Концепция здоровья в древнем Китае, Индии, Греции, Риме.



Одним из первых определение здоровья дал античный философ Алкмеон в начале V века до н. э. Он определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил. К ним относились первоэлементы, составляющие природу человека и определяющие различные состояния, такие как: влажное и сухое, теплое и холодное, активное и неподвижное. Следовательно, болезнь определялась им как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Алкмеон полагал, что исключительное господство отдельно взятого элемента вредно и губительно для того целого, в состав которого данный элемент включен. Такая формулировка может быть признана достаточно основательной, поскольку она, хотя и в несколько измененном виде, широко распространена и в наши дни. Ее придерживаются те врачи, которые видят в процессе оздоровления (или исцеления) индивида, прежде всего достижение равновесия движущих сил человеческого естества и примирение внутри личностных противоположностей.

Здоровье, как необходимое условие жизнедеятельности человека, нашло отражение практически во всех известных миру оздоровительных системах. Так, еще 1800 лет до н. э., в традиционной индийской системе исцеления «Аюрведах», были сформулированы основные принципы здоровья. Термин «Аюрведа» – санскритское слово, которое буквально переводится как «наука жизни», или «практика долголетия». Главным направлением в этой системе оздоровления было создание здорового общества на законах гармонии и равновесии элементов в организме, нарушение которых и становится первопричиной всех заболеваний. Поэтому, при лечении заболеваний врач стремился, прежде всего, восстановить нарушенное равновесие, при котором все части находятся в гармони и при этом, рационально реагируют на переживания. Первым условиям, при котором это становится возможным, является внутренняя воля и полная свобода, проявляющаяся в отсутствии зависимости человека от чего или кого либо. Вторым обязательным условием становится путь любви ко всему живому в этом мире как высшему выражению сути жизни. Третьим условием является путь разума и знания, которые повышают жизненную стойкость человека.

Для укрепления здоровья, профилактики и лечения различных болезней в оздоровительной системе «Аюрведа» использовали лекарственные препараты растительного и животного происхождения, различные минералы, металлы. Важным считалось соблюдение определенного образа жизни, как в течение дня и недели, так и в течение всего года, с учетом сезонных перемен. Большое внимание в этой системе уделялось вкусовым качествам продуктов питания и напитков. Считалось, что вкусовые ощущения вызывают определенные физиологические аффекты, так сладкое способствует образованию крови, тканей, жира в организме; кислое содействует пищеварению; горькое улучшает аппетит и т. д.

Согласно аюрведической теории человеческое тело состоит из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Они в различных комбинациях образовывают мельчайшие частицы АНУ («атомы»), из которых и состоят органы тела. Жизнедеятельность организма, при этом особо зависит от взаимодействия трех основных субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались: прана, желчь и слизь. Здоровье, при этом, рассматривалось как результат уравновешенного соотношения трех этих субстанций, а болезнь – как нарушение их соотношений. Причиной такого нарушения считалось отрицательное воздействие на человека климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и других факторов.

Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асан). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йоги (физической йоги) и раджа-йоги (овладение духом). Один из основных принципов хатха-йоги гласит, что здоровье – естественное состояние организма, и человек, согласующий свою жизнь с законами природы, не может быть болен.

Сегодня научно-исследовательские институты и клиники Индии продолжают изучение древней эмпирической системы йога терапии, которая используется как здоровыми, так и имеющими какие-либо заболевания людьми. Опыт индийской медицины был заимствован и тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины «Чжуд-ши» (VIII–IX вв. н. э.), где полностью описана медицина всех времен и народов, прошлых и будущих, все способы и методы лечения. «Чжуд-ши» считается системой абсолютного знания, имеющей строго упорядоченную иерархическую структуру, ориентированную на разные уровни понимания с учетом возможности человеческого мозга. Так первая Тантра – для мудрецов, вторая – для талантов, третья – для посредственностей и четвертая – для идиотов. В тибетской медицине нет тайн, но не все способны ее понять.

Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем в течение трех тысячелетий и используются по сегодняшний день. Знания о строении человеческого тела начали накапливаться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (II в. до н. э.). Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу, которая гласит, что единая изначальная материя – «тайцзи», порождает две противостоящие субстанции – женскую (ИНЬ) и мужскую (ЯН). Взаимодействие и борьба этих субстанций порождают пять стихи: воду, огонь, дерево, металл и землю. Из них и возникает всё многообразие материального мира, включая и человека. Пять стихий находятся в постоянном движении, гармонии, взаимном порождении. Так, вода – порождает дерево, дерево – огонь, огонь – землю, земля – металл, а металл – воду. В свою очередь вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево – землю, а земля засыпает воду [1].

Объективный мир находится в постоянном движении и изменении. Здоровье – результат равновесия начал ИНЬ и ЯН и пяти стихий, а болезнь – нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на синдром избытка – ЯН и синдром недостатка – ИНЬ. Одновременно, дефицит ИНЬ и ЯН называется взаимным опустошением. При преобладании ИНЬ уменьшается ЯН, что проявляется в синдромах «холода». Если же преобладает ЯН и уменьшается ИНЬ, это проявляется в синдромах «жара».

На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие ИНЬ-ЯН, начало ЯН выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. На этой основе и возникает традиционной китайское иглоукалывание [54].

Основополагающая для античного понимания здоровья идея соразмерности и умеренности периодически встречается в прославленном трактате Лао-Цзы «Дао дэ цзин». Он говорил: «Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго. Нет греха тяжелей страстей. Нет беды тяжелей незнания удовлетворения. Нет преступления тяжелей жадного хотения приобрести много. Вот почему знающий меру бывает доволен своим положением» [55, с. 20-50].

Другой великий мудрец древнего Китая, Конфуций, создал прославленное учение о золотой середине. Это состояние, находясь в котором душа сохраняет полное равновесие, избегая крайних проявлений чувств, страстей и влечений. Не обширное знание, но знание меры определяет благополучие. А болезнь – результат несдержанности. Иными словами, человек перешагивает порог болезни тогда, когда возлагает на себя слишком многое, сверх всякой меры.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэйцзин» отмечалось, что «мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой» [1, с. 96.]. Главное направление состояло в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых.

Марко Поло в беседе с китайскими придворными врачами поинтересовался оплатой их труда, на что медики ответили, что наибольшую оплату они получают, когда император здоров, если же он захворал, – не получают ничего. На встречный вопрос Марко Поло сказал, что на его родине самую большую оплату врачи получают тогда, когда венецианский дож болен.

Именно Востоку обязана медицина внедрением в практику общеукрепляющих средств (по современной терминологии – адаптогенов), приготовленных из женьшеня, китайского лимонника, аралии маньчжурской и некоторых других. Китайский врач, Ли Шичжень, собрал более 12 000 различных рецептов, при этом, многие из них направлены не на лечение конкретной болезни, а на профилактику многих заболеваний. При этом, особое внимание он уделял целебным свойствам воды, в различных её состояниях.

Большое значение в древнем Китае придавалось физическим упражнениям. Хирург того времени, Хуа-То говорил, что «человеческому телу необходимы труд и движения, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от многих болезней» [68, с. 112]. Важными, лечебно-предупредительными мероприятиями, в древнем Китае были массаж и лечебная гимнастика. Особой популярностью с древних времен до наших дней пользуется оздоровительная система «Ушу». Она основанная на статодинамических упражнениях, которые имитируют движения зверей и птиц, например: аиста, обезьяны, оленя, тигра и медведя. При занятиях «Ушу» внимание концентрируется на дыхательных ритмах. Такая гимнастика, по мнению ведущих китайских специалистов, сохраняет и укрепляет здоровья за счет гармонизации потоков ИНЬ и ЯН. Баланс ИНЬ – ЯН в организме является для китайской традиционной медицины основным условием здоровья и достижения долголетия.

Для восточного направления характерным является созерцание, чувственно-эстетическое познание, неторопливое течение жизни, размеренность, углубление во внутренний мир. Религия Востока не противопоставляла тело и душу, считала их едиными и одновременно неотъемлемыми сущностями всего реально существующего во Вселенной.

В философии Востока сама болезнь является грехом, ошибкой, преступлением, а больной – преступником, который достойный презрения, поскольку не знает фундаментальных космологических законов и нарушает Мировой Порядок, отказываясь искать в нем Единый Принцип и согласие. Пока соблюдаются условия сохранения здоровья, никакой организм заболеть не сможет. Мировоззрение и религия во многом основывались на коллективном опыте, на разработках целых школ, где значение отдельной личности, даже самой одаренной, рассматривалось как составная часть того или иного направления или школы.

В противовес Востоку, Запад больше тяготеет к материалистическому восприятию действительности, эмпирическому и экспериментальному подходу к изучению природы. Так, в Греции, основным направлением было укрепление физических сил и телесной красоты, значительное внимание уделялось правилам диететики. Культ тела возводится в рамках государственных законов. В древнем государстве Греции – Спарте, при рождении ребенок проходил процедуру так называемого естественного отбора, при котором слабых и больных детей сбрасывали с горы. Здоровых и крепких малышей передавали опытным кормилицам. Они не пеленали детей, оставляя свободу движения телу, приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми в пище. Спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания. С 7 лет до своего совершеннолетия (30лет), мальчики находились в военном лагере, где их обучали военному искусству; они участвовали в учебных сражениях и походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Начиная с 14 лет, мальчики ежегодно подвергались публичным испытаниям – «агонам», которые подразделялись на гимнастические, когда юноши должны были показывать свои успехи в физической подготовке, и мусические, прежде всего состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические, и мусические испытания были тесно связаны с военными упражнениями. Большое значение, уделяемое физической подготовки, определялось необходимостью в сильных, выносливых, мужественных воинах, умеющих воевать, защищать и поддерживать действующий порядок. Юноши, которые были физически плохо развиты, не имели права на высшее образование.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало выдающихся мыслителей, взгляды которых в области воспитания здорового человека не потеряли актуальности и сегодня. Одним из них является врач и философ Гиппократ, с его именем связаны истоки всех медицинских знаний. Приоритетными направлениями в его деятельности были не лечебные методы, а оздоровительные. В трактате «О священной болезни» Гиппократ говорил, что «исцеляет организм природа, а врач может только помочь природе» [22, с.441]. Гиппократ, не только описал влияние внешних условий, климата и погоды на человека, но и показал, что факторы внешней среды определяют конституционные характеристики человека и его темперамент. Одним из важнейших принципов, который он ввел, был принцип: «лечить не болезнь, а больного». Гиппократ полагал, что, если бы человек был единое целое, он бы не болел. Все болезни проистекают из неупорядоченного соединения четырех основных первоэлементов, входящих в состав человеческого тела (это кровь, флегма, желтая и черная желчь). Здоровье, по Гиппократу, возможно тогда, когда все части телесной природы (т. е. первоэлементы) «соблюдают соразмерность во взаимном смешении» [22].

Античный врач и ученый пытался объяснить здоровье и болезнь через природу человека, его поведение и образ жизни. В трактате «О здоровом образе жизни» Гиппократ говорит, что «какой образ жизни человека, такой он и сам, такие его болезни». Прежде чем лечить больных людей, нужно «выучить все, что полезно на основе образа жизни людей еще здоровых» [20, с.134]. Даются советы относительно того, как необходимо вести себя, чтобы преждевременно не превратиться в «дряхлого старца». Особое внимание Гиппократ уделял закаливанию, спорту и физическому труду. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь... Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и подвижным, сообщают ему хороший цвет, изощряют слух... Кто часто держит себя в тепле, у того происходят следующие вредные последствия – изнеженность мышц, слабость нервов, тупость ума, кровотечения, обмороки» [21, с.120]. Он определял лень как одну из причин нездоровья, осуждал пьянство, считая его продуктом праздности ума и тела. Образ жизни рассматривается как некая гармония, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Лейтмотивом этого становится активная жизненная позиция и принятие всей полноты ответственности за свою жизнь. Многие его советы: умеренность и сдержанность во всех своих действиях, максимально использование целебных свойств свежего воздуха, гимнастические упражнения, холодное купание и ежедневное растирание тела влажным полотенцем – остаются актуальными и сегодня.

Большое внимание проблеме формирования здоровья уделял Плутарх. Первостепенную роль в здоровье человека он отводил активной жизненной позиции: «тот, кто рассчитывает обеспечить себе здоровьем, находясь в лености, ведет себя так же неумно, как человек, который пытается молчанием усовершенствовать свой голос» [46, с.27].

Аристотель рассматривал человеческое тело в тесном взаимодействии всех органов. Он впервые попытался дать определение и познать сущность здоровья, как гармонического сочетания души и тела. Представитель древнегреческой философской школы подчеркивал, что воспитание необходимо начинать не только с заботы о теле, но и чтобы воспитание тела способствовало воспитанию духа.

Согласно Платону, здоровье, как и красота (прекрасное), определяется соразмерностью, требует согласия противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного. Наиболее полно и развернуто проблематика здорового соотношения души и тела обсуждается в платоновском диалоге «Тимей». «В вопросах здоровья и болезни, добродетели и порока, – утверждает Платон, – нет ничего важнее, нежели соразмерность или несоразмерность между душой и телом как таковыми. Но, мы не задумываемся над этим, и не понимаем, что, когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела, или когда равновесие нарушено в противоположную сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности как раз в самом существенном; однако когда в нем есть эта соразмерность, оно являет собой для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех зрелищ» [57, с. 187].

Постулат Платона – искать гармонию и синтез этих двух составляющих человека. В связи с этим, Платон разделял всю культуру на гимнастику, которая включала в себя всю область физической культуры тела, и музыку – область духовной и интеллектуальной культуры. Человеческое естество при этом уподобляется хорошо настроенному музыкальному инструменту, скажем, лире. В структурном аспекте – это означает строгое соответствие всех составных элементов предназначению целого (подобно тому, как все части лиры соответствуют основной ее функции), а в динамическом аспекте – подразумевается размеренность (или упорядоченность) существования, позволяющая поддерживать внутреннее единство (цельность) во времени (так же, как в музицировании предполагается определенный размер или лад, без которого цельное произведение превратится в какофонию) [57].

К этой метафоре обращается Сократ в платоновском «Государстве», сравнивая неупорядоченный образ жизни (в частности, неумеренное питание) с песнопением, сочиненным одновременно во всех музыкальных ладах и во всех ритмах. Такая «разнузданность», говорит Сократ, в мусическом искусстве приводит к дисгармонии, смущающей слух, а в обыденной жизни – к разнообразным недугам. Сократ писал, что «здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» [15, с. 62].

Философия стоицизма, всячески акцентирует живую неразрывную взаимосвязь индивидуального бытия и Вселенной (как части и целого), что существенно дополнило и обогатило античную концепцию здоровья. Здоровое существование, при таком подходе, рассматривается не только как постоянное поддержание равновесия (сонастроенности) души и тела, но и – главным образом – как жизнь в согласии с Природой. Для здоровья недостаточно, чтобы тело и душа были согласованы между собой – необходимо также, чтобы они подчинялись такой высшей инстанции, как Единый Порядок Природы, этой превосходящей и объемлющей их целостности. Природа того или иного существа определяет тот внутренний порядок его существования, который каждому надлежит поддерживать. В то же время Природа Целого упорядочивает и объединяет все сущее. Заповедь: «Живи сообразно с природой вещей» – была своего рода догмой, которой придерживались все великие философы-стоики, от Зенона до Марка Аврелия [74].

В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей-профессионалов. Лечили дома народными средствами – травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, самым популярным лечебным средством считалась капуста. Он говорил, что «капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищеварению, укрепляет желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего… Натерши её, прикладывай ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…»[68]. М. П. Катон был ярым противником греческой медицины и ее внедрения в Риме, считая ее выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в немалой степени способствовала застою в развитии медицины в Древней Италии.

В Древнем Риме до III–II вв. до н. э., почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань – терм (от греч. «thermos» – теплый). Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н. э. Постепенно они стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур. Пользу купаний как профилактического и лечебного средства ценили уже древние египтяне.

У многих народов купания были не только методом врачевания, но и частью религиозного ритуала. Так, у римлян существовала своя богиня здоровья и хорошего самочувствия – Салюта, которая была символом не только личного здоровья, но и общего благополучия. Имя этой богини дошло до нашего времени в слове «салют», которое употребляют для приветствия, а также в названии праздничного фейерверка [76].

Первыми врачами в Риме были рабы из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом, который мог лечить, а так же поддерживать его здоровье и работоспособность. Таких рабов называли валиотугенарии. Различные заболевания в Риме традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие из них произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда рабов, собирать различные травы. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Жители античного мира ценили ароматы лекарственных трав, так, считалось, что запах мяты поднимает настроение, возбуждает работу мысли и способствует оживленной беседе.

Выдающийся римский врач Клавдий Гален (131–200 г. н. э.) – мыслитель, анатом, физиолог, был греком по происхождению. Он впервые в своих работах дал определение здоровья, болезни, а также «третьего состояния», которые стали объектами пристального изучения лишь в наше время. Клавдий Гален рассматривал здоровье как вид гармонии, границы которой очень широкие и не у всех одинаковые. Человек, считал ученый, только тогда по-настоящему свободный, когда здоров. Гален также сводил все болезни к нарушению баланса между четырьмя гуморами и соответствующими им элементам: земле, воздуху, огню и воде. При этом он полагал, что человеческий организм не является психофизиологической машиной и не может быть сведен к простой совокупности составляющих его частей, поскольку предполагает наличие целеполагающего начала – целого, контролирующего свои отдельные части. Римский врач, проповедовал необходимость выполнения гигиенических мероприятий в целях сохранения здоровья. Им впервые были сделаны попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда, и на этой основе разделить болезни господ и рабов.

Среднеазиатский врач и мыслитель, Авиценна (Абу Ибн Сина, 980–1037 гг. н. э.), в своем главном труде «Каноны врачебной науки», которая является энциклопедией медицинских знаний, говорил не только о причинах болезней, но и о здоровье, а также о том, что необходимо изучать различные явления, влияющие на здоровье. В «Трактате по гигиене», Авиценна писал, что здоровье так же зависит от уравновешенности человеческой натуры и от пропорциональности ее сложения [35].

Ему было известно и отрицательное влияние на организм человека недостаточности двигательной активности, он считал занятия физическими упражнениями – одним из наиважнейших условий сохранения здоровья. В связи с этим Авиценна, сделал классификацию физических упражнений, выделил силовые и скоростные движения, которые обеспечивают разные оздоровительные эффекты. Большое внимание он придавал дыхательным упражнениям, в которых видел способ очищения «соков» организма и улучшения их циркуляции. В пище Ибн Сина видел не только общеизвестный источник пополнения ресурсов организма, но и способ стимулирующих воздействий на организм – «пищевых лекарств», которые способны излечивать и предупреждать многие заболевания [34]. Только во 2-ой половине ХХ столетия, в специальных исследованиях о биологически активных веществах пищи, идеи Авиценны получили признание и дальнейшее развитие.

Здоровье античного духа поддерживалось, главным образом, благодаря верности фундаментальному принципу: «ничего сверх меры». Быть умеренным во всем, придерживаться золотой середины, выбирать «среднее между крайностями» в любой сфере жизни – вот универсальное правило, которому необходимо следовать тем, кто движим благоразумием и добродетелью, кто стремится сохранять здоровое, уравновешенное состояние души и тела. Всему в мире самой природой положен свой предел, поэтому во всем необходимо соблюдать меру, будь то стремление к прекрасному или жажда власти, служение отечеству или тяга к роскоши, питание или духовное упражнение, наслаждение или суждение. Нет такой сферы человеческой активности, в которой бы не потребовалось однажды воздержание. Любое телесное или душевное движение приносит человеку вред, если становится чрезмерным. Поэтому воздержанность почитается как главная античная добродетель, которая вырабатывается путем длительного самовоспитания в условиях суровой дисциплины. Эта античная идеология воздержанности и самоограничения, которая, как показал Вернан, играла значительную роль в уравновешивании движущих сил общественной жизни. Она была основана на высших космологических законах, согласно которым существовал космос. Утвержденный в античной философии порядок природы не допускал, чтобы одна стихия или одна часть мира господствовала над другой. Определяющий строение космоса закон меры, поддерживал равенство и симметрию сил, а на индивидуальном уровне это выражалось как состояние внутреннего равновесия. Античное представление о здоровье как о гармоничном единстве души и тела отражено в знаменитой пословице: «в здоровом теле – здоровый дух», или как сказал Ювенал: «имеющий здоровый дух будет иметь и здоровое тело». Из этого становится очевидным, что тело и душа не могут быть гармонизированы по отдельности, без учета их тесной взаимосвязи, или, точнее, взаимозависимости. Ведь как бы ни была велика степень упорядоченности и согласованности в одной из этих сфер, непорядок в другой неизбежно приводит к нарушению желаемого равновесия.

Выводы: Для данного исторического периода, эталоном здоровья является внутренняя согласованность и соразмерность (оптимальное соотношение) элементов человеческой природы, которые устанавливая гармоническое соотношение между собой, образуют упорядоченное внутреннее единство. Сами же элементы, в древних учениях, существенно различаются, это как жидкости организма, так и душевные состояния, или элементы физической и психической природы. Принципы здорового, гармоничного существования формируются через умеренный образ жизни в согласии с Природой, с мировым Целым, где человек проявляет осознанную волю и активность. Здоровье, при этом рассматривается в аксиологическом аспекте, как подлинная ценность бытия.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!