ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОт.д
разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» (Сумма теологии. I. 2. 90. 4). Он распространяет его на все виды законов. Однако по существу требования, которые в нем содержатся, имеют смысл только по отношению к человеческому закону, ибо остальным законам — вечному, естественному и божественному — эти свойства внутренне присущи.
Человеческий закон не должен противоречить вечному и естественному законам. Он как бы выводится из них и их конкретизирует. Здесь, однако, следует иметь в виду два момента. Первый заключается в том, что человеческие законы по сути своей проистекают из вечного закона. Они как бы уподобляются ему. Вечный закон — это план Бога, а человеческие законы содержат «планы земных правителей». В этом смысле они сопричастны вечному закону, но это не означает, что в любом случае человеческий закон соответствует вечному. Отсюда вытекает второй момент: человеческий закон, отклоняющийся от вечного, несправедлив, он не имеет природы закона, а представляет собой голое насилие. Придя к такому выводу, логично было бы заключить, что такому закону не следует подчиняться. Но Фома Аквинский отдает предпочтение порядку как более высокой ценности. Он пишет: «Тем не менее, даже несправедливый закон, поскольку он сохраняет определенное подобие закона в силу того, что был создан находящимся у власти, проистекает из вечного закона: ведь "всякая власть от Господа Бога"» (Сумма теологии. I. 2.93.3).
|
|
Естественный закон со своей стороны является непосредственным материалом для создания человеческих законов. Вместе с тем «общие принципы естественного закона не могут быть применимы ко всем одинаково в виду большого разнообразия дел человеческих. И отсюда проистекает разнообразие в позитивных законах у разных людей» (Сумма теологии. I. 2. 95. 2).
Учение о государстве
В своем учении о государстве Фома Аквинский очень близок к Аристотелю. Человек своей по природе — существо общественное, и поэтому естественно, что он живет в окружении себе подобных. Только живя вместе, люди могут удовлетворять взаимные потребности. Они имеют общую цель (благо), которую определяет власть.
124
Гяма4 |
ФОМА АКВИНСКИЙ |
«Итак, если для человека естественно, что он живет в обществе многих, то людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо» (О правлении государей. 1.1). В мирской жизни эта задача возлагается на правителя-человека, а он, как и все другие люди, свободен в выборе между добром и злом. Поэтому если правитель избирает в качестве цели общее благо, то его правление справедливо, а если личное, то нет. Таким образом, цель выступает в качестве критерия, отличающего правильные формы государственного устройства от неправильных. Но нельзя забывать, что природа государства, как и природа человека, имеет свое начало в Боге. Поэтому Фоме необходимо указать на причины извращения государства (он употребляет слово «civitas»). В Комментариях на «Сентенции» Петра Ломбард-ского он пишет о том, что необходимо различать три элемента власти:
|
|
происхождение, употребление и сущность. Сущность божественна. Она состоит в порядке управления и подчинения. В этом смысле всякая власть от Бога. Первые два элемента могут быть как дурны, так и хороши, и именно здесь коренится возможность извращения.23
Фома выделяет три справедливые (правильные) формы правления и три несправедливые (неправильные). Правильными являются царская власть, аристократия, полития; неправильными — тирания, олигархия, демократия.
Из правильных форм наиболее естественна и целесообразна царская власть. «Один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым... Ведь и у пчел один царь, и во вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного. А поэтому, если то, что происходит от искусства, подражает тому, что происходит от природы, и творение искусства тем лучше, чем больше приближается к тому, что существует в природе, то из этого неизбежно следует, что наилучшим образом управляется то человеческое общество, которое управляется одним» (О правлении государей. 1. II).
|
|
Наихудшая из всех несправедливых форм— тирания. Достоинства царской власти здесь оборачиваются пороками. При тирании об-Щее благо как цель полностью отвергается и заменяется благом одного. В меньшей степени этот порок проявляется в олигархии и в демократии. Первая имеет в виду благо нескольких, вторая — благо многих.
23 Цит. по: Чичерин Б. Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. СПб., 1999. С. 65.
125
Раздел II _____ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬЯ
Неоднозначно отношение Фомы Аквинского к возможности сопротивления тирании. В Комментариях к «Сентенциям» Петра Ломбардского Фома Аквинский указывает на два случая оправданного противодействия властям: «I) когда предписывается действие, противное той цели, для которой установлена власть, например действие греховное, противное добродетели, которую власть должна соблюдать; 2) когда предписывается то, на что не простирается сила власти, например, когда требуется подать, которую подданные не обязаны платить. В первом случае подданные не только не должны повиноваться, но обязаны ослушаться; во втором же случае они не обязаны повиноваться, но не обязаны и ослушаться».24 В трактате «О правлении государей» он высказывается осторожнее. Предпочтительнее терпеть тиранию, чем действовать против нее. Это может породить распри, смуты и закончится учреждением более тяжкой тирании, чем была. Конечно, противодействие тирану возможно и часто необходимо, но право на это принадлежит обществу в целом. «Представляется, однако, — пишет Фома, — что против жестокости тирана будет иметь успех действие каких-либо людей не по своему почину, а по решению общества» (О правлении государей. 1. VI). В крайнем случае, когда от людей помощи ждать бесполезно, следует обратиться к Богу.
|
|
Что касается соотношения светской и духовной власти, то «духовное отделено от земного». Однако наследник Петра (папа Римский. — И. К.) является наместником Христа, «которому все цари христианского мира должны подчиняться, как самому Господу Иисусу Христу» (О правлении государей. 1. XIV). Но речь здесь идет скорее о духовной, нежели о светской власти папы.
Фома Аквинский получил признание при жизни, после смерти был причислен к лику святых, а Данте в «Божественной комедии» поместил его в рай. В 1879 г. папа Лев XIII в специальной энциклике объявил томизм официальной философией католицизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политико-правовая тематика не являлась основной в трудах средневековых христианских философов. На первый план выходили
24 Цит. по: Там же. С. 66.
126
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!