И кругооборот государственных форм



Полибий исходит из гипотезы естественного состояния. Он

предлагает представить такую ситуацию, когда весь род человеческий вдруг погибнет от потопа или какой-либо иной напасти. Тогда, если род человеческий вновь зародится, то люди опять начнут собирать­ся вместе. К этому их будет толкать слабость, присущая отдельному человеку. Их вождем станет тот, кто превосходит остальных силой и отвагой. То же самое, полагает Полибий, происходит и среди живот­ных, поэтому такой порядок можно считать делом природы. Таким об­разом, первоначальное общение людей было наподобие животного: «они собирались вместе и покорялись наиболее отважным и мощным из своей среды; меру власти этих последних составляла сила, а само управление может быть названо единовластием (монархией)» (VI. 5. 9). Но люди не остаются на животном уровне. Ведь они наде­лены умом и рассудком. Устанавливается царское правление. Его появление связано с осознанием таких понятий, как красота, правда, долг, справедливость. Когда власть начинает опираться на эти пред­ставления, она сущностно изменяется. «Итак, когда лицо, стоящее во главе сообщества и в своих руках держащее верховную власть, всегда в согласии с народным настроением оказывает деятельную поддержку перечисленным выше людям (людям долга. — И. К.) и, по мнению подданных, воздает каждому по заслугам, тогда подданные покоряются уже не из боязни насилия, сколько по велению рассудка, содействуют ему в сохранении власти, как бы стар он ни был, еди­нодушно помогают ему и непрестанно борются с людьми, злоумыш­ляющими против его владычества. Примерно таким-то способом самодержец незаметно превращается в царя с того времени, как цар­ство рассудка сменяет собою господство отваги и силы» (VI. 6. 11).

Первые цари обладали мудростью, заботились о своем народе, их образ жизни не отличался от образа жизни подданных. Извращения начались тогда, когда власть стала наследственной. Дети, получившие все готовое и в большом количестве, решили, что они должны отли­чаться от подданных и одеждой, и едой, что им все позволительно, что всем они могут пользоваться неограниченно. Они превращаются в тиранов. Это возбудило с одной стороны зависть, с другой — ненависть. Особенно возмущались благородные люди. Они становятся вождями народа и свергают правителя. Устанавливается аристократия.

84


Глава 6


ПОЛИБИЙ



 


Аристократия разделяет судьбу тирании. Первое поколение благородных людей старается ради общего блага. Дети же их, полу­чившие власть по наследству и не знающие прежних несчастий, на­чинают вести себя так, как прежде вел себя тиран. Аристократия превращается в олигархию. Кончается это тем, что толпа одних оли­гархов убивает, других — изгоняет. В связи с тем, что граждане еще помнят бесчинства тиранов и олигархов и опасаются пережить их вновь, они возлагают заботу о государстве на самих себя. Устанав­ливается демократия.

Демократия столь же недолговечна, как и другие формы госу­дарственного устройства. Уже внуки тех, кто поднимал восстание, перестают ценить равенство и свободу. В особенности это касается богатых. Они жаждут преобладания над другими, но получить его они могут, лишь опираясь на толпу, и они покупают ее своими по­дачками. Демократия превращается в охлократию — власть толпы. Таков установленный природой кругооборот форм правления.

Итак, Полибий выделяет три правильные формы правления (царская власть, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, охлократия). Царская власть характеризуется мудростью правителя, аристократия — правлением справедливых и мудрых, причем по выбору, демократия — почитанием богов, роди­телей, старших, уважением законов и тем, что окончательное реше­ние принадлежит народу. Неправильные формы противоположны по своим качествам правильным. Переход каждой правильной формы в неправильную закономерен.

Каждая простая форма правления, подчиняясь закону природы, стремится к своей противоположности. Замедлить это движение может только одно средство. Заключается оно в соединении преиму­ществ правильных форм правления, «дабы ни одна из них не приви­валась сверх меры и через то не извращалась в родственную ей обрат­ную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна из них не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы, таким образом, государство неиз­менно пребывало бы в состоянии колебания и равновесия, наподо­бие идущего против ветра корабля» (VI. 10. 7). Перед нами, разуме­ется, еще не концепция разделения властей, которая сложилась только в Новое время, но идея сдержек и противовесов в этом рассужде-пии, несомненно, присутствует. Смешанная форма государства — ^о та, которая предусматривает систему внутреннего сдерживания.

85


Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И римр

Смешанная форма государства

Полибий сравнивает Рим с теми государствами, которые мно­гими историками и философами восхвалялись как лучшие. Идеаль­ное государство Платона он считает некорректным привлекать к срав­нению, так как оно никогда не существовало. Вообще прагматик Полибий весьма иронично относится к Платону: «В настоящее время оценка Платонова государства, — пишет он, — посредством сличения с государствами спартанцев, римлян и карфагенян походила бы на то, как если бы кто-нибудь выставил одну из своих статуй и сравнивал ее с живыми, одушевленными людьми. Ведь такое сравнение неоду­шевленного предмета с одушевленными, наверное, показалось бы зрителю неправильным, ошибочным и ни с чем несообразным, хотя бы работа статуи и заслужила наивысшей похвалы» (VI. 47. 9-10).

Что касается государств реально существующих, то Полибий начинает рассуждение с государств афинян и фиванцев. Однако ни Афины, ни Фивы не заслуживают особого внимания. Их возвыше­ние носило кратковременный характер и было связано не с формой правления, а с деятельностью выдающихся государственных мужей. В этих государствах «всеми делами по собственному капризу заправ­ляет толпа, в одном месте непомерно стремительная и непостоянная, в другом обуреваемая насилием и страстями» (VI. 46. 9).

Критское государство также не кажется Полибию достойным подражания. Критяне, по убеждению Полибия, отличаются чрезвы­чайно дурными нравами, а это результат дурного государственного устройства. Он доказывает данное утверждение, проводя сравнение Крита с Лакедемоном. О заслугах Ликурга Полибий упоминает неод­нократно. Именно он — «автор» смешения властей в Лакедемоне. Ликург все сделал правильно: цари сдерживались народом, а народ — старейшинами. В течение длительного времени в Спарте поддержи­валась свобода и единодушие граждан. Однако это государство ока­залось совершено непригодным для расширения своей власти и гос­подства над другими народами. Как только спартанцы стали претендовать на господство над эллинами, их государство показало свою полную несостоятельность.

Карфаген первоначально тоже был устроен превосходно. «Так, у них были цари, совет старейшин имел аристократическую власть, и народ пользовался своими правами в должной мере» (VI. 51.2). Победа Рима над Карфагеном была обусловлена действием природы,

86


Глава ^


ПОЛИБИЙ


 


 


1


всеобщего закона зарождения, расцвета и упадка. «Государство карфа­генское раньше окрепло и преуспело, нежели римское, поэтому Карфа­ген уже отцветал в это время (время Пунических войн. —И. К.), а Рим, по крайней мере в отношении государственных учреждений, нахо­дился в самом цветущем состоянии» (VI. 51. 5).

Современный Полибию Рим являлся, как он полагал, образцом смешанной формы правления. Государственная власть в Риме была представлена консулами, сенатом и народным собранием. Здесь мы видим полное сходство с Лакедемоном и Карфагеном. Однако дело состоит не только в наличии элементов всех трех правильных форм правления, но и в распределении компетенции между институтами власти и создании возможности взаимосдерживания. В Риме все было сделано безупречно. «.. .Все было распределено между отдель­ными властями, — пишет Полибий, — и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто из туземцев, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое. Да это и понятно. В самом деле, если мы сосредоточим внимание на власти, государство пока­жется вполне монархическим и царским, если на сенате — аристо­кратическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он, наверное, признает римское государство де­мократией» (VI. 11.11).

Полибий подробно описывает компетенцию консулов, сената и народного собрания. Во всех трех случаях она оказывается весьма широкой, а власть каждого органа значительной. Но это только первый шаг к созданию смешанной формы правления. Власти должны иметь возможность «или мешать одна другой, или оказывать взаимную поддержку и содействие» (VI. 15. 2). Такой механизм в Риме создан.

Следует отметить, что не только правильное смешение властей способствовало возвышению Рима. В любом государстве важную роль играют обычаи, законы, нравы народа. «Те из них заслуживают соревнования (стремления к ним.— И. К.), которые вносят благо­нравие и умеренность в частную жизнь людей, в государстве же вод­воряют кротость и справедливость; нравы и обычаи противополож-"ые достойны осуждения. Если, таким образом, у какого-либо народа '^bi наблюдаем добрые обычаи и законы, мы можем смело утверж­дать, что хорошими окажутся здесь и люди, и общественное устрой-^во их. Точно так же, если мы в частной жизни людей видим любо-^яжание, а в государственных деяниях неправду, очевидно, можно

87


Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМр

с большою вероятностью предположить, что и законы их, и нравы частных лиц, весь государственный строй негодны» (VI. 47. 3-5). Хорошее государственное устройство опирается на добрые нравы народа, а добрые нравы рождаются в том народе, который имеет хо­рошее государственное устройство. Но ничто не вечно в этом мире. Меняются и нравы, и формы государственного устройства. Этот про­цесс можно замедлить, но не остановить. Вывод Полибия не следует считать пессимистичным, скорее он реалистичен. История, в том числе и самого Рима, подтвердит его.

ГЛАВА 7. ЦИЦЕРОН

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.)— один из круп­нейших деятелей периода кризиса республики. Он занимал должно­сти квестора, курульного эдила, претора, консула, был блестящим оратором. Кроме того, он является автором трудов по риторике, эти­ке, праву, из которых нас в особенности интересуют три диалога:

«О государстве», «О законах» и «Об обязанностях».


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!