Учение о власти и государстве
Как христианин Августин не может сдержать негодования, глядя на греховные человеческие дела. Политической жизни достается тоже немало. В ней проявляются эгоизм и злоба человеческая, жажда господствовать. «Итак, — сокрушается он, — общество смертных, рассеянное на земле повсюду и, при возможном различии местных условий, соединенное однако же известною общностью одной и той же природы, — вследствие того, что каждый ищет своей пользы и удовлетворения своим желаниям, а того, к чему он стремится, или не достает никому, или не достает всем, — не будучи тождественно, по большей части разделяется само против себя, и часть, которая пересиливает, угнетает другую» (О Граде Божьем. 18. II). Получается, что земные царства основаны на насилии одной части людей
116
АВГУСТИН
(властвующей) над другой (порабощенной). Земные царства постоянно ведут войны друг с другом, захватывают новые территории, богатства, порабощают соседние народы. Они чужды справедливости и ничем не отличаются от шаек разбойников. «Итак, при отсутствии справедливости, — пишет Августин, — что такое государства, как ни большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки что такое, как ни государства в миниатюре (выделено мною. —И. К.)1 И они также представляют собою общества, управляемые властью начальника, они связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы: тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно отвечал Александру Великому один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право он имеет грабить на море, тот дерзко отвечал: "Такое же, как ты повсеместно, но так как я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником, а поскольку ты располагаешь огромным флотом, тебя величают императором"» (О Граде Божьем. 4. IV).
|
|
Итак, истинной справедливости нет нигде, «кроме той республики, основатель и правитель которой Христос» (О Граде Божьем. 2. XXI). Казалось бы, следует смириться с тем, что земное государство является прибежищем пороков, и ожидать второго пришествия и Страшного Суда. Но такая позиция не подходит Августину. Он епископ Гиббонский, религиозный и общественный деятель, находится в постоянном контакте со светскими властями. Они со времен императора Константина оказывают церкви неоценимую помощь в борьбе с еретиками и язычниками. Августин же находился в гуще этой борьбы. Да и вообще было бы нелепо человеку глубокого ума просто отмахнуться от реальности. Поэтому в его трудах находится место не только для оправдания Бога (теодицеи), но и для оправда-чия государства.
|
|
Когда Бог создал человека по образу и подобию Своему, Он °тдал под его власть весь животный мир. Человеку же не было свой-^венно властвовать над человеком. Грехи человеческие породили "еобходимость власти. Грех — причина рабства и власти человека Над человеком. Греховность человеческая не только оправдывает
117
Раздел Ц _____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
существование власти, но и позволяет рассуждать о ее справедливости. Ссылаясь на апостола Павла, Августин даже рабов призывает служить господам не за страх, а за совесть до тех пор, «пока пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая и будет Бог во всех» (О Граде Божьем. 19. XV). Речь идет не просто об оправдании рабства (для Августина это побочная тема), а о закономерности возникновения власти в человеческом обществе. Человек Августина, так же как и человек Аристотеля и Цицерона, — существо социальное. Он вступает в различные отношения с людьми:
|
|
в семье, в городе, в государстве. Принудительная власть проявляет себя уже в семье, а семья — это как бы начало государства. Каково же предназначение власти? Самый простой ответ — подавить проявления человеческой порочности. Но ведь власть нередко находится также у людей порочных. Тогда — «а судьи кто?»
Чтобы понять ход мыслей Августина, следует обратиться к его рассуждениям о высочайшем благе и величайшем зле. Высочайшее благо — вечная жизнь, величайшее зло — вечная смерть. Окончательно эта проблема для каждого человека решается на Страшном Суде, однако она актуальна и для земного устройства. Люди хотят жить, а смерти боятся, поэтому «человек некоторым образом законами своей природы располагается к вступлению в общение и к сохранению мира, насколько это от него зависит, со всеми людьми» (О Граде Божьем. 19. XII). Мир— это не только отсутствие войны. Мир — это гармония и упорядоченность всего человеческого и божественного. «Итак, — пишет он, — мир тела есть упорядоченное расположение частей. Мир души неразумной — упорядоченное успокоение позывов. Мир души разумной — упорядоченное согласие суждения и действия. Мир тела и души — упорядоченная жизнь и благосостояние существа одушевленного. Мир человека смертного и Бога — упорядоченное в вере под вечным законом повиновение. Мир людей — упорядоченное единодушие. Мир дома — упорядоченное относительно управления и повиновения согласие сожительствующих. Мир града — упорядоченное относительно управления и повиновения согласие граждан. Мир небесного Града — самое упорядоченное и единодушное общение в наслаждении Богом и взаимно в Боге. Мир всего — спокойствие порядка. Порядок есть расположение равных и неравных вещей, дающее каждой свое место» (О Граде Божьем. 19. XIII). Мы видим, что мир связывается с порядком, основанным на согласии и справедливости, ибо справедливость
|
|
118
Глава 3 |
АВГУСТИН |
1 |
означает воздаяние каждому своего (О Граде Божьем. 19. V, XXI). В этом смысле она существует и в земном государстве, которое есть порядок власти и подчинения, основанный на согласии граждан. В перечне видов «мира», как мы видим, государство занимает предпоследнее место, выше — лишь небесный град.
Рим с точки зрения истинной справедливости был недостоин имени республики. Августин опровергает Цицерона, ссылаясь на него самого: там, где нет справедливости, там нет права, а раз нет права, то нет и народа, ибо народ — не простая совокупность людей, а люди, связанные согласием в вопросах права (О Граде Божьем. 19. XXI). Здесь важно подчеркнуть, что Августин говорит не о справедливости вообще, а об истинной справедливости. Можно предположить, что справедливость имеет несколько градаций. Земное государство, несомненно, как и любое другое творение Бога, имеет отношение к справедливости. Оно прежде всего обеспечивает блага, первейшим из которых является мир. Этот мир позволяет людям пользоваться всеми остальными земными благами, включая собственность. Государство «стремится к миру земному, и к нему направляет согласие в управлении и в повиновении граждан, чтобы относительно вещей, касающихся смертной жизни, у них был до известной степени одинаковый образ мыслей и желаний» (О Граде Божьем. 19. XVII). Получается, что человечество в своем земном существовании не может обойтись без институционализации отношений властвования. Любое государство, даже языческое, лучше, чем его отсутствие. И у граждан языческого государства есть много добродетелей, о которых пишет Августин на примере Рима: патриотизм, мужество, верность слову и др.
Как же тогда определить государство, которому не достает истинной справедливости? Сначала Августин вносит некоторые уточнения в цицероновское определение народа. Народ — это «множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят» (О Граде Божьем. 19. XIV). Исходя из этого определения Рим, как и любое другое известное истории государство, тоже республика и достояние народа. Конечно, здесь усматривается некоторое противоречие во взглядах Августина, но оно вполне извинительно для мыслителя переходной эпохи. Ему необходимо было примирить власть государственную с новой религией и поставить государство если не на службу церкви, то по меньшей Мере сделать из него союзника и помощника.
119
Раздел II
Мы поможем в написании ваших работ! |