ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ




Характеризуя во Введении философскую теологию как одну из важнейших форм философии религии, мы отметили, что философ­скую теологию можно понимать в широком и в узком, или стро­гом, смысле.

Напомним, что философская теология в широком смысле охва­тывает весь спектр позитивных отношений между философией и теологией. Разумеется, речь идет при этом только о более или ме­нее тематизированно и развернуто выраженном отношении. К фи­лософской теологии в таком широком смысле можно в принципе отнести и те содержания философского религиоведения, где реша­ются оправдательные, или апологетические, по отношению к рели­гии задачи.

Сердцевиной философской теологии в широком смысле можно считать философские компоненты теолого-догматического учения о Боге.

Философская теология в узком, или строгом, смысле — это ав­тономное философское богопознание. Характеристике целей, задач, методов и функций, а также способов реализации такого философ­ского богопознания и посвящена Часть II нашей работы.


ГЛАВА ШЕСТАЯ

ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ КАК АВТОНОМНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ

§ 1. Теоретические принципы автономного философского богопознания

Эта глава является первой из трех, посвященных философс­кой теологии как относительно автономному философскому бо-гопознанию.

В ней будут рассмотрены общие характеристики философс­кой теологии как относительно автономного философского бо­гопознания, указаны главные цели и функции, базисные мето­дологические установки, а также выделены ее основные разно­видности.

В последующих главах философская теология как автономное философское богопознание будет рассматриваться в соответствии со своими основными функциями (о которых сейчас пойдет речь).

Конституирующим принципом философской теологии в узком, или строгом, смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. В контексте европейской культу­ры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создавать­ся в отвлечении от факта и содержания божественного откровения, данного в библейском тексте, или даже просто безотносительно к нему. Безотносительность предполагает в первую очередь началь­ные условия философско-теологического рассуждения, а также спо­собы развертывания этого рассуждения. Конкретно это означает,


171


что исходным моментом философского рассуждения должны ста­новиться сугубо "естественные" данности человеческого существо­вания. А само рассуждение, определяющее философско-теологи-ческое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обоснования и систе­матизации.

Все это вместе призвано свидетельствовать, что фундамен­тальная установка философской теологии как автономного бого­познания, ее рассуждения и построения являются теоретически правомерными с точки зрения принципов, господствующих во "всеобщем сознании" той или иной эпохи, т. е. применительно к Новому времени и современности — в светской философии, в науках, в практической сфере в широком смысле.

В противоположность всякой теологии, выводимой из предпосы­лок веры, философская теология рассматриваемого вида претендует на то, чтобы "непредвзято" ставить вопрос о Боге и рассматривать его посредством строго философских методов. При этом появляется и основание для критической проверки теологических позиций, опреде­ляемых верой.

Условия философского познания Бога определяются услови­ями существования человека. В соответствии с исходными посту­латами философской теологии человек не может "непосредствен­но-духовно" созерцать Бога. Познание действительности, а тем более Бога человеком опосредовано его познавательными возмож­ностями. Философское учение о Боге должно исходить из дос­тупной философскому опыту действительности мира и человека. Отсюда проистекает общая ситуация философии в "вопросе о Боге", заключающаяся в том, что человеку в его "естественном" существовании Бог не "дан" непосредственно. Это обстоятельство заставляет философско-теологическую мысль постоянно создавать или варьировать уже имеющиеся доказательства бытия Бога, а также воспроизводить или создавать философские учения о ха­рактере божественной реальности и ее отношении к миру и человеку.

Путь философского богопознания начинается с миропознания и продвигается к богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как "образ" таковой. Бог философски постижим не непосредственно в себе самом, а


только посредством отдаленного подобия в зеркале мира. Фило­софское познание действительности Бога - это, по существу, "путь от миропознания к богопознанию". Лишь такой способ познания Бога возможен для человека. Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира.

Философская теология этого вида опирается на утверждение о том, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано божественное откровение, т. е. если Бог сам не дал или не дал бы человеку знание о самом себе.

Говоря о "мире" в данном контексте, мы понимаем мир во всем богатстве содержаний и смыслов, выявленных историческим опы­том существования человечества, включая полноту теоретического научного и философского знания. Особое значение в философском богопознании должен получить специфический опыт бытия-в-мире человека, что означает необходимость для философского богопоз­нания опереться на теоретическое знание о человеке, прежде всего философско-антропологическое знание.

Здесь следует подчеркнуть, что не только философское постиже­ние и осмысление мира служит целям богопознания. История свиде­тельствует о том, что осмысление Бога само служило обогащению и углублению "понятия мира". Это верно относительно не только ан­тичности и средневековья, но и классической метафизики Нового времени.

Философская теология как философское богопознание является прежде всего дискурсивным способом философствования. Это оп­ределенная совокупность философско-теоретических утверждений и рассуждений. Таким образом, философская теология есть теоре­тическое отношение к Богу, соответственно теоретическая разно­видность религиозного отношения.

Философская теология как автономное богопознание предлага­ет не только определенное понимание природы философии, но и определенную философско-антропологическую концепцию. Фило­софское богопознание отражает "природную религиозность челове­ка", проявляющуюся в первую очередь в поиске основ и смысла всего сущего. Человек при этом не ограничивается познанием ве-


 


172


173


щей самих по себе, что было бы вполне достаточно для его жизн­еобеспечения. Вопросы о существовании, сущности Бога и его от­ношении к миру вытекают из вопроса о содержании и смысле бы­тия человека и мира.

§ 2. Основные задачи автономного философского богопознания

Философская теология решает три основные тесно взаимосвя­занные задачи. Она призвана, во-первых, подтвердить существова­ние Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Бо­ гом и человеком. Всякая конкретная философско-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в в совокупности, предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге.

Каждое развернутое философско-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, ме­тафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тоталь­ности, но может решать и ограниченное число проблем философс­кого богопознания. Однако в любом случае основной принцип философско-теологического рассуждения предполагает установку на метафизическую системность.

На наш взгляд, глубинный смысл усилий по созданию фило­софского учения о Боге проясняется лишь в свете вопроса антич­ной философии об истинной природе божественного, противопос­тавляемой всяким мнениям, обусловленным человеческими устрем­лениями низшего порядка или человеческим невежеством. Постановка такого вопроса была истоком философско-метафизи-ческой теологии. Базисное устремление античной философской те­ологии постичь природу божественного саму по себе явилось од­ним из важнейших конституирующих импульсов христианской те­ологии, а также философской теологии.


§ 3. Критерии оценки философских учений о Боге

После того как мы в общем систематическом плане охарактери­зовали философскую теологию как автономное философское бого-познание, нам необходимо установить какую-то типологию приме­нительно к многообразным автономным философско-теологичес-ким учениям. Разработка типологии предполагает опору на какие-то критерии. Укажем те критерии, которые положены в основу нашей типологии автономных философско-теологических учений.

Философско-теологические концепции можно разделить по за­дачам. В зависимости от целеполагания конкретная философско-теологическая концепция может решать одну из трех основных за­дач философского богопознания, на которые было указано выше, или решать в систематизированной совокупности, представая как более или менее целостное учение. Это первый критерий.

В любом варианте конкретная философско-теологическая кон­цепция неизбежно соотнесется с определенной философской идеей или понятием Бога. Характер такой идеи или такого понятия является вторым критерием классификации философско-теологических пост­роений. Здесь имеет смысл отметить, что мы предпочитаем выраже­ние "философское понятие Бога" выражению "философская идея", поскольку оно, как представляется, четче свидетельствует об онтоло­гической интенции философско-теологического теоретизирования.

Место и значение философского богопознания определяется прежде всего тем, что оно представляет собой попытку философс­кого постижения сущности Бога. Создание философского учения о Боге является главнейшей задачей философского богопознания. Философское учение о Боге неизбежно будет либо теистическим, либо какой-то формой отрицания теизма. Теизм является фунда­ментальной религиозной установкой европейской цивилизации, и европейская философская теология неизбежно будет соотноситься в той или иной форме с теизмом, пока она остается европейской философией.

Представляется поэтому возможным разделить философские уче­ния о Боге на теистические и на такие, где выдвигается претензия на какую-то альтернативу теизму. Разумеется, возможно и более дифференцированное членение, в частности деление на классичес­кий и неклассический философский теизм.


 


174


175


В качестве третьего критерия могут служить используемые фи­лософской теологией средства для решения своих основных задач. Речь идет, по существу, о дифференциации философии по темати­ческим разделам, по базисным принципам философского рассужде­ния и т. п. Соответственно рядом с очевидно преобладающим в традиции онтологическим подходом к философско-теологическои проблематике существует, например, трансцендентал-философский подход, причем в различных вариантах.

Как четвертый критерий можно использовать отношение той или иной автономной философско-теологическои концепции, преж­де всего предлагаемого ею философского понятия божественной ре­альности, к церковной теологии христианских конфессий. Определе­ние характера этого отношения позволяет также указать функции философского богопознания. Базисными вариантами здесь выступа­ют служебные пропедевтические функции по отношению к церков­ной теологии христианских конфессий, с одной стороны, и полнос­тью автономное конституирование религиозного отношения, "фило­софской веры" — с другой.

§ 4. "Естественная теология"

В историческом плане принципиальная возможность автономно­го философского богопознания была дана вследствие автономизации философии по отношению к античной религии, а также вследствие того, что античная философия просто предшествовала во времени христианству.

В эту же эпоху можно говорить о появлении - и терминоло­гически, и по содержанию - философской теологии. Философс­кая теология предстает как философское размышление о после­дней и высшей реальности, определяющей всякую другую ре­альность.

Принципиальная возможность, а также способы реализации этой возможности в античной философии в христианскую эпоху были продолжены именно в "естественной теологии".

Естественная теология в ее классической форме на протяжении всего своего существования была теснейшим образом связана с тра-


дицией схоластической мысли*. Разумеется, история схоластичес­кой традиции не совпадает полностью с историей естественной те­ологии. Схоластическая традиция шире в тематическом плане. Кроме того, естественная теология как предметно и методологически осоз­нанное теоретическое предприятие появляется в рамках уже суще­ствующей схоластической мысли.

Несмотря на обрисованную теснейшую связь естественной те­ологии и со средневековой схоластикой, и со "второй схоласти­кой" и с неосхоластикой двух последних столетий, было бы не­правильно увязывать естественную теологию исключительно со схоластической традицией. Важно то, что естественная теология существовала в европейской философии и теологии, вообще в ев­ропейской культуре как определенная теоретическая программа, провозглашающая и реализующая принцип относительно авто­номной философской теологии, прежде всего автономного фило­софского познания Бога.

Неслучайно поэтому в истории европейской мысли сама идея I автономного философского богопознания всегда ассоциировалась в | первую очередь с традицией естественной теологии. Условия появ­ления этой традиции, процесс ее оформления и развития - вот что наиболее часто понимается под автономным философским богопоз-нанием. Если говорить современным языком, то естественная тео­логия всегда воспринималась как парадигма автономной философ­ской теологии.

Более того, строго говоря, всякая иная философская теология является и в историческом и в логическом отношении продолжени­ем естественной теологии. Естественная теология методологически, говоря современным языком, представляющая мир не как творе­ние, но как "чистый мир", "чистую природу", выступает уже как "предварительная форма" иной философской теологии. Они, по существу, тождественны в своих исходных посылках и средствах ] осуществления. Остается только различие по результирующему по­строению.

* Некоторые характеристики средневековой схоластики вообще, а также те, что важны с точки зрения тематики естественной теологии, будут рассматри­ваться в Части IV. Средневековая схоластика определила в целом ряде суще­ственных моментов всю дальнейшую традицию католической схоластики, а также раннепротестантскую схоластику.


 


176


Зак. 4338.


177


На наш взгляд, философскую теологию, отличную от есте­ственной теологии, следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к обособлению от теологии от­кровения.

Именно в силу указанных причин мы, исследуя общие харак­теристики автономного философского богопознания, обращаемся прежде всего к естественной теологии. Мы предпримем попытку решить двоякую задачу: реконструировать теоретическую про­грамму естественной теологии и одновременно оценить ее, опи­раясь на предложенные выше критерии оценки автономных философско-теологических концепций.

Итак, приступим к анализу естественной теологии, опираясь на выделенные критерии оценки автономных философско-теологичес­ких концепций. Разумеется, здесь речь может идти о естественной теологии только как об определенной теоретической программе. Кроме того, мы выделим основное содержательное ядро многооб­разных способов реализации данной программы. Все, о чем мы будем говорить здесь, будет подробно излагаться и анализировать­ся в последующих главах, посвященных автономной философской теологии, а также философско-религиозной антропологии.

Естественная теология стремится постичь бытие и сущностные характеристики Бога только посредством "естественного" света ра­зума, опирающегося на "естественные" данности человеческого су­ществования и на данность природы.

Естественная теология является той частью метафизики, кото­рая исследует сущее с точки зрения его последнего, лежащего по ту сторону всякого опыта основания. Ее предмет - это Бог: его суще­ствование, его сущность и его действие.

4.1. Естественная теология решает все три основные тесно взаимосвязанные задачи автономного философского богопозна­ния Она призвана, во-первых, доказать или подтвердить суще­ствование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком.

Всякая конкретная естественно-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в совокупности,


предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге.

Каждое развернутое естественно-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, метафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тотальности, но может решать и ограниченное число философско-теологических проблем. Однако в любом случае базисный прин­цип естественно-теологического рассуждения предполагает уста­новку на метафизическую системность.

Естественно-теологические построения предстают либо как тра­диционные доказательства бытия Бога, либо включают такие дока­зательства. Разумеется, они могут содержать и другие доказатель­ства или указания на бытие Бога помимо традиционных, т. е. онто­логического, космологического и телеологического. Должно быть лишь выполнено одно важнейшее, даже принципиальное условие: все доказательства или указания должны подтверждать существова­ние Бога, который понимается в соответствии с фундаментальны­ми теистическими представлениями.

Концептуализация философско-теистического понятия Бога яв­ляется важнейшей задачей естественной теологии. Философский теизм в рамках естественной теологии — это те содержания, источ­ником которых является только философский разум, опирающийся на опыт естественного человеческого существования, а соотнесение с откровением или носит итоговый характер, или вообще выносит­ся за скобки.

Наполнение и углубление этого понятия является, по суще­ству, не только содержательным, но и смысловым ядром естествен­ной теологии как определенной философско-теоретической програм­мы и парадигмы.

Философско-теистическое понятие Бога предполагает и совер­шенно определенный подход к проблематике отношений между Богом и миром, Богом и человеком.

Таким образом, всякое построение в рамках естественной тео­логии так или иначе всегда решает все основные задачи философс­кого богопознания. Это задается самой логикой философско-теис­тического понятия как содержательной и смысловой сердцевины этого вида философско-теоретической деятельности.


 


178


179


4 2 Мы уже фактически определили естественную теологию, если исходить из второго критерия. Естественная теология нераз­рывно и логически, и исторически связана с философско-теисти-ческим понятием Бога, причем в его классической форме.

4 3 Если применить третий критерий, связанный с установ­лением тех основных средств философского рассуждения, которое образует основу того или иного философско-теологического по­строения, то можно уверенно утверждать, что всякое естественно-теологическое построение есть философское учение о Боге, созда­ваемое средствами онтологии.

Естественная теология - это философское богопознание, фи­лософское учение о Боге на базе онтологии. Онтологией назы­вается философское исследование и философское учение о бытии, о сущем как таковом. Онтология изучает, если говорить коротко, наиболее общие свойства всех сущностей, как материальных так и нематериальных. Само обозначение появилось в XVII в. (Гок-лениус - 1613 г., И. Клауберг - 1656 г., окончательно у Хри­стиана Вольфа) как обозначение метафизики бытия.

Всякое учение о Боге в естественной теологии - это определен­ная онто-теологическая концептуализация. Мы можем выразиться и так что в истории европейской философской и теологической мысли именно философская теология на базе ошо-теолопш чаще всего именовалась как "естественная теология".

В оформлении традиции философской теологии как онто-тео-логии особую роль сыграли два фактора. Первый из них связан с философией Аристотеля, а второй - с определенным содержанием Библии, где Бог говорит о себе как о "сущем".

Два базисных положения определяют суждения естественной теологии: во-первых, что присуще сущему как таковому, присуще и Богу но особенным образом; во-вторых, что присуще контин-гентно (случайно) сущему как контингентному, необходимо следу­ет отрицать относительно Бога. Тем самым суждения естественной теологии строятся на принципе аналогии.

Философская теология как онто-теология, или естественная те­ология в соответствии со своей программой даст такой ответ на вопрос'о существовании и сущности Бога. Бог есть "само бытие (1Р5ит евзе) Само бытие есть необходимо существующая сущность.


В заключение отметим, что в силу указанной онто-теологи-ческой природы естественной теологии ее исторические судьбы оказывались тесно связанными с судьбами философской, онтоло­гии вообще. Наиболее ярким примером в этом отношении можно считать ситуацию, сложившуюся вследствие критики Кантом тра­диционной метафизической онтологии. Дело здесь не только в его непосредственной критике так называемых традиционных доказательств бытия Бога. Философские позиции Канта можно было воспринять и как оспаривание принципиальной возможно­сти традиционной онтологии со всеми вытекающими отсюда последствиями для естественной теологии в ее классической форме.

4.4. Обратимся, наконец, к четвертому критерию, на установ­ление характера отношений между автономной философско-тео-логической концепцией и церковной теологией христианских кон­фессий.

Традиционно ситуация в отношениях между естественной те­ологией и систематической теологией христианских конфессий представляется довольно ясной в логическом отношении. Есте­ственная теология понимает себя как предступень или "предсло-во" веры, ведущие с помощью "естественного" разума к сверхъе­стественной вере. Догматическая, или систематическая, теология как теология откровения содержательно расширяет и конкретизи­рует философское знание о Боге, полученное "естественным" философским разумом. Некое общее откровение, запечатленное в сотворенном мире, служит основой естественно-философского богопознания, а специальное историческое откровение, запечат­ленное в священных текстах и передаваемое в традиции, служит основой нормативного расширенного и единственно истинного знания о Боге, разрабатываемого на этой основе систематической теологией. Эта программа исходит главным образом из томист­ского представления об отношении между естественной теологией и теологией откровения, хотя сам Фома Аквинский не употреб­ляет термин "естественная теология". Томистское понимание ха­рактера этих отношений оказало во многом определяющее воздей­ствие на всю дальнейшую традицию.

Традиционное понимание отношения между естественной тео­логией и собственно теологией исходит, таким образом, прежде


 


180


181


всего из разграничения компетенций. Дисциплинарные различия обусловлены, в соответствии с таким подходом, разными возмож­ностями богопознания.

Философский разум, лишенный "сверхъестественного освеще­ния" ограничен в своих возможностях постижения сверхъестествен­ного божественного самооткровения. Поэтому даже тем философи­ям, которые готовы или стремятся выполнять какие-либо религиоз­но-служебные функции, полагаются определенные, как правило, весьма жесткие пределы. Такова классическая модель отношений между естественно-теологическим и догматико-теологическим богопознани-ем. Она нашла свое наиболее последовательное воплощение в схола­стической традиции - и в средневековой схоластике, и во "второй схоластике", и в неосхоластике.

Установка на то, что естественная теология как дело есте­ственного человеческого разума должна получить дополнение и завершение в теологии, опирающейся на откровение и веру, пред­полагает, что религия не может пониматься как нечто, противо­речащее разуму, нечто иррациональное. В соответствии с такой установкой между философским богопознанием и собственно религиозным отношением к Богу должна существовать какая-то общность.

4.5. Наряду с функциями, непосредственно связанными с раз­работкой философского учения о Боге, естественная теология тра­диционно выполняла и другие.

Одна из них заключается в демонстрации философскими сред­ствами несостоятельности всех тех позиций, что оспаривают пра­вомерность существования религии, прежде всего демонстрации несостоятельности различных вариантов атеизма. Суть усилий естественной теологии в данном плане заключается в следующем. Если кто-либо ставит под сомнение существование Бога, то тем самым он как бы отрицает последнее основание всего сущего в

его целостности.

Еще одна функция естественной теологии состоит в обосно­вании того, что религия, основывающаяся на Библии, библейская религия, является единственно истинной среди всех других рели­гий Ведь нигде больше, как утверждается, Бог не предстает как "сущий", как абсолютное бытие, в своей вечности, единстве и


трансцендентности дающее бытие всякому сущему. Всякое бытие, не соответствующее такому абсолютному бытию, есть не-абсолют-ное, соответственно конечное и несовершенное бытие. И если этому бытию поклоняются как божественному, то такое покло­нение есть поклонение ложным богам, есть в действительности идолопоклонство.

И все же, несмотря на всю важность служебных по отношению к религии функций, которые выполняла естественная теология, от­ношение к естественной теологии в христианской традиции никогда не было однозначным. Отношение к античному философскому бо-гопознанию на раннем латинском Западе было столь же двойствен­ным, как и отношение к античному философскому наследию вооб­ще. Программа христианской естественной теологии, по существу, окончательно оформилась только в пору расцвета средневековой схо­ластики. Проблема естественной теологии получала различное реше­ние в Новое время. Это было связано прежде всего с оформлением в западном христианстве двух конфессий. Католицизм в целом при­держивался того отношения к естественной теологии, которое офор­милось в рамках средневековой схоластики. Протестантизм, особен­но на первых порах, в общем отрицательно относился к философс­кой теологии как автономному богопознанию.

Отношение конфессиональной теологии к философскому бого­познанию в Новое время определялось еще и таким важнейшим фактором, как оформление и развитие относительно автономной, т. е. не находящейся под жестким религиозно-институциональным контролем философии. Особого внимания в контексте рассматри­ваемой проблематики заслуживает то обстоятельство, что развитие философии означало и появление философско-теологических уче­ний, не всегда совпадающих с построениями естественной и систе­матической теологии.

В двадцатом столетии естественная теология, соответственно ее право на существование наряду с теологией откровения стол­кнулась с крайней формой отрицания в теологии К. Барта. Во­обще в реформатской, или кальвинистской, традиции, к которой принадлежит и К. Барт, всегда настороженно относились к есте­ственной теологии.

Значительную роль сыграло критическое отрицание правомер­ности метафизики, исторически теснейшим образом связанной с


 


182


183


естественной теологией, в философии М. Хайдеггера и в неопо­зитивизме*.

4.6. В концептуальном плане основу напряжений между соб­
ственно теологией как теологией откровения и естественной теоло­
гией образуют опасения со стороны первой относительно того, что
сам принцип естественной теологии предполагает ее претензию в
конечном счете на роль высшей инстанции, оценивающей веру и
даже содержание богооткровения. Получается, как утверждают, что
разум, по существу, задает содержание веры или выступает как
некий гарант достоверности этого содержания. Если кратко поды­
тожить подобные рассуждения, то можно сказать, что теологи опа­
саются идеи о том, что разум, находясь вне веры, может предста­
вать, как нечто обосновывающее веру. Подчеркнем, что опасение
вызывает главным образом то, что разум может претендовать на
подобные функции исключительно на своей собственной основе,
т. е. с позиций полной автономии по отношению к факту и содер­
жанию богооткровения.

Ответом на подобные опасения является указание на то, что философский акт богопознания, т. е. естественную теологию, в стро­гом смысле нельзя считать чем-то глубоко нерелигиозным или аре-лигиозным, направленным на то, чтобы сделать Бога всего лишь объектом философии, лишенным таинственности, величия и мощи. Философское богопознание нельзя считать чисто человеческим де­янием. В таком богопознании божественная основа мира будто бы являет себя в акте миропознания.

4.7. Итак, выше была реконструирована теоретическая про­
грамма естественной теологии в ее традиционном классическом
облике. Реконструкция была осуществлена с опорой на предло-

* Не в последнюю очередь под влиянием этой критики в католической мысли произошли существенные изменения. Католические теоретики пришли в основном к согласию относительно того, что если смотреть с библейской точки зрения, то нет богопознания без, а соответственно до откровения и веры. Человеческий разум обладает тем не менее потенциалом естественного бого­познания, поскольку может разрабатывать, если исходит из веры, подтвержда­ющие рациональные указания на существование Бога, опираясь на всеобщее, непрямое откровение Бога в творении.


женные нами критерии оценки автономной философской теоло­гии, прежде всего соответствующего философского учения о Боге Такая программа может служить идентификационным признаком или определенным совокупным критерием оценки не только конк­ретных концепций, ориентированных на реализацию программы естественной теологии, но также и оценки разнообразных концеп­ций, в той или иной форме стремящихся к решению задач авто­номной философской теологии, в первую очередь к созданию ав­тономного философского учения о Боге.

§ 5. Нетрадиционные и новаторские философско-теологические поиски

Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что всякие философско-теологические поиски, в первую очередь усилия создать какое-то нетрадиционное философское учение о Боге, в истори­ческом и в логическом отношении являются продолжением есте­ственной теологии.

Если подходить строго, то сама идея отхода от естественной теологии, прежде всего сама идея о возможности выработать какое-то нетрадиционное понимание природы божественной ре­альности, могла появиться только тогда, когда уже можно гово­рить о наступлении постхристианской эпохи в отношениях между философией и теологией. Другими словами, подобная идея могла появиться только в связи с фундаментальными изменениями, которые отчетливо обозначаются во второй половине XVII в.

Здесь следует упомянуть и так называемую естественную религию, поскольку в Новое время естественная теология не­редко соединялась с естественной религией. Иногда термины "естественная теология" и "естественная религия" воспринима­лись даже как тождественные. Идея естественной религии как религии, базирующейся только на естественном разуме, связана с деизмом и Просвещением. Крайние представители концепции естественной религии рассматривают все "позитивные", т. е. ба­зирующиеся на откровении, религии, в том числе и христиан­ство, как следствие процесса искажения и падения по отноше-


 


184


185


нию к некоей первоначальной нормативной естественной религии с ее основными идеями — Бога, свободы, бессмертия души*.

Мы разделяем автономные философско-теологические концеп­ции, в которых предпринимаются попытки создать философское учение о Боге, в той или иной форме и степени отличающееся от классического философско-теистического учения, на нетрадицион­ные и новаторские.

Под "нетрадиционными" мы понимаем попытки разработать ка­кие-то альтернативы "классическому" теизму, а под новаторски­ми — усилия создать нетеистическое философское учение о Боге. Как правило, попытки создать философское нетеистическое учение о Боге на деле приводит к концептуализациям, которые просто не носят отчетливого теистического характера. Это выражается в том, что подобные концептуализации могут в принципе получить теис­тическое толкование.

Постараемся квалифицировать такие философско-теологичес­кие усилия, исходя из предложенных выше критериев оценки авто­номных философско-теологических учений. Оценка в случае необ­ходимости будет дифференцироваться применительно к нетради­ционным и новаторским учениям.

5.1. Всякое нетрадиционное и новаторское философское уче­ние о Боге неизбежно должно стремиться к решению всех основ­ных задач философского богопознания. Они указывают сред­ства, с помощью которых удостоверяется существование высшей реальности; эксплицируют, насколько считают возможным, при­роду этой реальности; наконец, стремятся представить характер отношения между высшей реальностью и мирской действитель­ностью.

Такая установка на всеохватность или целостность связана имен­но с нетрадиционностью или даже новаторством в подходе к зада­чам философского богопознания. Такие автономные философско-теологические концепции должны в той или иной форме обосно­вать свой отход от традиционных представлений.

* Понятие естественной религии не играет в современной мысли сколько-нибудь заметной роли.


5.2. Ключевое значение в нетрадиционных и новаторских фи­лософско-теологических поисках имеет, разумеется, концептуали­зация природы Бога. Ведь нетрадиционность и новаторство прояв­ляются как раз в характере предлагаемого и обосновываемого фи­лософского понятия Бога.

При анализе нетрадиционного или новаторского философского богопознания отправным моментом может послужить отношение к традиционной естественной теологии, ее учению о Боге. Напом­ним, что учение о Боге традиционной философской, или естествен­ной, теологии, ее результирующую идею Бога можно квалифици­ровать как "классический философский теизм".

Такой подход создает условия для указания на возможные типы нетрадиционного или новаторского философского богопознания Нетрадиционное философское богопознание - это прежде всего ка­кие-то новые подходы к разработке философско-теистического по­нятия Бога. А новаторское философское богопознание - это по­пытки создать философское нетеистическое понятие Бога.

Таким образом, все нетрадиционные и новаторские поиски в сфере осмысления или концептуализации философского понятия Бога располагаются в спектре между какими-то изменениями в классическом философско-теистическом понятии Бога и созданием новаторского нетеистического философского понятия Бога.

Следует отметить, что разработка какого-то философского по­нятия Бога, носящего радикально нетеистический или антитеисти­ческий характер, является скорее чисто мыслительной возможнос­тью, лишь "представимой идеей". Здесь необходимо оговорить весь­ма существенное условие. Это остается лишь представимой возможностью, пока речь идет о философской теологии на почве европейской философии.

5.3. Нетрадиционные и новаторские поиски в автономной фи­лософской теологии могут вестись с помощью самых разнообраз­ных философских средств. При этом, однако, всегда будет присут­ствовать "онтологическая интенция". Всякое философско-теологи-ческое теоретизирование должно представить Бога как бытийную, а не только мыслительно возможную реальность, более того, должно представить Бога как безусловное бытие.


 


186


187


5.4. Обратимся к оценке нетрадиционных и новаторских фило-софско-теологических концепций с позиций их отношения к тео­логии христианских конфессий, прежде всего отношения к догма-тико-систематической теологии. Ведь речь идет в первую очередь о философских учениях о Боге, а конфессионально-догматическое учение о Боге разрабатывается именно в догматике.

5.4.1. Нетрадиционные философско-теологические учения, пре­
тендующие на разработку каких-то альтернатив классическому фил о-
софско-теистическому учению, могут сохранять определенные отно­
шения с систематической теологией, с ее догматическим учением о
Боге. Отношения эти будут такого рода, что соответствующее нетра­
диционное учение будет претендовать на внесение некоторых изме­
нений в догматическое учение о Боге. Дело в том, что важнейшим
компонентом церковно-догматического учения о Боге является тра­
диционное философско-теистическое понятие, и изменения в догма­
тическом учении, проистекающие из философской теологии, будут
изменениями этого понятия.

Обратим внимание и на следующее обстоятельство. Экзегети­ческая теология и библеистика все более полно выявляют исто­рическую многослойность и многосмысленность Библии, так что теология не может считать ее содержание чем-то совершенно однозначным. В этой ситуации нетрадиционные философские учения о Боге могут считать себя вправе предложить нетрадици­онные экзегетические средства. Речь идет о том, что нетрадици­онное философское понимание сущности Бога может выступить в качестве герменевтического средства по отношению к содержа­нию Библии.

Все это проистекает из того, что нетрадиционные концептуали­зации философского теизма в общем сохраняют признание боже­ственного откровения, соответственно признают нормативное зна­чение содержания Библии.

5.4.2. Новаторская философская теология в отличие от есте­
ственной теологии ни в своих отправных моментах, ни в характере
рассуждения, ни в результирующем построении не обязана соотно­
ситься с "божественным откровением". Это проявляется прежде
всего в попытках нетеистической концептуализации характера бо­
жественной реальности. Соответственно отсюда очевидно, что она
реализуется вне соотнесения с теологией христианских конфессий.


Понятно, что новаторская философская теология, верная своим прин­ципам, является чем-то неправомерным с позиций конфессиональ­ной теологии во всех ее разновидностях.

Философская теология новаторского типа реализует, по суще­ству, программу превращения философии в религию. Прежде всего она концептуализирует Бога - "центральную религиозную действи­тельность". А всякая такая концептуализация имплицирует и опре­деленное отношение к божественной реальности, т. е. конституиру­ет основополагающее религиозное отношение. Кроме того, фило­софское учение о Боге концептуализирует и характер отношений между Богом и миром, между Богом и человеком, а эта концептуа­лизация определяет и вид религиозного отношения к миру, рели­гиозного поведения в мире.

Разумеется, новаторское философское учение о Боге само по себе вряд ли способно конституировать целостное религиозное от­ношение. Тем не менее оно способно образовать основу определен­ной "философской веры".

С определенной точки зрения философскую теологию, пред­полагающую некое полностью автономное философско-те'ологи-ческое конструирование, в результате которого создается какое-то новаторское философское учение о Боге, можно понимать как завершение базисной тенденции естественной философской тео­логии к обособлению от теологии откровения. Естественная те­ология, сопрягающаяся с "естественной религией", может претен­довать не только на предшествование позитивной религии, но и на критические позиции по отношению к ней.

Таким образом, различение естественной и новаторской (в об­суждаемом смысле) философской теологии определяется в конеч­ном счете отношением к возможности и содержанию божественно­го откровения. Это конституирующий принцип различия.

Вместе с тем можно отметить и фундаментальную общность между этими типами философской теологии, заключающуюся в том, что важнейшей целью во всех случаях остается, по определе­нию, философское богопознание, исходящее только из естествен­ных данностей человеческого существования.


 


188


189


§ б. Заключение

Ключевая проблема автономного философского богопозна­ния — это проблема того, а может ли Бог, божественная реаль­ность быть предметом философского познания в строгом смыс­ле. Последовательно положительный ответ предполагает включе­ние божественной реальности, Бога как предмета наряду с другими предметами в сферу предметности философии. А это означает отрицание абсолютной мощи, абсолютной уникальности, абсо­лютной инаковости, абсолютной всеохватности и т. п. этой ре­альности.

Превращение Бога, божественной реальности в предмет фи­лософского богопознания означает, кроме того, и подчинение этой реальности правилам или закономерностям функционирова­ния познавательной способности человека. Божественная реаль­ность ставится в зависимость от логических операций, закономер­ностей формирования понятий и т. п. И в силу данного обсто­ятельства мы неизбежно приходим к отрицанию безусловности божественной реальности.

Если говорить религиозным языком, философское богопозна-ние означает устранение неисчерпаемой по глубине и возвышенно­сти таинственности божественного бытия.

Другая важнейшая проблема заключается в установлении, а из­меняется ли что-либо, если метафизическая первопричина, "субси-стирующее бытие" и т. п. получают название "Бог".

Ответ на этот вопрос всегда представлял огромную и основ­ную трудность для философской теологии, поскольку нелегко отождествлять метафизическую идею божества, концептуализиру­емую ею, с Богом религии. В современном философском бого-познании этот вопрос, по существу, обходится, что свидетельству­ет еще раз о размывании границ между догматическим и фило­софским богопознанием.

Для новаторской философской теологии, отказывающейся от соотнесенности с библейским содержанием, а также от тра­диционных критериев божественного, проблема заключается в нахождении таких критериев, которые могли бы подтвердить божественность реальностей, концептуализируемых в качестве таковых.


Итак, повторим, что философская теология как относительно автономное философское богопознание стремится к решению трех основных тесно взаимосвязанных задач. Она призвана, во-первых, продемонстрировать или подтвердить существование Бога; во-вто­рых, определить по возможности его природу; в-третьих, охаракте­ризовать отношения между Богом и миром.

Рассмотрение того, как философская теология решает эти зада­чи, составляет содержание последующих глав данного сегмента (Части II) нашей работы.


190


ГЛАВА СЕДЬМАЯ


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!