Вопрос 21. Понятие прогресса. Противоречивость прогресса. Проблема критериев прогресса в социально-культурной сфере.



Прогре́сс (лат.-движение вперёд) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. Противоположность — регресс. Понятия прогресса и развития не тождественны. Под развитием понимают процессы, сопряженные с возникновением в ней чего-то нового, качественно иного, ранее не бывшего. Прогресс, в отличие от развития, имеет направленность, которая собственно и придает ему характер прогресса. Противоположное направление приобретает характер регресса.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха превыше всего ставит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм. Разум у просветителей играл роль движущей силы истории. У просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. Они видели конечную цель прогресса как некое полное торжество разума и воплощение разумных начал в жизни людей и общественном устройстве. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием выступала осознание человеком свободы. Причем свобода находит у Гегеля выражение в конкретных формах государственного устройства.

Критерий простоты играет немаловажное значение в оценке научных концепций научным сообществом, так что здесь может быть высказана сентенция: «чем проще, тем лучше». (принцип «экономии мышления» Э. Мах.) В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса выступает уровень развития производительных сил общества, развитие производительных сил характеризует степень овладения человеком природой. Критерий прогресса имеет ценностную природу. У просветителей в качестве высшей ценности выступал разум, но будучи сам по себе лишен социальной наполненности, он затем сопрягался у них с ценностями, несущими определенное социальное содержание, в виде свободы, правового равенства и т. д. В марксистской концепции истории тоже задействован определенный набор ценностей.

Вопрос 22. Детерминизм и индетерминизм. Многообразие детерминистских связей. Методологическое значение принципа детерминизма для науки.

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.

Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.

Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающиеся от признания причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целенаправленного начала».

Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма.

Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр. Диалектический материализм, отвергая индетерминизм, в то же время показывает, недостаточность прежних механических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формируют новое обобщенное представление о детерминизме.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!