Принципов составления перечня заповедей 20 страница



И этот запрет совершать любое из указанных четырех видов служения по отношению к идолам - даже "несвойственным" способом - повторен еще в одном Его речении: "И не забивайте более жертв своим демонам" (Сифра, Ваикра 17:7).

В трактате Зевахим (106а) разъяснено, что этим речением запрещается забой скота для принесения в жертву идолу, даже если служение этому идолу и не требует такого забоя. Сказано там: "Откуда известно, что забивающий животное в жертву Меркулису, подлежит наказанию (несмотря на то, что Меркулису вообще не приносят жертв - Раши)? Из слов Торы: "И не забивайте более жертв своим демонам". И поскольку этот стих не нужен для того, чтобы запретить особые пути служения, свойственные каждому из отдельных видов идолопоклонства, ведь уже написано: "Берегись... чтобы не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать" (Дварим 12:30), мы делаем вывод, что этот стих изречен, чтобы запретить "несвойственные" виды служения". Поэтому намеренно преступивший этот запрет карается "отсечением души" или побиением камнями, ведь написано: "Приносящий жертвы богам - да будет истреблен", а нарушивший запрет неумышленно - приносит жертву, как мы уже указали.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (60б-63а).

6-я заповедь - запрещение совершать служение идолам иными путями - кроме четырех видов служения, запрещенных предыдущей заповедью, - при условии, что совершенное действие является характерным способом служения данному идолу: например, самообнажение перед Пеором или метание камнем в Меркулиса. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, содержащее запрет: "И не служи им" (Шмот 20:3). И сказано в Мехилъте: "Не поклоняйся им и не служи им":

"поклонение" - отдельный запрет, и "служение" - отдельный запрет".

Но тот, кто бросил камнем в Пеора или обнажился перед Меркулисом не подвергается наказанию, поскольку совершенное им действие не свойственно служению данному идолу, а ведь Он, да будет Он превознесен, сказал: "Берегись... чтобы не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам (т.е. именно тем способом, как они служат), так и я буду делать" (Дварим 12:30).

Умышленно преступивший этот запрет наказывается побиением камнями или "отсечением души", а невольно преступивший запрет - приносит жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в 7-ой главе трактата Санхедрин.

И там (64б) сказано: "За служение идолам есть три карета - за "свойственное" служение, за "несвойственное" служение и за служение Молеху". Имеется в виду, что каретом (отсечением души), во-первых, карается тот, кто служит какому-либо идолу общепринятым путем служения данному идолу - например, тот, кто обнажается перед Пеором, метает камни в Меркулиса или состригает свои волосы для Кмоша. Во-вторых, каретом карается тот, кто служит любому идолу одним из четырех путей (заповеданных для служения Ашему), даже если данному идолу принято служить иными путями, - например, тот, кто приносит жертвы Пеору или поклоняется Меркулису, - и это "несвойственное" служение. И в-третьих, тот, кто проводит своих сыновей через огонь перед Молехом, как мы разъясним (в комментарии к следующей заповеди).

7-я заповедь - запрещение передавать кого-то из своих детей для служения идолу, который был известен в период дарования Торы под именем Молех. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И своих детей не давай проводить перед Молехом" (Ваикра 18:21).

В седьмой главе трактата Санхедрин (64б) разъяснено, что служение этому идолу заключалось в том, что разводился большой костер, отец передавал одного из своих детей служителям Молеха, а затем ребенок, с помощью отца, перепрыгивал над огнем с одной стороны костра на другую.

Запрет совершать служение Молеху повторен в стихе: "Да не найдется у тебя никого, проводящего своего сына или свою дочь через огонь" (Дварим 18:10).

Умышленно преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями, а если приговор не может быть вынесен (например, нет двух свидетелей преступления), карается каретом (отсечением души); совершивший это преступление неумышленно приносит установленную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 64аб).

8-я заповедь - запрещение ритуала ов, поскольку это один из видов идолослужения: чревовещатель воскуряет благовония и проделывает магические манипуляции, в результате чего ему представляется, что он слышит исходящий из подмышки голос, который отвечает на задаваемые ему вопросы. И об этом речение Ашема: "Не обращайтесь к исполняющим (ритуал) ов" (Ваикра 19:31). И сказано в Сифре (Кедошим): Ов - это "говорящая подмышка".

И тот, кто умышленно совершает эти действия и занимается подобным чревовещанием, подлежит побиению камнями, а если приговор суда не может быть вынесен, карается каретом; нарушивший запрет по неведению приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 676).

9-я заповедь - запрещение ритуала идони, поскольку это также один из видов идолослужения: человек вставляет в рот кость животного, воскуряет благовония, произносит заклинания и проделывает определенные манипуляции до тех пор, пока не впадает в состояние, близкое к обморочному, а затем, погружаясь в транс, прорицает, какие события произойдут в будущем. Сказано (Санхедрин 656): "Исполняющий ритуал идони вставляет кость в рот, и она говорит "сама по себе"".

Этот запрет содержится в следующем речении: "Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони" (Ваикра 19:31). И не подумай, что это лав шебихлалут - обобщающий запрет, включающий в себя несколько частных запретов (подробнее см. "Принцип девятый"); ведь, сообщая о наказании за нарушение этого запрета, Тора говорит об ов и идони по отдельности (разделяя союзом "или"): каждый из них наказывается по-биением камнями или каретом за умышленное нарушение запретов Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы: камнями да забросают их" (Ваикра 20:27).

И сказано в Сифре (Кедошим): "Из того, что Ашем сказал: "Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы...", мы знаем о наказании за нарушение запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: "Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони".

Тот, кто неумышленно нарушил этот запрет, также обязан принести установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 67б).

Десятая заповедь — запрещение проявлять интерес к идолослужению и изучать посвященные ему книги. Запрещено вникать в иллюзорные измышления идолопоклонников о том, что такая-то духовная сущность воплотилась в такое-то изображение и совершила то-то и то-то или что такая-то звезда влияет на то-то и то-то, и поэтому ей служат так-то и так-то, воскуряя такие-то и такие-то благовония и т.п. Ведь раздумья о подобных иллюзорных предметах и их изучение способны пробудить в человеке соблазн испытать влияние идолов на себе и служить им.

Это запрещение выражено в Его речении: "Не обращайтесь к идолам" (Ваикра 19:4). И в Сифре (Кедошим 10) сказано: "Если ты ими интересуешься, ты их обожествляешь". И там же говорится: "Раби Йеуда сказал: "Не обращайтесь..." - не смотрите на них"; т.е. запрещено даже вглядываться во внешнюю форму идола или наблюдать, как его изготовляют. А в главе Шоэль адом мехаверо (Шабат 149а) сказано, что "в Шабат запрещено читать подписи под изображением человека или другими изображениями; а на идолы запрещено смотреть также и в будний день, потому что в Торе написано: "Не обращайтесь к идолам". Сказал раби Йоханан: "Не служите созданиям своего воображения".

Запрет проявлять интерес к идолослужению и размышлять о нем повторен в Его речении: "Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не совратились и не стали служить иным богам" (Дварим 11:16),- т.е. если твое сердце запутается и начнет размышлять о них, это может заставить тебя свернуть с прямого пути и начать служить идолам. И еще Ашем сказал об этом: "Чтобы ты, взглянув на небо и увидев солнце и луну и звезды - все воинство небесное, не прельстился и не стал бы им поклоняться и служить им" (Дварим 4:19). И не то, чтобы Ашем запретил человеку поднимать голову и смотреть на небо, но он запретил принимать к сердцу то, что приписывают небесным светилам их служители. И так же в Его речении: "Берегись, чтобы ты не попал в сети... и не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать" (Дварим 12:30) - Ашем запретил даже тому, кто не служит идолам, расспрашивать об особенностях идолослужения, потому что этот интерес может привести человека к заблуждению.

И знай, что преступивший этот запрет карается бичеванием. Это разъясняется в конце первой главы трактата Эрувин (17б). Там доказывается, что "наказание бичеванием за нарушение тхумей Шабат (субботних границ) следует из самой Торы", ведь она содержит запрет: "Да не выходит никто из своего места в день седьмой" (Шмот 16:29). И возражают на это: "Разве наказывают бичеванием за нарушения запрета, который выражен с помощью частицы аль (аль йеце - не выходит), а не с помощью частицы по, - а затем решительно отметают это возражение: "Если уж ты утверждаешь, что за нарушение запретов, выраженных с помощью частицы аль, не наказывают бичеванием, то тогда ты должен признать, что и за нарушение запрета "Не обращайтесь к идолам" (аль тифну -

не обращайтесь) тоже не бичуют?!". Отсюда ясно, что за нарушение этого запрета следует наказание бичеванием.

11-я заповедь - запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения Ашему, - чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: "И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему, твоему Б-гу" (Дварим 16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

12-я заповедь - запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения Ашему, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем" (Ваикра 26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

А в Сифре (Беар) сказано: "Не делайте на вашей земле" - по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила (226).

13-я заповедь — запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения Ашему. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Не высаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема, твоего Б-га" (Дварим 16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид (28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.

14-я заповедь - запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (Мехильта, Шофтим): "Не бери с иноверца клятву его богами". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Имени других богов не упоминайте" (Шмот 23:13) - не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в Мехильте): "Не упоминайте..." - не обещайте и не давайте зарока именем идола". А в трактате Санхедрин (636) говорится: "Не упоминайте..." - чтобы не говорил один другому: "Жди меня возле такого-то идола".

И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин (63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий "бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин.

15-я заповедь - запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется мадиах (подстрекатель). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Если... выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: "Пойдем и будем служить иным божествам"..." (Дварим 13:14).

Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема: "Если будет искушать тебя твой брат... или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: "Пойдем и будем служить иным божествам"..." (там же 13:7); такой человек называется месит (искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о "подстрекателе".

Предостережение "подстрекателю" содержится в следующем ре', - нии Ашема, да будет Он превознесен: "Да не слышится оно (имя других богов) из уст ваших" (Шмот 23:13).

Сказано в трактате Санхедрин (636): "Запрет "Да не слышится оно из уст ваших" не относится к тайному "искусителю", ведь о нем ясно говорится в другом стихе (Дварим 13:12): "И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла..." (НД 16). Но это предостережение "подстрекателю".

И так же сказано в книге Мехилъта дэраби Ишмаэпь: "Да не слышится оно из уст ваших" - предостережение "подстрекателю".

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин (67а) говорится: "Подстрекающие город к служению идолам - приговариваются к побиению камнями".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин (\ 11-113).

16-я заповедь - запрещение тайно искушать другого еврея, призывая его к идолослужению, и такой искуситель называется месит, как мы разъяснили (НД 15). Запрет тайно призывать других служить идолам содержится в Его речении, да будет Он превознесен: "...И не станут более делать такого зла" (Дварим 13:12)

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями согласно словам Писания: "...И закидай его камнями, чтобы умер, ведь он домогался отвратить тебя от Ашема, твоего Б-га" (там же 13:11). И убить его следует тому, кого он пытался соблазнить, как разъясняет Ашем, да будет Он превознесен, говоря: "Рука твоя первой настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после" (там же 13:10). И сказано в Сифри (Реэ): "Тому, кого искушали, заповедано убить искусителя".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67а).

17-я заповедь - запрет искушаемому с благоволением относиться к "искусителю" и с приязнью вслушиваться в его речи. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Не благоволи к нему..." (Дварим 13:9).

В Сифри (Реэ) говорится: "Поскольку в Торе сказано: "Люби ближнего, как самого себя" (Ваикра 19:18), - может быть, и этого необходимо любить? Тора дает ответ: "Не благоволи к нему".

18-я заповедь - запрет искушаемому прощать "искусителя"; он обязан относиться к нему с непреклонной ненавистью. И если в сердце искушаемого ослабла ненависть к "искусителю", он преступает запрет Торы. И об этом Его речение: "...Не слушай его (когда он будет просить тебя о прощении - Раши)" (Дварим 13:9). И разъясняется (Сифри, там же): "И хотя в Торе сказано, что даже врагу следует помогать (см. Шмот 23:5), этому не помогай, ведь Тора говорит: "...Не слушай его".

19-я заповедь - запрет искушаемому спасать "искусителя", если жизнь того в опасности. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "...Да не пощадит его твой глаз" (Дварим 13:9). И разъяснено (Сифри, там же): "Поскольку сказано: "Не стой равнодушно, когда проливают кровь ближнего твоего" (Ваикра 19:16), - может быть, и этого необходимо спасать? Тора говорит: "...Да не пощадит его твой глаз".

Двадцатая заповедь - запрет искушаемому оправдывать искусителя; и даже если ему известно о заслугах искусителя, запрещено о них упоминать, оправдывая его. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "...Не жалей его" (Дварим 13:9). И объяснено (Сифри, там же): ""Не жалей его" - не оправдывай его".

21-я заповедь - запрет искушаемому скрывать вину искусителя, умалчивая о фактах, необходимых для вынесения обвинительного приговора. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...И не прикрывай его" (Дварим, там же). И разъяснено (Сифри, там же): "Не прикрывай его" - т.е. если тебе известны факты, обличающие его, ты не имеешь права молчать".


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!