История науки берет свое начало в недрах философии.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

1. Предметная сфера философии науки.

2. Понятие науки, формы ее бытия: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

3. Позитивистская традиция в философии науки.

4. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.

5. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

6. Ценности научной рациональности.

7. Наука и философия.

8. Особенности научного познания.

9. Научные и ненаучные формы знания; проблема их демаркации.

10. Классификация наук.

11. Роль науки в образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

12. Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний. 

13. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

14. Формы и особенности средневековой науки.

15. Эпоха Возрождения: подготовительный этап к обоснованию новой науки.

16. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

17. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

18. Классическая и неклассическая наука: характерные черты.

19.  Возникновение дисциплинарно организованной науки. Наука как профессия.

20. Формирование технических и социально-гуманитарных наук в XIX веке.

21. Эмпирический и теоретические уровни научного знания, критерии их различия.

22. Структура эмпирического знания.

23. Структура теоретического знания.

24. Основания науки и их структура.

25. Научная картина мира: ее функции и исторические формы.

26. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

27. Формы научного познания.

28. Методы научного познания и их классификация.

29. Динамика научного знания: модели роста.

30. Модели развития науки в западной философии науки (К. Поппер, И. Лакатос).

31. Модели развития науки в западной философии науки (Т.Кун, П. Фейерабенд).

32. Взаимодействие научной картины мира и опыта как начальный этап становления новой научной дисциплины.

33. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.

34. Процедуры обоснования теоретичес­ких знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.

35. Становление развитой научной теории. Классический и неклассиче­ский варианты формирования теории.

36. Проблемные ситуации в науке.

37. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

38. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

39. Науч­ные революции как перестройка оснований науки.

40. Социокультурные предпосылки глобальных науч­ных революций. 

41. Глобальные науч­ные революции: от классической к постнеклассической науке.

42. Историческая смена типов научной рациональности. 

43. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

44. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска.

45. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

46. Осмысление взаимосвязи социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

47. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI века.

48. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации).

49. Сциентизм и антисциентизм.

50. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

51. Эволюция способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

52. Наука и экономика. Наука и власть. Проблемы государственного регулирования науки.

 

Тема 1: «ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ».

 

1. Предметная сфера философии науки.

2. Понятие науки, формы ее бытия: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

7. Наука и философия.

 

 

История и философия науки представляют собой комплексный взгляд на природу научного знания, развитие которого создало нашу нынешнюю цивилизацию и оказало огромное влияние на формирование современной культуры. Мир науки – это мир всегда точного и постоянно уточняющегося знания. Это мир, в котором действуют уже открытые законы и проявляются силы еще неоткрытых законов природы, общества и самого человека. Наконец, мир науки – это мир воплощенного научно-технического прогресса (НТР), в котором предшествующие исторические формы мировоззрения (мифология, религия, философия) находятся на периферии научной картины мира, выполняя вполне декоративную функцию.

Если бы не было философии науки, то ни у науки, ни у самой философии не было бы ни повода и ни какого-либо иного способа о чем-либо серьезно поговорить или просто «встретиться взглядом» друг с другом. Не существовало бы самой связи между этими двумя самыми важными отраслями современного знания. Единство картины мира было бы нарушено, а в мире знаний существовал чудовищный разрыв между наукой и философией. Если наука надеется, что она вполне может обойтись без философии, то она глубоко ошибается. Наука без философии, что слепец без поводыря. А сама философия без науки рискует вторично превратиться в «голую схоластику», без каких-либо перспектив на будущее свое позитивное развитие. Таким образом, философия науки – важнейший скреп в системе целостной картины мира и ее игнорировать означает ставить под сомнение, как саму философию, так и науку.

В настоящей лекции мы рассмотрим два первоочередных вопроса: 1) что представляет собой философия науки как научная дисциплина и как специальное направление философской мысли и 2) каким образом происходило развитие отношений между философией и наукой.

 

История науки берет свое начало в недрах философии.

Как кажется на первый взгляд, с одной стороны, это очень сложный предмет; с другой стороны, кажется очень нудным и не нужным. В этом большая ошибка большинство приступающих изучать философию и всех тех научных направлений, которые с ней связаны.

Философствовать – это не значит разглагольствовать попусту, это значит постигать смысл, истину. И вот ваша задача соприкоснуться с наследием прошлого, чтобы потом путем сравнения сформулировать свое представление о мире и о тех процессах, которые происходят вокруг и внутри нас. Философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, развить определенную КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ. Древнегреческий философ Сократ в свое время говорил: «Истина должна сама родиться в голове человека; человек должен сам из себя произвести необходимое знание, лишь тогда оно будет делом его истинной убежденности, частью его самосознания». Неслучайно Сократ искусство нахождения истины называет майевтикой, т.е. повивальным искусством.

 

 

 7 Философия и наука: проблема сходства и различия.

 

Научное и философское мировоззрение:

Сходства Различия
1.Стремление к теоретической форме построения знания; 2.Логическая доказательность своих выводов; 3.Научно-философское мировоззрение выполняет функции, родственные функциям науки: 1) познавательная; 2) обобщение; 3) интеграция; 4) синтез всевозможных знаний; 5) открытие наиболее общих закономерностей, связей; 6) взаимодействие основных подсистем бытия; 7) теоретическая масштабность.   1. Целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; Философия в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческих интерпретаций ее результата; 2. Логичность философского разума позволяет ему осуществлять такие функции, которые еще не проработаны специальными методами. Это функции: 1) прогноза; 2) формирования гипотез об общих принципах и тенденциях развития, о природе конкретных явлений; 3. Философия – единственная из наук, которая объясняет, что такое бытие; 4. Философия – это знание о месте и роли человека в мире (смыслы, цели, ценности, интересы), тогда как наука безразлична к смыслам, целям, ценностям; 5. Философия соединяет два начала: научно-теоретическое и практическо-духовное. В этом проявляется специфика философии как уникальной формы сознания, тогда как наука представляет собой научно-теоретическое начало, т.к. постигает реальные отношения в объективном мире и познании; 6. Национальность философии (философия отдельного народа – немецкая философия, русская философия), тогда как национальной науки нет.

 

История науки непосредственным образом связана с историей развития философского знания. Философия является колыбелью всех известных сегодня наук. От нее они берут свое начало и с ней проходят большую часть своей самостоятельной жизни. Философия науки является не обыкновенным сопровождением науки, а своего рода ее аналитикой, позволяющей ей правильно мыслить о себе самой. Иными словами, философия науки есть самосознание самой науки, ее рефлексия.

У каждой науки имеется своя собственная философия. В этом она видит высший смысл своего существования – заниматься не только изучением предмета своего непосредственного научного знания, но и еще правильно понимать себя, т.е. то, что она делает. Та наука, которая не успела обзавестись своей собственной философией или еще не достигла зрелого существования, не состоялась как самодостаточная научная дисциплина. Такое случается крайне редко. В этом случае мы вправе будем говорить об «эсхатологии науки». Гораздо привычнее говорить о «футурологии науки», а здесь наука без философии объективно рассуждать о будущем просто не в состоянии. Поэтому в оценке будущего наука и философия должны объединить свои усилия.

Наука есть последнее «изобретение» человеческого ума, призванное более адекватно понять окружающий его мир и себя самого. Одной из актуальнейших тем современности становится тема абсолютной науки – идея абсолютной (тотальной) доминации научного знания во всех сферах человеческой деятельности.

Абсолютизация научного знания приводит к тому, что наука начинает отвергать все другие виды знания, носящие ненаучный характер. Появляется «научный тоталитаризм» – засевший в научной мысли вирус схоластики начинает создавать свою собственную «инквизицию», чтобы с ее помощью расправиться с неугодными знаниями. Такой научный экстремизм ничем не лучше тех гонителей, которые в средние века, прикрывшись именем Господа, боролись с научной мыслью за чистоту религиозных догматов. Сегодня «абсолютная наука» может уподобиться своим гонителям и сама стать символом мракобесия.

Современное человечество не может обойти науку, как оно уже поступило в свое время с мифом, религией, а в недавнем прошлом пыталось сделать то же самое и с философией. В этой связи уместно вспомнить слова К. Ясперса о том, что «нет пути в обход мира, путь идет только через мир, нет пути в обход истории, путь идет только через историю»[1].

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более
6–8 % населения. В конце XX века численность ученых в мире превысила отметку в 5 млн человек[2]. Наука включала тогда 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства[3].

Согласно В. Гейзенбергу, наука «благодаря своим практическим результатам оказывает очень большое влияние на жизнь народа. Благосостояние народа и политическая власть зависят от состояния науки, и ученый не может игнорировать эти практические результаты, даже если его собственные интересы в науке проистекают из другого, более возвышенного источника»[4]. Согласно Т. Куну, история науки – это смена парадигм, представляющих собой альтернативные способы рассмотрения природы[5].

Среди авторов, занимающихся проблемами истории и философии науки, следует выделить как зарубежных (Г. Башляр, Х.-Г. Гадамер, М. Полани, К. Поппер, П. Рикёр и др.)[6], так и российских ученых (В.И. Вернадский, П.П. Гайденко, В.В. Ильин, В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Л.А. Микешина, В.С. Степин и др.)[7], внесших немалый вклад (хотя и не всегда равнозначный) в развитие этой области научно-философского знания. В определенный момент ее истории философию начали серьезно интересовать не только проблемы истории мифологии и религии, но и вопросы истории развития самого научного знания.

Никто сегодня не спорит, что наука является главной доминантой и детерминантой современного мировоззрения. Но никто не оспаривает и роль религии и философии в развитии современного человечества. Ученым следует всегда помнить о мифологизации науки, о том, что, начиная с эпохи Просвещения, на нее возлагаются большие (а подчас и слишком большие) задачи и надежды.

Место и роль философии науки оцениваются не однозначно. Для одних она – определенный тип философствования, который основывает свои выводы преимущественно на методах и результатах науки (М. Бунге, Р. Карнап), другие усматривают в ней связующее звено между гуманитарным и естественнонаучным знанием (Ф. Франк), третьи связывают ее исключительно с задачами методологического анализа (И. Лакатос), наконец, есть сторонники того, чтобы рассматривать философию науки в качестве идеологической спекуляции на науку (П. Фейерабенд). Ясно, что философия науки есть тот тип философского мировоззрения, который в наибольшей степени совместим с научными теориями и сам основывается на них (Дж. Лоузи).

 

Философские основания науки.

Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее проявлениях: когнитивной, институциональной, методологической, лингвистической, коммуникационной, и т.д.

Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.

Периоды преднауки - появление элементов научности: доказательность, обоснование, систематизация (еще в 4 в. до н.э.).

Первые научные теории - Птолемей (в конце античного периода), Евклид. Основным признаком научности является разделение эмпирической и формальной реальностей. Формальная реальность - научная теория. Эмпирический объект доступен через свои свойства, на основании опыта строится теоретическая модель, которая кладется в основу дальнейших исследований. Простой пример - атом, доступный нам только через наблюдение его свойств.

С 16 века начинается отделение научного материала от ненаучного, эмпирических данных от домыслов. Становление завершается в 18 веке . Дальше начинается "триумфальный процесс развития науки" - производится большое количество открытий. Выделяется особая категория людей - ученые, которые всю жизнь занимаются только наукой.

Наука - социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!