Графические материалы и техники в академическом рисунке



К графическим материалам относят карандаши, простые и цветные, тушь, пастель, уголь разных видов, сепию, сангину, сажу, чернила, также графические работы могут быть выполнены акварелью или гуашью, линерами, маркерами, ручками шариковой или гелиевой.

 

Техники:

 

Линейный рисунок. Выполняется легкими, светлыми, обобщенными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художественный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сигналы.

 

Тональный рисунок. Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на плоскости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка — контурный рисунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном.

 

Набросок — краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой.

 

Этюд служит для более подробного изучения предмета и изображения его частей. Цель — выделение в течение длительного времени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объекта.

 

Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, которые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.

 

Конструктивный рисунок — это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Линии построения, используя закономерности конструкции предмета, облегчают выполнение рисунка.

 

Тональный рисунок – это есть передача тоном всех поверхностей видимой в натуре формы.

 

Техника рисования карандашом

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

 

Штриховка

С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

 

В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

 

Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

 

Растушевка

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

 

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

 

Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.

Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.


 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 07

1.Объемный рисунок, декоративно-графический. Наброски и зарисовки.

Объёмный рисунок

При создании реалистичных изображений одним из важнейших моментов является придание объема объектам.

Целью реалистичного рисунка является показать игру света и тени, игру тона по поверхности предмета. Рисуя контур, вы вырезаете ваш объект из внешней обстановки, он перестает взаимодействовать со светом на картине. Контурное и объемное рисование — две большие разницы.

У трехмерных рисунков нет четких краев. С помощью штриховки и тонирования областей контуры предмета будут вырисовываться сами по себе на стыке темных и светлых областей. Также задний фон используется для выделения объектов на переднем плане.

Декоративно-графический

Форма выражения красоты синтезированного мира через отношение части и целого, с отсутствием трехмерности называется декоративностью. «Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах».

Условное изображение, предполагающее фантазию формы и содержания, высокую степень выразительности с признаками декоративности, модификацию, стилизацию, трансформацию или абстрактность элементов, усиливающих чувственное восприятие графического изображения называется декоративной графикой. Таким образом, в декоративной графике каждый учащийся имеет возможность додумывать созданный им рисунок и импровизировать.

Главная цель декоративной графики – достижение максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности и натуралистичности. Для этого в декоративной графике широко используются следующие методы: стилизация, плоскостность, насыщение орнаментом, введение темного контура. Рассмотрим более подробно сущность этих методов.

Наброски и зарисовки

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры — выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

 

В основе объемного рисунка лежит игра света и тени. Теория об объемной пластической форме и ее изображении, в которой различаются «форма явления», «форма восприятия» и «форма изображения» представляет собой академическую школу рисунка. Являясь вспомогательным средством для живописи или архитектурного проекта, статуи или декоративного украшения ювелирного изделия, рисунок вместе с тем имеет вполне самостоятельное значение.

Декоративная графика - это вид изобразительного искусства, основные изобразительные средства которого - линия, точка и пятно. Декоративная графика - совокупность элементов графического решения рисунка, не имеющие функциональной нагрузки и которые наносят на поверхность изображаемых предметов для обеспечения эстетичности внешнего вида. Декоративная графика - один из главных видов графики. Основа любой графики - рисунок. Это, прежде всего, искусство сочетания двух цветов: черного и белого, выраженное с помощью точек, линий и пятен в рисунке.

Декоративный рисунок является сочетанием академического рисунка, как учебной дисциплины, и декоративной графики, как условно-плоскостного изобразительного приема.

Наброски и зарисовки представляют собой результат изучения художником натуры при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений, при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Наброски и зарисовки — одно из важнейших средств реализации замысла рисовальщика, фиксации наблюдений, сбора натурного материала к эскизам композиции. Самые выдающиеся произведения изобразительного искусства созданы на основе глубокого изучения натуры, выразившегося в набросках и зарисовках.

 

Правила изображения пейзажа.

Изображение пейзажа начинается с определения положения листа бумаги

(горизонтальное, вертикальное). Затем на бумаге проводят линию горизонта,

определяющую отношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа

(начинают с самых важных и больших). Отмечают их обобщенную пространственную

форму по внешним контурам, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие

пространственные планы. Такое размещение основных элементов с учетом сокращения

размеров по мере их удаления к горизонту, загораживания и повышения уровня их

оснований ведет к прорыву картинной плоскости и появлению глубины уже на первом

этапе.

После уточнения положения элементов пейзажа на формате листа, намеченное в

обобщенном виде, прорисовывается и детализируется. Если на первом этапе рисования

учитывались только законы линейной перспективы, теперь выполняя рисунок пейзажа

необходимо руководствоваться и законами воздушной перспективы. В соответствии с ними

устанавливается мера четкости контуров всех элементов в каждом плане,

устанавливается мера четкости их контуров; передаются характерные индивидуальные

признаки, после чего все изображенное обобщается.

В тонированном рисунке прежде всего устанавливаются тоновые отношения между

небом и землей: что темнее и насколько? Затем передаются тоновые различия между

элементами первого плана и землей, между элементами первого плана и небом, затем переходят к тоновым отношениям между всеми планами и частями каждого плана.

Живописное изображение пейзажа.

Начиная живописное изображение пейзажа, следует хорошо представлять себе его

цветовой строй. В утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых цветовых

оттенков, в солнечном полуденном - контрастных, насыщенных, светлых теплых и

темных холодных, в вечернем-темных теплых, в ночном-очень темных синеватых и зеленоватых. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания,

освещенные части пейзажа кажутся холодными, а затемненные - теплыми по цвету.

Цветовой строй задается пейзажу освещением (солнцем, небом, луной) и состоянием

атмосферы.

Первая обобщающая цветовая прокладка фиксирует основные цветовые отношения

земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к

плану. Эти отношения определяются разницей между цветовыми тонами всех главных

элементов пейзажа, их насыщенностью и светлотой. Первая цветовая прокладка явится

той основой, на которой будет строиться вся последующая работа. Поэтому ее выполняют

вдумчиво, неторопливо, ответственно.

Моделировка формы производным цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы,

во-первых, передать объем каждого элемента пейзажа; во-вторых, передать объем

обусловленными цветовыми оттенками, возникшими в результате взаимодействия всех

элементов данного плана, и, в-третьих установить цветовую связь между всеми планами

пейзажа.

Следует показать, как предметный цвет, например, дерева на первом плане, изменяется

под воздействием освещения, рефлексов от зеленой листвы соседних деревьев, стены

дома, травы и неба, а затем показать, какие цветовые изменения происходят с деревьями

по мере их ухода в глубину.

 

Пейзаж, как и любой другой жанр изобразительного искусства, использует определенные художественные средства выражения: форму, композицию, цвет, фактуру, свет, движение и др.

Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж, не используя правил воздушной или линейной перспективы.

Принципом воздушной перспективы является то, что ем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее четко его видно. Следовательно, чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем.

Второй принцип: чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет воздушного пространства, в котором он находится.

Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 869; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!