Свойства операторской камеры как средства передачи перспективы.



Для достижения этой цели у оператора имеется целый арсенал средств. Но при их использовании оператор всегда должен помнить, что построение трехмерного пространства, перспектива и пластика, жесты и движение в кадре — все это приобретает композиционное

значение только в связи со смыслом произведения.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Наш глаз, являясь оптической системой, при помощи хода световых лучей повторяет изображение предметов и пространства на своей сетчатке. При этом предметы, уменьшаясь в размерах по мере удаления от глаза, подчиняются законам линейной перспективы. Изображение предмета на сетчатке глаза получается тем меньше, чем дальше от глаза находится этот предмет. Это кажущееся сближение уходящих вдаль параллельных линий и уменьшение предметов по мере их удаления — основной закон перспективы. В поисках оптимальной точки съемки правильный выбор оптики имеет решающее значение. Выбирая для съемки объектив с тем или иным фокусным расстоянием, необходимо помнить следующее правило: Перспектива оптического изображения в кадрах, снятых различными объективами, но с одной точки, остается одинаковой, не меняется. Принято считать, что объекты, снятые короткофокусной оптикой, имеют более экспрессивно выраженную линейную перспективу. На самом деле отношение масштабов изображений переднего и дальнего планов при съемке с одной точки от применения объективов с различными фокусными расстояниями не меняется. А именно это отношение определяет перспективу изображения.

ТОНАЛЬНАЯ (ВОЗДУШНАЯ) ПЕРСПЕКТИВА.

Явления воздушной перспективы объясняются тем, что воздух — среда не абсолютно прозрачная, особенно если он насыщен частицами влаги, пыли или дыма. Эта среда тем менее прозрачна, чем значительнее ее толща, — иными словами, чем дальше объект отстоит от наших глаз или от камеры. В зависимости от расстояния до объекта и от плотности воздушной дымки меняются и тона предметов. Поэтому этот вид перспективы нередко называют тональной. В кадрах, где присутствует воздушная дымка, на первом плане тона сочные, контрастные, насыщенные, на втором и третьем планах — все более мягкие, акварельно-пастельные. Объекты на дальних планах совершенно размытые, расплывчатые. Менее четкими становятся линии и границы предметов. Выявлению воздушной дымки способствует освещение. Лобовой свет солнца почти не выявляет дымку. Хорошо читается присутствие воздушной дымки и, следовательно, усиление тональной перспективы при боковом, задне-боковом и контровом положении солнца.

 

Мы различаем пять видов дымки: • Молекулярная дымка (сине-голубая). Рассеяние молекулами воздуха коротких волн света (440—480 нм), и Зеркальная дымка (белесая). Отражение света от иных сред — воды (дождь, туман), снега, льда (град). • Диффузная дымка (серая, желто-коричневая, черная, красная). Рассеяние света частицами пыли, дыма, влаги и т.п. (цвет земли, минералов, остатков топлива). • Оптическая дымка. Разные плотности слоев воздуха над морской поверхностью. Размыв линии горизонта. • Марево. Струящиеся потоки теплого воздуха, поднимающиеся от нагретой земли, горячего асфальта, камня в безветренную погоду. Для создания воздушной перспективы операторы применяют на натуре и в павильоне искусственное задымление съемочного пространства.

 

ОПТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Наш глаз, осматривая пространство, переводя взгляд с одного предмета на другой, постоянно меняет «фокусировку». Наводка на фокус в нашем органе зрения осуществляется мгновенно благодаря изменению кривизны хрусталика — «объектива» глаза. Процесс изменения фокусировки глаза называется аккомодацией. Оператор во время подготовки к съемке также осуществляет наводку на фокус. Обычно фокус наводится на главный объект в кадре. Второстепенные объекты в кадре остаются в меньшей резкости, меньшей четкости изображения или даже вовсе в размытости. Противопоставление резко изображаемого главного объекта и нерезкого фона и второплановых элементов кадра создает — с помощью оптики — эффект глубины пространства. Это и есть оптическая перспектива.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

В статичном кадре, как отмечалось выше, на линии горизонта существует точка схода, к которой стремятся все воображаемые линии схода. Точка схода неподвижна; все предметы, «подчиняясь» законам линейной перспективы, уменьшаются в направлении этой точки. Как только камера сдвинулась в панораме вправо или влево, немедленно переместилась и точка схода на горизонте, изменилась и вся система линейно-геометрического построения кадра.

Теперь представим, что камера движется по определенной, заранее продуманной горизонтальной траектории, находясь на тележке, на любом виде транспорта, на плече оператора и т.д. Изменение пространственного положения камеры постоянно меняет построение перспективных конструкций в каждый момент съемки, так как точка схода и линии схода находятся в постоянном движении. Более того, если камера находится на кране, т.е. имеет возможность вертикального перемещения, то в кадре будет происходить движение и самой линии горизонта, на которой находится точка схода. Таким образом, возникает новое качество ощущения перспективы — у зрителя появляется возможность увидеть происходящее из различных пространственных положений. Эффект динамической перспективы также помогает создать иллюзию глубины изображения.

ЦВЕТОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Как известно, белый свет при разложении распадается на семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Психофизиологически мы воспринимаем теплые цвета как бы выступающими на первый план, а холодные цвета — отступающими в глубь пространства. Передний план как средство усиления эффекта перспективы. Если передний план темный, а второй и третий планы светлее, то психологически такое тональное распределение в кадре воспринимается как глубинное. Учитывая возможности цветовой перспективы, первый план может быть и цветным, теплым по цвету и темным по тону, например, темно-коричневым или бордовым. При отсутствии первого плана его роль иногда выполняет темная рамка телевизионного экрана. Передний план может быть, как статичным, так и динамичным. Лучи света как средство перспективы. В освещенной боковым солнцем аллее тени от деревьев падают поперек дорожки, чередуясь со световыми бликами. Такой же эффект чередования светлых и темных участков можно наблюдать, например, в школьном коридоре, где лучи света из окон перемежаются теневыми участками, образованными межоконными простенками. Двигаясь в пространстве кадра на камеру или от камеры и попадая попеременно то в свет, то в тень, герой тем самым подчеркивает глубину перспективы. А если мы немного «поддымим» съемочный объект и создадим более осязаемую воздушную среду, то получим хорошо читаемые в воздухе лучи солнечного света, будь то лиственничная аллея или школьный коридор. В таком кадре будут участвовать три «инструмента», усиливающие восприятие глубины: линейная перспектива, воздушная перспектива и чередование лучей света и тени. Разумеется, этот кадр будет весьма выразителен.


 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 06.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!