Вопрос 10. Французское Просвещение 18 в.: философские и социологические идеи.



2-ая половина 18 в. – резкое обострение конфликта между феодалами и буржуазными мировоззрениями. Особенно во Франции, в буржуазной революции). Важную роль сыграли философы-просветители: Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гальвеций, П. А. Гольбах.

Вольтер – критиковал невежество, духовенство, настаивал, чтобы французы приобщались к науке. Ж.Ж. Руссо – считал, что искусство, наука и цивилизация не сделали людей счастливее (назад в будущее). Дидро – 1 -м основал Энциклопедию.

Гольбах – изложил принципы материализма. Утверждал, что существует лишь природа, существование Бога и потустороннего мира - выдумка, религия играет отрицательную роль. Французские материалисты утверждали, что если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали: естественные права (права на свободу, на счастье, жизнь и тд), и гражданские (на имущество и тд).

Вопрос 11. Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия зародилась в 17 веке на территории феодальной Германии, до середины 19 века оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества. Выделяют следующие особенности немецкой философской мысли 18-19вв.:

Рационально-теоретическое сознание; Систематическое и всеобъемлющее объяснение мира, которое исходит из принципа естественной его упорядоченности и гармонии; Понимание историко-философского процесса как совокупности факторов, проанализировав которые можно понимать настоящее и с высокой долее вероятности предполагать будущее (историчное мышление). Из указанных особенностей вытекают, характерные черты рассматриваемого учения:

1. Понимание философии, как стержня, вокруг которого формируется культура общества, практического механизма разработки проблем гуманизма и осмысления человеческой жизнедеятельности.

2. Приоритет изучения человеческой сущности перед изучением природы, истории становления человечества.

3. Систематизация знания. Не просто наука, а упорядоченная система философских идей.

4. Использование целостной, общепринятой концепции диалектики.

Представители: начинается период Кантом (критицизм), затем Фитхе (философия Я), Шеллингом (натурфилософия) и завершившийся Гегелем (монументальная система).

Иммануил Кант (основной труд – «Критика чистого разума” (1781). Первым сформулировал мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности, высказал идею о целостности устройства мироздания, существовании законов взаимосвязи небесных тел, неоткрытых планет в Солнечной системе. Наука, согласно мыслителю, лишь конструктивное и творческое создание человеческого разума и ее способности не безграничны. Основа существования личности – мораль. По Канту человек не способен до конца познать вещи, выходящие за пределы его практического опыта, но способен понять и осмыслить явления. Знание всегда носит упорядоченный характер.

Иоганн Готлиб Фихте основной труд – “Назначение человека” (1800). Основатель практической философии, определяющей прямые цели и задачи людей в мире и обществе. Дал понятие материализму, как пассивной позиции человека в мире. Критицизму – как позиции деятельных активных натур. Разработал диалектический (логический) способ мышления, состоящий из полагания, отрицания и синтезирования.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (основной труд “Система трансцендентального идеализма” (1800). Строил единую систему знания путем рассмотрения специфики познания истины в отдельных областях. Реализовал систему в “натурфилософии”, которая считается первой попыткой систематического обобщения всех открытий науки одним мыслителем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (все труды имеют фундаментальный характер). Используя систему основных взаимосвязей и категорий, построил модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Считал противоречие основой любого развития. Рассматривал этапы развития человеческой культуры как процесс становления духа, вершиной которого провозглашал сферу логики. Был одном из основоположников общественной философии. Создал учения о праве частной собственности, правах человека в гражданском обществе. Подчеркивал важность труда и его материальной оценки.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!