Вопрос 27. Чувственное и рациональное познание. Исторический хар-р рациональности.



Развитие философии, науки и др. форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство 2-х сторон – чувственного и рационального.

Чувственное познание осуществляется с помощью свойственных человеку органов чувств (6) – зрения, слуха, и др. и имеется непосредственный характер, т.к. оно происходит путем прямого контакта с познаваемыми объектами. Чувственное познание (живое созерцание) осуществляется в 3-х основных формах – ощущение; восприятие; представление.

Ощущение – самая элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств, предметов, и явлений.

Восприятие – дает предмет в целом, в совокупности всех его сторон, свойств и отношений. Это целостный образ предмета, синтез ощущений, связь ощущений.

Представление – это воспроизведение в сознании субъекта образа, предмета и оперирование им в отсутствии самого объекта. Чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

Рациональное познание осуществляется с помощью мышления. Мышление понимают как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе данных чувственного познания закономерных сущностных свойств предметов и явлений и их выражение в определенных формах (понятие, др.).

Т.е. рациональное познание имеет дело не с самими предметами, а с данными о них, которое поставляет нам чувственное познание (опосредованность). Разум обобщает факты, делает выводы, осмысливает их.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, выделяют 2 уровня мышления:

- рассудок и разум

Рассудок – исходный уровень, на котором мыслят в рамках неизменной схемы, шаблона, стандарта: это способность последовательно и ясно рассуждать,

Правильно строить мысли, систематизировать, классифицировать факты.

Разум – высший уровень, для него характерны творчество и саморефлексия, выявление причин, движущих сил предметов и явлений.

Характерен взаимопереход между ними.

Мышление осуществляется в разнообразных формах: наиболее простые, исходные: - понятие

- суждение

- умозаключение

> сложные: - проблема,- гипотеза,- теория и др.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие, существенные, закономерные стороны, свойства предметов, которые закрепляются в определениях понятий (дефинициях).

Понятия выражаются в языке в виде слов или словосочетаний. Но слово и понятие – это не одно и то же.

Понятие означает значение и смысл слова, поэтому человек мыслит не словами, а понятиями = > мышление возможно только на языковой основе, тесно связано с речью. Количество понятий = > интеллект человека.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются любые (а не только общие и существенные ) свойства и признаки предмета.

В суждении что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и их свойств.

Суждения образуются на основе понятий путем их связи.

В речи – повествовательное предложение (истинное либо ложное).

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее известных суждений выводится новое знание (тоже в виде суждения) по определенным правилам логики и диалектики. Это: классический пример умозаключения (силлогизм). Все люди смертны (1 посылка).

Сократ человек (2 посылка). Следовательно, Сократ смертен (новое суждение – следствие). На самом деле мы мыслим умозаключениями, а понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений.

Вопрос 28. Понятие истины. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине.

Истина – это адекватное и идентичное отражение объекта субъектом, знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Первый и исходный признак истины – объективность, т. е. обусловленность действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина – это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по форме: истина является таковой только для людей, которые познают ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях).

Истина – это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающее устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающее изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной объективной истины. Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

В свое время Г. В. Ф. Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в антипод - в заблуждение. Заблуждение – это искажение истины, обусловленное недостаточным уровнем развития познания. Носит объективный характер. Ложь же – это сознательное искажение истины в чьих - либо интересах.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!