Вопрос 6. Философия Средневековья: теоцентрический хар-р, основные этапы и проблемы.



Философия хар-ся становлением христианской догматики. Она была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Домиани). Считалось, что истина уже дана в библейских текстах. Систематизатором являлся Фома Аквинский 1225/26-1274 гг)- он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального. Вся философия средневекового периода носила теоцентрический характер. Теоцентризм - главная характеристика религиозного мировоззрения, в котором Бог и религиозная деятельность, религиозное бытие выступают основой и центральным звеном всей жизнедеятельности (как материальной, так и духовной), всей культуры данного общества или исторического периода. Особенно ярко это выражено в философии и реальности средневековья. В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Вопрос 7. Философия Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософские идеи.

В Философии Возрождения человек помещен в центр космического бытия. Человек – господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом.

Философия эпохи возрождения делится на 3 периода:

гуманистический (сер 14- сер 15 вв.) Цель – проблема человека; неоплатоновский (сер 15- 1я пол 16 вв). цель – проблема онтологии; натурфилософский (2пол 16 – нач 17 вв). цель – проблема природы.

Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Антицерковное и антисхоластическое направление, стремление уменьшить роль Бога и доказать самоценность человека. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность. Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие.

Представители неоплатонизма (эпохи): Николай Кузанский (1401-1464), Джованни Пико делла Мирандола, М. Монтень, Дж. Бруно, Г. Галилей. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.

Вопрос 8. Проблемы научного познания в философии Ф. Бэкона.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а “господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. В своем трактате “Новый органон” Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он возжег факел новой науки —методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека.

Вопрос 9. Онтологические и гносеологические идеи Р. Декарта.

Основатель рационализма Нового времени -Р. Декарт (16–17 в.) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (разумный, целесообразный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум. Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога. Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т. е. следование от общего к частному. Содержание рационального метода (дедукция) состоит у Р. Декарта в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведенные до уровня очевидного.

Основные принципы его метода: 1) нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным; 2) следует делить исследуемую систему на множество частей и каждую подвергать тщательному анализу; 3) следует вести исследование от простого к сложному; 4) необходимо проводить конечное обобщение всех объектов исследования, ничего не упускать из вида, приходить к синтезу.

Бог у Декарта является гарантом возможности постижения истины. Только он может вселить в души людей мысль о совершенном существе. Он дал природе изначальные законы движения и может сохранять и поддерживать мир своей волей. Философ считал, что Бог заранее создал людей греховными и ошибающимися.

Одной из основных черт философии Р. Декарта является дуализм. Он полагал, что в мире существуют две независимые друг от друга субстанции: духовная и материальная, душа и тело.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!