Вопрос 14. Русская философия, ее специфика, проблемы, направления.



Русская философия —феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;• философия западников и славянофилов;• философия Чаадаева;

• политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов;• философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Вопрос 15. Основные направления в развитии современной философии: прагматизм, аналитическая философия, экзистенциализм, герменевтика.

Прагматизм — направление идеалистической философии, главная цель которого – выработка арсенала конкретных средств, помогающих людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Основателями: американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952): • считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;• центральным понятием философии является понятие опыта; • под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни; • особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;

Аналитическая философия -  это определенный стиль философского мышления, подразумевающий строгость и точность используемой терминологии наряду с осторожным отношением к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям. Основоположниками аналитической философии являются Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур. Характерны три главных признака: сведение всех философских проблем к проблемам языка; акцентирование внимания на проблеме значения; противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии.

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Основатель -датский ф-ф Сьорен Кьеркегор.

Проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; • проблема одиночества человека; • проблема бессмысленности жизни; • проблема внутреннего выбора; • проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

Вопрос 16. Онтология как учение о бытии, его типах и атрибутах.

Первой формой философского знания была онтология - учение о бытии, т.е. объективной и субъективной реальности в их совокупности. Онтологией называли «первую философию» Аристотеля, сводя ее объект к объяснению сущего, его начал, свойств и форм. Термин «онтология» ввел в научный оборот Р. Гоклениус в 1613 году, подразумевая содержательное объяснение действительности.

Категория «бытие» – исходная в философском осмыслении. В широком смысле бытие – это всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о том, что существует. Но бытие сущего, сколько бы оно не длилось, рано или поздно заканчивается, уходит в небытие. Поэтому в истории философии при рассмотрении сущностных характеристик бытия оно рассматривается через небытие и подчеркивается, что бытие как объективная реальность вечно, отдельные его формы конечны.

Категория «бытие» означает совокупность объективной и субъективной реальности, то есть всего, что существует. Объективная реальность – это материальный социоприродный мир, мир физических явлений. Субъективная реальность– духовный мир человека, мир сознания, мир психических состояний.

Различают ряд основных форм бытия, неразрывно связанных между собой:

1) бытие вещей (тел), процессов «первой природы» и бытие вещей «второй» природы (того, что создано человеком);

2) бытие человека, которое подразделяют на бытие человека как природного и как социального существа;

3) духовное (идеальное) бытие, которое принято подразделять на индивидуальное и объективированное (т.е. воплощенное в реальности) внеиндивидуальное духовное бытие.

4) социальное бытие (отдельного человека и общества в целом).

Различные стороны бытия характеризуют категории «материя», «движение», «взаимосвязь», «отражение», «сознание». Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами (неотъемлемыми свойствами) и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говорит о том, что она находится в движении. Эйнштейн, разработавший теорию относительности, показал, что время и пространство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, выступая при этом как стороны единого целого. Их свойства зависят от скорости движения материи, мощности гравитационного поля и ряда других факторов.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!