Послесловие, или Попытка обобщить рассуждения о социальных сетях Интернета



Социальные сети Интернета как предмет исследования, при всей своей видимой конкретности, мало подходят для фиксирующего описания, как и все, что связано с людьми, с пресловутым «человеческим фактором».

Онлайновые социальные сети – это всего лишь определенный инструмент, форма, оболочка, в которую вливаются разные люди, со своими индивидуальными стратегиями, мыслями, предпочтениями, в том числе и с той частью «содержимого» их психики, о которой они сами имеют слабое представление. В таком запутанном предмете очень много обстоятельств, познаваемых интуитивно. Социальные сети как любая живая коммуникативная среда постоянно развивается, поэтому любое ее описание будет неполным. Иногда проще склониться к мистификации этого предмета, усложнить его до состояния невозможности понимания. Для многих это проще, чем предпринять попытку последовательного анализа. Сказывается привычка мыслить абстрактными понятийными категориями. Но абстрактное – это общее, общее – это прошлое, сейчас наступила «эпоха частного».

Вспоминается одна метафора. Когда-то давным-давно один человек рассказал мне свой то ли сон, то ли видение, то ли план… Прошло много времени, и этот сон стал моим. Речь идет о пирамиде. Пирамиде из дерева или камня, или любого другого подходящего материала, с помощью которого можно узнавать цели, желания и склонности людей.

Внешне такая пирамида выглядела бы вполне традиционно, каждый может себе ее представить: простая конусообразная конструкция без окон, но с определенными особенностями… У подножия располагается много дверей-входов, окрашенных в разные цвета, на некоторых из дверей присутствуют какие-то изображения. Все двери имеют одинаковые размер и форму и различаются только внешним видом поверхности. Таким образом, цветные двери находятся по всем четырем сторонам пирамиды, в равном количестве с каждой стороны.

Внутри пирамида представляет собой лабиринт, внешне хаотичный, но фактически глубоко продуманный, организованный из соединяющихся между собой ходов, лестниц и комнат. Каждая комната имеет свое оформление, несколько дверей – вариантов выхода-входа, это с какой стороны посмотреть. Интерьеры отдельных помещений отражают предпочтения представителей различных социальных групп, национальностей, профессий. Некоторые комнаты воспроизводят внешний вид жилища известных людей, чья судьба была особенной и повлияла на судьбы мира… Например, кабинет Сталина или спальня Ивана Грозного. На всем внутреннем пространстве пирамиды размещены видеокамеры, которые фиксируют то, что происходит внутри, для исследователей-наблюдателей, находящихся снаружи.

Теперь о главном. Появляется испытуемый. Ему предлагается войти в любую из дверей, расположенных у подножия пирамиды, по его выбору. Нет никаких правил, никто ничего не навязывает. Задача проста – выбрать любую дверь и пройти лабиринт до конца, заходя в любые помещения, поднимаясь и спускаясь по любым лестницам и проходам, чтобы выйти с любой из сторон, хотя бы и через ту же самую дверь, через которую вошел.

Смысл в том, что каждая возможная в этом пространстве переменная – дверь, комната, лестница, любая траектория движения – соответствует определенной жизненной стратегии, общий каталог которых продуман и описан заранее. Но так как это пространство очень насыщенно и информативно, умышленно перегружено информацией, индивидуальный выбор каждый раз будет давать много новых сведений о поведении конкретной личности: ее скрытых возможностях, ресурсах, неосознанных или скрываемых склонностях и целях, которых наверняка будет больше, чем можно предположить заранее. В таком эксперименте важно все: как долго человек задерживается в одном помещении, вверх или вниз он предпочитает двигаться, что его притягивает и от чего он бежит.

Люди могли бы получать этот опыт неосознанного блуждания наяву не только «ради эксперимента», но и для того, чтобы лучше понять себя, в том числе и в чисто прагматических вопросах. Например, определиться с выбором профессии или понять кратчайший путь достижения поставленной цели, которой никак не удается достичь, или даже осознать свое предназначение. Эта пирамида – аллегория человеческого мозга, в котором сокрыто все, и человеческой жизни в целом, где это ВСЕ представлено в проявленном виде.

Почему данная экспериментальная площадка представляется именно в форме пирамиды, а допустим, не шара, прямоугольника или другой геометрической фигуры? На мой взгляд, все очень логично: основной лейтмотив всей конструкции – отражение свободы выбора и возможных траекторий движения, поэтому сужение кверху неизбежно. Все как в жизни: чем выше мы поднимаемся по социальной лестнице (и чем дольше мы живем), тем меньше у нас возможностей выбора, а больше всего альтернатив – на старте, когда еще ничего не определено.

По сути дела, всеми функциями, присущими данной пирамиде, обладает платформа любой популярной онлайновой социальной сети, принцип действия тот же самый, только нет фактора изоляции, а вся активность происходит виртуально. Однако если проследить за движениями одного пользователя в социальной сети Интернета на протяжении определенного периода времени (хотя бы за самим собой), можно узнать о нем много нового и неожиданного.

Когда я впервые услышала идею о пирамиде как об универсальной экспериментальной психологической площадке, я не думала о социальных сетях Интернета. И только сейчас, завершая книгу на эту тему, я понимаю, насколько близки внутренние принципы организации того и другого.

С этим можно работать!

Возможно, дочитав этот длинный текст до конца, многие ждут каких-то однозначных выводов, а не отвлеченных философских рассуждений, хотя предмет рассмотрения не предполагает категоричности, что я и пытаюсь подчеркнуть. А выводы должен сделать сам читатель – каждый свои.

Всю свою профессиональную жизнь интересуясь психологией коммуникаций, рассматривая эту тему с разных сторон, прочитав множество книг, прослушав часы лекций и участвуя в тренингах, я все еще придерживаюсь мнения о «недораскрытости», «недопонятости» таинственного предмета взаимодействия между людьми. Поэтому, даже выстраивая определенные коммуникативные стратегии и пропагандистские кампании, никогда нельзя быть до конца уверенным в результате. В этом, наверное, и заключается максимальное проявление профессиональной честности при работе с такой «тонкой сферой»: не давать гарантий, но при этом делать все, от тебя зависящее.

В этом мире все на все влияет, это трюизм. Поэтому каждый из нас в разных ситуациях становится тем, на кого влияют, и тем, кто оказывает влияние, происходит постоянный «обмен ролями». Все имеют эгоистические цели, даже если не признаются себе в их наличии, стремятся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей, делают все возможное для достижения желаемого

Если на уровне ситуации межличностного общения такие стремления более заметны, их проще понять и проанализировать. Но чем сложнее система, тем труднее выявить источник и понять направленность воздействия, потому что общая картина складывается из множества индивидуальных и, на первый взгляд, самостоятельных волевых актов. Это очень хорошо проявляется в пространстве онлайновых социальных сетей, где очень сложно разделить искусственно созданные и подогреваемые с помощью специальных технологий тенденции и стихийную увлеченность больших групп пользователей какой-либо идеей.

Никто не может полностью оградиться от чужого влияния, это было невозможно раньше и тем более сейчас, когда мир переполнен информацией и ее количество постоянно растет. Единственный способ защититься от внешнего корыстного влияния, которое навязчиво рвется в наше приватное пространство в социальных сетях Интернета и выплескивается за их пределы, снова учиться анализировать информацию, «включать логику», ничего не принимать на веру. В определенных ситуациях «клиповый» стиль мышления, получивший большое распространение в наше время, полезен. Например, когда нужно быстро просмотреть большой объем данных и понять суть. Однако при принятии серьезных решений (будь то участие в политической акции или совершение дорогостоящей покупки), нужно использовать навыки традиционного мышления, чтобы понять, кто и в какую сторону нас тянет.

Очень часто источник неприятностей люди стараются видеть во внешних условиях, например, в достижениях технического прогресса, в частности, в социальных сетях Интернета. На этой волне возникают такие инициативы, как запретить, ограничить, сделать вход «только по паспорту» и т. д. Когда-то я сама поддерживала разного рода запретительные меры, но сейчас понимаю, что ни один запрет основной проблемы не решает, люди все равно будут становиться жертвами чьих-то недобрых замыслов в силу своего вопиющего инфантилизма и неспособности критически мыслить. Поэтому выход только один – постоянно работать над собой и делать правильные выводы из всех жизненных ситуаций, даже крайне неблагоприятных.

Если бы меня спросили, социальные сети Интернета – это зло или благо, я бы ответила, что, на мой взгляд, благом или злом любой неодушевленный объект становится в процессе использования человеком. Если человек использует что-то бесконтрольно, впадает в зависимость от предмета, то зло приносит не сам предмет, а факт злоупотребления им. В целом, всем, что есть в этом мире, человек может пользоваться разумно, принося радость себе и окружающим. Социальные сети Интернета в этом случае не исключение.

Глоссарий

А

Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть, влияние) – политический режим, основанный на личном влиянии политического лидера, а не на политической идеологии, что характерно для тоталитаризма. Авторитаризм занимает среднее положение между тоталитаризмом и демократией, так как ограничивает политические свободы граждан при сохранении всей полноты их экономических возможностей. При авторитаризме правовая система вторична относительно индивидуальных субъективных установок лидера, который определяет стратегию развития общества.

Аккаунт в социальной сети (от англ. account – личный счет) – регистрационная запись пользователя, необходимая для доступа к компьютерной системе. Содержит личные данные и настройки, состав которых может варьироваться. Как правило, аккаунт содержит приватную (доступную только владельцу) и публичную (доступную другим пользователям) части. Для обозначения факта регистрации пользователя в социальной сети также используются понятия «профайл», «личная страница», «личный кабинет», которыми обозначается виртуальное личное пространство пользователя в системе.

«Арабская весна» – общее название серии протестных выступлений в арабских странах, происходивших в 2010-2011 гг. Серийный характер и схожесть сценариев массовых выступлений говорят в пользу того, что они организовывались и управлялись одним внешним источником. Результатом этих событий стало свержение или уход от власти правящих лидеров в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии, общий экономический спад в странах, охваченных беспорядками, и дестабилизация обстановки в регионе.

Б

Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал) – персональный сайт (намного чаще – личная страница в социальной сети), содержание которого формируется исходя из приоритетов его владельца и может включать в себя новости, авторские материалы, фото- и видеоизображения. Первоначально в блогах была выражена функция интернет-дневника, сейчас наблюдается специализация по направлениям (политические, кулинарные и т. п.). Материалы блогов находятся в открытом доступе и могут быть использованы для цитирования и комментирования широкой аудиторией.

Блогосфера – общее название для обозначения всех блогов, существующих в глобальном пространстве либо на конкретной территории (например, Блогосфера Чувашии). Используется как родовое название при описании коммуникативной среды, основным инструментом формирования которой является ведение блога.

Блогер – человек, ведущий блог. Ведение блога может быть видом общественной или профессиональной деятельности или хобби (что имеет место значительно чаще).

Боты – это аккаунты несуществующих пользователей социальных сетей или копии анкет существующих, о которых хозяева не знают. Боты создаются, в первую очередь, с маркетинговой целью для поднятия рейтинга группы и повышения продаж. В ряде случаев используются для рассылки спама с помощью специальных вирусных программ.

В

Веб 2.0 (Web 2.0) – методика проектирования систем, эффективность которой прямо пропорциональна количеству пользователей, т. е. система становится тем лучше, чем больше людей ею пользуются. Термин предложен в 2005 году известным издателем Тимом О’Рейли. Отличительная особенность методики Веб 2.0 (Web 2.0) – привлечение пользователей к созданию контента и многократная выверка информационного материала.

Вербальный канал восприятия – канал восприятия информации, использующий слова и выражения некоторого произвольного языка. Этот канал применяет исключительно заранее определенные референции слов и выражения языка. Включает в себя словесные формулировки (разговор), тон голоса, его тембр, звуки и восклицания.

Виртуальные сообщества (группы) – некоторая совокупность индивидов, объединенных сходными интересами, целями и обычаями, продолжительное взаимодействие которых полностью или по крайней мере частично осуществляется посредством Интернета и регулируется специфическими для этого средства коммуникации протоколами и нормами. В виртуальном сообществе происходят такие групповые динамические процессы, как руководство, лидерство, конфликты, конформное поведение, формирование общегруппового мнения, групповая сплоченность.

Волонтер – лицо, осуществляющее широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которое осуществляется добровольно без расчета на денежное вознаграждение. Понятием «добровольческая (волонтерская) деятельность» часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества.

Г

Гендер (гендерный состав) – понятие введено в противовес чисто биологическому понятию «пол человека». Гендер рассматривается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).

Гомофилия – эмоциональное взаимное тяготение людей со сходными социальными признаками: возрастом, этнической принадлежностью, образованием, социальным статусом и т. п. (McPherson et al., 2001). Распространение симпатии человека на все, в чем он находит сходство с собой. Оно наблюдается не только в многолетних партнерствах, где общие черты могут вырабатываться в процессе совместного проживания, но и в краткосрочных союзах. Именно в этом значении термин используется в данной работе.

Д

Демотиватор (демотивационный постер) – интернет-постер, отличающийся от других форматом (рамка) и тематическим наполнением (название). Демотивационный постер представляет собой базовое изображение, обрамленное относительно широкими черными полосами и снабженное по нижней более широкой полосе надписью-слоганом, выполненным крупным белым или желтым шрифтом. Первоначально их появление в Интернете было своеобразным протестом против распространенных в США мотивационных постеров (мотиваторов). Со временем характерный для демотивационных постеров черный юмор и мрачный взгляд на мир отошли на задний план, на данный момент демотиватор – просто юмористическое изображение с соответствующим лозунгом-слоганом и комментарием.

Е

«Естественная реклама» (native advertising) – реклама, которая выглядит и воспринимается как «пользовательский» или оригинальный контент.

В идеале она не идентифицируется как реклама и не вызывает у аудитории отторжения. «Естественная реклама» встроена в основной поток контента и соответствует ему по формату и содержанию в отличие от традиционных рекламных объявлений, в отношении которых велика вероятность «баннерной слепоты». Цель такой рекламы – создание более естественного и менее навязчивого рекламного обращения к целевой аудитории для увеличения числа кликов, продаж и других целевых действий. Один из видов «естественной рекламы» – спонсируемая брендом статья, по форме напоминающая редакционную.

Ж

«Желтая пресса» – обозначение печатных изданий, доступных по цене широкой аудитории и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующим освещением табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает в качестве развлекательного товара. Часто названия статей в «желтой прессе» представляют собой внетекстуальные заголовки, связанные не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией, которая более интересна, чем само содержание текста.

И

Идеология – система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражаются интересы различных социальных классов, групп, обществ. В отличие от науки идеология как выражение частных интересов в форме всеобщности представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих ее сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия. В рамках идеологии (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также сущности социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Ядро идеологии – круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики.

Имидж (от англ. image – образ, изображение, отражение) – искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Цель его создания – выработка определенного отношения к тому или иному объекту. Под имиджем понимается сформировавшийся, действенный и эмоционально окрашенный образ, основанный как на реальных, так и на приписываемых свойствах. Имидж создается с помощью инструментов PR, пропаганды, рекламы. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Информационный ресурс – совокупность данных для получения информации в самых разных областях знаний и практической деятельности: информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшей обработки. Ключевые информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, полезных ископаемых. Развитие мировых информационных ресурсов позволило сформировать мировой и государственный рынки информационных услуг.

Идентичность – свойство психики человека в концентрированном виде выражать то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Понимание человеком себя «как такового», как личности, предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, совершенно необходимо, для того чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире. Каждый человек формирует свою идентичность как самоидентичность или самотождественность.

Индивидуализм – моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм – противоположность коллективизма и его разновидностей. Базовыми признаками индивидуализма называют следующие два:

1) главенство личных целей. У индивидуалистов часто наблюдается несоответствие личных и групповых целей. На первое место у них выходят личные цели, а групповые остаются на заднем плане;

2) самостоятельность действий личности. Хотя индивид всегда является членом разных социальных групп и организаций, человек с индивидуалистической психологией в высокой степени автономен от них и способен успешно действовать, не обращаясь к их помощи.

Интернет-мем – в средствах массовой информации и бытовой лексике название информации или фразы, как правило, остроумной и иронической, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и т. п. Так же обозначают явление спонтанного распространения такой информации (изображения или фразы).

Интернет-платформа – программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, позволяющий провайдерам и операторам связи автоматизировать предоставление и учет полного спектра интернет-услуг, обеспечить предоставление дифференцированного доступа к контент-ресурсам и оценку услуг на уровне приложений.

Интернет-сервис – сервисы, предоставляемые в сети Интернет пользователям, программам, системам, уровням, функциональным блокам. В сети Интернет сервисы предоставляют сетевые службы. Наиболее распространенные интернет-сервисы:

• хранение данных;

• передача сообщений и блоков данных;

• электронная и речевая почта;

• организация и управление диалогом партнеров;

• предоставление соединений;

• проведение сеансов и видеосервис.

Интернет-версия – версия печатного, радио- или телевизионного средства массовой информации, размещенная в сети Интернет. Обычно представляет собой интернет-портал с возможностью ведения микроблогов и общения между читателями. Отличается от традиционной версии СМИ высокой степенью интерактивности и более широким спектром публикуемых материалов (как текстовых, так и видео).

К

Кинестетический канал восприятия (от гр. kinesis – движение) – канал восприятия информации, характеризующийся ее восприятием с помощью тактильных рецепторов. Ощущения от тела обозначаются как соматические ощущения. К ним относятся как «внешние» ощущения: температура (тепло и холод), прикосновение, давление, вибрация, так и «внутренние» ощущения: боль, мышечное чувство, напряжение и расслабление, ощущение позы и движения, наполненность внутренних органов и их работа. К кинестетическим ощущениям тесно примыкают эмоции. Они тоже отражают «внутренние» ощущения. Эмоции часто передаются точно такими же словами, как и кинестетические ощущения, например, «тяжелое чувство», «легко на сердце» и т. д.

Кластер (от англ. cluster – скопление) – объединение нескольких однородных элементов, которое можно рассматривать как самостоятельную единицу, обладающую определенными свойствами. В IT-технологиях – это группа серверов, объединенных логически, способных обрабатывать идентичные запросы и используемых как единый ресурс. В экономике – группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и пр.), сконцентрированная на некоторой территории взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

«Клиповое» мышление – восприятие мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовости, интернетмема, сообщения в блоге и т. п. Носитель «клипового» мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и ему гораздо сложнее работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредоточиться на какой-либо информации и у него снижена способность к анализу. Человек не рождается с таким типом мышления, оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном виде через СМИ и, главным образом, через Интернет.

Креативный класс – термин, предложенный Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включенной в постиндустриальный сектор экономики. Это часть среднего класса, ставшая влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США ее доля составляет 30 % всех работающих). Согласно теории Ричарда Флориды и разделяющих его точку зрения исследователей, в отличие от рабочего и обслуживающего классов представители творческого класса предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой. Среди профессий, которые имеют представители творческого класса: журналисты, писатели, ученые, инженеры, артисты, художники, специалисты PR, бренд-дизайнеры и т. п. В целом это участники основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности к нешаблонному решению задач.

Контент (от англ. content – содержание) – абсолютно любое значимое наполнение (тексты, мультимедиа, графика) информационного ресурса или веб-сайта. Чаще всего контентом называют текстовое наполнение веб-сайта. В HTML-документе под контентом понимают часть служебной информации в одноименном поле. В этом поле размещают описание-резюме данного интернет-ресурса. Контент очень важен для поисковых машин. Как одну из разновидностей контента выделяют «мобильный контент» (цифровой контент, адресованый владельцам мобильных устройств).

Комментарий – способ общения в сети Интернет посредством высказывания мнения о постах (записях). Комментарий является специфической частью интернет-сайта (блога), при помощи которого можно поддержать или оспорить точку зрения автора материала, а также высказаться по поводу написанной на сайте статьи, новости или обзора. Не существует отдельно от записей (поста или темы для обсуждения). Главная задача комментария – развернутая возможность оценить важность записи, уточнить непонятные моменты или выразить несогласие с автором. В отдельных случаях комментарии могут нести большую ценность, чем сама запись (пост). Обычно комментарий представляет собой собственные мысли, выражающие мнение автора комментария. Реже – это цитаты из каких-либо источников или изображения. Комментарий зачастую носит характер предположения или личного оценочного суждения и не является точными сведениями.

Коммуникация – передача сообщения; сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, преимущественно рационально обоснованное. Цели коммуникаций в управлении:

1) организовывать информационный обмен между субъектом и объектом;

2) наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией;

3) установить связь между людьми в рамках организации;

4) сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации;

5) организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации. Выделяется понятие «массовая коммуникация», под которой подразумевается процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) – сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и «новыми СМИ».

Коммуникативная цепочка – ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений. В самой простой классической модели коммуникативной цепочки выделяется четыре основных элемента: источник, сообщение, канал и получатель. Источником, с которым сталкивается получатель в процессе массовой коммуникации, может быть как какое-либо средство массовой коммуникации, так и конкретный, как правило, известный аудитории, журналист, политик или эксперт.

Коммуникативный канал – способ, которым передается сообщение (лицом к лицу, письменно, или каким-либо другим способом). Канал коммуникации должен соответствовать сложности сообщения, чтобы оно было максимально убедительным. Существует простое правило: убедительность сообщения снижается при повышении важности рассматриваемой проблемы и степени знакомства с ней. Незначительность проблемы (например, выбор аспирина или мыла) определяет легкость убеждения.

Коммуникативный процесс – процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии участников коммуникации. Способность к передаче информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общих сторон коммуникации и знаковой системы (языка общения, системы символов).

Л

Лайк (от англ. like – нравится) – рекомендация, которую пользователь дает на тот или иной сайт, страницу, статью, найденную в Интернете, своим друзьям в социальных сетях. Лайк технологически означает именно внимание. В силу того, что лайк имеет нулевую значимость, он может обрести абсолютно любое значение, так как все зависит исключительно от контекста, под которым лайк стоит. Люди используют лайки для привлечения к себе внимания. Иногда они не могут высказать другому человеку поддержку лично, но если разделяют его взгляды, то часто хотят показать это опосредованно. Можно поставить лайк, выразив таким образом причастность к мнению автора поста. Таким образом, лайк является инструментом невербального общения.

Личное пространство – подразумевает некую «зону комфорта», где человек чувствует спокойствие и уверенность. Личное пространство определяется как невидимая область, которая действует в качестве буфера «зоны комфорта» во время межличностного общения. Каждому человеку для его нормального существования необходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Его размеры зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т. д. В границах реального мира индивидуальное поведение регулируется социальными нормами. Нарушение социальных норм воспринимается как нарушение чужого личного пространства. При виртуальном общении под личным пространством подразумеваются страницы пользователя в социальных сетях, интернет-дневники, блоги. Исследователи отмечают, что принципы личного пространства при общении в реальном мире во многом повторяются и при виртуальном общении.

М

Массовая культура – особый тип культуры, связанный с рыночными отношениями; вид культурной продукции, производимый ежедневно и потребляемый большим количеством людей.

Черты массовой культуры:

1) возможность конвейерного производства продукции, относящейся к культуре;

2) удовлетворение духовных потребностей большинства населения;

3) возможность привлечения к общественно-культурной жизни многих людей;

4) отражение тех моделей поведения, стереотипов и принципов, которые преобладают в общественном сознании на данный период времени;

5) выполнение политического и социального заказов;

6) внедрение в ментальный мир людей определенных образцов и моделей поведения; создание общественных идеалов.

Месседж (от англ. message – сообщение) – главная идея, которую необходимо донести до получателя сообщения в конкретном случае, зачастую замаскированная, не написанная прямым текстом, читаемая «между строк».

Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека. Менталитет складывается под влиянием географических, исторических, экономических, религиозных и других факторов на протяжении длительного времени, поэтому во многом не осознается своими носителями и является очень устойчивым, трудно поддающимся внешним воздействиям. В менталитете явно преобладают историческое над современным, социальное над индивидуальным, бессознательное над сознательным. Говоря о больших массах людей и о больших временных периодах, мы можем употреблять такие словосочетания, как «дух эпохи», «характер нации» и т. п.

Мониторинг информации – отслеживание сообщений в СМИ и Интернете, соответствующих заданной тематике. Мониторинг используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживания действий других организаций или индивидуумов. Мониторинг информации на практике проходит два основных этапа: 1) поиск и систематизация информации: выявление необходимых источников информации (СМИ, пресса, телевидение, радио, Интернет и пр.); 2) наблюдение и сбор информации, выборка нужного материала, анализ собранных данных.

Н

Новые медиа (от англ. new media) – новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента. Новые медиа почти всегда принадлежат к средствам и формам коммуникации, базирующимся на новых технологиях. Роль Интернета крайне важна в становлении этой группы, поскольку он позволяет одновременно использовать для передачи информации текст и изображения, видео- и аудиоинформацию. Ключевой момент в идеологии новых медиа – интерактивность.

Номинальная религиозность – проявление равнодушия к вопросам религии и веры при демонстративном соблюдении обрядовой практики определенной религии. Религиозное поведение представляет собой ряд поступков, реализующих религиозные предписания и совершающихся в соответствии с религиозными нормами. При формальном религиозном поведении данные предписания совершаются поверхностно, без мистического чувственного переживания, например, следуя моде или опасаясь преследования в теократиях.

О

Общество потребления – совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Культ потребления – одна из черт современного общества. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, который сопровождается бурным экономическим и техническим развитием и следующими социальными изменениями: рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня; увеличение количества свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления. Впервые термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм.

Обратная связь – термин, имеющий несколько значений. Он может означать информацию, передаваемую мышцам и помогающую управлять движениями (кинестетическая обратная связь); информацию, сопровождающую выполнение задачи (обратная связь по результату) или получаемую от других людей при социальном взаимодействии с ними, в том числе и в Интернете. Обратная связь в данном контексте понимается как возможность установления интерактивной связи в Интернете между людьми. Обратная связь есть обратное воздействие субъекта процесса потребления информации на источник информации. В социологии журналистики термин «обратная связь» рассматривается как воздействие результатов усвоения и освоения аудиторией полученной массовой информации на процесс деятельности СМИ. При этом следует различать два типа обратной связи: положительную и отрицательную. Если результаты воздействия СМИ на аудиторию усиливают влияние и эффективность средств массовой информации в обществе или его отдельных сегментах, то обратная связь считается положительной. Если, наоборот, ослабляются влияние и эффективность СМИ, то обратная связь считается отрицательной.

П

Панельное исследование – метод, который используется в социологии или маркетинге для изучения изменения мнений людей по какому-либо вопросу. Для панельного исследования характерно то, что оно проводится длительное время, через определенные интервалы времени и на одних и тех же респондентах. Панелью в данном случае называется совокупность респондентов, участвующих в исследовании. Формируется группа респондентов, которых опрашивают через регулярные интервалы времени и изучают, как изменяется их отношение к исследуемой проблеме.

Пост – отдельное сообщение на веб-форуме, в блоге или в онлайновой социальной сети. Запись верхнего уровня называется корневой, или сабжем (от англ. subject). Для того чтобы оставить (опубликовать) сообщение на веб-форуме, необходимо заполнить соответствующую форму на сайте. В сообщениях на веб-форумах кроме содержания обычно указываются имя автора (ник), дата и некоторые другие данные, относящиеся к сообщению или автору. В блогах и онлайновых социальных сетях сообщения публикуются на личной странице автора.

Потребность (социально-психологическое значение) – вид функциональной или психологической нужды или нехватки какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Будучи внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребность выступает как состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребности человека обусловлены процессом его социализации, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности.

Портал – сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные сервисы (интернет-сервисы) в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов, если они объединены под одним доменным именем. Также порталы функционируют как точки доступа к информации в Интернете или сайты, помогающие пользователям в поиске нужной информации через Интернет. Такие порталы предоставляют информацию из различных источников в единообразном виде, их также называют навигационными сайтами. Все порталы выполняют функции поиска, а также предоставляют интернет-сервисы: электронная почта, лента новостей и т. д. Идея работы портала – предоставление максимального количества интернет-сервисов для привлечения наибольшего числа пользователей.

Подписка (в Интернете) – согласие на периодическое получение информации с определенного сайта, блога, страницы в социальной сети по мере ее появления на объекте подписки.

Постиндустриальное общество – распространенное в современной политологии, социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Характеризуется преобладанием сферы услуг над производственной сферой, интенсивно развивающейся экономикой с ориентацией не на объемы, а на качество продукции, а также первоочередным вниманием к личности работника (квалификация, компетентность, образованность). Черты постиндустриального общества:

1) глобализационные тенденции по размыванию культурно-исторической и национально-государственной идентификации индивидов как членов качественно единого общества;

2) слом мировоззренческих категорий общества модерна: реальность, объективность, истина, время, разумность;

3) структурирование индивидов на основе неких изначально фундированных, всепланетарных, общечеловеческих ценностей и этических принципов, подкрепляемых общезначимыми объемами «научной» информации;

4) перегруженность сознания из-за переизбытка информации и, как следствие, развитие манипулятивных технологий управления человеческим сознанием и поведением;

5) трансформирование процессов межличностной коммуникации в обезличенно-анонимные формы общения – интернет-сообщества, блоги, sms-общение, мессенджеры;

6) уход идеологического процесса из-под контроля семьи и государства в виртуализированный мир «симулякров»: компьютерные игры, киноиндустрию, Интернет, массовую культуру, сферу диктатуры развлечений и удовольствий.

Принцип «снежного кома» – метод формирования выборки социологического исследования (или любого сообщества, в том числе в онлайновых социальных сетях), основанный на том, что каждый представитель целевой группы может привлечь еще одного или нескольких человек. Первоначально идентифицируется (находится и признается) небольшая группа (чаще: 3–5 человек, но чем больше, тем лучше) членов интересующей совокупности. Далее эти люди позволяют найти идентичные им фигуры. Таким образом, первичная группа создает своего рода «снежный ком», который обрастает людьми.

Р

Референтная группа – социальная группа, служащая для индивида социальным стандартом, примером для подражания, источником формирования ценностных ориентаций, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы.

Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе социологического опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления (например, при заполнении «дневника телезрителя» или в связи с изучением бюджета семьи, досуговой деятельности и т. п.).

Религиозный эксклюзивизм – представление о той или иной религии (или направлении в ней) как о носителе высшей, исключительной, единственно верной истины. Это автоматически ведет к отрицанию аналогичного статуса других религиозных систем. Религиозные эксклюзивисты в противоположность плюралистам не желают соглашаться, что все несходные между собой религиозные доктрины и практики можно считать одинаково законными попытками достичь присущих религии целей. Но к простому отрицанию плюрализма этот взгляд не сводится. Отвержение плюрализма – негативный аспект религиозного эксклюзивизма. Позитивная сторона заключается в утверждении, что в религиозных предметах существует единственная объективная истина, которая уже познана, причем довольно основательно и детально. Эксклюзивисты, таким образом, соглашаются со скептиками в том, что цель религиозных теорий – раскрыть для нас объективную истину о духовном мире, но расходятся в том, что не видят причин считать данную цель недостижимой. Однако эксклюзивизм не тождествен религиозной нетерпимости.

С

Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающими, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать.

Самопрезентация – умение эффектно и выигрышно «подавать» себя в различных ситуациях; индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но и привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе.

Селф-брендинг – синоним понятия «имидж», как создания уникального образа товара или бренда, только в этом случае товаром является сам человек как специалист и личность, непохожая на других. Главными чертами селф-брендинга являются популярность, узнаваемость черт и стиля работы. Человеком или командой его помощников создается собственный уникальный бренд со всеми отличительными чертами любого бренда. Собственный бренд создается политиками, общественными деятелями, «звездами» массовой культуры или же руководителями больших компаний.

Средства массовой информации (СМИ) – система органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор наиболее употребительное в русском языке (по сравнению с терминами «средство массовой коммуникации» и «масс-медиа») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и передачи сообщений массовым аудиториям. В правовых документах Российской Федерации под средствами массовой информации понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Социальная сеть – платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются профайлы пользователей.

Социальный маркер (маркировка) – нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект в целях его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик. Таким образом, социальный маркер – это указатель, «разметчик» социального положения индивида в обществе. Общество представляет собой сложную систему социальных маркеров, позволяющих при первом контакте визуально определить социальный статус человека. Социальными маркерами могут служить одежда, татуировки, прически, мобильные телефоны, часы и т. п.

Социальный факт – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В обычном смысле социальные факты – события, имевшие место в определенное время, при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном (или шире – познавательном, гносеологическом) смысле социальные факты – события, описанные в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой они происходили. В качестве социальных фактов могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки), а также их всевозможные взаимосвязи.

Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и представлений (нередко предвзятых), принятых в обществе. Термин «социальный стереотип» впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процессы социального взаимодействия.

Системный лидер – лидер с данной точки зрения рассматривается как субъект управления процессом организации межличностных отношений. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и исследовать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. Системный лидер, как правило, противопоставляется харизматическому.

Т

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. По мнению западных авторов, сохранение традиций является в нем более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в таком обществе характеризуется жесткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях и обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни.

Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора (от лат. terror – страх, ужас). Несмотря на юридическую силу термина, его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным. Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». В современной отечественной юридической литературе под терроризмом принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

В праве США терроризм – предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами федерального уровня или подпольно действующими агентами либо организациями, обычно с целью повлиять на настроение общества.

У

Утилитарность – направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Важная теоретическая дилемма, определившая развитие утилитаризма в XX веке, касается оснований оценки поступков. Согласно классическому утилитаризму, оценка поступка должна основываться на результатах действия, взятого автономно как отдельно осуществленного акта. В интерпретации Джона Стюарта Милля к этому не сводятся основания оценки: соблюдение прав других людей также допустимо рассматривать в качестве одного из результатов действия. Строго говоря, права человека выступают неким стандартом, выполнение которого вменяется каждому человеку в обязанность. Более того, каждое действие должно в конечном счете соотноситься с принципом пользы, и этот принцип – тоже определенный стандарт для оценки поступков. Таким образом, имеются два типа оснований оценки: результат, к которому привел поступок, и стандарт или правило, которому поступок должен соответствовать.

Ф

Френд-лист – список аккаунтов в социальных сетях, признанных пользователем «друзьями», т. е. страницы, на которые осуществлена обоюдная подписка и к которым имеется быстрый и полный доступ.

Фундаментализм – общественное идеологическое религиозное или политическое движение, провозглашающее приверженность идеям, принципам, традициям, идеалам учений, религий или доктрин, трансформировавшихся в различных исторических реалиях. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Термин изначально применялся в отношении ряда протестантских деноминаций США, использующих буквальное прочтение религиозных христианских текстов и полностью отвергающих любые рациональные и аллегорические толкования. В дальнейшем это обозначение распространилось на любые религиозные течения такого рода и некоторые внерелигиозные концепции.

Х

Харизматический лидер – человек, возглавляющий определенную социальную группу благодаря своим исключительным личностным качествам (харизме). Харизма, по Максу Веберу, является основой одного из типов легитимного господства – харизматического (наряду с легально-рациональным и традиционным). Вебер указывает, что понятие «харизма» применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей. Также он поясняет, что эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем. Религиозная концепция харизмы строится на следующих основных положениях. Во-первых, подразумевается, что харизматический лидер обладает особыми экстраординарными качествами, дарованными «свыше». (Подобная вера всегда основана на факте личного переживания, которое невозможно ни доказать, ни проверить.) Во-вторых, проводится четкое разделение «обладателей» харизмы в зависимости от последствий их лидерства для общества.

Ц

Целевая аудитория (группа) – термин, используемый в маркетинге или рекламе для обозначения группы людей, объединенных общими признаками, или объединенной ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемые организаторами рекламной кампании, или их сочетание (например, «работающие замужние женщины от 25 до 35 лет, носящие очки»). Главное свойство целевой аудитории с точки зрения рекламы то, что именно эти люди с большей вероятностью купят продукт. Поэтому именно на эту группу лиц направлено рекламное сообщение и рекламные мероприятия. Целевая аудитория – основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения. Еще одной характеристикой целевой группы может служить число человек, выраженное в тысячах или в процентах от выборки (от общего количества), видевших рекламу или маркетинговую информацию хотя бы один раз. При проведении социологических опросов также может быть определена и сформирована целевая группа или аудитория.

Ценность (социально-психологическое значение) – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, вовлеченных в сферу общественного бытия человека. Человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека или организации. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как смыслы, порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно, вплетаемые в пространство социальной жизни и позволяющие:

1) связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее);

2) наделять элементы пространства человеческой жизни своей значимостью;

3) задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок;

4) строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире;

5) обосновывать смыслы.

Э

Элита – группа, составляющая меньшинство, которая обладает властью или влиянием над другими группами и признается другими «высшей» в некотором отношении. Социология элит традиционно занималась изучением правящих элит в обществах (В. Парето и Г. Москва) или в организациях, например, таких как политические партии (Р. Михельс). При этом предполагалось, что даже в номинально демократических обществах и институтах всегда будет существовать деление на тех, кто правит, и тех, кем правят, или на тех, кто имеет власть, и тех, у кого ее нет. В отличие от правящего класса правящая элита определяется организационными структурами, через которые она достигает своего могущества. Лидеры правящего класса объединяются в ней с высшими служащими. Основное различие определяется тем, что социальный класс представляет собой союз по интересам (доминирование в них материальных основ подчеркивается марксистами – «бытие определяет сознание»), в то время как существование элит обусловлено нуждами управления.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Губанов Д. А., Чхартишвили А. Г. «Концептуальный подход к анализу онлайновых социальных сетей»//Управление большими системами. Выпуск 45. – М.: ИПУ РАН, 2013.

2. Губанов Д. А., Чхартишвили А. Г. «Связи дружбы и комментирования пользователей в социальной сети Facebook»//Управление большими системами. Выпуск 52. – М.: ИПУ РАН, 2014.

3. Ермолова Н. «Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+»/ Н. Ермолова. – М.: Альпина Паблишер, 2013.

4. Маркс К. «Капитал», Т. 1, гл. 24. – М.: Эксмо, 2011.

5. Меграбян А. Психология невербального поведения/А. Меграбян. – СПб: Речь, 2001.

6. Редько А. М. Функциональность хора в пространстве древнегреческого представления//Молодой ученый. № 5. Т. 2. – Казань, 2011.

7. Рожков И. Я. Международное рекламное дело/ И. Рожков. – М.: Банки и биржи, 1994.

8. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. «Связи с общественностью. Теория и практика»/А. Чумиков. – М., 2003.

9. Benkler Y. «The wealth of networks: how social production transforms markets and freedom» (1st ed.)/Y. Benkler – New Haven, Conn: Yale University Press, 2006.

10. Florida R. «The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent». – R. Florida – HarperBusiness, 2005.

11. Christie A. «A Murder is Announced»/A. Christie – Harper, 2002.

12. Lazersfeld P F., Merton R. K. «Friendship as a social process: a Substantive and Methodological Analysis»//«Freedom and Control in Modern Society» -New York: Van Nostrand, 1954.

13. Mele N. «The End of Big. How the digital revolution makes David the new Goliath». – N. Mele – NYC: Picador, 2013. P. 33, 34.

Интернет-ресурсы

1. Бодрийар Ж. «Войны в заливе не было»//Онлайн-библиотека Bookmate. URL: https://bookmate.com/reader/obynGr56

2. Данные по аудитории. Отчеты по проекту Web Index//TNS Russia. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/

3. Вагина М. В китайский Интернет – только по паспорту//Мнения.ру. 18.03.2012. URL: http://mnenia.ru/rubric/tech/v-kitayskiy-internet – tolko-po-pasportu/

4. В «информационные войска» Украины вступили 35 тысяч человек//Военное обозрение. События. 27.02.2015. URL: http://topwar.ru/69917-v-informacionnye-voyska-ukrainy-vstupili-35-tysyach-chelovek.html

5. Где не любят соцсети//Twitterguru.ru.14.08.2014. URL: http://twitterguru.ru/gde-ne-lyubyat-sotsseti/

6. Зачем мне боты?//SMM ВКонтакте. URL: http://v-smm.ru/зачем-мне-боты/

7. Изосимова Ю. Подросток пытался покончить с собой из-за неудавшегося селфи//Газета Metro. 25.03.2014. URL: http://www.metronews.ru/novosti/podrostok-pytalsja-pokonchit-s-soboj-iz-za-neudavshegosja-selfi/Tponcy – DGo1JbBlzPiY/

8. Кодекс поведения в Интернет//IT-Labs. URL: http://it-labs.narod.ru/part10.htm#a1

9. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, г. Москва.// Союз журналистов России. URL: http://www.ruj.ru/_about/code_of_ professional_ethics_of_the_russian_journalist.php

10. Милославская З. Россия в социальных сетях: какой ущерб от виртуальной жизни?//ТАСС. Информационное агентство России. Общество. 22.04.2013. URL: http://tass.ru/obschestvo/612732

11. Неровнова Д. 5 опасностей виртуального общения в Интернете// Аргументы и факты. Психология жизни. Здоровье. 31.10.2013. URL: http://www.aif.ru/health/psychologic/1011744

12. Никифорова К. Российская аудитория социальных сетей. Апрель 2014 г. //AdIndex.ru. Рейтинги. 07.05.2014. URL: http://adindex.ru/publication/analitics/100380/2014/05/7/109922.phtml

13. Neon Cosmo. Ежегодно происходит около 100 онлайн-самоубийств// Блог Neo, 24.01.2012. URL: http://tyucity.net/blogs/znakomstva-v-tyumeni-31/ezhegodno-proishodit-okolo-100-onlain-samoubiistv.html

14. Общество синих ведерок. Движение автомобилистов против «мигалок» на дорогах//Lenta.ru URL: http://lenta.ru/lib/14216056/

15. Пенсионеры в США любят Интернет и Facebook. Сегмент рынка «пожилые люди – Интернет» растет//Starnewlife.ru, 14.06.2012. URL: http://startnewlife.ru/pensionery-v-ssha-lyubyat-internet-i-facebook-segmentrynka-pozhilye-lyudi-internet-rastet/

16. Проект «Свободный мир». URL: http://www.liberty.ru/about

17. Роскомнадзор: Twitter не выполняет требования законодательства РФ//РИА Новости. 10.02.2015. URL: http://ria.ru/incidents/20150210/1046951739.html

18. Смирнов Д. Исследование: люди уходят из социальных сетей//Hi-Tech Mail.ru, 16.06.2014. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/out-of-social.html

19. Социальные сети Китая//Современный Китай, 22.09.2011. URL: http://www.chinamodern.ru/?p=3006

20. Социальные сети теряют своих пользователей//Сейчас.ру. Бизнес и власть. 19.01.2014. URL: http://www.lawmix.ru/education/610

21. Теория шести рукопожатий: еще одно подтверждение//Хабрахабр, 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/

22. Фоменко В. Вход в соцсети только по паспортам//Труд. Политика. 12.10.2012. URL: http://www.trud.ru/article/12–10–2012/1283386_vxod_v_sotsseti_tolko_po_pasportam.html

23. Facebook подтвердила предположение о шести рукопожатиях// Хабраха», 22.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/133159/

24. Экономическая история ЦРУ: прослушка, перевороты и нелегальные доходы//Финмаркет. 02.07.2013. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3395361

25. Albrechtslund A. «Online Social Networking as Participatory Surveillance»// First Monday, 13 (3) URL: http://firstmonday.org/article/view/2142/1949#author

26. Arab Social Media Report (ASMR) URL: http://www.arabsocialmediareport.com/home/index.aspx

2 7. Boyd D. «Social network sites: Public, private, or what?»//The Knowledge Tree, edition 13 (May), URL: http://kt.flexiblelearning.net.au/tkt2007/?page_id=28

28. Boyd D., «We Googled you: Should Fred hire Mimi despite her online history?» Case commentary, Harvard Business Review (June)/URL: http://www.danah.org/papers/HBRJune2007.html

29. Goldman D., Pagliery J. «#JeSuisCharlie becomes one of most popular hashtags in Twitter’s history»//CNN Money. 09.01.2015 URL: http://moneycnn.com/2015/01/09/technology/social/jesuischarlie-hashtag-twitter/index.html

30. Kremer W., Hamond C. «Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business». //BBC News Magazine.URL: http://www.bbc.com/news/magazine-23902918

31. Makarov S. «The Role of new media in KG 2010» URL: http://www.slideshare.net/smakaroff/the-role-of-new-media-in-kg-2010

32. «Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете»//Исследования центра Беркмана. № 2010–11. 19.10. 2010 г. URL: http://cyber.law.harvard.edu/publications/2010/Public_Discourse_Russian_Blogosphere

33. Tribble I. «Bloggers need not apply»//The Chronicle of Higher Education, 08.07.2005. URL: http://m.chronicle.com/article/Bloggers-Need-Not-Apply/45022

34. Fang-Yu Yang «A Small World After All?», 11.12.2012.URL: https://itp.nyu.edu/classes/appr-fall2012/2012/12/11/a-small-world-after-all/

Примечания

1

Например, Boyd D. «Social network sites: Public, private, or what?»//The Knowledge Tree, edition 13 (May), URL: http://kt.flexiblelearning.net.au/tkt2007/?page_id=28; Benkler Y. «The wealth of networks: how social production transforms markets and freedom» (1st ed.)/Y. Benkler – New Haven, Conn: Yale University Press, 2006.

 

2

Например, «Теория шести рукопожатий: еще одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/; Fang-Yu Yang «A Small World After All?», 11.12.2012.URL: https://itp.nyu.edu/classes/appr-fall2012/2012/12/11/a-smallworld-after-all/

 

3

Например, Ермолова Н. «Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+» / Н. Ермолова. – М.: Альпина Паблишер, 2013.

 

4

Например, Неровнова Д. «5 опасностей виртуального общения в Интернете»//Аргументы и факты. Психология жизни. Здоровье. 31.10.2013. URL: http://www.aif.ru/health/psychologic/1011744

 

5

Boyd D. «Social network sites: Public, private, or what?»//The Knowledge Tree, edition 13 (May), URL: http://kt.flexiblelearning.net.au/tkt2007/?page_id=28

 

6

Kremer W., Hamond C. «Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business».// BBC News Magazine. URL: http://www.bbc.com/news/magazine-23902918

 

7

«Facebook подтвердила предположение о шести рукопожатиях»//«Хабрахабр», 22.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/133159/

 

8

«Теория шести рукопожатий: еще одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/

 

9

«Теория шести рукопожатий: еще одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/

 

10

См. Глоссарий или более подробно «Зачем мне боты?»//SMM ВКонтакте. URL: http://v-smm.ru/зачем-мне-боты/

 

11

Теория шести рукопожатий: ещё одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/

 

12

Fang-Yu Yang «A Small World After All?», 11.12.2012. URL: https://itp.nyu.edu/classes/appr-fall2012/2012/12/11/a-small-world-after-all/

 

13

Boyd D. «We Googled you: Should Fred hire Mimi despite her online history?» Case commentary, Harvard Business Review (June)/URL: http://www.danah.org/papers/HBRJune2007.html

 

14

См., например, Benkler Y. «The wealth of networks: how social production transforms markets and freedom» (1st ed.)/Y. Benkler – New Haven, Conn: Yale University Press, 2006

 

15

Смирнов Д . «Исследование: люди уходят из социальных сетей»//Hi-Tech Mail.ru, 16.06.2014. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/out-of-social.html

 

16

«Социальные сети теряют своих пользователей»//Сейчас.ру. Бизнес и власть. 19.01.2014. URL: http://www.lawmix.ru/education/610

 

17

Смирнов Д. «Исследование: люди уходят из социальных сетей»//Hi-Tech Mail.ru, 16.06.2014. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/out-of-social.html

 

18

Данные по аудитории. Отчеты по проекту Web Index//TNS Russia. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/

 

19

Например, «Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете»//Исследования центра Беркмана. № 2010–11. 19.10.2010 г. URL: http://cyber.law.harvard.edu/publications/2010/Public_Discourse_Russian_Blogosphere

 

20

Милославская З. «Россия в социальных сетях: какой ущерб от виртуальной жизни?»//ТАСС. Информационное агентство России. Общество. 22.04.2013. URL: http://tass.ru/obschestvo/612732

 

21

«Социальные сети Китая»//«Современный Китай», 22.09.2011. URL: http://www.chinamodern.ru/?p=3006

 

22

«Пенсионеры в США любят Интернет и Facebook. Сегмент рынка «пожилые люди – Интернет» растет».//Starnewlife.ru, 14.06.2012. URL: http://startnewlife.ru/pensioneryv-ssha-lyubyat-internet-i-facebook-segment-rynka-pozhilye-lyudi-internet-rastet/

 

23

Albrechtslund A. «Online Social Networking as Participatory Surveillance»//First Monday, 13 (3) URL: http://firstmonday.org/article/view/2142/1949#author

 

24

Tribble I. «Bloggers need not apply»//The Chronicle of Higher Education, 08.07.2005. URL: http://m.chronicle.com/article/Bloggers-Need-Not-Apply/45022

 

25

Меграбян А. Психология невербального поведения/А. Меграбян. – СПб: Речь, 2001. Стр. 233.

 

26

Данные получены в результате интернет-опроса 1000 пользователей социальной сети «Вконтакте», проведенного ГК «НИИ Социологии» в апреле – мае 2012 года. Научный руководитель – Филь М. С.

 

27

Albrechtslund A. «Online Social Networking as Participatory Surveillance»//First Monday, 13 (3) URL: http://firstmonday.org/article/view/2142/1949#author

 

28

Ahn J. «Teenagers and social network sites: Do off – line inequalities predict their online social networks?»//First Monday, 17 (1–2). URL: http://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/3752/3130

 

29

Maag A. «Social Media isn’t Social. Rediscovering the lost art of face-to-face communication». – A. Maag. – SparkPress, Arizona, USA. – 2014. P. 196.

 

30

Maag A. «Social Media isn’t Social. Rediscovering the lost art of face-to-face communication». – A. Maag. – SparkPress, Arizona, USA. – 2014. P. 195

 

31

«Общество синих ведерок. Движение автомобилистов против «мигалок» на дорогах».//Lenta.ru URL: http://lenta.ru/lib/14216056/

 

32

Там же.

 

33

Неровнова Д. «5 опасностей виртуального общения в Интернете»//Аргументы и факты. Психология жизни. Здоровье.31.10.2013. URL: http://www.aif.ru/health/psychologic/1011744

 

34

Neon Cosmo «Ежегодно происходит около 100 онлайн-самоубийств»//Блог Neo, 24.01.2012. URL: http://tyucity.net/blogs/znakomstva-v-tyumeni-31/ezhegodnoproishodit-okolo-100-onlain-samoubiistv.html

 

35

Изосимова Ю. «Подросток пытался покончить с собой и-за неудавшегося селфи»// Газета Metro. 25.03.2014. URL: http://www.metronews.ru/novosti/podrostok-pytalsjapokonchit-s-soboj-iz-za-neudavshegosja-selfi/Tponcy – DGo1JbBlzPiY/

 

36

Милославская З. «Россия в социальных сетях: какой ущерб от виртуальной жизни?»//ТАСС. Информационное агентство России. Общество. 22.04.2013. URL: http://tass.ru/obschestvo/612732

 

37

«Кодекс поведения в Интернет»//IT-Labs. URL: http://it-labs.narod.ru/part10.htm#a1

 

38

«Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, г. Москва.//Союз журналистов России. URL: http://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php

 

39

Christie A. «A Murder is Announced»/A. Christie – Harper, 2002.

 

40

Albrechtslund A. «Online Social Networking as Participatory Surveillance»//First Monday, 13 (3) URL: http://firstmonday.org/article/view/2142/1949#author

 

41

Бентам Иеремия (1748–1832 гг.) – английский социолог, юрист, философ, один из крупнейших теоретиков политического либерализма.

 

42

Там же.

 

43

Lazersfeld P. F., Merton R. K. «Friendship as a social process: a Substantive and Methodological Analysis»//«Freedom and Control in Modern Society» – New York: Van Nostrand, 1954. P.18–66.

 

44

Губанов Д. А., Чхартишвили А. Г. «Связи дружбы и комментирования пользователей в социальной сети Facebook»//Управление большими системами. Выпуск 52. М.: ИПУ РАН, 2014, с. 69–84.

 

45

Маркс К. «Капитал», Т. 1, гл. 24. – М.: Эксмо, 2011.

 

46

Более подробно см: Mele N. «The End of Big. How the digital revolution makes David the new Goliath». – N. Mele – NYC: Picador, 2013. P. 33–34.

 

47

Бодрийар Ж. «Войны в заливе не было»//Онлайн-библиотека Bookmate. URL: https://bookmate.com/reader/obynGr56

 

48

Чумиков А. Н., Бочаров М. П. «Связи с общественностью. Теория и практика»/А. Чумиков. – М., 2003. Стр. 170–177.

 

49

Рожков И. Я. Международное рекламное дело И. Рожков. – М.: Банки и биржи, 1994.

 

50

См., например, Makarov S. «The Role of new media in KG 2010» URL: http://www.slideshare.net/smakaroff/the-role-of-new-media-in-kg-2010

 

51

Губанов Д. А., Чхартишвили А. Г. «Концептуальный подход к анализу онлайновых социальных сетей//Управление большими системами. Выпуск 45. – М.: ИПУ РАН, 2013. Стр. 222–236.

 

52

Редько А. М. Функциональность хора в пространстве древнегреческого представления//Молодой ученый. № 5. Т. 2. – Казань: 2011. Стр. 157–161.

 

53

«В «информационные войска» Украины вступили 35 тысяч человек»//Военное обозрение. События. 27.02.2015. URL: http://topwar.ru/69917-v-informacionnye-voyskaukrainy-vstupili-35-tysyach-chelovek.html

 

54

Arab Social Media Report (ASMR) URL: http://www.arabsocialmediareport.com/home/index.aspx

 

55

См. Florida R. «The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent». – R. Florida – HarperBusiness, 2005.

 

56

Проект «Свободный мир». URL: http://www.liberty.ru/about

 

57

«Экономическая история ЦРУ: прослушка, перевороты и нелегальные доходы» // Финмаркет. 02.07.2013. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3395361

 

58

Goldman D., Pagliery J. «#JeSuisCharlie becomes one of most popular hashtags in Twitter’s history»//CNN Money. 09.01.2015 URL: http://money.cnn.com/2015/01/09/technology/social/jesuischarlie-hashtag-twitter/index.html

 

59

Albrechtslund A. «Online Social Networking as Participatory Surveillance»//First Monday, 13 (3) URL: http://firstmonday.org/article/view/2142/1949#author

 

60

«Где не любят соцсети»//Twitterguru.ru.14.08.2014. URL: http://twitterguru.ru/gdene-lyubyat-sotsseti/

 

61

Фоменко В. «Вход в соцсети только по паспортам»//Труд. Политика.12.10.2012. URL: http://www.trud.ru/article/12–10–2012/1283386_vxod_v_sotsseti_tolko_po_pasportam.html

 

62

Вагина М. «В китайский Интернет – только по паспорту»//Мнения.ру. 18.03.2012. URL: http://mnenia.ru/rubric/tech/v-kitayskiy-internet-tolko-po-pasportu/

 

63

«Роскомнадзор: Twitter не выполняет требования законодательства РФ».//РИА Новости. 10.02.2015. URL: http://ria.ru/incidents/20150210/1046951739.html


[1] Например, Boyd D. «Social network sites: Public, private, or what?»//The Knowledge Tree, edition 13 (May), URL: http://kt.flexiblelearning.net.au/tkt2007/?page_id=28; Benkler Y. «The wealth of networks: how social production transforms markets and freedom» (1st ed.)/Y. Benkler – New Haven, Conn: Yale University Press, 2006.

 

[2] Например, «Теория шести рукопожатий: еще одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/; Fang-Yu Yang «A Small World After All?», 11.12.2012.URL: https://itp.nyu.edu/classes/appr-fall2012/2012/12/11/a-smallworld-after-all/

 

[3] Например, Ермолова Н . «Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+» / Н. Ермолова. – М.: Альпина Паблишер, 2013.

 

[4] Например, Неровнова Д. «5 опасностей виртуального общения в Интернете»//Аргументы и факты. Психология жизни. Здоровье. 31.10.2013. URL: http://www.aif.ru/health/psychologic/1011744

 

[5] Boyd D. «Social network sites: Public, private, or what?»//The Knowledge Tree, edition 13 (May), URL: http://kt.flexiblelearning.net.au/tkt2007/?page_id=28

 

[6] Kremer W., Hamond C. «Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business».// BBC News Magazine. URL: http://www.bbc.com/news/magazine-23902918

 

[7] «Facebook подтвердила предположение о шести рукопожатиях»//«Хабрахабр», 22.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/133159/

 

[8] «Теория шести рукопожатий: еще одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/

 

[9] «Теория шести рукопожатий: еще одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/

 

[10] См. Глоссарий или более подробно «Зачем мне боты?»//SMM ВКонтакте. URL: http://v-smm.ru/зачем-мне-боты/

 

[11] Теория шести рукопожатий: ещё одно подтверждение»//«Хабрахабр», 14.11.2011. URL: http://habrahabr.ru/post/132558/

 

[12] Fang-Yu Yang «A Small World After All?», 11.12.2012. URL: https://itp.nyu.edu/classes/appr-fall2012/2012/12/11/a-small-world-after-all/

 

[13] Boyd D. «We Googled you: Should Fred hire Mimi despite her online history?» Case commentary, Harvard Business Review (June)/URL: http://www.danah.org/papers/HBRJune2007.html

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!