ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ



Глава ;

Римские стоики

Римских стоиков — государственного деятеля Сенеку, бывшего раба Эпиктета и императора Марка Аврелия — объединяет при­верженность идеалам греческой стоической школы и критическое

отношение к эпикурейцам.

В это время (1-11 вв.) полисные идеалы окончательно уходят в прошлое. Рим превращается поистине в мировую державу. Однако это не приносит счастья народу Рима. Власть все чаще получают подлецы и проходимцы, вроде Калигулы и Нерона. Значение сената падает, народное собрание уже не играет какой-либо роли. И хотя до падения Рима под ударами варваров еще далеко, в обществе уже чувствуется упадок сил, что нашло свое выражение и в философии римских стоиков. В ней, по сравнению с греческой, больше фатализ­ма и аполитичности. Это заметно не только у вольноотпущенника Эпиктета, но и у Сенеки и Марка Аврелия.

Луций Анней Сенека родился в Испании, но вся его активная политическая и философская жизнь прошла в Риме. Он был воспи­тателем Нерона и фактическим правителем Рима. Но повзрослев­ший Нерон, заподозрив учителя в заговоре, приказал ему покончить жизнь самоубийством. Сенека приказ выполнил.

Писал Сенека много и в разных жанрах. Как философ он — моралист. Однако, в отличие от Сократа, он не всегда следовал мо­ральным максимам, которые проповедовал. В жизни этот богач и интриган оправдывал себя тем, что он стремится быть мудрым, но еще не успел им стать. «Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они рассуждают, что они намечают нравственные идеалы. А если бы они и действовали согласно своим речам, то никто не был бы счастливее их», — писал Сенека.4

Счастливая жизнь — это жизнь в согласии с природой, с опо-рой на собственный разум, утверждает Сенека, повторяя своих гре­ческих предшественников. Следует отказаться от всего лишнего и жить в гармонии с самим собой. Для этого нужно правильно пред­ставлять себе систему ценностей. На первом месте стоит жизнь, но °на ценна не сама по себе. Она имеет смысл тогда, когда наряду с чей человек обладает свободой, целомудрием и здравым рассудком.

4 Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 183. — Да­ев ссылки на это издание даются в тексте параграфа.

79


Роздал I      ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Стать свободным можно, лишь познав судьбу. Свобода поэтому носит этический, духовный характер. Несвобода (рабство) распространя­ется только на тело, дух же мудреца всегда свободен, а это и есть истинная свобода. «Заблуждается, кто полагает, что порабощение простирается на всего человека: лучшая часть его изъята. Тела при­надлежат господам и присуждены им по закону, дух же независим» (с. 63). Поэтому раб может быть столь же свободным, как и не раб. Вообще все люди равны перед судьбой и в этом смысле равны между собой. Этим обусловлена социальная природа человека. Люди пользу­ются взаимными услугами, благодаря этому жизнь делается благо­устроенной. Если разъединить людей, то они погибнут. «(Природа) дала две силы, которые человека слабого сделали весьма крепким, — разум и общество; благодаря им тот, кто, взятый в отдельности, не может даже ни с кем поравняться, обладает миром... Уничтожь об­щество, и ты разрушишь единство человеческого рода — единство, которым поддерживается жизнь...» (с. 87).

Все люди, принадлежащие к этому миру, — братья. Поэтому люди являются членами одного общего государства — космополиса, а отдельные государства во многом носят случайный, преходящий характер. «Мы должны представить в воображении своем два госу­дарства: одно — которое включает в себя богов и людей; в нем наш взор не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое — это то, к ко­торому нас приписала случайность. Это второе может быть афин­ским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только определенной группы их. Есть такие люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому».5 Какое государство предпочтитель­нее? Конечно, большое. Однако нельзя сбрасывать со счета и малое. Ведь сам Сенека служил и тому, и другому как философ и как поли­тический деятель.

Своеобразно решает Сенека проблему соотношения права и морали. С одной стороны, мудрец — высоконравственное существо и ему принадлежит весь мир. Но, с другой стороны, вещи этого мира могут находиться в чьем-либо владении — государств или отдель­ных людей, даже мудрецы обладают какой-то собственностью. Как

5 Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1. М., 1969. С. 507.

80


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!