Вопрос 35. Философское понимание сущности, стр-ры, движущих сил развития общества.



Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества.

Сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями: особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Такой способ и содержание жизни общества людей на Земле получил название культуры. Структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,

2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.В социальной философии марксизма под движущими силами развития понимаются разные общественные явления: объективные общественные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена; разделение труда; продолжительные действия больших масс людей, классов, народов; разделение общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы.

Соответственно и в научной литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективными и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей или с комплексом перечисленных факторов.

Вопрос 36. Формационный и цивилизационный подходы в понимании истории общества.

1. История - процесс, осуществляющийся в пространстве и времени. Этот процесс обусловлен причинами. Причины предопределяют движение истории, ее направленность.

2. Изучение народов и цивилизаций приводит к пониманию истории как единого процесса, но при этом отмечается уникальность и своеобразие каждой цивилизации.

3. Исторический процесс носит телеологический (целеполагающий) характер.

4. Познание сущности исторического процесса, которая на выходе трактует исторический процесс в качестве дихотомии (разделения): линейное - циклическое.

5. История рассматривается как стадиальный процесс.

Формационный подход к истории. Основой этого подхода является марксистская концепция «материалистического понимания истории». Основными понятиями этого похода выступают: общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис, надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Ведущая роль здесь, по Марксу, отдана технике. Производственные отношения - отношения людей, складывающиеся в процессе производства. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляют экономическая основа общества. Она составляет базис. На базисе выстраивается надстройка - юридические и политические отношения в обществе. Цивилизационный подход к истории. Термин «цивилизация»– многозначное понятие, которое означает:то или иное общество в реальном историческом времени; этап в эволюции общества, пришедший на смену первобытно-общинному обществу; совокупность средств и программ деятельности, с помощью которых люди достигают целей, поставленных перед ними обществом и культурой.

Термин «Цивилизация» появляется в CUIII веке в философии Просвещения. Кондорсе, Вольтер, Гердер, называют «цивилизацией общество, основанное на справедливости и разуме.

И.Н. Ионов выделяет три этапа эволюции понятия «цивилизация»: Первый этап. С середины CUIII века - середину CIC века .Основные представители: Ф.Вольтер, А. Фергюссон, А.Р. Тюрго, И.Г. Гердер, Ф.Гизо, Гегель. Цивилизация ассоциируется с прогрессом, обладает линейным характером развития. «Цивилизация олицетворяла человечество в целом. Национально-культурные различия выступали вторичными характеристиками.

Второй этап. Вторая половина CIC века. Исторический процесс трактуется как целостный. Основные представители: О.Конт, Г.Спенсер, Г. Бокль, Г. Риккерт, Э. Дюркгейм. Развиваются представления о локальных цивилизациях.

Третий этап. CC век. История представляет собой совокупность локальных цивилизаций. Это - социокультурные системы, появление которых обусловлено условиями деятельности человека, личностными особенностями. Представители: О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин.

Основополагающим понятием в цивилизационном подходе является понятие «цивилизации». С учетом различных трактовок «цивилизацию» следует определять как длительно существующее самодостаточное общество, обладающее неповторимым социокультурным основанием. Оно (основание) обусловлено объективными условиями жизни, а так же деятельностью человека1. Цивилизации в ходе эволюции проходят этапы: возникновения, становления, расцвета, разложения. Сосуществование таких цивилизаций составляет единство мировой истории.

Сущность современного цивилизационного подхода заключается: во-первых, в определении социокультурного основания цивилизации; во-вторых, в исследовании этого основания, так как именно оно обеспечивает развитие цивилизации. Важным понятием выступает культура.

В современной философии истории можно говорить о соотношении формационного и цивилизационного подходов. Формационная теория рассматривает историю объективно. История не зависит от сознания и воли людей. Сфера цивилизационного подхода - история ментальностей, процесса жизнедеятельности людей, обладающих сознанием и волей. Большую роль в цивилизационном подходе играют ценности. Формационная теория относится к субстанциональной концепции истории. Субстанционализм в изучении истории - выявление сущностных, глубинных оснований истории. Цивилизационный подход в основном строится на герменевтическом методе. В нем большое значение имеет точка зрения исследователя. Предметом формационного подхода выступает движение человечества от простейших форм организации жизни к сложным формам исторического развития. Предмет цивилизационного подхода - уникальные неповторимые цивилизации, существующие в разных пространственно-временных периодах.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!