Вообще философия науки тесно связана с историей науки.



Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом.

Таким образом, история науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки.

Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.

В определении основной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. Так, Ф. Франк считает значимым вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер утверждает, что централь­ная проблема философии науки, начиная, по крайней мере, с Рефор­мации, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий? Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк.

Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания.

Тематика философии науки развивается по трем основным на­правлениям:

- К первому относится круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постиже­нию мира и познанию его общих принципов, то это наследует и философия науки, используя концептуальный аппарат фи­лософии, опираясь на наличие определенной мировоззренчес­кой позиции.

- Ко второму относят группу проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли кото­рого оказывается философия. Здесь тесно переплетены специ­фические проблемы познавательной деятельности, конкури­рующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения пара­доксальных проблем.

- К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. История науки убедительно свиде­тельствует, какую огромную роль играет философия в разви­тии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи научных революций.

 

Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:

1. Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2. Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3. Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4. Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5. Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция  философии.

6. Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

       

 Взаимоотношения философии и Науки имеют длительную историю. В античной и средневековой их почти не различали (наука была развита слабо). В Новое время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной стороны, в философской среде возникло движении против признания философии наукой, т.к. считали (Шопенгауэр, Ницше), что она жизненней всякой науки, она есть искусство; с другой стороны, чувствовалось давления наук на философию.

Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но также с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из 4-х современных философских движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и постмодернизма) наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влияния на современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных наук.

Существующая в настоящее время литература по указанной проблематике освещает отдельные стороны философии науки, дает развернутую панораму истории ее развития и становления отдельных теорий и дисциплин. Но многое еще остается за рамками научно-философского исследования. Развитие научного знания всегда опережает анализ динамики его развития. Науковедение в своем собственном развитии заметно отстает от динамики развития своего предмета исследования.

При этом следует все-таки различать философию науки, как отдельное (специальное) научное направление и философию науки, как специальную учебную дисциплину. Если в первом случае речь идет о фундаментальном развитии данной дисциплины, крупными учеными и научными сообществами (кафедрами и институтами), то во втором цели и задачи оказываются на порядок скромнее и не выходят за рамки учебного процесса.

 Курс лекций по философии науки предусматривает изложение общих положений данной дисциплины с отдельным вплетением инновационных тезисов и предложений.

В последнее время в России появилась целая плеяда новых научных дисциплин и теорий, которые пользуются несомненным успехом среди «ученых-новаторов» и вызывают немало критических замечаний среди «ученых-консерваторов». Речь идет о таких науках и научных направлениях, как синергетика, акмеология, аксиология, элитология, кратология, герменевтика, геополитика и др. Большинство из перечисленных теорий претендуют на то, чтобы быть самостоятельными научными дисцип­линами. Поэтому анализ процесса становления и трансформации научной теории в самостоятельную отрасль знания представляет весьма перспективное направление. Само это направление можно в целом назвать «наукоградом» или «логослогией».

 

 

1. Философия науки: определение предметности. Мировая история развития умственных способностей человека знает не мало примеров того, когда философия или наука отрывались друг от друга или вступали в непримиримое противоречие вследствие своего фатального непонимания друг друга. Итогом этого разрыва становились тысячи и сотни тысяч покалеченных человеческих судеб, попавших подл молох этого жестокого исторического противостояния.

Если бы у философии не было науки, а у науки не было бы философии, то их бытие было бы не совсем полноценным. Наличие этих двух близких по целям и задачам видов знаний, позволяет им взглянуть на себя со стороны, с позиции друг друга. Поэтому наука и философия формируют относительно друг друга свое внешне «Я».

Философия науки выполняет некие связующие функции, которые существуют между философским и научным знанием. Если в целом философия есть «мост» между наукой и религией (К. Ясперс), то философия науки выполняет ту же самую функцию, но только не на глобальном, а на локальном уровне. Это не макро, а микроуровень взаимоотношений науки и философии.

Относительно объекта и предмета философии науки у современных исследователей этой проблемы существует некоторое разночтение. Это связано с тем, что данная дисциплина впервые за всю свою историю попала под столь пристальное внимание сразу двух видов знания – научного и философского. Никогда актуальность «ФН» не была столь высока и столь масштабна. Резкий рост объема знания всегда грозит столь же стремительным понижением его качества, ибо «новое» не всегда оказывается «лучше» уже имеющегося «старого».

Объектом философии науки выступает поле знаний, лежащих между философией и наукой (научно-философский «фронтир», «пограничье»). «Пограничье» («фронтир») всегда оказывается свободной зоной для действия наиболее активных элементов обоих систем. Поэтому (особенно в наше время) философия науки стала зоной активного диалога науки и философии друг с другом по вопросам, имеющим принципиальное значение для них обоих.

Предметом философии науки является все многообразие взаимоотношений философии и науки по общим обоюдоважным для них вопросам

Философия науки реагирует и анализирует динамику развития основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в современной науке, на этапе перехода индустриального общества к постиндустриальным принципам устройства мира, общества и человека.

Современная философия науки одновременно изучает как общие закономерности развития научного познания в его историческом контексте, так и анализирует современные изменения социокультурного характера происходящие в ней. В своем дальнейшем развитии наука нуждается в самопознании и в самосознании. Именно философия науки и выполняет роль научного самопознания. Наука исключительно через философию научилась мыслить о себе самой. Ее способность рефлексировать указывает на то, что она к настоящему времени достигла такого уровня своего развития, что оказывается способной к таким сложным мировоззренческим операциям.

Поэтому, пред философией науки стоят следующие три задачи:

1) Выявить динамику исторического развития научного знания в социокультурном контексте мировой истории; в связи с этим она стремиться установить причины перехода «всплеска научных открытий» (составляющих эпоху ее расцвета) к стагнации научного знания (составляющих эпоху ее застоя и кризиса) и наоборот.

2) Выступать в роли барометра в процессе корректировки логики научной картины мира – вовремя заполнять своими объяснениями образующиеся «пустоты» в знании единой научной картины мира; объяснять причины возникающих «лакун» в ее системности; «объединять» различные отрасли наук, устанавливать междисциплинарные связи.

3) Выступать в роли единой общенаучной методологии; в ее задачи входит разработка новых методов научного исследования и проверка (верификации) уже известных знаний.

Поскольку философия науки обязана вовремя заполнять своими объяснениями постоянно образующиеся в научной картине мира «провалы», которые наука на тот момент не может ни как объяснить, то она вынуждена не просто быть в эпицентре всех научных открытий, но и активно вмешиваться в то и дело, возникающие в научном сообществе дискуссии.

Согласно Альфреду Уайтхеду, развитие современного вида научного знания стало возможным благодаря творчеству великого древнегреческого философа Аристотеля, которому удалось впервые создать целостную систему формаль­ной логики, «первую философию» и диалектический ме­тод. Уайтхед обращает внимание на то, что: (1) греческий философ широко использует в своих работах общее понятие классификации (особенно важное для позна­ния природы) и дает мастерский анализ тех сложностей, с которыми связаны взаимоотношения классов; (2) «свое теоретическое учение он применил также к громадному материалу, собранному не­посредственным наблюдением в зоологии, физике, социо­логии. Мы можем обнаружить у него начатки почти всех наших конкретных, как ес­тественных, так и тех, которые связаны с активностью человеческого духа. Он заложил основы того стремления к точному анализу каждой конкретной ситуации, которое в конечном итоге привело к формированию современной европейской науки».[8]

В эпоху обрушения индустриального мира (кризис его ценностей, стагнация его мировоззрения, а главное – начала развала его, казалось бы, целостной до сей поры картины мира), философия науки стоит перед очередным вызовом истории – этот вызов грядущее информационное или постиндустриальное общество.

Философия науки осуществляет обратную связь философии с наукой, при которой философия философствует о науке, тогда как наука стремиться к научному осмыслению сущности самой философии. Таким образом, философия науки пытается сформулировать научную и философскую точку зрения на сущность философии и науки соответственно.

Философия науки вскрывает те стороны взаимоотношения философии и науки, когда ни та, ни другая не могут обойтись друг без друга. Если наука заявляет, что она может обойтись без философии, то это не правильная наука. Её возможности и перспективы развития явно ограничены и при том не в её пользу.

Философия науки показывает, в чем различие и сходство философского и научного типа мышления и знания. Она намечает перспективы развития интеграции философии и науки.

Дело в том, что существуют двойные дисциплины, нарушающие действия принципа «Бритвы Оккама»*. Например, - персоналогия и персонализм, культурология и философия культуры и т.д. Философия науки просто обязана приложить максимум усилий для сближения позиций ученых и философов по данным «научно-философским двойникам»*. Философия науки призвана преодолеть эти научные барьеры* и вывести науку и философию на взаимно устраивающий их диалог.

2 Философия науки как дисциплина. Как дисциплина философия науки возникла лишь во второй половине ХХ века, хотя как направление философской мысли она существует гораздо дольше.

Впервые термин философия науки введен в 1840 г. Уильямом Юэллом в 1840 г. В дальнейшем термин «философия науки» появился в работе Е. Дюринга «Логика и философия науки» (Германия, Лейпциг, 1878 г.).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!