Здоровье в религиозных учениях



В средние века активно растут города, с большой скученностью людей, грязью и теснотой. Массовые переселения большого количества людей, плохое питание и жалкое состояние медицины, которая не находила себе места между рецептами знахарки и теориями ученых педантов, порождали страшные физические страдания и высокую смертность от эпидемий имножества болезней. Медицинский опыт перекрещивался в основном с магией. Магические обряды, были направлены на борьбу с болезнью посредством символических жестов, «особых» слов и предметов. В Средние века главным образом была развита практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы, в конце XV в., из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (например, в Кёльне).

Сформировавшееся в античную эпоху эталонное представление о здоровье как внутреннем балансе и самообладании ощутимо диссонирует с динамическими моделями человеческой природы, возникшими в эпоху средневековья, для которых характерно смещение акцентов. В это время определяющее значение придавалось здоровью духовному, что было обусловлено влиянием религии на образование и воспитание человека. К тому времени, по сути, религия отражала образ жизни разных народов и стала проповедником здорового образа жизни как основы. В каждой из мировых религий находятся положения, прямо или косвенно связанные с различными аспектами здоровья человека. В разных религиозных учениях, дается анализа причин того или иного состояния здоровья а так же конкретные рекомендации по сохранению здоровья и его «врачеванию». Ряд профилактических мероприятий прописывались как заповеди, которых нужно было придерживаться, нарушение же их считалось грехом. Человек, который не грешил, избегал многих болезней и разных неурядиц в своей жизни. Таким образом, ориентиром для выстраивания своего поведения во всех сферах жизнедеятельности человека были религиозные обряды [18].

Так, индуизм связывает состояние здоровья с повседневным поведением человека, которое должно быть в русле кармы. «Человек дурного поведения осуждается в мире, постоянно имеет уделом несчастье, он подвержен болезням и недолговечен». Да и само осознание своей кармы, законности страданий и бед, выпадающих на долю человека, способствует снижению их травмирующего и разрушительного воздействия.

Зороастризм акцентирует внимание на соблюдении санитарных и гигиенических норм, вводя их в ранг религиозных правил и традиций. В книге Вендетта, второй части Авесты, священной книги зороастризма, содержится свод моральных, гражданских и религиозных предписаний. Особое внимание уделяется требованиям для поддержания чистоты и здоровьятела. Выделяются правила гигиены в ходе и после ритуальных загрязнений, в частности, при прикосновении к трупам. Предписанный обряд захоронения умерших, сводит к минимуму непосредственный контакт живых с телами мертвых. В частности, после таких контактов предписывалось «омываться коровьей мочой». Поддержанию здоровья в Авесте уделялось большое внимание. Забота о своем здоровье была неотъемлемой обязанностью каждого верующего. «Здоровый разум и здоровое тело, добрые дела и хорошие мысли» рассматривались как способы сохранения праведности [18].

В буддизме, так же прослеживается зависимость состояния здоровья человека от совершаемых поступков. Определенные проступки соотносятся с появлением конкретных физических или психических нарушений как в этой, так и в следующих жизнях. Так, если человек, будучи охотником, не имеет жалости к живым существам, то он проживет недолгую жизнь. Если человек, избегая убийств, жалеет все живые существа, он живет долго. Если человек агрессивен, привык досаждать другим кулаками и камнями, дубинкой или мечом, он будет страдать множеством болезней. Соответственно, если человек не вредит другим, он будет обладать хорошим здоровьем. Если человек раздражается по всякому поводу, недоброжелателен и злобен, он будет уродливым. У человека, соблюдающего пять основных заповедей: не нанеси вреда живому, не прелюбодействуй, не стремись к собственности, не кради, не лги – улучшается карма и, соответственно, улучшается здоровье и социальное положение [36].

Конфуцианство рассматривает здоровье как одну из неотъемлемых составляющих счастья. Вот цитата из Книги установлений: «Первое проявление счастья – долголетие, второе – здоровье, третье – богатство, четвертое – любовь к целомудрию, пятое – спокойная кончина, завершающая жизнь». О сохранении и укреплении здоровья пишут многие Отцы Церкви. Иван Михайлович Скворцов, протоиерей, профессор в Киевской духовной семинарии, в труде «Записки по нравственной философии» писал: «Жизнь есть первый дар Божий, а здоровье – ближайшее условие жизни: потому сохранять эти дары Божии есть первый долг человека», и вполне возможно «через упражнение телесных сил сделать тело крепким и сильным… дабы оно наименее подвергалось опасности от перемен внешних» [18, с. 220]. Православное христианство, как и каждая из мировых религий, рассматривает здоровье человека как ресурс, данный высшими силами для выполнения своего земного предназначения.

В Иудаизме, как и в христианстве, болезнь рассматривалась как божественная кара за неверие или грех и только Бог мог дать исцеление. При этом следующие поколения могли расплачиваться, в том числе и своим здоровьем, за грехи старших поколений – до четвертого колена. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», говорилось в иудаизме. В христианстве это описывается так: «Принесли Иисусу больного, он его вылечил и сказал исцеленному: Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» [18]. Считалось, что греховность многих людей являлась едва ли не главной причиной эпидемии чумы, поэтому крайне необходимой признавалась массовость религиозной активности как лекарство против распространения этой болезни. Нарушение нравственных законов приводит к болезни. В таких случаях, заболевший, считается грешником и исцеление возможно только после осознания им своих грехов и покаяния. Таким образом, религиозные правила гигиены предписывают, в первую очередь, соблюдение душевной чистоты как залога физического здоровья.

В этой связи, механизм заболеваемости и подход к лечению наглядно излагает уверовавший врач, Сергей Апполонович Апраксин, в своей, во многом автобиографической работе. Он пишет: «Один нервничает и хворает оттого, что не может проживать по-прежнему по десяти тысяч в год; другой, привыкший повелевать, – от того, что теперь приходится повиноваться; третий расстроил свою нервную систему от постоянной закулисной партийной борьбы и вечного разлада со своей совестью; поклонник женской красоты тяготится узами Гименея, иной терзается религиозными сомнениями и недостатками упования; наконец, от постоянного чревоугодия, мы просто разжирели. Болеет дух, а мы откармливаем свое тело и думаем, что как только оно разжиреет, то сейчас же и вселится в него menssana (здоровый дух). И как вывод: недуги эти имеют, по большей части, духовное происхождение, тут не столько нужен врач телес, сколько врач душ» [60]. Болезнь рассматривается как признак душевного неблагополучия и последствие греха, а также является способом исправить человека, обратить его внимание на то, что он что-то делает не правильно.

В трактате Е. П. Блаватской «Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (карму)», отмечается, что если поступки человека послужили причиной страдания для других, он в такой же мере будет страдать и сам. Если же они приносили радость или благосостояние окружающим, это отразится на его последующем воплощении в виде благоприятных земных условий. Дурные поступки людей нарушают мировой порядок и равновесие. Для того чтобы восстановилось последнее, необходимо, чтобы,поступивший дурно, испытал последствия нарушенного равновесия на себе [73, с. 34–35].

Так же отмечается, что человек может болеть не только из-за совершенных грехов, но и по милости Бога, чтобы болезнь заставила его задуматься и отвратила от совершения еще худших грехов. Один из смыслов заключен в понимании болезни как милости Божией, как пути к спасению. Св. Нифонт, лёжа на смертном одре, на вопрос, есть ли какая польза человеку от болезни, отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов» [60]. Болезнь имеет силу смягчать жестокие сердца, заставляет осознать свою немощь, учит сострадать ближнему и любить его.

Особенно четко это прослеживается в исламе, где болезнь и уродства не рассматриваются как нечто постыдное для человека и не указывают на его неправедную жизнь. «Нет стеснения для слепого, и нет стеснения для хромого, и нет стеснения для больного». И если больной человек не прячется от позора, а решительно пытается излечиться, прибегая к помощи окружающих, это увеличивает вероятность его победы над болезнью. И какими бы серьезными не были болезни, от которых может страдать человек, дело истинного мусульманина переносить достойно все испытания болезнью и болью. Также правоверные должны быть терпеливы и в лечении, мужественно переносить все то, что необходимо преодолеть на пути к здоровью. Так как Бог не возлагает на человека такую ношу, которую тот не смог бы снести. «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того что возможно для неё». Таким образом, инвалиды и больные, обретают смысл и цель дальнейшего своего существования, а это способствует их успешной адаптации. На этой же почве встречаются исцеления, казалось бы, неизлечимых больных, что в православии называется чудом. В религии, вопросы жизни и смерти, в конечном счете, зависят от Бога. Ни один человек не способен даровать жизнь или отогнать смерть. В сущности, даже врач не берет на себя смелость давать точный прогноз относительно исхода болезни. Он старается помочь, употребив все свои возможности и знания, но окончательная судьба пациента, по мнению верующих, остается всегда в руках Бога. Практическое врачевание человека, по сути, рассматривается как реализация воли Бога [18].

Развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью. На заре средневековья госпиталь был больше приютом, чем лечебницей. Врачебная слава госпиталей, как правило, определялась популярностью отдельных монахов, преуспевших в искусстве врачевания. В это время прослеживается забота о больных, помощь и уход. Уделяется много внимания безумию, душевнобольным, возникают монастыри и больницы на их территории. В годы войн и эпидемий они становились цитаделью порядка, принимая под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксено-дохии (т. е. монастырские приюты для увечных и больных путников) – прообразы будущих монастырских больниц. Таким образом, в Киевской Руси установилась связь церквей и монастырей с лечением. С XI века, по примеру Византии, при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы. Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X век) в числе преступлений против церкви и христианства считал волхвование и зелейничество, но церковь не смогла победить народной медицины. В их стенах соединялись элементы медицины, с практикой народного врачевания. Так языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы [29].

Особого расцвета в средневековье получил культ святых. Популярными становились места погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому. Понятие христианской святыни предполагало не магическое свойство, а скорее чудодейственную помощь Божию через определенный предмет. Прославление Бога, определенного святого, через явление чудотворений от его мощей, при этом, если человек веры не имел, то он и не может, надеется и на помощь [28].

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты – медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной рекиИордани т. п., которые считались важным профилактическим средством. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, что так же сопровождалось религиозными ритуалами и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причастие положительно воздействует на здоровье человека. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.В Средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений и заклятий.

Идеал средневекового человека, был бесконечно далек от античного идеала. Если говорить вообще об идеале человека в физическом смысле, относящемся к средневековому периоду христианства, то в этом случае следует исходить из идеала тела распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человеческого рода. Это был не символ физической силы и гармонично развитого человека, перед которым преклонялись греки, а гротескные мощи потустороннего существа. Таким образом, идеалом человека средневекового мира стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души. Христианство, рассматривает здоровый образ жизни как аскетизм, отказ от всего земного, воздержание и смирение, жизнь в диалоге с Богом.

В это время возникает резкий контраст между двумя мировоззрениями в понятии «аскетизм». Греческое слово «аскетизм» означало, прежде всего, физические упражнения, а «аскет», рассматривался как атлет, победитель соревнований.В период средневекового христианства слово «аскет» уже означало человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Фигура святого аскета, отрицающего физическую культуру, представляла общий идеал для всех социальных слоев.

Теологическое учение средневековой христианской церкви, определявшее европейское просвещение, в соответствии с описанными выше идеалами человека, провозглашало презрение физических влечений и концентрировало внимание на загробном счастье. Следствием этого явилось то, что в педагогических учреждениях, действовавших под непосредственным руководством христианской церкви, были отменены занятия физической культурой. Ссылаясь на церковника Тертуллиана, это учение объявило физические упражнения и игры действиями дьявола. Это учение отказалось от существовавших в примитивном обществе обрядов посвящения, связанных с возрастными категориями, предало забвению античные принципы воспитания и в течение долгого времени не учитывало детский и переходный возраст. Оно рассматривало детей как маленьких взрослых, не осознавало роль детских подвижных игр, необходимых для развития личности, более того, считало их источником греха, отвлекающего от размышлений.

В религиозных служения и традициях, тем не менее, есть много положительных здоровьесберегающих факторов, которые актуальны и сегодня. Например, в религиозных учениях иудаизма, ислама и христианства одними из главных правил для сохранения здоровья, является обязательным чистота и ежедневная гигиена тела, поскольку оно принадлежит Богу.Тело в религиозном понимании – это храм души. Оскверняя тело, человек оскверняет и душу. По обычаю, каждого седьмого дня люди, должны очищать себя и предметы вокруг себя огнем, а то, что огонь не выдерживало, мыть в воде.

Все религиозные течения категорически против абортов, которые рассматриваются как признак моральной деградации и угрозу будущему человечества. В связи с этим, церковь всегда выступает в защиту не рожденных детей, считая их наиболее уязвимыми и зависимыми человеческими существами. Религиозные организации не только ведут активную борьбу с пьянством, курением, наркоманией, но и играют огромную роль, предлагая современной медицине эффективный альтернативный путь преодоления патологической зависимости от вредных привычек.

Особого внимания заслуживает православное христианство, которое, как и многие мировые религии, дает каноны здорового образа жизни как соблюдение Божьих заповедей. Так профилактикой многих заболеваний является следование предписаний религии, что во многих случаях оправдано даже с научной точки зрения. Например, запрещалось, есть яблоки до Спаса, потому что, лишь в конце августа они должным образом созревали, а потребление недозрелых фруктов могло вызвать желудочно-кишечные заболевания. Нельзя было и купаться в реке до праздника Ивана Купала, что тоже оправдано, поскольку только к этому времени вода достаточно прогревалась. Православная Церковь называет семь смертных грехов, разрушающих, как человека, так и целый народ, это: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Так, считается, что впадение в уныние, приводит к обесцениванию ценности жизни своей и чужой, иможет привести к печальным последствиям, вплоть до посягательства на свою жизнь или жизнь другого человека [58].

В библейских учениях, значительное внимание уделяется и эмоциональному состоянию человека. Считается, что грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие существенно снижают сопротивляемость организма к болезням. Библия советует людям избавиться от негативных мыслей и эмоций. «Будем вести себя благочинно, не поддаваясь ссорам и завистям. Всякий гнев и крик, высказывание, со всякой злобой пусть будут удалены от вас, но будьте друг к другу добры и сочувственны», в любых жизненных ситуациях нужно не унывать и не отчаиваться. В тоже время, полезными для здоровья, считаются: приветливость, бескорыстие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума, жизнерадостность и оптимизм. Прежде всего, ценится воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Современная медицина доказала зависимость выздоровления от психоэмоционального состояния пациента. Слово «diaeta», которая часто встречается в трудах ученых Средневековья, относится отнюдь не только к еде и чаще обозначает «умеренность в жизни вообще».

Выводы. Религиозные учения, внесли существенный вклад в формирование, сохранение и укрепление здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом. Здоровье и болезнь, в религиозных учениях, всегда рассматривались в контексте нравственных учений, соблюдений определенных норм и правил поведения. Здоровье – это ресурс, данный человеку высшими силами для выполнения своего земного предназначения. Постулатом является, жить по законам природы и по «заповедям Божьим».

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!