Принципов составления перечня заповедей 22 страница



Сороковая заповедь - запрещение мужчинам облачаться в убранства женщин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...И да не надевает мужчина женской одежды"

(там же). И мужчина, который облачается в убранства, используемые в данной местности только женщинами, карается бичеванием.

И знай, что такое переодевание в одежды, свойственные другому полу, может служить двум целям. Во-первых, разжиганию плотских страстей, как это широко распространено у народов мира, а во-вторых, целям идолослужения, как разъясняется в посвященных этому книгах. И при изготовлении магических амулетов часто обусловливается, что если ими будут пользоваться мужчины, они должны облачаться в женские одежды и использовать украшения из золота и жемчуга, которыми обычно украшаются женщины. А если этими амулетами будут пользоваться женщины, им следует облачаться в кольчугу, а на пояс вешать оружие - все это, хорошо известно тем, кто занимается магией.

41-я заповедь - запрещение расписывать свое тело синей, красной и другими красками, как делают идолопоклонники и как это широко распространено среди египтян до сего дня. Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: "Наколотых рисунков не делайте на себе" (Ваикра 19:28).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (21 а).

42-я заповедь - запрещение облачаться в одежды, сотканные из шерсти и льна вместе: в подобные одежды облачались жрецы идолопоклонников в эпоху дарования Торы; и сегодня подобные одежды распространены в Египте у монахов-отшельников.

И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Не облачайся в шаатнез (смешанную ткань) - шерсть и лен вместе" (Дварим 22:11). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Килаим (гл.9), Шабат (27аб,54а, 576) и в конце трактата Макот (20а,21аб).

43-я заповедь - запрещение выбривать виски. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не стригите краев волос вокруг головы вашей" (Ваикра 19:27). И цель этого запрета так же заключается в том, чтобы не уподобляться идолопоклонникам, потому что так они поступали: выбривали только виски.

А в трактате Йевамот (5а) разъяснено: "Состригание волос наголо также является нарушением этого запрета", - чтобы не сказал человек: запрещено только выбривать виски, оставляя остальную шевелюру нетронутой, как делают жрецы идолопоклонников, но, если я сбриваю все волосы, в этом нет никакого уподобления этим жрецам. Поэтому-то мудрецы объясняют нам, что запрещено выбривать виски в любом случае: как только виски, так и виски вместе с остальной шевелюрой.

Преступивший этот запрет карается бичеванием за каждый из висков по отдельности, поэтому, если он обривает всю голову, то карается бичеванием дважды.

Однако, несмотря на то, что нарушителя наказывают дважды, этот запрет не включается в перечень в качестве двух заповедей, поскольку в Торе он выражен как единый запрет. Вот если бы было сказано: "Не стригите краев волос головы вашей справа и краев волос головы вашей слева" - тогда, поскольку за нарушение запрета наказывают дважды, мы должны были бы посчитать две заповеди. Но в настоящем виде - это единый запрет и одна заповедь. И если мы знаем из традиции, что действие запрета распространяется на несколько частей тела и наказание следует за нарушение запрета по отношению к каждой из них по отдельности, из этого еще не следует, что запрет включает в себя несколько заповедей.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб). Женщины под действие этого запрета не подпадают (Кидушин 29а).

44-я заповедь - запрещение сбривать лезвием бритвы "края бороды". И есть пять "краев": верхний край бороды на правой щеке, верхний край бороды на левой щеке, нижний край бороды справа, под нижней скулой, нижний край бороды слева, под нижней скулой, и самый нижний край бороды. Этот запрет выражен в Торе так: "Не порть края своей бороды" (Ваикра 19:27), поскольку все эти пять "краев" входят в понятие "борода". И не сказано "Не порть своей бороды", но Ашем сказал: "Не порть края своей бороды", подчеркивая: не порть даже один из краев, окаймляющих твою бороду; и наши мудрецы объясняют, что имеются в виду те пять краев, которые мы перечислили. Поэтому, если человек сбривает всю бороду, он карается бичеванием пять раз - несмотря на то, что сбрил всю бороду за один раз.

И сказано в Мишне (Макот 20а): "За сбривание бороды бичуют пять раз: два за одну сторону, два за другую сторону и один за самый низ бороды. Сказал раби Элиэзер: "И если сбрил все за один раз, его бичуют только один раз".

В Талмуде (Макот 21 а) делается вывод из приведенных слов Мишны: "Следовательно, раби Элиэзер считает, что все это - один запрет". И ясно, что первое мнение, с которым раби Элиэзер полемизирует, исходит из понимания, что речь идет о пяти запретах; и закон установлен по этому первому мнению. Однако эти пять запретов не являются пятью самостоятельными заповедями, поскольку они выражены в Торе единым запретом, как мы уже объясняли относительно предыдущей 43-ей заповеди. Запрет сбривать бороду так же связан с тем, что так поступали жрецы идолопоклонников; и сегодня этот обычай широко распространен у монахов в Европе.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб, 21 а). Женщины под действие этого запрета не пвдпадают (Кидушин 29а).

45-я заповедь - запрещение расцарапывать свое тело в ритуальных целях, как это делают идолопоклонники. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не делайте на себе надрезов" (Дварим 14:1). Этот запрет повторен в Торе также в несколько иных выражениях: "И царапин по умершим не делайте на своем теле" (Ваикра 19:28). И объяснено в трактате Йевамот (13б), что "основное значение речения "Не делайте на себе надрезов" - не наносите себе ран в знак скорби по умершим". И в трактате Макот (21 а) сказано, что "Царапин по умершим не делайте" и "Не делайте на себе надрезов" - один запрет. И там же разъяснено, что раздирающий свое тело в знак скорби по умершему, приговаривается к наказанию независимо от того, наносил ли он себе раны рукой или с помощью какого-либо орудия; но наносящий себе раны в целях идолослужения наказывается только в том случае, если он использовал для этого какое-либо орудие, подобно сказанному в книге Пророков: "И стали они (пророки Баала) громко взывать, и, по своему обыкновению, наносили себе раны мечами и копьями, так что кровь лилась по ним" ( I Me л axu м 18:28).

И еще сказали наши мудрецы (Йевамот 13б), что речение "Ло титгодеду" (Не делайте на себе надрезов) включает также запрет разбиваться на партии и способствовать разногласиям между различными группами еврейского народа (глагол леитгодед имеет два значения: "наносить себе царапины" и "собираться в группы"). Однако основное значение стиха, как мы разъяснили: "не наносите себе ран в знак скорби по умершим"; а второе значение - это только дополнительное толкование.

И подобны этому слова мудрецов (Санхедрин 110а): "Каждый разжигающий разногласия преступает запрет Торы, как сказано: "...Чтобы не были, как Корах и его сообщники" (Бемидбар 17:5)". И это тоже лишь толкование, а основное содержание стиха, как поясняли наши мудрецы, - предостережение, а не запрет: "...Чтобы не приближался человек посторонний, который не из потомков Аарона, воскурять благовония перед Б-гом и чтобы не случилось с ним то же, что с Корахом и его сообщниками...", - * Ашем предостерегает, что, если в будущих поколениях кто-то будет оспаривать права коэнов на служение и попытается заменить их, он будет наказан, и хотя не точно той же карой, что Корах - земля не поглотит его заживо, но он будет поражен язвами проказы; так был наказан царь Узияу (см. II Диврей аямим гл.26).

Вернемся к обсуждаемой нами заповеди и скажем, что законы, связанные с ее выполнением, разъясняется в конце трактата Макот (20-21 а). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

46-я заповедь - запрещение вновь поселяться на земле Египта. Цель этого запрета - чтобы мы не учились от жителей этой земли ереси и не перенимали их обычаев, предосудительных с точки зрения Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Только чтобы он (царь)... не возвращал народ в Египет... ведь Ашем сказал вам: "Не возвращайтесь более этим путем" (Дварим 17:16). Этот запрет повторен в Торе трижды, как и указали наши мудрецы (Мехилъта): "В трех местах Торы содержится запрет народу Израиля возвращаться в Египет". Первое из этих мест мы уже упомянули. Второе - Его речение "Ты более не увидишь его (Египта)" (Дварим 28:68). А третье - Его речение "Египтян, которых вы видите ныне, более не увидите вовеки" (Шмот 14:13), и хотя, согласно простому смыслу стиха, это только обетование, устная традиция утверждает, что это также запрет.

В конце трактата Сукка (51б) разъясняется, что город Александрия тоже входит в границы земли, на которой нам запрещено поселяться. Именно от залива у Александрии отмеряются рубежи запрещенной для заселения земли: четыреста парсаот на четыреста парсаот (парса - 4608 метров).

Однако разрешено пересекать эту землю - в торговых целях или направляясь в другую страну. Ведь ясно сказано в Иерусалимском Талмуде (Санхедрин, гл.10): "Тебе запрещено "возвращаться", чтобы поселиться там, но ты можешь "возвращаться" ради торговли или в военных целях".

47-я заповедь - запрещение, бесконтрольно следуя своим мыслям, допускать и принимать идеи, противоречащие мировоззрению Торы. Мы должны контролировать свои мысли и определять для них запретные рубежи - в соответствии с повелениями Торы и ее предостережениями. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не следуйте за вашим сердцем и вашими глазами" (Бемидбар 15:39). Сказано в Сифри: "Следование за сердцем" - это ересь, а "следование за глазами" - это разврат"; "разврат": имеется в виду погоня за наслаждениями, потакание вожделениям тела и постоянное о них размышление.

48-я заповедь - запрещение заключать союз с народами, отвергающими Б-га, - с семью народами, населявшими ханаанскую землю до народа Израиля, - и оставлять их на Земле Израиля в их безверии. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Совершенно разгроми их, не заключай с ними союза" (Дварим 7:2). И мы уже разъяснили в комментарии к 187-ой предписывающей заповеди, что войну против этих семи народов и все другие повеления Торы, связанные с этими народами, следует включать в перечень 613-ти заповедей, поскольку они не являются "заповедями, которые не относятся к последующим поколениям".

49-я заповедь - запрещение оставлять в живых кого бы то ни было из этих семи народов, чтобы они не развратили евреев и не повернули их сердца к идолослужению. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в поселениях этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души" (Дварим 20:16). Убивать их - заповедь "Делай", как мы разъяснили, комментируя 187-ую предписывающую заповедь; а тот, кто сохраняет жизнь представителю одного из этих семи народов, несмотря на то, что имел возможность его убить, преступает заповедь "Не делай".

Пятидесятая заповедь - запрещение проявлять расположение и симпатию к идолопоклонникам и восхвалять что-либо, принадлежащее им. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не проявляй милости к ним" (там же 7:2). И известно нам из устной традиции: "Не проявляй к ним своего расположения: даже если идолопоклонник красиво сложен, нам запрещено говорить: "Какая красивая фигура!" или "Какое красивое лицо!", как это разъяснено в Вавилонском Талмуде (Авода зара 20а). А в трактате Авода зара Иерусалимского Талмуда (1:9) сказано: "Не проявлять к ним расположение - заповедь "Не делай".

51-я заповедь - запрещение предоставлять идолопоклонникам возможность поселяться в нашей стране, чтобы мы не переняли их ереси. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Да не живут они в земле твоей, а то введут тебя в грех против Меня" (Шмот 23:33). И если идолопоклонник желает поселиться в нашей земле, мы не можем допустить этого до тех пор, пока он не откажется от идолопоклонства. Такой поселенец, которому разрешено пребывание в Земле Израиля, называется гер тошав. И сказали мудрецы (Авода зара 64a): "Кто это гер тошав! Тот, кто отказался от идолослужения". Но идолопоклоннику не следует жить среди нас, и нам запрещено продавать ему участки земли или сдавать в аренду, ведь ясно сказали мудрецы (там же 20а): "Не давай им пристанища на твоей земле".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин и Авода зара.

52-я заповедь - запрещение вступать в брачные отношения с представителями народов, отвергающих Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не роднись с ними" (Дварим 7:3). Тора поясняет, что значит "не роднись": "своей дочери не отдавай за сына его и его дочери не бери за своего сына" (там же). А в трактате Авода зара (366) сказано: "Тора запретила связь, подобную брачной".

Но то, какая кара настигает преступившего этот запрет, зависит от обстоятельств самого преступления. Если запрещенная близость происходит на глазах многих, то убивший нарушителя в момент преступления, выполняет этим приговор Торы, - так поступил Пинхас, убивший Зимри (см. Бемидбар 25:1-14). Сказали мудрецы (Санхедрин 816): "Вступивший в связь с нееврейкой - рука ревнителей веры обрушится на него", - но именно при указанных обстоятельствах: в сам момент близости, происходящей публично, как это было в вышеупомянутом случае. Но если запрещенная близость не происходила публично или если ревнители веры не убили нарушителя в сам момент преступления, он карается каретом (отсечением души).

Однако в самой Торе не сказано, что нарушитель этого запрета карается "отсечением души". Мудрецы спрашивают (там же 82а): "А если ревнители не покарают его, что тогда?". И разъясняют: он карается "отсечением души" - ведь написано в книге пророка (Молохи 2:11-12): "...Осквернил Йеуда святость Ашема... и сочетался с дочерью бога чужого. Отсечет Ашем душу каждого человека, который сделает это...". Сказали мудрецы (там же): "Отсюда видно, что наказывается каре-том".

И знай: вступивший в связь с нееврейкой, несмотря на то, что свидетели предупредили его о противозаконности такой связи, согласно закону Торы карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Авода зара (366) и Санхедрин.

53-я заповедь - запрещение вступать в брачные связи с амонитянами и моавитянами, именно с мужчинами из этих народов, даже если они приняли еврейство. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Ашема, и десятое поколение их не войдет в общину Ашема - навеки" (Дварим 23:4).

Преступивший этот запрет карается бичеванием, - т.е. если гер, рожденный амонитянином или моавитянином, вступает в брачную связь с еврейкой, то и он, и она, согласно закону Торы караются бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (76б-78б) и в конце трактата Кидушин (74б-75а).

54-я заповедь - запрещение отдалять от себя принявших еврейство потомков Эсава: т.е. нам запрещено уклоняться от вступления с ними в брачные связи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не гнушайся выходцем из Эдома, ведь он - твой брат" (Дварим 23:8).

55-я заповедь - запрещение отдалять от себя принявших еврейство мицриим (египтян) и уклоняться от вступления в брак с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не гнушайся египтянином" (там же).

Законы, связанные с выполнением двух этих заповедей - запретов отдалять от себя принявших еврейство египтян и эдомитян, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (766, 78аб) и в конце трактата Кидушин (74б-75а, 77а).

56-я заповедь - запрещение заключать мир с амонитянами и моавитянами во все времена.

Ашем уже повелел нам (Д 190) при осаде вражеских городов перед штурмом предлагать им мир на условии, что они признают себя побежденными. И если они сдают нам город, запрещено нападать на них и убивать их, как мы разъяснили в комментарии на 190-ю заповедь "Делай". Однако с амонитянами и моавитянами мы не действуем таким образом, поскольку Ашем запретил предлагать им мир и стремиться к мирному разрешению конфликта с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не ищи им мира и благополучия во все свои дни, вовеки" (Дварим 23:7).

И говорится в Сифри: "Поскольку в Торе написано: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру" (Дварим 20:10), - может быть, и в отношении этих двух народов надо поступать так? Но Тора говорит: "Не ищи им мира и благополучия". Поскольку в Торе написано: "Не притесняй его" (23:17), - может быть это относится и к представителям этих двух народов? Но Тора говорит: "Не ищи им... благополучия во все твои дни, вовеки".

57-я заповедь — запрещение во время осады города вырубать плодовые деревья вокруг него, чтобы этим уязвить осажденных и побольнее задеть их сердца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если будешь осаждать город... чтобы овладеть им, не губи деревьев его, поднимая на них топор;... не руби его, ведь полевое дерево не может, как человек, уйти от тебя в крепость" (там же 20:19).

И так же под этот запрет подпадает любое напрасное уничтожение и порча. Например, тот, кто намеренно и беспричинно уничтожает одежду или какой-либо предмет домашнего обихода, преступает этот запрет "Не губи..." и карается бичеванием. А в конце трактата Макот (22а) разъясняется, что бичеванием наказывается также и тот, кто понапрасну срубает любое плодовое дерево (даже не во время осады); и там сказано, что запрет содержится в том же самом речении: "...От него ты ешь, не руби его" (там же).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!