Вопрос 17. Понятие материи в истории и современной философии.



Философы Древней Греции полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. В Средневековье под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества.

Современное понимание материи формируется под влиянием ньютоновской механики и эволюционирует вместе с последующим развитием физики. Первая волна собственно материалистических учений относится к эпохе Просвещения (Дидро, Гольбах, Ламетри) отождествляет материю с веществом, а определение вещества берет из механики и механистически истолкованной биологии. Не случайно все учения этой эпохи объединены под названием механистического материализма. Ко второй волне материализма следует причислить Фейербаха, Маркса и Энгельса. Маркс и Энгельс создали диалектический и исторический материализм, наделив материю свойствами саморазвития и самосовершенствования. Совершив переход от механицизма к органицизму, они преодолели явный отрыв материалистической философии от современного естествознания.

Новейшие течения материализма подразделяются на эмерджентный материализм (Н. Армстронг) и научный реализм (Д. Марголис). К материализму близки реалистические и натуралистические философские доктрины.

Согласно новейшим данным науки, материя включает в себя две основные формы: поле и системность. Структурность материи – это ее строение как на микроуровне (молекулы, атомы, элементарные и субэлементарные частицы), так и на макроуровне (человеческое восприятие) и на мегауровне (звезды, галактики, Вселенная). Современная наука рассматривает материю как сложную систему. Система – это внутренне или внешне упорядоченное множество элементов, связанных в единое и проявляющих себя как целое по отношению к другим объектам.

Вопрос 18. Материя, пространство, время. Субстанциональные и релятивистские концепции пространства и времени.

Пространство - форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов.

Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. 

две основных концепции пространства и времени: 1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития; • пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. 

Вопрос 19. Механистические и диалектические концепции движения. Движение как атрибут материи.

Нет, не было и не будет такого материального объекта, который не изменяется. Изменяются атомы, люди, общество, звезды, Вселенная. В философии любые изменения называются движением.

Материя не может существовать вне движения, движение - это способ существования материи, выражающийся в ее способности изменяться, т.е. переходить из одного состояния в другое. Быть - значит быть в движении.

Движение - это атрибут материи, т.е. существенное, неотъемлемое свойство материи, такое, без которого объект не может существовать.

Если движение является атрибутом материи, то вопрос о первоисточнике движения снимается. Изменение, движение заключается в самой сущности материи, причина движения также в ней самой. свойства движения.

1. Движение материально, т.е. изменяется нечто, ничто не изменяется.

2. Движение противоречиво. Движение - это единство изменчивости и устойчивости (покоя).

3. Движение абсолютно, всеобще, покой относителен. В микромире элементарные частицы не обладают состоянием покоя, живут только в движении. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Например, известно, что внутри вещей происходит движение элементарных частиц, но при этом не изменяется ни их внешний вид, ни местоположение. изменение - движение, когда развитие - движение с изменением сохраняется качество предмета качественного состояния предметов

Итак, наряду с понятием «движение» существует понятие «развитие». Развитие – это необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, при котором возникает нечто принципиально новое по сравнению с прошлыми состояниями.

 

Вопрос 20. Диалектика как раздел философского знания. Диалектические з-ны развития: з-н взаимосвязи количественных и качественных изменений, з-н единства и борьбы противоположностей, з-н отрицания отрицания.

Диале́ктика— (искусство спорить) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Диалектика количественных и качественных изменений. Суть его в том, что изменение качества данной вещи или явления, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённой величины, или границы, меры. Содержание этого процесса раскрывается через совокупность категорий: качество, количество, мера, скачок.

Категория качества отражает единство таких характеристик объектов, как их относительная устойчивость, их структурность, целостность, черты различия и сходства между ними.

Качество – это тождественная с бытием определённость объекта; нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество. Понятие о качественной определенности приложимо к уровням и видам материи, к формам движения материи, к определённым состояниям тел, к этапам развития объекта. Количество – пространственно-временная определённость существования объекта, выраженная через число и величину. Эта внешняя определённость объекта относительно безразличная к его конкретному содержанию и качественной природе.

Законы диалектики отличаются от законов науки своей всеобщностью и универсальностью, они охватывают все сферы объективной реальности и раскрывают глубинные основы движения и развития. В диалектике логично выделить три закона: взаимный переход количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей и отрицание отрицания. Все они функционируют одновременно и отражают различные аспекты развития.

-Закон единства и борьбы-Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению.

-Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!