Вопрос 33. Специфика социального и гуманитарного познания.



Для социально-гуманитарного познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т.д.

Социально-гуманитарные и естественные науки отличаются прежде всего спецификой своих предметов. Социально-гуманитарные науки имеют дело с людьми и их деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями и целями социальных групп и индивидуумов, и ставят своей задачей обнаружить, описать и раскрыть сущность этих потребностей, интересов, ценностей и целей. В общей форме процесс развития социально-гуманитарной системы можно представить состоящим из следующих стадий: а) формулировка цели; б) ее адаптация к средствам достижения; в) выделение альтернатив деятельности; в) их анализ; г) их оценка; д) выбор (принятие решения).

Соответствие логики познания процессу развития социально-гуманитарной системы - непременное условие в успешном решении познавательных задач в сфере гуманитарных наук.

В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от познания естественнонаучного:

1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира.

2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.

3. Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.

4. В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе. А отсюда - дополнительные трудности социального познания.

5. В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.

Вопрос 34. Философская антропология: круг проблем. Многообразие философских трактовок человека.

В настоящее время она выделилась в самостоятельное философское направление - философскую антропологию. Историческое изменение природного и социального бытия человека, углубление знаний о них в истории философии отражается в форме изменения ответа на вопрос "Что есть человек?".

Философия Возрождения: человек есть: а) существо, обладающее способностью к произвольному развитию и свободному формированию своего бытия; б) живая творческая целостность, продукт исторического развития бытия.

Философия Нового времени: человек есть: а) существо, рационально мыслящее; б) существо, способное управлять с помощью разума своими страстями; в) производящее орудия труда; г) существо, принадлежащее к миру природы и миру свободы, д) субъект духовной деятельности, создающий мир человеческой культуры.

Классическая философия: человек есть: а) активно действующий представитель всеобщего идеального начала - абсолютного духа, разума; б) чувственно-телесное, способное к универсальному бытию существо; в) существо - носитель духовных и инстинктивных жизненных сил.

Естественнонаучное понимание: человек есть: а) результат исторической эволюции материи; б) продукт общественного развития, прежде всего общественной трудовой деятельности.

Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Это комплексное, многоаспектное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями.

Целью философского исследования человека является создание основного содержания всеобщей концепции человека. Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека. Философское знание о человеке отличается и тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.

Современная философская антропология решает следующие проблемы: - выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке; - исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие; - изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека; - объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных; - анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности и др.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 550; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!