Принципов составления перечня заповедей 16 страница



И во многих стихах разъясняется причина этого повеления: чтобы евреи не научились от них безверию. И во многих стихах Писание воодушевляет нас и укрепляет в решимости уничтожить эти народы; и война против них - это заповедь.

И, возможно, кто-то подумает, что эта заповедь из тех, которые не относятся к последующим поколениям, поскольку семь народов Ханаана уже перестали существовать. Но так подумает только тот, кто не понимает, что значит: "заповедь относится к последующим поколениям" или "не относится к последующим поколениям" (См. Предисловие, принцип третий).

Если с достижением поставленной цели действие заповеди завершается, хотя она и не была ограничена определенными временными рамками, мы не говорим, что она "не относится к последующим поколениям",- ведь она относится ко всем поколениям, которые имеют возможность ее выполнять.

Вот посмотри: если Ашем полностью истребит потомство Амалека и уничтожит всех до последнего, как это произойдет вскоре, в наши дни, - ведь Он, да будет Он превознесен, заверил нас: "Сотру Я совершенно память об Амалеке под небесами" (Шмот 17:14), - разве мы скажем тогда, что заповедь (Д 188):"Сотри память об Амалеке" (Дварим 25:19) не относится к последующим поколениям?! Так не скажешь, потому что эта заповедь относится ко всем поколениям; и пока существует потомство Амалека, заповедь его уничтожить.

И подобно этому, повеление уничтожить и истребить семь народов - это заповеданная война (милхэмет мицва); нам заповедано из поколения в поколение преследовать и искоренять их до полного истребления. Так мы и делали до той поры, когда царь Давид завершил их уничтожение, а отдельные беглецы рассеялись среди других племен и были поглощены ими без следа.

Однако, несмотря на то, что семь народов уже уничтожены, заповедь уничтожить их по-прежнему относится ко всем поколениям, подобно тому, как заповедь уничтожить потомство Амалека относилась бы ко всем поколениям даже после его полного уничтожения и истребления. Ведь выполнение этой заповеди не обусловлено определенным временем или местом, как некоторые повеления, относящиеся только к пребыванию в пустыне или в Египте. Но ее выполнение обусловлено наличием семи народов, и если бы они продолжали существовать, мы бы по-прежнему выполняли заповедь.

И вообще, необходимо, вдумавшись, понять различие между самой заповедью и объектом, на который она направлена, поскольку есть заповеди, относящиеся ко всем поколениям, несмотря на то, что объект, на который они направлены, при жизни одного из поколений перестал существовать. Однако с исчезновением объекта заповедь не превращается в "заповедь, которая не относится к последующим поколениям".

Заповедь "не относится к последующим поколениям" в обратном случае: когда в определенную эпоху мы были обязаны выполнять заповеданное действие или закон по отношению к некому объекту, а теперь не обязаны, несмотря на то, что состояние самого объекта не изменилось, - например, в пустыне престарелые левиты были непригодны для служения при Мишкане, а для службы в Иерусалимском Храме стали пригодны, как разъяснено в трактате Хулин (24а).

Пойми этот принцип и прими его на сердце.

188-я заповедь - повеление истребить потомков Амалека, происходящего из рода Эсава: мужчин и женщин, взрослых и детей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Сотри память об Амалеке" (Дварим 25:19).

И мы уже упоминали (Д 20, 173) изречение мудрецов (Санхедрин 20б): "Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля - поставить себе царя, возвести себе Храм и уничтожить потомков Амалека".

И война против Амалека - тоже заповеданная война; а ее законы разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (44б).

189-я заповедь - повеление помнить о том, что сделал нам Амалек, злодейски напав на нас, и говорить об этом из раза в раз, поднимая людей речами на войну против него и пробуждая ненависть к нему, чтобы эти события не забылись и не ослабла ненависть к нему в сердцах людей за давностью времени. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта: как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших - а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га" (Дварим 25:17-18).

И сказано в Сифри (Ки тэце): «"Помни, что сделал тебе Амалек" - устами; "не забудь" (там же 25:19) - в сердце». Иными словами, тверди об этом, чтобы не угасла ненависть к нему в людских сердцах.

И говорится в Сифре (Бехукотай): «"Помни, что сделал тебе Амалек" - может быть, помнить в сердце? Но ведь когда Тора говорит "Не забудь", имеется в виду: не забудь в своем сердце; зачем же тогда сказано еще "помни"? Чтобы ненависть к нему была на устах твоих».

Ведь посмотри, как поступил пророк Шмуэль, когда пришел, чтобы выполнить эту заповедь: сначала он напомнил о том, что сделал Амалек, а затем уже приказал уничтожить его потомков. Вот слова пророка: "Так сказал Б-г Воинств: Помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека;

и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти..." ( I Шмуэль 15:2-3).

Сто девяностая заповедь - повеление соблюдать ряд правил в войнах с другими народами (не из семи народов). Эти войны называются "разрешенными" (мшхэмет решут). Нам заповедано в начале такой войны предложить им мирное соглашение на условии, что сохраним им жизни, если они отдадут нам свою территорию; и если они примут условия договора, следует обложить их налогами и подчинить нам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру. И будет: если он согласится на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служит тебе" (Дварим 20:10-11).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Если они скажут: "мы согласны на налоги, но не на подчинение" или "на подчинение, но не на налоги" - не заключаем с ними мир до тех пор, пока они примут и то, и другое». И они будут ежегодно выплачивать дань, установленную для них царем Израиля, и выполнять его приказы и повеления с трепетом и покорностью - в этом заключается "подчинение".

Но если они не заключат с нами мир, то нам заповедано перебить всех мужчин в городе, молодых и старых, а имущество и женщин забрать себе. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же он не помирится с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его; и когда Ашем, твой Б-г, передаст его тебе в руки, то порази всех мужчин в нем острием меча. Только женщин и детей, и скот, и все, что будет в городе, всю добычу его возьми себе..." (там же 20:12-14).

Все это - законы разрешенной войны. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (44б) и во второй главе трактата Санхедрин (20б).

191-я заповедь - повеление назначать коэна, который будет наставлять народ перед сражением и возвращать из войска тех, кто не в состоянии воевать, либо из-за слабости, либо из-за мыслей, препятствующих боевому настрою, и Писание (Дварим 20:5-7) называет три причины, вызывающие подобные мысли, - и только после этого начинают сражение. И этот коэн, называемый мешуах милхама (военный помазанник), произносит наставление, приведенное в Торе (там же 20:3-4), и добавляет к этому слова, поднимающие народ на битву, призывающие отдать свои жизни ради торжества веры Ашема и совершить возмездие над глупцами, нарушающими мировой порядок. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И будет, когда приступите к войне, пусть выйдет коэн и говорит с народом, и скажет им: "Слушай, Израиль! Ныне вы вступаете в сражение с врагами вашими. Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите перед ними и не страшитесь их, ибо Ашем, Б-г ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с вашими врагами и спасти вас" (Дварим 20:2-4). Затем он приказывает объявить перед войском, чтобы слабые сердцем возвратились по домам, а так же те, кто построили дом и еще не жил в нем, кто насадил виноградник, но еще не пользовался его урожаем, кто обручился с девушкой, но еще не взял ее в жены, как объясняется в Писании. И об этом Его речение: "Надсмотрщики пусть объявят народу так: "Тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в свой дом... И тот, кто насадил виноградник и не почал его... И тот, кто обручился с женщиной и не взял ее... и пусть еще говорят надсмотрщики с народом и скажут: "Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в свой дом, дабы он не сделал сердца его братьев робкими, подобно своему сердцу" (там же 20:5-8).

И говорится в Талмуде ( Coma 43a): "Надсмотрщики пусть объявят народу" - коэн будет говорить, а надсмотрщики громко провозглашать его слова".

Наставление "военного помазанника" и объявление о непригодных для битвы обязательны только при ведении "разрешеной войны" (милхэмет решут), и все эти законы относятся лишь к такой войне. Но при ведении "заповеданной войны" (милхэмет мицва) не произносится ничего из этого - ни наставление, ни объявление, как разъясняется в 8-ой главе трактата Coma (446). И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.

192-я заповедь - повеление, чтобы разбивая военный лагерь, мы подготовляли вне стана место - ходить туда по нужде, дабы каждый не справлял нужду где придется - в поле или между шатрами, как это делают другие народы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И да будет у тебя место вне стана, куда тебе выходить" (Дварим 23:13).

193-я заповедь - повеление, чтобы у каждого в военном лагере наряду с оружием была подвешена лопатка, и он мог бы вырыть ямку в специально отведенном месте вне лагеря, а затем прикрыть землей испражнения, чтобы они не были видны на земле. Это повеление относится именно к военному лагерю, как сказано в начале этого отрывка: "Когда выступишь станом против своих врагов..." (Дварим 23:10). И содержится это повеление в Его речении, да будет Он превознесен: "Кроме оружия, должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться снаружи, копай ею, и потом закрой свое испражнение" (там же 23:14).

194-заповедь - повеление возвращать похищенное: или возвращать сам украденный предмет, если он сохранился в прежнем состоянии, добавляя пятую часть его стоимости (если прежде грабитель поклялся, что не совершал преступления), или возмещать стоимость украденного, если сам предмет был видоизменен. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Должен он возвратить награбленное..." (Ваикра 5:23).

И в трактате Макот (16а) разъясняется, что запрещение грабежа - это лае шэнитак лаасэ, т.е. такой запрет, наряду с которым Тора дает повеление, как обязан поступить нарушивший этот запрет. Сказали мудрецы: "Всемилостивый говорит: "Не грабь" (Ваикра 19:13), и добавляет: "Должен он возвратить награбленное...".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительных главах трактата Бава кама.

195-я заповедь - повеление давать пожертвования бедным (цедака), поддерживая нуждающихся и облегчая их участь. Повеление выполнять эту заповедь повторено в различных выражениях. Сказал Он: "Если же будет нищим кто-то из твоих братьев... то открой ему свою руку" (Дварим 15:7-8). И сказал: "И если обеднеет брат твой, то поддержи его, пришелец он или поселенец... пусть живет брат твой с тобою" (Ваикра 25:35-36). И во всех этих стихах имеется в виду одно: чтобы мы снабжали наших бедняков всем необходимым и поддерживали их.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в разных местах Талмуда; большей частью, в трактатах Ктубот (48-50а,66б-68а) и Бава батра (8-11а,43а). И согласно нашей традиции (Гитин 76), даже бедняк, сам живущий на пожертвования, обязан выполнять эту заповедь, поддерживая, пусть даже самым малым, того, кто беднее его или подобен ему.

196-я заповедь - повеление награждать раба-еврея подарками и помогать ему, когда он выходит на свободу, а не отпускать его с пустыми руками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда же будешь отпускать его от себя на свободу... наделить ты должен его из своего скота, от своего гумна и от своей давильни; чем благословил тебя Ашем, твой Б-г, дай ему" (Дварим 15:13-14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Кидушин (146-176).

197-я заповедь - повеление давать взаймы бедному, чтобы облегчить его долю и улучшить ход его дел. И это более обязывающее и более строгое повеление, чем заповедь о цедаке. Ведь не так страдает и нуждается тот, кто, унижаясь, открыто просит у людей то, что ему необходимо, как тот, кто еще не открывает своего положения. И он нуждается в помощи, чтобы его бедственное положение не обнаружилось и он не стал бы зависеть от подаяний.

Повеление выполнять эту заповедь содержится в Его речении: "Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой..." (Шмот 22:24). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «Все "если" в Торе - это разрешения, кроме трех случаев..."; и один из них - "Если ты ссужаешь деньгами Мой народ...". Сказали мудрецы: "Если ты ссужаешь деньгами" - обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: "Может быть это не обязанность, а просто разрешение?", Тора говорит: "Дай ему взаймы по мере нужды его" (Дварим 15:8), - обязательное требование, а не разрешение».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, так же разъясняются в нескольких местах трактата Ктубот (48а,67б) и в трактате Бава батра (8а).

198-я заповедь - повеление требовать проценты с нееврея и на этом условии ссужать ему, так чтобы он не получал от нас безвозмездной помощи, но платил за ссуду, даже если еврей-кредитор является его деловым партнером, хотя это запрещено по отношению к еврею (НД 35).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Иноземцу отдавай в рост..." (Дварим 23:21); и известно из традиции, что это приказ, а не просто разрешение. Таково высказывание мудрецов, приведенное в Сифри (Ки тэие): "Иноземцу отдавай в рост..." - заповедь "делай"; "а брату твоему не отдавай в рост" (там же) - заповедь "не делай".

Выполнение этой заповеди связано с определенными установленными мудрецами условиями, которые разъясняются в трактате Бава меция (70б-71а).

199-я заповедь - повеление возвращать залог его хозяевам-евреям, когда они в нем нуждаются. И если в залог сданы предметы, необходимые днем, например, орудия и предметы ремесла, то их возвращают днем, а на ночь снова закладывают. Но если в залог сданы предметы, необходимые ночью, например, постельное белье к одеяло, под которым он спит, то их возвращают на ночь, а закладывают днем.

И сказано в Мехильте (Мишпатим): "Если возьмешь в залог одежду своего ближнего, возвращай ему ее до захода солнца" (Шмот 22:25) - здесь говорится об одежде, которую возвращают заложившему каждый день. А откуда известно, что его ночные покровы, возвращают ему каждую ночь? Из того, что Тора говорит: "Верни, возврати ты ему залог, когда зайдет солнце, чтобы он лег спать в своей одежде " (Дварим 24:13)" Исходя из этого сказали мудрецы: "Дневную одежду закладывают на ночь, а ночную - на день; возвращают дневную одежду - днем, а ночную - ночью".

И разъяснено в трактате Макот (16а), что Его речение "Не входи в его дом (в дом должника), чтобы взять у него залог" (Дварим 24:10) - это запрет, необходимость в котором исчезает, если выполняется заповедь "делай". А эта заповедь "делай" - Его речение "Верни, возврати ты ему залог".

И говорится в Сифри (Ки тэце): "Написано "Верни, возврати...", чтобы научить, что возвращаем дневные принадлежности изо дня в день, а ночные - из ночи в ночь; одеяло - ночью, а плуг - днем".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113a-114б).

Двухсотая заповедь - повеление выдавать плату наемному работнику в тот же день, не откладывая на следующий. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В тот же день отдай его плату" (Дварим 24:15). И закон выполнения этой заповеди таков: с нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, с нанятым на ночь расплачиваются до истечения следующего дня (т.е. "день", о котором говорится в стихе, - это сутки, отсчитываемые от начала работы), как мы разъясним в соответствующей заповеди "не делай" (НД38).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (110б-113 а). И там указано (111а), что заплатить за работу в срок - это заповедь "делай", обязательная по отношению к любому наемному работнику, как еврею, так и нееврею.

201-я заповедь - повеление, чтобы наемный работник в часы работы мог бы есть от растений и плодов, которые он обрабатывает, если они были "соединены с землей" (т.е. еще не собраны с поля, лозы, дерева и т.п.). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда войдешь в виноградник своего ближнего, можешь есть виноград сколько душе угодно, досыта, но в сосуд себе не клади. Когда придешь на жатву своего ближнего, то можешь обрывать колосья своей рукою..." (Дварим 23:25-26).

И разъяснено в трактате Бава меция (87аб), что из этих двух стихов мы учим: человеку разрешено есть от "соединенного с землей" в час сбора урожая. Одного лишь из двух стихов было бы недостаточно, как разъяснено выше (Д 140) относительно высказывания мудрецов (Сифра, Беар): "Если не было бы одного из двух изречений, мы бы не знали, как выполнять заповедь".

И из двух приведенных стихов постигается эта заповедь "делай": наемному работнику разрешено есть от "соединенного с землей". И однозначно сказали мудрецы (Бава меция, там же): "Сама Тора разрешает им (наемным работникам) есть (в час сбора урожая)".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава меция (87а-89б, 91б-93а).

202-я заповедь - повеление снимать поклажу со скотины, упавшей в пути под тяжестью груза. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если увидишь, что осел твоего врага лежит под своей ношею, то не оставляй его, развьючь, разгрузи его вместе с ним (вместе с хозяином осла)" (Шмот 23:5). И сказано в Мехильте (Мишпатим): "Развьючь, разгрузи..." - нарушающий это преступает и заповедь "делай" и заповедь "не делай".


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!