КАК ОСОБАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА




Как уже было отмечено в Предисловии, данная книга представ­ляет собой попытку систематизации философско-религиозного зна­ния. А эта систематизация опирается прежде всего на анализ совре­менного состояния философии религии.

Подобная систематизация означает решение целого ряда теоре­тических задач, важнейшими из некоторых являются следующие: 1) определение предметной сферы; 2) определение специфики фи­лософско-религиозного знания — прежде всего через определение его места в общем философском знании; через определение отно­шений между философско-религиозным знанием, теологическим (богословским) знанием и знанием, Которое разрабатывается раз­личными науками в процессе изучения религии; 3) установление основных форм философии религии; 4) выявление и анализ базис­ной проблематики философии религии.

Напомним также, что философия религии, о которой будет идти речь, есть европейская философия в ее отношениях с европейской религией. История философии религии, особенно такой ее формы, как философская теология, фактически совпадает с историей евро­пейской философии. Все многообразие предметностей, принципов, методов, мировоззренческих установок европейской философии так или иначе воспроизводилось в философии религии.

5


Исторические судьбы философии религии определяются исто­рическими судьбами не только философии, но и религии. Антич­ная религиозность была одним из важнейших факторов, обусло­вивших и появление, и характер античной философии. Специфи­ка христианства, равно как и его исторические трансформации, оказывала значительное, а нередко и определяющее влияние на процесс развития европейской философии, философии религии прежде всего.

Европейская философия являет определенное единство как тип философско-теоретической деятельности. Поскольку философия ре­лигии является компонентом европейской философии в целом, то применительно к ней можно говорить о типологическом единстве при многообразии способов его реализации*.

Европейская философия религии соотносится главным образом с европейским христианством. Одной из важнейших особенностей христианства является оформление и функционирование теологии, или богословия, которая выполняет функцию теоретической само­рефлексии, тематизирует, проясняет, а в определенном аспекте — и направляет жизнь христианского сообщества. Соответственно ска­занное о философии религии можно дополнить таким образом, что философия религии — это философско-теоретическое образование, возникающее в сфере взаимоотношений европейской философии и теологии христианских конфессий.

Философия и теология в их различенное™ являются важней­шими духовными и интеллектуальными потенциями европейской культуры и цивилизации. При все более сложном и многообраз­ном пересечении и переплетении исторических форм философии и теологии они представали как относительно, а то и полностью автономные по отношению друг к другу. Даже в начальный период христианской эпохи не утрачивалось полностью представ­ление об их различии.

'Европейская философия религии как типологическое понятие включает, в частности, и те философские образования в русской философии, которые можно квалифицировать как философско-религиозные. В русской философии начиная с XVIII в. наличествуют в той или иной форме философские размыш­ления относительно различных аспектов религиозного отношения, а также по­зитивно-конструктивные построения, которые в совокупности образуют фило­софию религии европейского типа.


Когда мы говорим о христианской теологии, или теологии хри­стианских конфессий, то имеем в виду католическую, протестантс­кую теологию и православное богословие. Во всех случаях речь идет об определенном, а именно европейско-христианском типе те­оретической деятельности.

Все сказанное никоим образом не означает игнорирования фундаментальных конфессиональных различий, различий в ак­сиоматике базисного христианского выбора. И в тех случаях, когда это требуется логикой изложения, эти различия будут учи­тываться.

§ 1. О ПРЕДМЕТНОЙ СФЕРЕ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ

•Многообразие философско-религиозных образований, существо­вавших в истории, делает практически невозможным краткое опре­деление или даже краткое описание понятия "философия рели­гии". Понятие "философия религии" может рассматриваться в ши­роком и узком смысле.

1.1. Философия религии в широком смысле слова — это со­вокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функ­ций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку.

Определенная позиция по отношению к религии в явной или неявной форме содержится во всяком философском пост­роении. Философия всегда проявляла острый интерес к рели­гии, проблемам ее значения и смысла, роли в индивидуальной жизни и в социальном бытии. Интерес философии к религии оформляется в разнообразных философско-религиозных уста­новках и теоретических построениях.

Притязания философии религии определяются, по существу, глубинными претензиями самой философии. Европейская филосо­фия понимает себя как универсальное или как высшее познава­тельное условие. Всякая реальность и всякий вид познания и дея-


 


6


7


тельности должны в соответствии с фундаментальной культурной установкой относительно философии получить оправдание и санк­цию со стороны философского разума. Такая установка, разумеет­ся, подвержена историческим модификациям, и степень ее выра­женности варьируется.

Соотнесенность с религией является важнейшей характеристи­кой философии. Это обусловлено поначалу генетической связью философии с религией, а затем их постоянным сосуществованием с момента появления философии как особой формы сознания и теоретической деятельности.

В силу указанных обстоятельств философия религии в широ­ком смысле слова так или иначе воспроизводит весь спектр совре­менных ей философских позиций. Поэтому, в частности, анализ состояния философии религии в тот или иной период — это не только анализ определенного аспекта или компонента философии, но и в известной мере анализ этой философии как целого в соот­ветствующий период.

Общий характер того или иного философского построения опре­деляет, признается ли самая возможность философии религии как особого, относительно самостоятельного типа философствования, а в случае если такая возможность признается, то этот общий характер философского построения определяет и характер философии рели­гии, которая может быть создана на его основе. Отрицание возмож­ности философии религии также, разумеется, является определенной философско-религиозной позицией. Отношение к религии служит одним из критериев, который определяет природу всякого философ-ско-теоретического образования.

Философия религии в широком смысле слова, т. е. как экспли­цированное или имплицитное отношение философии к религии, существует так же давно, как и сама философия.

На начальных этапах существования философия несет отпеча­ток своей генетической связи с религией, поскольку многие ее темы и вопросы прежде были предметом мифологических повествова­ний, частью религиозной мудрости, компонентом культовой прак­тики. Философия не могла не выполнять служебной функции по отношению к христианству, когда оно стало господствующим ми­ровоззрением. Самопонимание философии Нового времени оформ­лялось в значительной мере посредством размежевания с теологи-


ческим идейным комплексом и способом рассуждения. И в настоя­щее время, как покажет данная работа, религия остается для фило­софии не только объектом исследования, но и тем, чем определен­ная часть этой философии стремится стать. Речь идет о философ­ской теологии.

1.2. Философия религии в узком смысле слова — это экспли­цированное автономное философское рассуждение о Боге и о религии, особый тип философствования. Философия религии в узком смысле слова предстает- в истории либо как специальная тема, зачастую главенствующая, специальный раздел крупных философских систем, либо как обособившаяся философская дис­циплина. Разумеется, одно не исключает другого. Соответствую­щий компонент философской системы образует составную часть философии религии как самостоятельной философской дисцип­лины.

Философия религии может рассматриваться и как часть той или иной философской дисциплины. Так, например, ее можно считать частью философской эпистемологии (теории познания, гносеологии). Эта дисциплина изучает условия, процесс и результаты познания. Соответственно, исследование религиозного познания и религиозно­го знания, их специфики правомерно рассматривать как часть пред­метной области философской эпистемологии. Философия религии в этом смысле является относительно поздней, с исторической точки зрения, тематизацией того базисного философского интереса к рели­гии, о котором шла речь выше.

Основные условия, делающие возможным отчетливое оформ­ление философии религии как особого типа философствования (прежде всего в одном из двух его основных вариантов — как фи­лософского исследования религии) появляются в Новое время. К числу важнейших из этих условий следует отнести все более очевидное обособление религии от других сфер духовной, теорети­ческой и практической деятельности человека, а также приобрете­ние философией действительной самостоятельности.

Религия, под которой в данной книге, ориентированной на си­стематизацию философии религии европейского типа, понимается христианство, была в определенной степени обособлена от других сфер жизни и в средневековье, но только некоторые особенности


 


8


9


эпохи Нового времени позволили в полной мере осознать ее свое­образие, сделали возможным ее обособление как специфической "данности опыта", отличной от данности в опыте других сфер жиз­недеятельности. Это предполагает, в числе прочего, дистанцирова­ние от религии, благоприятствующее складыванию объективно-по­знавательного отношения к ней.

Складыванию такого отношения способствовало и освобожде­ние философии Нового времени от власти внешних авторитетов. В философии начинает преобладать такое самопонимание, соглас­но которому философия есть совершенно самостоятельное иссле­дование, представляющее собой высший вид познания. В соответ­ствии с подобным самопониманием ни одна сфера бытия или деятельности человека не может и не должна оставаться вне философского исследования. Все должно быть философски позна­но и осмыслено, более того, должно получить философскую легитимизацию. Религия не могла быть исключением. Филосо­фия должна была выступать и как философия религии; при этом философия религии претендовала не только на познание религии, но и на ее легитимизацию.

1.3. Автор исходит из того, что, несмотря на все озадачивающее многообразие, которое являет философия религии на всем протяже­ нии своего существования, она обладает объективно устанавливае­мой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других облас­тей философского знания, от теологии христианских конфессий, от религиоведческих дисциплин. Все это объективные характеристики особого типа философствования, демонстрирующего многообразие исторических форм реализации.

По нашему убеждению, главенствующей и сквозной пробле­матикой философии религии во всех ее формах и разновиднос­тях является религиозное знание. Философия может или иссле­довать религиозное знание в том или иной ключе, или сама про­дуцировать такое знание. В любом случае она имеет дело со знанием, и в этом специфика философского обращения с рели­гией.

Если говорить кратко, то европейская философия религии так или иначе соотносится с теизмом, т. е. исследует, критикует,


оправдывает или конструктивно разрабатывает основные поло­жения теизма. Теистические положения, избираемые в качестве объекта анализа или конструктивной разработки, представляются как эксплицированный результат многовековой работы теологи­ческой и философской мысли, как квинтэссенция религиозной мудрости Европы. Ядром указанных положений являются те, которые тематизируют представления о Боге. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личност­ная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, транс-цендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет дей­ственное присутствие в мире.

В то же время в некоторых разновидностях философии рели­гии могут предприниматься попытки разработать не-теистические представления о характере божественной реальности.

1.4. Анализ философии религии должен включать и характери­стики ее отношений с другими областями философии, с теологией христианских конфессий, а также с комплексом религиоведческих дисциплин.

Традиционно философия религии определяла свои отноше­ния с другими областями философского знания. Это было обусловлено главным образом тем, что она чаще всего предста­вала как часть или как аспект системных построений того или иного философа. Понятно, что философия религии Б. Спино­зы, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Э. фон Гартмана, Р. Лотце, Г. Ко-гена, П. Наторпа и др. характеризовалась посредством соотне­сения с другими компонентами философских систем этих мыс­лителей. В современной философии религии не подвергаются эксплицированной рефлексии ее отношения с другими облас­тями философского познания. Отсутствие указанной рефлексии объясняется, на наш взгляд, некоторыми особенностями совре­менной философской ситуации. Сейчас трудно говорить о том, что философия образует какое-то системное единство, которое задавало бы характер связи между составляющими компонен­тами. Затруднительно указать и фундаментальную проблемати­ку, соотнесение с которой устанавливало бы опосредованные связи между различными отдельными философскими дисцип­линами.


 


10


11


Более подробный анализ предметной сферы философии рели­гии, а также ее отношений с теологией христианских конфессий целесообразно увязать с рассмотрением основных форм философии религии. Разумеется, этот анализ будет носить лишь предваритель­ный характер, как это определяется задачами Введения.

§ 2. Основные формы философии религии

В своем историческом существовании философия религии яв­ляет некоторые устойчивые формы. Как нам представляется, фило­софия религии всегда выступает либо как философское религиове­дение, либо как философская теология. В конкретных философско-религиозных построениях эти две основные формы могут образовывать какое-то сочетание, но и в этом случае практически всегда по целеполаганию преобладает одна из них.

2.1. Философия религии как философское религиоведение.

Все многообразные попытки теологического, философского и научно-религиоведческого определения религии можно так или иначе свести к указанию на то, что она представляет собой отношение человека к божественной реальности, — понимается ли она как Бог или каким-либо другим образом.

Философское религиоведение — это совокупность философ­ских рассуждений, предметом которых является "религиозное от­ношение" человека или "религиозное сознание" человека. Таково, в нашем понимании, минимальное определение предметной сферы философии религии в ее религиоведческой функции.

Специфика философии религии как религиоведения состоит в том, что она ограничивается исследованием и осмыслением рели­гии и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности. Иными словами, философское ре­лигиоведение не обращается непосредственно ни к исследованию, ни к конструированию объекта религии.

В философском религиоведении основным объектом интереса является религия как отношение человека к реальности, восприни­маемой как божественная, религия как человеческое деяние и куль-


турное явление. В философском религиоведении божественная ре­альность, "объект религии" выступает как вторичная тема.

В нашем представлении специфика философии религии в ее религиоведческой форме должна заключаться в приоритетном вни­мании к религиозному отношению и религиозному сознанию, взя­тому в его познавательном аспекте. А религиозное отношение в своей целостности есть и познавательное отношение. Ведь каждый момент и аспект этого отношения, т. е. отношения к Богу, к боже­ственной реальности есть прежде всего определенное знание об этой реальности, а также связанное с этим знанием знание челове­ка о мире и о самом себе.

Понимание философии религии как религиоведения предпо­лагает четкое осознание отличия философии от религии. Это от­личие заключается, прежде всего в исследовательской дистанции, реализуемой как опредмечивание. Даже те философские исследо­вания религиозного отношения, что нацелены на решение сугубо оправдательных, т. е., по существу, апологетических задач, соблю­дают эту дистанцию, прежде всего в методологическом плане.

Это вовсе не означает, что философия религии как философское религиоведение ставит под сомнение существование Бога или содер­жание Библии. Философское религиоведение как бы "отвлекается" от этого. Отношение к Богу, к божественной реальности есть реаль­ное отношение для верующих, но философия религии дистанциру­ется от этого отношения в том смысле, что считает себя вправе не только описать, эксплицировать его, но и подвергнуть проверке. В результате тот или иной момент, аспект религиозного отношения может получить оправдание или вопрос остается открытым.

А в чем заключается оправдание или что означает, что вопрос остался открытым? В соответствии с нашим подходом это означает прежде всего, что получает оправдание или остается под вопросом инкорпорированное в религиозное отношение, присущее религиоз­ному сознанию знание, прежде всего, разумеется, верование в су­ществование Бога.

Такова фундаментальная установка философии религии как фи­лософского религиоведения в систематическом плане. Если взгля­нуть на это в историческом плане, то можно утверждать, что эта установка получила известное преобладание в современной фило­софии религии.


 


12


13


Конечно, практически на всем протяжении своего существо­вания философия религии выступала и как критика религии. Речь идет о критике, отрицающей правомерность существования рели­гии. Ввиду отличия философской критики религии такого плана от того, что мы назвали фундаментальной установкой философии религии как философского религиоведения, философская критика образует особый предмет рассмотрения.

* * *

Как явствует из сказанного выше, мы не придерживаемся традиционного воззрения на философии религии как постиже­ние некоей "сущности" религии. Экспликация, исследование и осмысление религиозного отношения в многообразии его прояв­лений — вот цель устремлений философии религии как фило­софского религиоведения. Своей цели философское религиове­дение может достичь посредством сосредоточения внимания на когнитивном потенциале, или когнитивном "измерении" рели­гиозного отношения.

Философское изучение религии призвано исходить из того, что его предмет — религиозное отношение человека — не может быть в принципе постигнут до конца, не может стать, говоря сугубо фило­софским языком, полностью интеллигибельным. В конечном счете это обусловлено тем, что религиозное отношение не является цели­ком и полностью рационально-прозрачным отношением.

Философское религиоведение в нашем понимании не полагает себя в качестве абсолютной инстанции по отношению к религии, со­ответственно не полагает свои подходы, понятия и теории в качестве абсолютных.

Само употребление термина "философское религиоведение" при­звано показать, что данная форма философии религии ориентиро­вана прежде всего на понимание феномена религии. Задачу фило­софского религиоведения можно еще определить и как философс­кое осмысление феномена религии.

2.2. Философия религии как философская теология По нашей классификации вторая основная форма философии религии — философская теология. В историческом плане именно


эта форма имела явное преобладание. До эпохи Просвещения фи­лософия религии выступала в основном как философская теология, что, разумеется, не исключало наличие в ней религиоведческих ком­понентов.

Философская теология — это философия религии, выполняю­щая разнообразные экспликативные и конструктивные функции по отношению к религии.

Рассмотрение философской теологии означает прежде всего уяснение "религиозных потенций" европейской философии. В этом плане философская теология отличается от целого ряда позиций как в теологии, так и в философии, утверждающих принципиальную некомпетентность философии в религиозных делах.

2.2.1. Философскую теологию можно понимать в широком и в узком, или строгом смысле.

2.2.1.1. В принципе обозначение "философская теология" мо­жет соотноситься со всем спектром позитивных отношений между философией и религией, между философией и теологией в истории европейской мысли. До недавнего времени всякий философ, осо­бенно тот, кто претендовал на создание более или менее системати­зированной концепции, считал необходимым каким-то образом выразить свое отношение к религии, соответственно христианской теологии. Если это было позитивным отношением в той или иной его модальности, то теоретическое выражение такого отношения можно считать принадлежащим к философской теологии в широком смысле слова.

В свою очередь всякое выраженное позитивное отношение к философии со стороны теологов, и тем более всякое развернутое использование философии в теологии, также можно квалифициро­вать как философскую теологию в широком смысле слова.

Если подходить к философской теологии таким образом, то рассмотрение философской теологии, по существу, совпало бы с написанием в определенном ключе истории христианской теоло­гии, с одной стороны, и истории европейской философии — с другой. Предметом нашего анализа не становится философская теология в широком смысле, т. е. в смысле всей проблематики позитивных отношений между философией и теологией в евро­пейской мысли. Мы ограничимся рассмотрением (в Части IV)


 


14


15


участия философии в разработке теолого-догматического учения о Боге, что можно считать сердцевиной философской теологии в широком смысле.

2.2.1.2. Базисным принципом философской теологии в узком или строгом смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. В контексте европейской куль­туры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создаваться в отвлечении от или даже просто безотносительно к факту и содержанию божественного откровения, данного в биб­лейском тексте. Безотносительность предполагает в первую оче­редь начальные условия философско-теологического рассуждения, а также способы развертывания этого рассуждения. Конкретно это означает, что исходным моментом философского рассуждения должны становиться сугубо "естественные" данности человеческо­го существования. А само рассуждение, определяющее философ-ско-теологическое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обосно­вания и систематизации.

2.2.2. Тот вид философско-религиозного теоретизирования, о котором пойдет речь, — "философская теология" — помимо этого имеет целый ряд других обозначений, прежде всего "ес­тественная теология", "религиозная философия", "религиозная метафизика", "христианская философия", "христианская мета­физика, "рациональная теология".

Мы отдаем предпочтение обозначению "философская теоло­гия" в силу следующих причин. Прежде всего термин "фило­софская теология" наиболее отчетливо показывает, что речь идет о попытках каким-то образом использовать элементы именно философского рассуждения в религиозных целях. Этот термин сразу же подчеркивает, что основная, принципиальная задача данного типа философии заключается в философском богопо-знании.

Традиционно в соответствующих целях использовался тер­мин "естественная теология"*. Основная причина предпочтения термина "философская теология" термину "естественная теоло­гия" заключается в том, что первый термин может применяться

*0 естественной теологии см. Гл. шестая.


как к конфессиональным, так и к внеконфессиональным фило софско-религиозным построениям. Термин "естественна^теоло"

1;:;; "г™* *" обозначения *™»*%^

гетических и философско-конструктивных усилий, сопряженных
с конфессиональной теологией. Таким образом, "естесТвенная
теология" может рассматриваться как разновидность "философ
скои теологии".                                             -«п^ю цшлософ-

Кроме того, термин "философская теология" позволяет отте нить то обстоятельство, что рассматривается современника данного типа философствования. "Естественная теологГв Новое

коннотации.

^и"т1Гин040ПРЯТСЬ ° РаСС^~ о "естественной рели-Гоннс^ГГ ФИЛ°СОфсКая —" « общем свободен от такой

Долгое время споры вокруг философской теологии носили (Ъоому дискуссии относительно принципиальной возможноеГгГ^Г

^ИоИб^оИСаНСКОЙ ФИЛ0С°ФИЙ" « "христианской мГафии ки . Особую остроту такие дискуссии приобрели в первой полови не нашего столетия, в пору расцвета неосхола'стики. Вообще7ног1~ образная судьба понятия «христианская философия" отр^саГш

коРХТи.В °ТН°ШеНИЯХ С ФИЛ°СОфИеЙ » Р—* *~™
Термин "христианская философия" указывает на философию
выражаемую имплицитно или эксплицитно христианстП ^ фи'
лософия, которая пребывает в согласии с содержани^хри^тиад"
ской вести", а также философия, используемая в рамках христиан"
ско-идейного комплекса. Понятие «христианская фило^"™""
же уже понятия "философская теология"       Философия так-

ка" ™ «СКаЯ те°ЛОГИЯ М°ЖеТ обозна"аться и как "метафизи-теолГя-ТпГ"01^ Метафизика>' Обозначение "философская теология представляется предпочтительным в силу того ™

Гт лГшТчТст600^' В°°бЩе РеЛИ™** проблематика ^а-

^со^;ГикПиУСТЬ " ВаЖНСЙШУЮ' "° ~ ™> ин-

Термин "религиозная философия" довольно расплывчат он не

иия^кспТНОЙ 3адЗЧИ раССМа™-°" ™па филосХГа!
ния экспликации или создания философского учения о Боге
Кроме того, этот термин в настоящее время очень редко упо^ебГ'
ется в философской и теологической литературе  У1101^6


 


16


Зак. 4338.


17


Термин "рациональная теология" не представляется удачным. В известном смысле он может применяться к рассматриваемому виду философствования, поскольку практически все разновидно­сти философской теологии претендуют на приобретение знания только посредством разума, противопоставляя себя в этом плане собственно теологии, опирающейся также на традицию и опыт. Но попытки использовать разум в религиозном рассуждении еще не означают, что речь идет как раз о философском разуме, который является сущностью определяемого феномена.

Итак, основной причиной предпочтения понятия "философ­ская теология" является его больший объем по отношению к другим понятиям. В то же время мы будем использовать в некоторых случаях и эти другие понятия, когда возникает необ­ходимость во внесении в наше рассуждение определенных смыс­ловых нюансов.

§ 3. О структуре книги

3.1. Первые две части книги посвящены двум выделенным нами основным формам философии религии — философскому религио­ведению и философской теологии.

Каждая из этих частей начинается с вводной главы, призван­ной дать общую характеристику соответствующей формы фило­софии религии, ее предметной сферы, внутренней дифференци­ации проблематики. Такая дифференциация задает разделение по главам.

Таким же образом структурирована и Часть III, посвященная философско-религиозной антропологии, которая является, в на­шей интерпретации, разновидностью философской теологии.

И Часть IV открывается главой, содержащей попытку ответа на вопрос о том, что представляет собой христианская теология как особый вид теоретической деятельности. Другие главы этой части продолжают характеристику теологии в совершенно определенной перспективе, а именно — каким образом философия может исполь­зоваться в теологическом комплексе христианских конфессий.


3.2. Структура книги задумана также таким образом, чтобы целый ряд тем получили сквозное и по мере возможности многостороннее освещение. Можно говорить даже об определенном тематическом кар­касе книги.

Главенствующей и по существу объединяющей темой является религиозное знание, под которым понимается, в первую очередь, знание о Боге.

В Части I, посвященной философскому религиоведению, рели­гиозное знание должно предстать во всем многообразии его прояв­лений в религиозном отношении, т. е. отношении человека к Богу.

В остальных частях книги анализируются различные способы теоретической разработки религиозного знания. В Части II, рас­сматривающей философскую теологию как автономное философ­ское богопознание, это знание предстает как продуцируемое только философскими средствами. Часть III посвящена религиозно-антро­пологическому знанию, разрабатываемому в основном с помощью философии. Наконец, в Части IV, где дается общая характеристика теологии христианских конфессий, религиозное знание как теоре­тическое знание предстает в своей, если можно так выразиться, чистоте и полноте.

Рассмотрение проблематики религиозного знания в контексте европейской философии религии предполагает и обращение к теме "вера и знание".

Эта тема является, по существу, основной в Части I, где анали­зируется религиозное отношение в его различных аспектах. Ведь само религиозное отношение в европейской культуре чаще всего характеризуется словом "вера". В Части II и Части III рассматрива­ется и вопрос о том, возможно ли религиозное знание, точнее — возможно ли продуцирование религиозного знания философскими средствами вне соотнесенности с верой, как ее понимают христиан­ские церкви. Часть IV посвящена христианской теологии, т. е. тео­ретическому религиозному знанию, разрабатываемому на основе и в горизонте веры.

Еще одной сквозной темой книги является отношение между религией и наукой, между религиозным и научным знанием. Так, в Части I сопоставление этих видов знания осуществляется в эписте­мологическом ключе, а именно с целью установить их сопостави­тельный эпистемологический статус.


 


18


19


В Части II научное знание предстает как такое "естественное" знание, которое может быть в принципе использовано для решения базисных задач философской теологии как автономного философ­ского богопознания.

Такой подход находит продолжение в Части III. Кроме того, философско-религиозная антропология как разновидность фило­софской антропологии характеризуется и через соотнесение с науч­ным антропологическим знанием.

Наконец, в Части IV при рассмотрении проблематики обосно­вания теоретического статуса теологии непосредственно анализиру­ется отношение теологического и научного знания, каким это отно­шение представало в истории.

Здесь мы указали лишь на наиболее крупные темы, точнее, тематические комплексы, которые образуют проблемный каркас книги.


ЧАСТЫ

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

КАК ФИЛОСОФСКОЕ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ


ГЛАВА ПЕРВАЯ


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!