Рекомендуемые источники и исследования
собственно теологические проблемы. Земной же порядок представлялся как непосредственное выражение божественной воли. Вместе с тем человек не лишался свободы воли, выбора жизненного пути. А это проблема оказывалась не только теологической, но и светской. При ее обсуждении средневековые философы обращались к достижениям своих античных предшественников. Во многом именно благодаря их деятельности античная философия сохранилась и получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени.
Рекомендуемые источники и исследования
Августин Блаженный. О Граде Божьем. В 4 т. М., 1994. Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры
эпохи феодализма в Западной Европе XI-XVII вв. Л., 1990. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии.
Т. 1,ч.2.М., 1969.
Герье В. Блаженный Августин. М., 1910.
БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975.
Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.
Тимошина Е. В. Учение о царской власти в византийской церковной историографии IV-VI вв. (в сравнении с учением святоотеческой литературы IV в.) // Правоведение. 1994. № 5.
Раздел III
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
ВВЕДЕНИЕ
В период XIV-XVIII вв. в Западной Европе происходит становление современных национальных государств. Эти государства, победив в борьбе с церковью, сосредоточили власть в пределах своей территории. Распыленность центров принятия решений, которая была свойственна Средневековью, уходит в прошлое. Государство как централизованная структура властных органов становится главным предметом изучения. Именно в этом время складывается понятие государства, независимо от тех конкретных форм, в которые оно облекается, и разрабатываются теории государственного суверенитета. В связи с этим законотворческая деятельность государства привлекает все большее внимание мыслителей. При этом подчеркивается и значение естественного права, источник которого видится уже не в божественной воле, а, как правило, в природе самого человека. Сами требования норм естественного права чаще всего сводятся к перечислению принципов частного права, касающихся собственности, договоров, ответственности, судебного процесса и т. д.
|
|
В это же время складываются два направления в политико-правовой мысли либерально-индивидуалистическое и этатистско-коллективистское. Они не столько конкурировали, сколько дополняли друг друга. Этатисты путь к праву видели в преодолении индивидуального и группового произвола. Они теоретически отразили насущную потребность нарождающегося гражданского общества в установлении порядка. Ошибка их заключается в том, что они преувеличили «природный анархизм общества», не увидев его способность к самоорганизации, и слишком большие надежды возлагали на государственное принуждение. Формирование либеральных политико-правовых концепций связано с осознанием нарождающегося конфликта между абсолютистским государством и складывающимся гражданским обществом. В русле этой традиции идет поиск
|
|
128
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
Глава i
соедств, с помощью которых можно было бы обеспечить частную сферу жизни от произвольного вмешательства в нее государства. Поэтому речь идет об ограничениях, накладываемых на государственную власть, о порядке ее организации и функционирования, способах легитимации и т. д.
И этатистов, и либералов объединяло то, что они анализировали государство и общество как феномены, не совпадающие друг с другом. А рост права связывали прежде всего с правом частным, развивающимся вместе с обществом независимо от воли политических властей.
К этатистам из мыслителей, взгляды которых анализируются в данном разделе, следует отнести Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Г. Греция, Т. Гоббса, с некоторыми оговорками Ж. Ж. Руссо; к либералам — Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и авторов «Федералиста».
|
|
ГЛАВА 1. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
Никколо Макиавелли (1469-1527) —итальянский мыслитель и государственный деятель, по праву считающийся основоположником политической науки Нового времени. Его перу принадлежат следующие произведения: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532).
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!