Рекомендуемые источники ч исследования



с родителями, затем с детьми, домочадцами, друзьями. Иначе говоря, общественные дела ставятся выше частных. Ну а «при защите сво­боды граждан нет частных лиц» (О государстве. II. XXV. 46). Защита свободы — первейшая обязанность гражданина. Цицерон восторга­ется Брутом, убившим Цезаря. Для него он образец истинного граж­данина, спасающего государство от разложения.

Политические и правовые взгляды Цицерона характерны для переломных эпох, когда неудовлетворенность существующим пра­вом заставляет искать метаюридические критерии для его оценки. Таким критерием для Цицерона выступает справедливость, а борь­ба за нее провозглашается долгом и обязанностью истинного граж­данина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античные мыслители заложили основы европейской философии, в том числе, философии права и политики. Но всегда следует пом­нить о своеобразии их взглядов на мир права и политики. Властные отношения персонифицировались — гражданин властвовал над гражданином. Власть же можно осуществлять посредством силы (тогда форма государства является извращенной) или на основе пра­ва (тогда мы получаем правильную форму государства). Право рас­сматривается как веление разума, ассоциируется со справедливостью, равенством, свободой и порядком и противопоставляется произволу как проявлению человеческих страстей. Но вместе с тем свобода мыслится как коллективная ценность. Поэтому не отдельный чело­век, а полис видится высшей ценностью. В отношении отдельного человека доминирует идея личного долга, а не личного права.


1


Рекомендуемые источники и исследования

Аристотель. Этика (любое издание).

Аристотель. Политика (любое издание).

Ксенофонт. Сократические сочинения (любое издание).

Платон. Государство (любое издание).

Платон. Политик (любое издание).

97


Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМи

Платон. Законы (любое издание).

Полибий. Всеобщая история. Кн. 6 (любое издание).

Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Цицерон. О государстве (любое издание).

Цицерон. О законах (любое издание).

Цицерон. Об обязанностях (любое издание).

х> * *

ДоватурА. И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965.

Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947.

Кессиди Ф. X. Сократ. М., 1988.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Мирзаев С. Б. Полибий. М., 1986.

НерсесянцВ. С. Сократ. М., 1996.

Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1967.


Раздел II

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

Распространение христианства изменило культурный облик Европы. На смену языческому многобожию пришло представление о Боге как об абсолютной, совершенной, трансцендентной миру (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) Личности. Согласно христианскому вероучению Бог обладает единством сущ­ности и множественностью Лиц (Бог-Отец, Бог-Сын, т. е. Иисус Христос, и Святой Дух). Он является Творцом мира из ничего, со­вершая акт творения свободно, по собственному желанию и рассуж­дению. Бог создал и человека по Своему образу и подобию, наделив его высочайшим статусом среди всех живых существ. Бог трансцен-дентен сотворенному Им миру по Своей сущности, однако при этом Его всемогущество выражается в возможности преодолеть разрыв между Собой и миром: воплотиться в человека, оставшись Богом. В личности основателя христианской религии Иисуса Христа неслитно и вместе с тем нераздельно соприсутствует как Божественная, так и человеческая природа. Бог входит в мир и в человеческую историю Для спасения человечества: не имея греха как Бог, Он претерпевает крестные страдания за чужие грехи как человек и Своим Воскресе­нием побеждает смерть, открывая человеку возможность бессмер­тия, вечной жизни. Личное участие Бога в спасении человечества не отменяет и не ограничивает человеческую свободу: высочайший статус человека в христианстве выражен в идее синергии, содействия, сотрудничества человека и Бога в деле спасения человека и мира. "or является не только Создателем духовного и физического миров, ко и источником нравственного закона — Законодателем, и высшей "оральной инстанцией — Судьей.

В христианстве Бог понимается и исповедуется прежде всего зк Любовь, которая превышает справедливость; это же отношение юбви к Богу и ближнему, в том числе и «врагу», считается нормой


1


99


 


Введение

для христианина. В любви, с одной стороны, преодолевается отчуж­дение между людьми (даже враги должны быть любимы как «ближ­ние»), с другой — достигается личная встреча с Богом. В результате этой встречи человек становится способным при помощи Божественной благодати добиться превосходства над своими грехами, преодолеть ограниченность несовершенного земного бытия и достичь высшей степени личного совершенства — святости или «обожения» при со­хранении сущностного различия между Богом и человеком.

Если у античных мыслителей добродетель означала способность человека к исполнению тех или иных функций, то теперь доброде­тель мыслится как следование христианским заповедям. Любовь к Богу и ближнему — вот что должно двигать человеком. Через любовь к Богу достигается свобода, которая трактуется как свобода от греха; любовь к себе приводит к порабощению греху — к несвободе, духовному раб­ству у собственных страстей. Предназначение церковной и светской власти в том, чтобы побуждать человека к добродетели.

Средневековая христианская философия хронологически подразде­ляется на патристику (лат. patres — отцы) — направление христиан­ской мысли периода единства церкви (II-VIII вв.), связанное с деятель­ностью раннехристианских авторов — отцов церкви, и схоластику (греч. schola — ученая беседа, школа; лат. scholastica — ученый) — католи­ческую теологию, расцвет которой приходится на XII-XIII вв.

Становление патристики связано с признанием христианства го­сударственной религией римлян в первой трети IV в. императором Константином Великим (274—337), а также последовавшей за этим деятельностью семи Вселенских церковных соборов. Факт превраще­ния языческой Римской империи из гонительницы христиан в государ­ство, объявившее себя христианским, впервые находит обсуждение в трудах автора первой церковной истории Евсевия Кесарийского. От­цам церкви, получившим классическое образование, принадлежит глав­ная заслуга в сохранении наследия античной философии в эпоху Сред­невековья. В их трудах был осуществлен синтез приемлемых элементов «языческой мудрости» с христианским богословием. Политико-право­вые сюжеты присутствуют у Иоанна Златоуста — отца восточной церк­ви и Аврелия Августина — представителя западной патристики. После разделения церкви в 1054 г. трудами главным образом профессоров евро­пейских университетов создается схоластика — католическая филосо­фия, отличительной особенностью которой является обоснование веры средствами человеческого разума. Вершиной схоластики является фи­лософия Фомы Аквинского.

100


ГЛАВА 1. ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

Трагический трехвековой путь, пройденный церковью, завер­шился победой церкви над миром, как казалось тогда немало постра­давшему от гонений Евсевию Памфилу, епископу Кесарии Палестин­ской (ок. 264 г. — ок. 340 г.), который писал: «...после прежних мрачных зрелищ... мы удостоились созерцать и славословить то, что желали видеть на земле... многие истинные праведники и мученики Божий».' Связанное с апокалиптическим настроением отвержение мира у первых христиан сменилось его принятием, стремлением устроить мир на христианских началах, в чем, по мнению Евсевия, следует усматривать промысел Божий. Так как именно повеление императора покорило Рим христианской истине, возникла необходимость осозна­ния промыслительного предназначения царской власти и христианизи­рующейся Римской империи. Впервые это и было сделано «отцом церковной истории» Евсевием Кесарийским. Среди сочинений Евсе­вия наибольший интерес представляют «Церковная история» (между 324 и 326 гг.), охватывающая период от Рождества до победы христи­анства при императоре Константине, «Похвальное слово Констан­тину» (ок. 335 г.) и «Жизнеописание Константина» (ок. 338 г.)


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!