Понятие и происхоиедение государства
В «Шести книгах о государстве» Жан Боден дает следующее определение государства: «Государство — это правовой способ управления суверенной властью многими семьями и тем, что принадлежит им сообща» (1. 1). Сравнивая его с традиционным современным определением, выделим используемые здесь понятия: «правовой способ управления» (по Бодену, в это понятие включается как публичный характер власти, так и управление посредством законов),
* Данная глава написана А. А. Соловьевым, аспирантом юридического факультета СПбГУ.
© А. А. Соловьев, 2006
' Во всех случаях цитирования используются первоисточники: 1) Bodini Io. Methodus ad facilem historiarum cognitionem. [Hedelberg], 1583; 2) Bodin Angenin J. Les six livres de la Republiqe. Lausanne, 1577. — Далее ссылки на эти издания даются в тексте главы: при ссылке на «Шесть книг о государстве» в скобках указывается номер тома и главы; при ссылке на «Метод легкого постижения истории» — номер страницы.
142
ЖАН БОДЕН
«народ» («многие семьи»), «государственное имущество» («то, что принадлежит всем семьям сообща»), «суверенная власть». Налицо все основные выделяемые в современной науке признаки государства, кроме территориальной обособленности, однако отсутствие последнего легко объяснимо. В ту историческую эпоху он не мог считаться достаточно значимым, так как все крупные государства представляли собой обширные империи, не имеющие четких границ, и ограничивались подчас не столько конкретными географическими координатами, сколько неопределенными «сферами влияния», т. е. пределами распространения своей власти и контроля на конкретных субъектов. Боден прямо пишет об этом в своей ранней работе «Метод легкого постижения истории» (155).
|
|
В учении Бодена государство отделено от личности властителя и не сливается с ним, это совершенно самостоятельный общественный институт, который противопоставляется как отдельным гражданам, так и их самодеятельным объединениям. Поэтому философ изучает государство в том числе и в отношении к внешним образованиям, т. е. к другим государствам, межгосударственным союзам и пр. Он указывает на наличие у государства различных прав и обязанностей, например, правомочий собственника имущества. Боден пишет и о договорах между государствами, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми суверенами, об особом международном военном праве. Все это позволяет считать его основателем науки публичного, государственного права как особой отрасли юриспруденции.
Боден не всегда последовательно проводит различение общества и государства, в его эпоху эта концепция только завоевывает популярность среди политических философов по мере того, как складывается государство в его современном понимании — государство-субъект, дублирующее многие социальные структуры, но не равное обществу. Тем не менее в ряде случаев он указывает на такой признак. '"реди примеров необходимо отметить слова Бодена о различии первичных и последующих причин объединения людей — сначала просто в общество ради реализации общих (совпадающих) интересов частных лиц, а затем уже в государство, когда общество перерождается и возникает структура, занимающаяся особыми общественны-ми ""тересами (1. 1). Только таким подходом можно логично объяс-^ть кажущуюся противоречивость, с которой Боден разрешает вопрос о происхождении государства, так как здесь он сочетает все
|
|
143
Раздел Ш ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
возможные концепции: от патриархальной до договорной и теории насилия. Как пишет сам философ, первоначально общество возникает на основе семейных отношений из рода. С развитием человеческого сообщества, с увеличением числа его членов родственные связи слабеют и на первое место в качестве объединяющего людей начала выходит стремление к более удобной, спокойной и обеспеченной жизни. Оно принимает характер общего интереса в сохранении общества и создании на его основе государства в результате добровольного соглашения. Но может так случиться, что люди не успели создать именно такое договорное государство и кто-то сумел навязать обществу свою волю насилием, превратив ее в закон, что также является одним из путей происхождения государства. Как бы то ни было, путем договора или путем завоевания «родовое общество разрастается в общество политическое» (212; 1. 6), т. е. «насилием со стороны некоторых, которые более сильны, чем другие, либо властью кого-то другого», основанной «на определенных правах и условиях, возникших в результате соглашения между правителями и управляемыми» (1.6), создается государство. Поэтому следует признать, что патриархальная теория используется им для объяснения феномена возникновения общества, а уже собственно государство образуется путем договора или насилия.
|
|
Важным аргументом в пользу вышеуказанного утверждения о различии государства и общества является также и описание Боде-ном понятия народа. Философ считает, что народ — это не просто совокупность населения, как может показаться на первый взгляд. Народ — это всегда структурированная общность семей, связанных единством языка, религии, культуры, обычаев (154, 166). Единственное его отличие от государства — в том, что в такой общности отсутствует закон, т. е. властное повеление суверена (1. 8; 201), поскольку в этой общности преобладают горизонтальные, а не вертикальные отношения. Итак, государство, согласно Бодену, вырастает на основе общества, структурированного по семейному принципу.
|
|
Учение о государственном суверенитете, столь прочно в настоящее время связанное с именем Бодена, начинает свое развитие, конечно, задолго до него главным образом в виде полновластия правителя в законодательной сфере. Во-первых, данные теории были ограниченными, за исключением, может быть, аристотелевского учения об автаркии, а во-вторых, они говорили о суверенитете не государства, а государя, т. е. правителя. Боден же, увидевший зарождение
144
1 |
ЖАН БОДЕН
государства нового типа, преодолел эту традицию, превратив суверенитет из набора правомочий собственника, господина над государством (населением, ресурсами и проч.), в саму сущность государственности, государственную волю, и в этом состоит его главнейшая заслуга как теоретика государства.
«Суверенитет — наиболее верховная, абсолютная и вечная власть над гражданами и подданными в государстве» (1. 8),— так определяет Боден это важнейшее свойство государственности. Такая власть — необходимый элемент государства, проявляющийся через его правителя — суверена, связывающий его с отдельными гражданами — членами государства. Более того, само государство есть прежде всего особый порядок управления народом, обществом. Суверенитет — та объединяющая сила, которая образует государство как социальный институт. Власть связывает индивида и государство через правителя, который является в данном случае посредником и выразителем сущности государства, его воли.
Сувереном, т. е. выразителем суверенитета, полномочным представителем государства, может быть только тот, кому эта власть принадлежит постоянно и непрерывно, она должна быть абсолютной, а значит, безусловной и не ограниченной никаким иным лицом или органом. Изначально носителем власти может быть только народ страны, который затем самостоятельно распоряжается этой властью, возлагая обязанность управления на иное лицо или лица по собственному усмотрению.
Следует отметить, что поскольку государственный суверенитет в теории Бодена (и в этом особенность его идей) связывает не граждан в рамках государства друг с другом, но государство как систему и суверена с гражданами — его элементами, поскольку суверенные права являются принадлежностью государства, постольку они не могут принадлежать не только единоличному властителю, но и любому другому числу правящих, пусть даже их число приближается или даже равно численности населения страны, иначе как на основе передоверия. Поэтому, строго говоря, идея народного суверенитета так же далека от суверенитета государственного, как и учение о полновластном в силу собственного права монархе-суверене. Никто не может быть обладателем суверенитета, т. е. государственной власти, кроме самого государства — ни один человек, ни весь народ. Любой правитель является лишь представителем государства, которому эта власть предоставлена так же, как ею наделяются
145
Раздел |
III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕ
органы юридического лица, которые своими действиями фактически реализуют не собственную волю, а волю этого лица.
Другой особенностью государственного суверенитета и суверена является надзаконный характер этой власти— «правитель свободен от власти законов» (1. 8). Поскольку закон— выражение через суверена воли государства, поэтому сам правитель, олицетворяя собой государство, как творец стоит выше него (201).
Правитель полновластен лишь тогда, когда выступает в публичной сфере. Вторая ипостась правителя, в которой он лишь один из граждан государства, находит свое выражение в сфере частноправовых отношений, где правитель стоит наравне со всеми другими участниками, а следовательно, так же, как и они, подчинен государству.
Перечень основных полномочий, которыми наделен суверен, в учении Бодена выглядит следующим образом: 1) лишь суверен вправе издавать законы; 2) только суверенная власть является публичной, т. е. распространенной на все общество в целом, в отличие от власти отца семейства или магистрата; 3) только суверен имеет право объявлять войну и заключать мир с другими государствами; 4) правитель обладает правом назначения на должности официальных лиц, в том числе и судей; 5) носитель суверенитета — последняя инстанция для апелляций, и только он обладает правом помилования; 6) суверен обладает исключительным правом повелевания своими вассалами и принятия феодальной присяги; 7) только суверен имеет право чеканить монету; 8) право установления единой системы мер и весов в государстве также принадлежит лишь суверену; 9) он имеет исключительное право взимания государственных налогов (1. 10).
Другим важнейшим признаком суверенитета, по Бодену, является, кроме вышеназванных, его неделимость. Философ указывает, что именно неделимость суверенитета исключает ту проблему, что если, например, в демократиях большая часть населения причастна к созданию законов и входит в состав коллективного суверена, то возникает вопрос: как они будут подчиняться этому праву, если учитывать, что суверен не подвластен позитивному законодательству? Так как суверенитет неделим, следовательно, лишь в совокупности, как целое, граждане демократии являются его носителями и по отдельности не обладают никакими исключительными полномочиями и правами суверена, включая и правовой иммунитет. В противном случае государство исчезнет и возникнет анархия, пишет Боден.
146
ЖАН БОДЕН
При этом когда он говорит о неделимости суверенитета, то имеет в виду прежде всего (а подчас и исключительно) законодательную власть, обладание которой порождает один из важнейших иммуни-тетов. Прочие функции правителя (иногда Боден называет их сферами или признаками суверенности) — исполнительная и судебная власти — могут и даже должны осуществляться специальными людьми, связанными с сувереном лишь тем, что он создает законы, согласно которым разрешаются споры и осуществляется судопроизводство, и назначает на должности в органах администрации.
Как следует из боденовского определения, государство — всегда правовой способ управления. Понятие «правовой способ управления» в учении Бодена чрезвычайно многозначно, поскольку включает в себя как формальный, так и содержательный элементы. Поскольку в большинстве государств суверен действует вопреки установленным естественным и божественным законам, постольку это не может считаться обязательным условием признания того или иного общественного строя правовым или неправовым. Единственным законом, который нельзя не соблюдать, является закон, проистекающий из природы самого государства, — публичный характер государственной власти. Поэтому в содержательном аспекте правовой способ управления означает, что правитель должен всегда действовать от имени и на благо государства и в соответствии с его интересами (конечно, исключительно так, как он сам их понимает, ведь суверен единолично определяет политику государства), потому что является лишь полномочным его представителем. В противном случае, т. е. когда правитель начинает действовать уже исключительно в собственных интересах и относится при этом к подвластным и их имуществу как к своей собственности, — такой социум не может быть признан го-^дарством и называется Боденом тиранией.
Боден поднимает вопрос о способах сопротивления граждан тем законам суверена, которые противоречат божественному или есте-^венному праву. Он говорит, что в этом случае глава государства преступает формальные границы государственной власти, поэтому такое указание чиновники и судьи могут не исполнять, т. е. Боденом Допускается пассивное противление неправовым законам суверена. Другом случае, если распоряжение правителя противоречит пози-гивному закону государства, должностное лицо может предупредить ^УДаря о том, что его приказ противозаконен, но если правитель "W Дважды повторит его, распоряжение должно быть выполнено,
147
Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО времени
так как положительные законы не имеют никакой власти над сувереном, раз он их устанавливает (3. 4). Это практически единственный
механизм защиты прав граждан, допускаемый Боденом в своей теории.
В формальном же плане расшифровка Боденом понятия «правового способа управления» значительно более упрощена. Ссылаясь на требование правового характера государственного правления, он пишет, что существование государства определяется наличием в нем законодательства и магистратур (чиновников, системы государственных органов, судей), т. е. правопорядка и аппарата публичной власти. В случае их отсутствия такое общество «является чистой анархией». Представляется важным указать на то, что позитивный закон (а значит, и законный способ управления) не просто общеобязательное правило поведения, но такое, которое издано правителем от имени государства и воплощает в себе государственную волю. В противном случае правитель не будет считаться сувереном, поскольку он правит от собственного имени, а его распоряжения, хотя бы и имеющие нормативный характер, не будут называться законами. Признак публичности государственной власти как основополагающий принцип государственности в данном случае находит свое воплощение в законе, выражающем волю суверена. Неважно, на основании какого права человек или группа лиц стали сувереном, — в своих законах они говорят от имени государства в целом.
Из вышесказанного проистекает принцип «правления законов» как один из элементов теории правового государства в боденовском учении, а также требование максимальной унификации и единства законодательства на территории страны.
Понятие и виды законов
В работах Бодена мы обнаруживаем следующие разновидности законов: lex divinum («закон богоустановленный»), lex naturale («закон природы»), lex gentium («закон народов»), lex imperil («закон власти») и обычный позитивный «закон государства». Четкого разделения между первыми тремя в «Шести книгах о государстве» Боден не проводит («закон народов» вообще лишь упоминается), они пишутся им всегда рядом, через запятую, без различения, какие конкретно нормы установлены Богом, а какие вытекают из природы вещей.
148
ЖАН БОДЕН
1 |
Причина заключается в том, что автором и тех, и других выступает одно и то же лицо — Творец, только во втором случае он действуют опосредованно. Их авторитет основан на подчиненности всех земных правителей Богу как верховному суверену. «Законы народов», как и «законы власти», близки по своей сущности к естественным, но менее всеобщи, поскольку вытекают, соответственно, из внутренней природы конкретной нации или заложены в природе государственной власти.
Ранее, в «Методе», философ придавал «законам народов» иное,
большее значение, причем в этой книге о божественном и естественном праве не сказано вовсе, если не считать слова о том, что кроме закона существует еще и справедливость (172), однако о ее природе Боден ничего не говорит. Зато «праву народов», общему для всех наций, здесь уготована завидная роль служить конституирующим принципом государства как такового наравне с правилами разума. И более того, оно объединяет разные народы, империи, страны во всемирное государство, в человечество. Можно сказать, что только наличие права делает, по мнению Бодена, человека человеком. Обнаружить же содержание этих норм позволяет история, ибо наиболее значительная, как пишет Боден в «Методе», «лучшая часть всеобщего права пребывает в истории» (166).
Обычный позитивный закон государства в учении Бодена — разновидность приказов, распоряжений суверена частным лицам (гражданам), отличающихся более длительным сроком применения и более общим характером (нормативностью). Всякое приказание суверена по вопросам, касающимся деятельности государства, т. е. публичной сферы, по общему правилу, становится законом. Требование содержательной непротиворечивости позитивного закона естественному и божественному праву существует в его теории, но значительно смягчено тем, что основные нормы, проистекающие из природы вещей или божественного повеления, касаются исключительно частноправовой сферы (отношения собственности, семья, Договоры и пр.). А поскольку суверен полновластен только в области публичных отношений, то можно сказать, что при нормальном по-Рядке вещей позитивное право государства и естественные (божественные) законы не могут пересекаться.
Итак, все веления суверена являются законом. Однако не все позитивное право в государстве является велениями суверена. Несмотря на стремление Бодена свести всю власть в обществе к одной
149
Раздел 111 ПОТИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
единственной — власти государства, он понимает принципиальную невозможность этого, поэтому соглашается считать государственную власть, т. е. суверенитет, не единственной, но лишь верховной. Потенциально суверен может подчинить своему контролю абсолютно все, но реально в обществе существуют многочисленные более мелкие, чем государство, союзы и организации, которые, естественно руководят своими членами, в том числе и посредством издания обязательных для них правил. Ни одна из этих норм не может противоречить воле правителя, воплощенной в законодательстве, но они имеют право на существование, действуя на стыке частной и публичной сфер, занимаясь вопросами, которые нельзя назвать общегосударственными. Недаром он уделяет почти целый том из «Шести книг о государстве» исследованию правового и социального статуса коллегий, цехов и других самодеятельных объединений граждан. Поскольку Боден признает существование гражданского общества, хотя и полностью подконтрольного государству, позитивное право действительно несводимо к одним лишь велениям суверена.
К принципам естественного права философ относит прежде всего принцип неприкосновенности частной собственности. Собственность является основой любого хозяйства, поэтому она также естественно предваряет государство, как и семья, а ущерб собственности или ограничение ее подрывает саму основу государства. Как пишет Боден, «уберите слова "мое" и "вещь", и вы разрушите основу любого государства навсегда» (1. 8). Неограниченное право облагать собственность — это неограниченное право разрушать ее, а значит, семью и государство. Предоставление суверену права свободно облагать имущество своих подданных налогами противоречит не только целям существования государства (охрана собственности), но и его природе.
Другим принципом естественного права в теории Бодена является принцип нерушимости договорных отношений (Pacta sunt servanda — «договоры должны исполняться»). Договорные отношения также святы для суверена, как и для любого другого частного лица — субъекта права, потому что относятся исключительно к частноправовой сфере и их сила основана на особом естественном законе (1. 8). Они связывают всегда равноправных субъектов, поэтому одностороннее изменение условий договора или отказ от него недопустимы, и пока хотя бы одна из сторон заинтересована в исполнении договора, он не может быть расторгнут.
150
ЖАН БОДЕН
ГлШ
С з. формы правления
Классификацию известных ему государств Боден производит да основе анализа объективной формы существования суверена, т. е. того, через какую структуру государственный суверенитет проявляет обнаруживает себя, кто является полномочным представителем государства во властных отношениях. Важность и необходимость осуществления такой классификации Боден объясняет тем, что разные по своей внутренней структуре суверены имеют различный, совершено особый порядок принятия решений, а также саму их направленность, перечень проблем, с которыми они сталкиваются в первую очередь. Поэтому каждая форма государства имеет особое, характерное только для нее право (2. 1).
Боден положил в основу своей классификации довольно обычный количественный признак. Уже в «Методе» Боден разделил все формы правления на демократию, аристократию и монархию и повторил затем это деление в «Шести книгах»: «Мы называем государство монархией, когда суверен состоит только из одного человека... Демократия или "народное государство" — это когда все люди или большая часть из них наделены суверенной властью и правом управления как одно лицо. Аристократия — это когда меньшая часть народа обладает суверенитетом как одно лицо...» (2. 1). Однако же Боден не ограничивается чисто количественным признаком и вводит еще два дополнительных классификатора в свою систему государств.
Такими дополнительными основаниями классификации в его теории стали способ (порядок) и качество управления. Боден указывает, что по способу управления различаются государства, управляющиеся демократически, аристократически и монархически, а по качеству управления он делит все монархии на истинно королевские, или законные, сеньориальные, или господские, и тиранические.
Классификация остальных форм правления по этому принципу Довольно противоречива, так как непосредственно после характеристики различных по качеству управления монархий, Боден пишет, Что «все эти различия также обнаруживают и в аристократическом, и в народном государствах; как одно, так и другое могут быть законными, господскими и тираническими, таким же образом, как уже было изложено выше при разговоре о монархии» (2. 2). Однако можно Найти указание на то, что аристократии Боден делит на управляющуюся наилучшим образом — аристократию лордов, где правит
151
Раздел III ПСМИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО №ЕМЕНи
меньшинство лучших; законную аристократию, где правит меньшинство знатных, получивших свою власть по наследству; и олигархию, где меньшинство отбирается по любому другому принципу: богатства, силы и т. д.
Демократия же имеет истинно демократическую разновидность основанную на принципе равенства политических прав всех граждан — законная демократия, и две недемократических разновидности: господская демократия, — возможно, это та, где правит большинство классов, как в Древнем Риме, а не абсолютное большинство, и аналог аристотелевской охлократии — беззаконная, бушующая демократия (4. 1). «Демократия— это такая форма правления, где все или большая часть людей вместе занимаются управлением надо всеми и каждым из народа» (2. 7). На основе изучения исторических примеров демократических государств Боден приходит к выводу, что основная проблема демократий — нахождение такого способа голосования, чтобы, несмотря на его всеобщность, результаты можно было бы определить достаточно оперативно даже в стране с большой численностью населения. Он решает эту проблему установлением системы многоступенчатого подсчета голосов с вычислением промежуточных результатов так, чтобы численность избирателей в каждой из курий низшего звена не превышала трех тысяч человек, а курия каждого следующего уровня объединяла в себе не более чем по десять нижестоящих.
Рассуждая о демократии, Боден задается вопросом о множественности типов государства по способу управления и указывает, что, как это ни странно, хотя монархия и противоположна демократии, но для нее больше всего подходит демократический способ управления (2. 7). Заключается он в том, что монарх передоверяет свои полномочия системе должностных лиц, которые замещают свои посты с соблюдением принципа равенства кандидатов на конкурсной основе без каких-либо привилегий и особых условий. И даже аристократии выгодно управляться не аристократически, когда кандидатуры на замещение вакантных должностей отбираются из узкого круга обладающих привилегиями и замещение производится не столько по конкурсу, сколько по родословной (2. 7). Для самих же демократий, пишет Боден как типичный выразитель интересов третьего сословия, ни в коем случае нельзя применять демократический способ управления, ибо в противном случае демократия может стать опаснее тирании. В любой монархии, пишет философ, король
152
Глава ' |
ЖАН БОДЕН |
ограничен правами сословий, тогда как в демократиях все равны или одинаково бесправны перед лицом толпы. «Величайший тиран не так опасен, как демократия с таким управлением» (6. 4), поэтому, по его мнению, демократическое государство должно управляться не демократически, а монархически, как и происходит в той или иной степени сейчас во многих демократиях, где существует институт
президентства.
Ясно, такое деление — еще одно проявление той особенности боденовской теории суверенитета, которая заключается в следующем:
Боден отличает суверенитет от отношений приказа-подчинения, связывающих правителя и подданных, речь идет о связи граждан в государство и между гражданами и государством. Поэтому не столь важно, кто конкретно в данный момент осуществляет те или иные обязанности суверена, главное — кому суверенитет принадлежит.
«Аристократия — это такая форма государства, где меньшая часть граждан имеет суверенную власть над всеми в целом и каждым гражданином в отдельности» (2. 6). Основным вопросом аристократий, по мнению Бодена, является критерий отбора правящего меньшинства, так что он даже сделал этот критерий основой одной из классификаций аристократий по порядку управления (см. выше). Как бы то ни было, меньшая часть населения все же не может быть слишком небольшой, иначе ее благополучие окажется на грани падения. Философ объясняет это тем обстоятельством, что каждый из очень малого числа правителей почитает себя за единоличного суверена или по крайне мере стремится воплотить это в действительности, так что «правление очень небольшого числа лордов — это правление небольшой группы тиранов» (4. 1).
«Монархия — это такое государство, где абсолютно весь суверенитет находится под контролем только одного правителя» (2. 2), т- е. здесь суверен и правитель — одно и то же, так как только один человек является носителем суверенитета. Главной ценностью для "одена является сильная государственная власть и устранение воз-^жности междоусобиц, поэтому он против выборных монархий и является сторонником учреждения жестких правил престолонасле-Дия. Ввиду особой важности этих правил он относит закон о престо-наследии к числу естественных для монархии leges imperil.
Как и все другие формы правления, монархии подразделяются а виды по качеству управления. Боден выделяет три категории: «...где от' ^торый является носителем суверенитета, есть или господин над
153
Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
всеми, или же король, или тиран» (2. 2). «Правовая, или королевская монархия — это такая, где подданные повинуются законному монарху, а его законы и избрание удовлетворяют естественным законам, сохраняя природные свободы людей и соблюдая принцип неприкосновенности частной собственности. Господская монархия -_ это такая, где правитель является господином над имуществом и личностью своих подданных законом силы и по праву завоевания-управляет он как хозяин в семье, такова его особенность. Тираническая монархия — это такая, где правитель пренебрегает законами природы и нации, обращается, как с рабами, со свободнорожденными своими подданными и с их имуществом, как со своим собственным (выделено мною. — А. С.)» (2. 2). Хотя Боден и упоминает в качестве критерия вышеуказанного деления монархий порядок прихода суверена к власти (законный или завоевание), главным основанием деления является, несомненно, отношение монарха к естественным и божеским законам. Так, в первой разновидности правитель соблюдает все естественные законы; во второй — только личные права, но не правило о неприкосновенности частной собственности; в последней — тиранический монарх является полным господином над жизнью и имуществом подданных, но действует все же в интересах государства и посредством законов, что отличает его от тирана.
Хотя наилучшей является, по мнению Бодена, королевская монархия, свою историю та или иная династия, а часто и государство как таковое, обычно начинает с установления господской (сеньориальной) монархии (2. 2). Кроме того, сам народ по своей природе может склоняться в пользу этой разновидности правления (в качестве примеров философ называет Московию и Турцию).
Итак, Боден теоретически обосновал закономерность развития единого, сильного светского государства. Однако его нельзя назвать абсолютистом, поскольку он четко разводит частную и публичную сферы общественных отношений, ограничивая вмешательство государства в первую из них. Защитой права на неприкосновенность частной собственности и запретом на произвольное обложение граждан налогами он выражал устремления нарождающейся буржуазии и предварял либеральные теории будущего. Своим учением о государственном суверенитете Боден создал новую теорию государства — буржуазного государства Нового времени, обособленного от личности правителя, где люди превращаются из подданных в граждан.
154
ГЛАВА 3. ГУГО ГРОЦИЙ
Гуго Греции (1583-1645) родился в голландском городе Дельфте. Уже в детстве проявились его необыкновенные способности: в восемь лет он писал стихи на латыни, в одиннадцать — поступил в знаменитый Лейденский университет, а в пятнадцать — получил степень доктора права в Орлеанском университете.
Главное сочинение Греция — «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625).
Теория естественного права
Гроций, при всей широте научных интересов, прежде всего юрист, и право — основной предмет его исследований. В трех книгах «О праве войны и мира» он поставил перед собой цель придать юриспруденции научную форму, которой она, по его мнению, прежде не имела. Наука, думал Гроций, оперирует вечными и неизменными категориями, поэтому ученый-правовед должен найти некие общие признаки права, существующие везде и всегда независимо от изменчивой воли людей. Вот как пишет об этом сам Гроций: «Многие до сих пор предпринимали попытку придать этой отрасли (юриспруденции. — И. К.) научную форму, но никто не сумел сделать этого, да, по правде говоря, это и невозможно было выполнить иначе, как тщательно отделив то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы; на подобное обстоятельство до сей поры как раз и не было обращено должного внимания. Ибо ведь то, что вытекает из природы вещи, всегда пребывает тождественным самому себе и поэтому без труда может быть приведено в научную форму; то же, что возникло путем установления, часто изменяется ьо времени и различно в разных местах, а потому и лишено какой-либо научной системы, подобно прочим понятиям о единичных ве-Щах».2 в первом случае идет речь о праве естественном, во втором — о праве позитивном, или волеустановленном, как называет его сам Гроций. Факт существования естественного права — вечного
1 |
2 Граций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естест-енное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994. — •Цалее ссылки на это издание даются в тексте главы.
155
Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
и неизменного — доказывается Гроцием с помощью двух методов-
1) «из первых начал» — априорного, который «состоит в обнаружении необходимого соответствия или несоответствия какой-нибудь вещи с разумной и общежительной природой (человека. — И. Л".)»-
2) «из вытекающих отсюда следствий» — метода апостериори, состоящего в отыскании «того, что признается таковым у всех или, по крайней мере, у наиболее образованных народов» (с. 73). Таким образом, Гроций предлагает использовать рационально-логический (дедуктивный) и эмпирический (индуктивный) методы исследования. Хотя последний и не может привести к абсолютно истинным выводам, Гроций полагает, что согласие во мнениях касательно какого-либо предмета, в данном случае естественного права, — важное свидетельство его действительного существования. Поэтому-то он и стремится привести как можно больше высказываний различных авторов: философов, историков, политических деятелей, писателей, поэтов и т. д.
Продолжая античную традицию, Гроций отождествляет понятия права и справедливости: «...право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом» (с. 68). Однако это определение, как полагает сам автор, дано скорее в отрицательном, чем в утвердительном смысле, и требует дальнейших уточнений. Опираясь на аристотелевское понимание справедливости, Гроций анализирует понятие права в трех различных значениях. Так, справедливость действует в двух видах отношений: между равными и между господствующими и повинующимися. Первый вид справедливости Гроций называет правом равенства, второй — правом господства.
Источником естественного права является природа человека, который отличается от всех прочих существ тем, что наделен разумом, речью и общительностью. «К числу свойств, присущих человеку, — пишет он, — относится стремление к общению, или, что то же, общительность, но не всякая общительность, а именно — стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными...» (с. 45). Такого рода общение возможно только при соблюдении всеми участниками определенных правил. Поэтому-то «наряду со свойственной ему (человеку. —И. К.) преобладающей наклонностью к общению, для чего он один среди всех живых существ одарен особым органом речи, следует признать присущую ему способность к знанию и деятельности согласно общим
156
Глава • |
ГУГО ГРОЦИЙ |
правилам» (с. 46). Отсюда следует вывод, что «мать естественного права есть сама природа человека» (с. 48). Она с неизбежностью порождает некие вечные, неизменные и независимые от чьей-либо воли нормы поведения — естественное право. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. Хотя божественное всемогущество и безмерно, тем не менее можно назвать и нечто такое, на что оно не распространяется, поскольку то, что об этом говорится, только произносится, но лишено смысла, выражающего реальный предмет, ибо само себе противоречит. Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, точно так он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро» (с. 72). При этом разумеется, что существование естественного права не противоречит воле Бога, ибо он есть Творец человека и соответственно всех его свойств. Поэтому «право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым;
а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим Богом, создателем природы» (с. 71). Таким образом, нормы естественного права становятся воплощением добра и возводятся к воле Бога, что и придает им абсолютную незыблемость.
Вместе с тем Гроций отнюдь не отождествляет нормы морали и нормы естественного права. К последним он относит такие требования, как «воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, также воздаяние людям заслуженного наказания» (с. 46). Эти нормы вечны и неизменны, не устает повторять Гроций. Однако как ученый, прекрасно знающий историю и современные ему события, он не может не видеть, что эти нормы действуют Далеко не везде и не всегда. В чем же дело?
Во-первых, изменчивы отношения (или вещи, по терминоло-гии Греция), на которые нормы распространяются, что нередко создает иллюзию изменчивости самих норм. Во-вторых, естественное право предписывает правила не вообще, «а в расчете на известный порядок вещей» (с. 72). Сказанное, например, касается права соб-^венности, которое «в том виде, как оно существует в настоящее Ремя, установлено волей человека; и, однако же, раз оно установ-sho, то в силу естественного права преступно похищение против
157
Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
воли чужой собственности; оттого, по словам юриста Павла, воровство воспрещено естественным правом; оно природе позорно, по мнению Ульпиана, и неугодно Богу, как говорит Еврипид в трагедии "Елена"» (с. 71). Наконец, и это самое главное, естественное право встречается только у народов образованных и «одаренных правым и здравым умом» (с. 73-74). Подтверждая данную мысль, Гроций приводит мнения Порфирия — философа III в. н. э., Андроника Родосского — философа I в. до н. э., Плутарха, Аристотеля. Однако обильные ссылки Греция на древних не должны вводить в заблуждение о полном совпадении их взглядов. Для античных авторов «образованность» связана с принадлежностью к тому или иному этносу; для Греция же она означает буржуазность общества. В связи с этим теория естественного права Гроция пронизана индивидуализмом: не общество, как у древних, порождает нормы естественного права, а отдельные индивиды, реализующие свои стремления, первейшим из которых является стремление жить по праву. Причем правовой и нравственный образы жизни в данном случае совпадают. Поэтому-то Гроций и не может согласиться с теми, кто считает, что право и польза неразделимы. Человек поступает по праву потому, что это соответствует его природе, которая побуждает его не просто к общению, а к правовому общению даже тогда, когда он ни в чем не нуждается (с. 48). На этом основании Гроций и отличает юриспруденцию от политики, предметом которой является исследование «того, как предпочтительнее поступать в различных обстоятельствах по соображениям целесообразности» (с. 59). Однако полезность не чужда и праву, но уже праву волеустановленному в той его части, в которой оно связано с политикой.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!