Москва, Новгород, Архангельск, Пинежье



3 марта я принял участие в дискуссии в рамках проекта «Умные люди». Тему обсуждения задал Андрей Федосеев:«Если бы Великий Новгород сохранил свою свободу, стал бы Русский Север частью европейской цивилизации?» Но сам этот вопрос − только «верхушка айсберга». Глубинный смысл общения: «Дуализм русской ментальности».Если заострить понятие «дуализма» в контексте состоявшейся дискуссии, для себя я базовую экзистенциальную дилемму сформулировал бы так: «Чего в нас, архангелогородцах, больше − имперской московской «азиатчины» или «просвещённого республиканского духа», который несли на Русский Север новгородцы?» Дискуссия состоялась <…> Здесь же я уточню свою позицию, потому что теманастолько меня увлекла, что начала притягивать события,самым ярким из которых сталопутешествие на Пинегу в Карпогоры и Верколу.

Но сначала − о мифах, которые стали частью нашей отечественной истории. Миф первый: «без Великого Новгорода не было бы ни Руси, ни Архангельска». Порой, да, возникает ощущение, что до Рюрика, до 859года, когда был основан Новгород, в пространствах будущей Руси обитали лишь полудикие «вятичи», «кривичи» да прочая «чудь» <…> Но 859год − это по летоисчислению, введённому Петром, однако сами новгородцы возводили свой «Новый город» в 6367 году, согласно тому календарю, которым пользовались они <…> Да и название «Новый город», «Новгород», предполагает, что был и «старый», но вот где и когда, современная история «не помнит».

Второй миф: «города, основанные новгородцами». Когда мы слышим или читаем слово «город», то представляем город современный, протяжённый, с многотысячным населением и сложной инфраструктурой. Но города, которые строились пятьсот или тысячу лет назад, были небольшими, строились быстро, за одно лето. И строились не для «населения», которое было разбросано по сёлам, а для «государева» («княжеского») гарнизона. Даже про основание Архангельска пишут, что сначала Иван Грозный подписал указ: «На мысе Пур-Наволок на правом берегу Северной Двины воздвигнуть деревянную крепость…» Тем самым царь решил дополнительно укрепить территорию, защитив её от Швеции. И уже через год «опричники царя, Нащокин и Волохов, исполнили указ и поставили крепость, которую окрестили Новым городом»[2]. «Новый город»! Ничего не напоминает?

«Город» − это «огороженное место». По мере роста стен «городище» превращалось в «крепкий град», где стояла дружина, хранились подати, ценности, документы и оружие. Если крепость, как в случае с Архангельском, ставилась в «бойком месте» (порт, торговля, склады), город разрастался. Если же это был форпост в важном, но безлюдном месте, он превращался в монастырь(от «моно» − один, «одиноко стоящий»). Новгородцы в 12 веке застолбили на Севере стратегически важные места, возведя там монастыри − в их числе Михайло-Архангельскийи Николо-Корельскийпо обеим сторонам дельты Северной Двины.

Несли ли новгородцы на Север «цивилизацию»? Тут нужно посмотреть. Точно известно, что порт в Архангельске строить начала Москва в 1584 году, а не Новгород. В 12 веке, когда Новгород начал экспансию в сторону Белого моря, он представлял собой мощную, вооружённую империю: «путь из варягов в греки». Новгородские князья обеспечивали безопасность торговых путей от Балтики до Греции, контролировали реки и ставили во всех узловых местах свои «города». Сначала они подчинили себе пути к Чёрному морю, затем заняли реки, текущие к Волге, а в начале 12 века «двинули на Север»,дав наименование главному водному пути − Северная Двина.

Проверяйте по датам: Ракула (1137), Каргополь (1146), Великий Устюг (1147), Колмогоры (Холмогорами они стали при Петре) и первая Михайло-Архангельская крепость (1160-е)... В 15-м веке Новгород контролировал уже и Белое море, подчинив себе Соловецкий архипелаг и выстроив там одну из самых мощных своих крепостей, которая до сих пор поражает воображение своим величием и силой

Но, как и всякая расширяющаяся империя, Новгород начал упираться в своих соседей,которые не всегда желали идти под его «защиту». И в состоявшейся дискуссии разговор о «дуализме» развивался в том ключе, что «имперская Московия», в лице царя Ивана Грозного и его опричников, «силой взяла» свободный республиканский Новгород, поработив заодно и наш «свободный» Север. Есть такая точка зрения.

А вот что я узнал на Пинеге, в Карпогорах, куда отправился сразу после дискуссии с умными людьми.

Как рассказал владелец частного музея Виктор Васильевич Мёрзлый, согласно документам и свидетельствам, которыми он владеет, пинежане ушли «под Москву от Новгорода» по той причине, что «новгородская республика» в 16 веке стала сильно задирать налоги. Сначала Ростовский князь, а потом и Московский, предложили более разумную плату за свою «защиту», и пинежане, говоря современным языком, решили уйти под более лёгкое налогообложение. Силового захвата Москвой Верхнего Пинежья не было − пинежане сами поменяли себе «смотрящего» князя, что очень напрягло Великий Новгород. На Пинегу был отправлен вооружённый отряд для «наведения порядка», что вскоре и решило судьбу Новгородского олигархата.

К середине 16 века Москва заметно усилилась, забирая под себя всё больше и больше «новгородских» земель. <…> Судя по всему, новгородцы тогда обиделись не только на пинежан, но и на всех, кто уходил от их налогообложения «под Москву». Границы московских владений вплотную приблизились к Новгороду, и в 1570 году Иван Васильевич Новгород взял. То, что выдают за зверства Грозного царя − по крайней мере, в «пинежском направлении», было... ссылкой.Иван Васильевич, разобравшись с «обидами», отправил новгородских бояр, со всем их имуществом и деньгами, по тем волостям и уездам, с которых они до этого дань собирали. Это, конечно, страшная месть!

До Верхней Пинеги «обидчики пинежан» так и не доехали. Представив, что с ними сделают в Верколе и Суре, новгородцы поступили как истинные торговцы: они откупились!

Пинежане дары приняли, «обидчиков» простили и пригласили новгородцев жить по соседству. С тех пор на Пинеге очень много «новгородских» фамилий, и одна из них - Абрамовы. Когда замечательного писателя, лауреата Государственной премии СССР Фёдора Александровича Абрамоваспрашивали про фамилию, он отвечал: «Из новгородских мы». <…> понятно, что после «грозных» московских репрессий Новгород «опустел», и прежнее боярство там поредело. У всех ли высланных новгородцев всё вышло по «пинежскому» сценарию, сказать не могу. Но вот на Пинеге такую историю услышал.

Возвращаясь к тому, с чего я начал, скажу, что лично я не вижу исторического противостояния «имперской» Москвы и «республиканского» Новгорода. Да, Новгород начинался с «вечевой» республики, но в итоге превратился в империю от Белого до Чёрного моря − со всеми признаками жёсткой имперской структуры. А вот на окраинах любой империи всегда найдутся люди, интересующиеся: «А как там, за бугром?..» В итоге сначала окраины отошли от Новгорода, потом молва пошла дальше, и империя начала распадаться!

Удалённость Среднего и Верхнего Пинежья от «центров цивилизации и культуры» позволяет местным знатокам, как Виктор Васильевич Мёрзлыйхранить и делиться преданиями, порой очень сильно отличающимися от официальной точки зрения. Да, это спорно, но невероятно интересно!

(А.Ю. Жданов, журнал Magazine, 2019, апрель)

 

Задания к тексту

 

1. Обратите внимание на заголовок статьи – «Москва, Новгород, Архангельск, Пинежье». Если не вчитываться в содержание текста, то можно, например, подумать, что речь пойдёт о путевых заметках. Какова на самом деле тема текста?

2. Сформулируйте позицию автора текста по отношению к дискуссии в рамках проекта «Умные люди».

3. Какую роль, на ваш взгляд, в определении авторской позиции могут играть слова (словосочетания), употреблённые в самом начале текста: «ментальность», «дуализм», «экзистенциальная дилемма»?

4. Какова позиция автора текста по отношению к выслушанным «преданиям», отличающимся от официальной точки зрения? Найдите изобразительно-выразительные средства, которые позволяют подчеркнуть эту позицию автора. При поиске обратите особое внимание на синтаксис.

 

Текст 17


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!