Живописная композиция и жанр пейзажа. На примере мировой классики.



Композиция – составление целостного образа из отдельных его частей.

 

В изобразительном искусстве умение компоновать означает расположить объекты таким образом, чтобы они передавали определенное впечатление, обстановку события. Например, композиция может быть динамической, статической, подавляющей, гармоничной или любой другой, в зависимости от того, что она должна передавать.

В

 

                                                                            

                                                                          

                                                                      Караваджо. Обращение Савла 1600 - 1601.

 

XVII веке в понимании композиции в живописи происходят действия между фигурами в пространстве и в световой среде. Большее значение придается субъективному моменту: картина должна передавать предметы такими, какими они кажутся зрителю. В картине Караваджо «Обращение Савла» живо передана в ракурсе упавшая с коня фигура апостола.

Мы видим все как бы его глазами, сопереживаем его падение. Круп коня, с которого он свалился, передан очень материально, почти выпирает из картины. Глядя на него, мы словно ощупываем его глазами. Картина Караваджо — это нарушение законов гармонической композиции Возрождения. Но вместе с нарушением этих законов искусству открылся путь, вдохновлявший мастеров последующего времени.

В композиции Караваджо с характерным «погребным освещением» луч света выхватывает из мрака фигуры, моделируя их с пластической осязательностью. Необычайно низкая точка зрения создает ощущение взгляда на картину «с земли», как будто тот же голос поверг зрителя рядом с Савлом.

 

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

 

Пейзаж - сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов. Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировались в центральный предмет изображения

 

 

                                                                                                                

                                                                                                                Клод Моне «Поле маков в Живерни», 1890-1891

 

В июле 1890 года Клод Моне начал работу над серией из четырех масштабных холстов, изображающих маковые поля близ своего дома в Живерни. Хотя он никогда не считал их серией, как 25 картин со стогами пшеницы, начатыми вскоре после сбора урожая тем же летом, они ясно показывают его интерес к работе над несколькими картинами одновременно. «Маковые поля» также демонстрируют гораздо более однородную и ровную манеру письма, чем ранние пейзажи художника. Используя короткие, почти штрихованные мазки кисти Моне создал плотную многослойную композицию, которая может быть прочитана как абстрактное сочетание полос или иллюзорное пространство с холмистым горизонтом. Подобно движению глаз снизу-вверх, штрихи, представляющие маки, меняются от ярко-красных до красно-оранжевых и золотистых, перемежаясь штрихами-цветами синего цвета и уходя в очертания деревьев, холмы за ними, и в конечном итоге, заполняя собой синеву неба. Обманчиво простая, на первый взгляд, поверхность картины является результатом сложной техники.

 

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

 

Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, миниатюрная.

☀станковая-относят произведения, существующие независимо от места создания, преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.) В XVII в. (особенно в Голландии) складываются и в конце XVIII—XIX в. окончательно вырабатываются нормы собственно станковой живописи, требующие полного погружения зрителя в мир картины и освобождающие ее от дидактических и декоративных функций.

ПРИМЕР: Солнечный день - И.И. Шишкин., Девятый вал- Айвазовский

☀монументальная - выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, темперная, масляная живопись, мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

ПРИМЕР: Тайная вечеря - Леонардо да Винчи, Дамы в голубом. Фреска. Кносс. Сер. XV в. до н.э,

☀декоративная - является частью архитектурного ансамбля или произведением декоративно-прикладного искусства. Основное ее предназначение - украшение и подчеркивание конструкции здания или функции предмета.Её отличительные особенности — чистые цвета, логическое построение композиции, тщательно проработанные формы.

ПРИМЕР: "Три музыканта" - Пикассо

☀миниатюрная - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм.

Специалисты делят миниатюры на несколько видов.

Портретная миниатюра – изображения небольшого формата получили большую популярность в 18 веке. Портреты маленьких размеров можно было совмещать с ювелирными украшениями, брать с собою в военные походы и путешествия, хранить в заветном месте.

Иллюминирование – техника Средневековья, использовавшаяся для росписи религиозных рукописей.

Персидская миниатюра – техника восточных мастеров. Отличалась особо изящной графикой и созданием уникальных орнаментов.

ПРИМЕР: Жан Лимбург. Миниатюра «Малого часослова герцога Беррийского»

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

☀ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. ("Вид на Катскилл" - Ранняя осень, Томас Коул, А.Савченко "Яуза")

☀МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения. (Клод Моне. "Впечатление. Восход солнца", Илья Репин. "Какой простор")

☀СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю. (Федор Васильев "Деревня", Джон Констебль "Телега для сена")

☀ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов, населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров. ("Венеция. Западный мол" А.Каналетто, Брейгель Младший "Питер. Зима. Катанье на коньках")

☀АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов. Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!