. Конечно же, это не касается, тех моментов, когда требуется срочное использование лекарственных средств, например, при острых заболеваниях, хирургическом вмешательстве или реанимирующей помощи для сохранения жизни.

Из многих сотен известных болезней, лишь семь: сердечно-сосудистые, дыхательные, атеросклероз, гипертоническая болезнь, аутоиммунные болезни, метаболические нарушения и злокачественные опухоли – в 85% случаев приводят к смертельному исходу. В последнее время изменилась структура заболеваемости в мире. Инфекции составляют в статистике заболеваемости лишь около 10%. В то же время неинфекционные соматические болезни, такие как: функциональные расстройства психики, алкоголизм, наркомания составляют до 40% заболеваемости. Цивилизация открывает человеку доступ к стимулирующим средствам (наркотикам и алкоголю), злоупотребление которыми может приводить к всевозможным болезням и нарушениям в развитии и поведении личности. Эти аномалии являются продуктами общественного способа существования и жизнедеятельности человека, представляя собой патогенные факторы цивилизации.

Научные данные и повседневная жизнь показывают, что разные люди склонны прибегать к различным вариантам интерпретации для объяснения или осмысления своих болезней и отношения к ним. Одни связывают свои заболевания с неупорядоченным образом жизни, дурными поступками или негативными установками, которые следует преодолеть посредством усиленной работы над собой, поста, молитв, особого распорядка и т. д. Другие склонны видеть в болезни объективное и закономерное явление и сетуют на возраст, трудности жизни или врожденную неполноценность, либо смиряясь с недугом, либо уповая на чудеса медицины. В то время как третьи благодарны болезни за предоставленную ею возможность глубже осознать себя и открыть в себе новые духовные и творческие способности. Очевидно, что характер переживания болезни будет определяться выбором определенного отношения к ней и способа ее интерпретации; ибо, как выразился Эпиктет, «нас волнуют не вещи сами по себе, но то, что мы о них думаем». Отношение к болезни может быть следующим:

а) объективно-реальным, то есть соответствующим состоянию или тому, что было сообщено о заболевании;

б) пренебрежительным, когда человек недооценивает серьезность за­болевания, не лечится и не бережет себя, в отношении прогноза болезни проявляет необоснованный оптимизм;

в) отрицающим, когда человек «не обращает внимания на болезнь», не обращается к врачу, отгоняет от себя мысли о болезни и рассуждения о ней;

г) нозофобным, когда человек несоразмерно боится болезни, повторного обследования и постоянно меняет врачей, возможно, что он в большей или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороться с ними;

д) нозофильным, связанным с определенным успокоением и приятными ощущениями при болезни. Этому могут способствовать такие факторы как: больной не работает из-за болезни, но у него нет и никаких обязанностей, значит он может заниматься любимым делом; ослабленным детям больше времени разрешают играть; члены семьи внимательнее относится к больному и больше заботится о нем; удобный случай выхода из неприятной ситуации(тюремное заключение, военная служба, ненавистная работа, обязанность платить алименты);получение материальных выгод и т. д. Такая реакция может быть более или менее сознательной; она может основываться на нетяжелом или на серьезном заболевании, а иногда может наблюдаться как симуляция у вполне здорового человека.

При этом следует учитывать и возрастной фактор. В молодом возрасте отмечается недооценка тяжести заболевания, а в случаях, затрагивающих эстетические и интимные аспекты личностных реакций – переоценка тяжести. В зрелом возрасте, чаще всего наблюдается снижение активности, внешнее отсутствие интереса к обследованию и лечению. В пожилом возрасте, в связи с недооценкой сил и возможностей организма наблюдается депрессивное настроение апатичность, монотонность, перебор врачей и медикаментов.

Выводы. Болезнь, так же как и здоровье, имеет большую вариативность в трактовках, которая обусловлена изначальной неоднозначностью понятия в различные социокультурные периоды эволюции человечества. Болезнь – это специфическая форма существования с характерными для неё биологическими процессами, которые следует знать наряду с другими формами жизни.

Здоровье и болезнь относятся к числу тех диалектических, взаимодополняющих понятий, которые в принципе не могут быть однозначно определены, и их постоянное осмысление, переоценка приводит к становлению нового знания, к формированию более целостного взгляда на феномен человека.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!