Перед Добролюбовкой установят бюст Федора Абрамова



 

Конкурс на лучший эскизный проект памятника знаменитому уроженцу Верколы завершен.

Напомним, что в феврале 2020 года Поморье отметит столетие Абрамова. В преддверии этого события в декабре 2018 года областная библиотека имени Добролюбова объявила конкурс проектов памятника. Сначала на конкурс поступило 16 заявок из девяти городов России Архангельска, Вологды, Москвы, Тольятти, Жуковского, Котельников, Санкт-Петербурга, Кирова и Ульяновска.

Представить макеты, предварительные сметы и проекты благоустройства территории смогла дюжина скульпторов, архитекторов и дизайнеров. Почти три недели эти макеты выставлялись в библиотеке на обозрение читателей. За это время посмотреть их и оставить отзывы смогли около 500 архангелогородцев. В книге отзывов северяне говорили о мудрости эскизных проектов, дыхании родного абрамовского слова. Один из читателей даже оставил одному из скульпторов комплимент высшей пробы: будто бы ваятель только что поговорил с Фёдором Александровичем.

Но решение принимала конкурсная комиссия, в состав которой вошли библиотекари, писатели, архитекторы и представители городской и областной администрации. 8 апреля члены комиссии, наконец, приняли решение, и только тогда узнали, кому из скульпторов принадлежат макеты-победители. Их фамилии они назвали на пресс-конференции в Добролюбовке.

По положению о конкурсе, нужно было выбрать победителя, но в процессе работы члены комиссии решили отметить дипломами второй и третьей степени ещё два макета. Эти символические награды, по словам директора библиотеки Ольги Стёпиной, можно считать своеобразными рекомендациями к установке в других местах.

Победу члены комиссии присудили классическому бюсту на постаменте. Оказалось, что его на конкурс представила известный архангельский скульптор Надежда Шек. Победа-победой, но комиссия предложила ей в течение десяти дней доработать постамент и архитектурно-пространственное решение проекта.

Немного до победы не хватило второму макету, выполненному москвичом Владиславом Мишовым.

А на третьем месте оказался проект Сергея Сюхина создателя памятников Писахову, Шергину, Сене Малине и других бронзовых обитателей Чумбаровки и памятных мест Архангельска.

Члены комиссии учитывали множество факторов «вписанность» памятника в ансамбль библиотеки, художественное раскрытие образа писателя, но каждый всё равно руководствовался чем-то своим.

Я прислушивался к своей душе, рассказал член Союза писателей, поэт и радиоведущий Валерий Чубар. Проекты сидящей фигуры как-то закономерно не попали в лидеры: всё-таки Абрамов это движение, это возвышенность, это восставший человек. Его сложно представить на завалинке с книжечкой. Он даже на фотографиях, как правило, либо стоял, либо шёл куда-то.

Макеты, завоевавшие второе и третье место, по словам Валерия Чубара, стали предметом бурного обсуждения.

Лично меня в третьем макете маленькие домики смущали, рассказал член комиссии, на их фоне Абрамов как какой-то Гулливер. К тому же, не много ли было бы памятников с одной художественной идеей? Похожие домики на памятнике Шергину…

В бюсте членов комиссии привлёк лаконизм, сочетание с геометрией здания Добролюбовки, камерность и компактность, отвечающие месту предполагаемого расположения в сквере между библиотекой и музыкальной школой. И, само собой, портретное сходство. А им могли похвастаться далеко не все макеты.

Опосредованно мы получили отзыв Галины Абрамовой племянницы и наследницы писателя, рассказала Ольга Стёпина. И она сетовала на отсутствие в большинстве работ портретного сходства.

Когда эксперты узнали, что макет-победитель принадлежит Надежде Шек, то обрадовались вдвойне.

Я очень обрадовался за Надежду Капитоновну, сказал заместитель председателя регионального Союза художников Александр Сверчков. Это талантливый человек, и у неё еще не было возможности поставить в Архангельске такой памятник. Хотя у неё был опыт увековечения Рубцова в Емецке. Ей можно доверять. Несмотря на свою хрупкость, она трудяга.

 

(Мария Артишок, информационное агентство «Регион 29»)

 

Задания к тексту

1. Представьте в виде логической цепочки историю конкурса эскизов, отражающую рассмотренную последовательность событий, происходящих на конкурсе. Укажите в ней фактические данные. Форма логической цепочки – на ваше усмотрение.

2. При оценке представленных на конкурс эскизов памятника Федору Абрамову архангельский поэт Валерий Чубар отметил, что проекты «сидящей» фигуры закономерно не попали в лидеры. По его мнению, «его (писателя) сложно представить на завалинке с книжечкой. Он даже на фотографиях, как правило, либо стоял, либо шёл куда-то». Согласны ли вы с мнением поэта? Приведите систему аргументов, подтверждающих вашу позицию.

3. Если бы вы участвовали в конкурсе на лучший эскизный проект памятника Федору Абрамову, то какой эскиз вы бы представили? Опишите свое видение памятника писателю-земляку (объем письменной работы – не более 10 предложений).


Текст 13

* * *

Роспись Северной Двины яркое самобытное явление в русском народном творчестве. Расписные предметы домашней утвари пользовались большим спросом в России. Поскольку они были в цене, источники, откуда они поступали, держались в секрете. До начала двадцатого века мало было известно о местах, где создавались эти чудесные изделия. В росписи, о которой идет речь, можно выделить три основных стиля.

К первому стилю относятся расписные изделия из деревень под общим названием Мокрая Едома Красноборского района, в четырех километрах от пристани Пермогорье.

Характерной чертой Пермогорской росписи является сюжетная композиция, передающая сцены крестьянского быта, обрамленная изящным растительным узором на белом фоне. В решении цветовой гаммы Пермогорской росписи преобладают белый цвет для фона и красный для узора, при этом желтый и зеленый цвета выступают как второстепенные, а черный цвет обрисовывает контур. Основной мотив повторяется в лиственном узоре с большими цветами.

В девятнадцатом веке умельцы Мокрой Едомы любили раскрашивать посуду для праздничного стола такую, как для пива - скобкарь в форме утицы, братина - большой круглый сосуд на основании, ендова - чаша для меда или пива. В центре посуды часто изображали мифологического Сирина, птицу с женской головой. Набор деревянной посуды украшался серией картинок одного сюжета. Фигуры людей и животных тоже включались в композиции. В целом, яркая роспись подчеркивала форму предмета.

Ко второму стилю, для которого характерна роспись на белом фоне, можно отнести изделия мастеров Борка, Пучуги и Тоймы. В Борке, как и в Пермогорье, на фоне большого разнообразия расписных деревянных предметов особый интерес вызывают прялки. С композиционной точки зрения, наносимый узор распадается на три части: верхняя часть изображает золотые окна с цветами, средняя сказочных птиц, сидящих на цветущих кустах, а нижняя передает жанровые сцены. Такое построение напоминает композицию иконы. Впечатляет яркость цвета и кружево узора.

Перекликаясь с Пучугой, Тоймой и Борком, Ракулка тоже гордится своими традициями в росписи. Однако ее стиль отличается большим разнообразием. Преобладающие цвета расписных деревянных изделий Ракулки - золотая охра и черный с темно-зеленым и коричнево -красным. Орнамент, в основном, состоит из декоративных листьев с черной обводкой. Верхняя и самая крупная часть орнамента украшена изогнутой ветвью, для окраски листьев которой выбирают два или более цвета.

Расписные изделия двадцатого века демонстрируют высокий уровень мастерства умельцев с берегов Северной Двины.

 

(По материалам учебного пособия «Культура на Севере», Архангельск, Поморский университет, 2009, под редакцией М.В.Дружининой)

 

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. О каких трёх видах росписи идёт речь в тексте?

2. Составьте тезисный план текста, подчеркнув его структуру (вступление - основная часть – заключение). Постарайтесь сделать так, чтобы количество тезисов не превышало пяти.

3. Подготовьте краткий пересказ текста с опорой на тезисный план.

 


 

Текст 14


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!