Причины возникновения межкультурных конфликтов и способы их разрешения.



Главной причиной межкультурных конфликтов служат куль­турные различия между народами, которые могут принимать фор­му противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой до­вольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Выделяют несколько видов меж­культурных конфликтов:

• между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);

• между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Се­верной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

• между поколениями и носителями разных субкультур;

• между традициями и новациями в культуре;

• между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Сюда относят Этнонациональные конфликты

Особенности:

Носят исторический характер

Сейчас существует 2000 этносов и 96 из них численностью в 1 млн.

В середине 20 века можно было выделить малонациональных групп около 190, на сегодняшний день все 300.

Участники этнонациональных конфликтов:

1. Национальные группы

2. Представители/лидеры национальных групп

3. Религиозные группы внутри этноса

 

Особенности протекания конфликта:

· Национальное самосознание (завышенная, адекватная, заниженная)

· Наличие в обществе критической массы проблем, которые давят на жизнь людей

· Наличие политических сил, которые могут использовать для борьбы первые два фактора

 

Факторы, которые необходимо учитывать при разрешении конфликта:

1. Этно-психологический фактор ( усиление напряжения внутри этноса, непонимание что допустимо, а что нет)

2. Социокультурный - следствие принудительного требования ассимиляции языковой культуры титульной нации.

3. Социально- экономический.

4. Политический фактор.

 

Пути разрешения конфликта:

1. Институциональный подход – создание различных организаций и институтов, которые могли разрешить этнонациональные конфликты, а также имеют выход на международный уровень

2. Инструментальный подход. Инструменты, которые позволяют отслеживать конфликты, проводить профилактику и регулировать конфликты.

3. Стратегические действия. Создание документов и конвенций, которые регулируют взаимоотношения и переговоры.

 

Положения конвенции об этнонациональных государствах:

1. Целостность территориальных границ

2. Принцип невмешательства во внутреннюю политику государства

3. Принцип самоопределения

4. Правила, при которых государства могут вмешиваться

5. Принцип экономического равноправия

6. Право на равный обмен

Причины возникновения национальных конфликтов и особенности их разрешения

Межгосударственные конфликты.

Причины:

1. Стремление к политическому превосходству

2. Конфликт идеологий с различными социально-политическими системами

3. Связанные с экономическими интересами

4. Связанные с территориальными противоречиями

5. Религиозные

 

Предотвращение конфликтов:

1. Интернационализация мирового сообщества в социальном, культурном и хозяйственном смысле.

2. Принцип мирного сосуществования

3. Снижение уровня военного противостояние ( сокращение вооружения и усиление социально-экономического благосостояния граждан)

4. Сотрудничество во всех сферах

5. Усиление роли международных организаций (ОБСЕ,ООН)

К. Лоренц Агрессия

Австрийский биолог и этолог Конрад Лоренц (1903–1989) занимался изучением природы инстинктов и агрессии. В 1973 г. стал лауреатом Нобелевской премии за достижения в области медицины и физиологии. Особенно сти поведения человека Лоренц объяснял биологической составляющей его организма и стал одним из основоположников этологии. Его теория агрессии, во многом объясняющая конфликтность человека, представлена в его книгах «Так называемое зло: о природе агрессии» (1963), «Оборотная сторона зеркала: опыт естественной истории человеческого познания» (1973), «Восемь грехов современного человечества».

Изучая поведение животных, Лоренц переносил полученные данные на человеческий организм. Он был сторонником эволюционного развития, поэтому полагал, что, как и животные, человек с помощью инстинкта борьбы за выживание добивается своего более высокого положения по сравнению с другими.

Лоренц выделяет три функции, которые выполняет врожденный инстинкт выживания в борьбе:

1) распределение групп людей по различным отдаленным друг от друга территориям;

2) агрессия, составляющая основу в борьбе за выживание, влияет на генетические изменения – выживают только более сильные и агрессивные представители рода;

3) сила организма и природная агрессия позволяют оберегать потомство, гарантируя его выживание.

В этологии агрессия характеризуется не просто борьбой, а наличием злобы, ярости и не может характеризоваться критериями справедливости/несправедливости. Лоренц был убежден, что в любом живом организме агрессия имеет свойства накопления, генерации и неуправляемого выхода. Чем больше накапливается агрессии, тем легче спровоцировать ее выплеск. В более сплоченных коллективах, где люди обладают знаниями друг о друге и привносят эмоции в отношения, агрессия наиболее естественна и быстрее проявляется. При этом агрессия несет в себе позитивные последствия, так как способствует сохранению и эволюции рода или вида биологического организма.

Теория агрессии объясняет существующее насилие в мире человеческого общества, подчеркивая доминирование внутривидовой агрессии у животного и человека. Агрессии невозможно избежать, так как она является естественной для человека как биологического организма. Социальные нормы и правила, существующие в обществе, отчасти способны повлиять на агрессию, иногда даже контролировать ее. Смена деятельности или переориентация интересов человека выполняет регулирующую функцию для агрессии. Также успешными приемами в снижении агрессии в обществе обладают культура, традиции, ритуалы.

К. Левин Социальный конфликт

Курт Левин фактически был первым психологом, который предложил классификацию конфликтов. Для выделения определенных типов конфликтов он исходил из того, что мотивированная своими потребностями личность ведет себя одним из следующих главных способов: или приближается к цели, способной удовлетворить ее актуализированную потребность, или же удаляется от нее, избегая встречи с ней. Это две основные тенденции поведения. Человек начинает переживать конфликтную ситуацию в том случае, когда эти две тенденции активизируются одновременно. Возникают четыре основных типа конфликтных ситуаций. Первые три из них исследовал сам К. Левин, четвертый тип выделили К. Ховленд и Р. Сире.

1. Конфликт -«стремление—стремление»-: даны два объекта или цели, причем оба обладают позитивной и примерно равной побудительностью (валентностью); при этом, однако, нельзя обладать или стремиться к обоим, а необходимо сделать выбор между двумя возможностями. Говоря проще, это ситуация буриданова осла, умирающего от голода между двумя равно привлекательными охапками сена.
2. Конфликт «избегание—избегание»: ситуация, когда приходится выбирать из двух примерно равных зол. Например, школьнику нужно или доделать ненавистную домашнюю работу, или выполнить впоследствии штрафное задание.
3. Конфликт «стремление—избегание»: одна и та же цель одновременно притягивает и отталкивает. Можно хотеть, например, путем женитьбы удержать возле себя любимого человека и одновременно бояться потерять свою независимость.
4. Конфликт «двойное стремление—избегание» (конфликт двойной амбивалентности): например, некто колеблется в выборе одной из двух профессий, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Г. Зиммель Теория конфликта

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах:«Социология» (1908), «Социальная дифференциация», «Конфликт и групповые связи», «Как возможно общество».

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. В рамках формальной социологии, к которой принадлежал Зиммель , конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне. Вместе с тем социолог пишет: «Индивид – место, где соединяются социальные нити».

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт. Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы, считает Зиммель . Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития – это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.

Включение третьей стороны в социальное противоречие – неоспоримый вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в одном направлении и иметь один исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения – от групповой солидарности до открытой конфронтации.

Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется. Таким образом, по теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 4899; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!