Принципов составления перечня заповедей 19 страница



Известно, что, согласно Торе, купля-продажа (киньян) осуществляется посредством денег, но мудрецы установили, чтобы движимое имущество покупалось перемещением (мешиха), а также передачей из рук в руки (месира) и приподниманием (агбаа). И ясно сказали мудрецы (там же 99а), что "так же, как установлено "перемещение" для покупателей, установлено "перемещение" для "хранителей" (т.е. каждый из четырех "хранителей" - шомер хинам, шомер сахар, сохер и шоэль - несет ответственность за сохраняемый предмет только после того, как он "передвинул" предмет с одного места на другое).

Итак, мы указали, что "перемещение" при купле-продаже - это постановление мудрецов, как разъясняется в соответствующем месте. Однако способы, с помощью которых покупаются участки земли и т.п. - купчая грамота (штар) и практическое вступление во владение (хазака) - выводятся из стихов Торы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - т.е. какими путями осуществляется покупка каждого вида товаров, - разъясняется в первой главе трактата Кидушин (146,226-286), в 4-ой, 8-ой и 9-ой главах трактата Бава меция, в 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой главах трактата Бава батра.

246-я заповедь - повеление рассматривать тяжбу между обвинителем и ответчиком. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "При всяком заявлении о пропаже быка, осла, овцы, одежды, - о всякой пропаже, - когда будет сказано: та вещь - вот она, доводы обоих должны быть доведены до суда..." (Шмот 22:8). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «"Та вещь - вот она" - суд не обязывает ответчика клясться в своей невиновности до того, как он частично признает иск, сказав: "Та вещь - вот она, а больше я ничего не брал." Тогда он обязан поклясться, что не брал остального».

И эта заповедь включает в себя рассмотрение всех видов исков между людьми, предполагающих признание или отрицание ответчиком вины.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Бава кама (27а,35-36а), в первой и 8-ой главах трактата Бава меция, в 5-ой,6-ой и 7-ой главах трактата Швуот. И многие вопросы, касающиеся этой заповеди, рассеяны по Талмуду.

247-я заповедь - повеление спасать преследуемого от руки того, кто преследует его, чтобы убить, и даже ценой жизни преследователя. Иными словами, нам заповедано убить преследователя, если мы не можем спасти преследуемого другим способом.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если подерутся мужчины между собою, и подойдет жена одного, чтобы освободить своего мужа из руки бьющего его, и протянет руку свою, и схватит того за срамные части, то отсеки ее руку; пусть не сжалится твое око" (Дварим 25:11-12). И сказано в Сифри (Ки тэце): "За срамные части" - поскольку ущерб в срамных частях представляет опасность для жизни, необходимо "отсечь ей руку". Подобно этому, спасая любой орган, потеря которого угрожает жизни человека, предписывается "отсечь руку". "Отсеки ее руку" - сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти его даже ценой ее руки. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора сказала: "Пусть не сжалится твое око".

В этом заключается эта заповедь. А то, что сказано в стихе "жена одного", так просто Тора привела распространенный пример. Но имеется в виду, обязанность спасать любого преследуемого, поражая, в случае необходимости, отдельные части тела преследователя. И если не возможно спасти, не убив преследователя, его убивают.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Санхедрин (72-74а).

248-я заповедь - повеление, в котором нам заповеданы законы о наследовании. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если умрет человек, и сына нет у него, то передайте наследство его дочери. А если нет у него дочери..." (Бемидбар 27:8-11). И вне сомнения, эта заповедь включает закон, согласно которому первенец получает двойную долю наследства, - ведь это основа основ законодательства о наследовании.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой и 9-ой главах трактата Бава батра.

* * *

И знай, что указывая в отношении каждой заповеди, что законы, связанные с ее выполнением, разъясняются в таком-то месте Талмуда, мы не имели ввиду, что данный трактат или глава исчерпывают все законы так, что не остается никакого вопроса; но мы указывали места, в которых раскрыто основное содержание заповеди и приведена большая часть связанных с ней законодательных норм. И вполне может быть, что множество дополнительных вопросов и законов, касающихся этой заповеди, рассеяны по отдельным местам Талмуда, которые мы здесь не указали.

* * *

Всматриваясь в приведенный перечень заповедей, мы увидим, что среди заповедей есть такие, выполнение которых возложено не на отдельного человека, а на всю общину Израиля, например, заповеди построить Храм, поставить над народом царя, истребить потомство Амалека (Д 20,173,188) и т.п.

Есть также заповеди, хотя и обязывающие отдельного человека, но только в том случае, если он совершит определенный поступок или окажется в определенной ситуации, - таковы, например, заповеди о жертвах, приносимых за невольные прегрешения (Д 68-72) или за умышленные грехи (Д 71-72). Однако, человек может прожить всю жизнь и не совершить ни одного из таких поступков, и не оказаться в ситуации, когда он обязан выполнять эти заповеди.

И к подобным заповедям также относятся законы, приведенные нами, - например, законы о рабе-еврее, рабыне-еврейке и рабе-иноземце (Д 32-235), законы о "безвозмездно принявшем на хранение" и о "взявшем вещь взаймы" (Д 42,244) и другие, упомянутые выше. Может случиться, что человек проживет всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этими законами, и он не будет обязан выполнять эти заповеди.

И есть заповеди, которые выполняются только, когда существует Храм, например, принесение праздничных жертв и жертв всесожжения (Д 52-53), заповедь собирать весь народ по истечении субботнего года (Д 6) и некоторые другие, приведенные в перечне.

И есть заповеди, которые обязаны выполнять только обладатели земельных наделов, например, заповеди об отделении установленных десятин и трумот от нового урожая, а также заповеди о выделении даров коэну и доли урожая для бедных: лекет, пэрет , шихеха, пэа и олелот (см. Д 20-136). И если у человека нет земельных владений, то он не обязан выполнять эти заповеди; и, возможно, за всю свою жизнь не сможет выполнить ни одну из них.

Однако благотворительность (цедака) не относится к таким заповедям, потому что заповедь о цедаке обязан выполнять даже бедняк, сам живущий на благотворительные пожертвования, как мы разъясняли (Д 95). Итак, существуют заповеди, которые непременно обязывают каждого человека — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, например, заповеди о цицит и тфилин (Д 12-14) или соблюдение Шабата (Д 54). Заповеди, относящиеся к этому роду, называются "заповедями, которые обязывают каждого", поскольку они обязывают любого еврея, достигшего совершеннолетия, - в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, как мы указали.

И, просматривая эти 248 заповедей "делай", мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.

И вот эти 60 заповедей, в том порядке, как они приведены нами в самом перечне заповедей:

1. Первая - верить в Б-га.

2. Вторая - верить, что только Он - Б-г.

3. Третья любить Б-га.

4. Четвертая - трепетать перед Ним.

5. Пятая - служить Ему.

6. Шестая - "прилепиться" к мудрецам Торы.

7. Седьмая - клясться Именем Б-га.

8. Восьмая - уподобляться Ему в меру наших возможностей.

9. Девятая - освящать Имя Б-га.

10. Десятая - читать "Слушай, Израиль ".

Десятую заповедь женщины не обязаны выполнять.

11. Одиннадцатая изучать Тору.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

12. Двенадцатая - налагать тфилин на голову.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

13. Тринадцатая - налагать тфилин на руку.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

14. Четырнадцатая - делать кисти (цицит) на краях одежды.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

15. Пятнадцатая - устанавливать мезузы на косяках своего дома.

16. Восемнадцатая - написать свиток Торы. И эту, восемнадцатую, заповедь женщины не обязаны выполнять.

17. Девятнадцатая - благословение после еды с хлебом.

18. Двадцать шестая - биркат коаним (коэнское благословение).

Эту заповедь выполняют только коэны мужского пола.

19. Тридцать вторая - почитать коэнов.

20. Пятьдесят четвертая - веселиться в праздники.

21. Семьдесят третья - исповедоваться перед Б-гом.

22. 94-я - выполнять принятые на себя обязательства.

23. 143-я - передавать казнам часть от зарезанного скота.

24. 146-я - шхита.

25. 147-я - покрывать кровь после шхиты. 26.149-я - признаки кашерности скота.

27. 150-я - признаки кашерности птиц.

28. 152-я - признаки кашерности рыб.

29. 154-я - отдыхать в Шабат. 30.155-я - освящать Шабат.

31. 156-я - устранять квасное на Песах.

32. 157-я - рассказывать об исходе из Египта в ночь седера. 33.158-я - есть мацу в ночь седера.

34. 159-я - отдыхать в первый день Песаха.

35. 160-я - отдыхать в седьмой день Песаха.

36. 161-я - вести счет дней омера.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь. 37.162-я - отдыхать в праздник Шавуот.

38. 163-я - отдыхать в Рош ашана.

39. 164-я - поститься в Йом кипур.

40. 165-я - отдыхать в Йом кипур от работы.

41. 166-я - отдыхать в первый день Суккот. 42.167-я - отдыхать в Шмини ацерет. 43. 168-я - жить в шалаше семь дней.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь. 44.169-я - возносить лулав.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять. 45.170-я - слушать шофар в Рош ашана.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять. 46.172-я - подчиняться повелениям пророков. 47.175-я - следовать за большинством в суде. 48.184-я - делать ограждение на крыше дома. 49. 195-я - давать пожертвования бедным. 50.197-я - давать взаймы бедным.

51. 206-я - любить других евреев.

52. 207-я - любить герое.

53. 208-я - выверять весы.

54. 209-я - почитать мудрецов.

55. 210-я - почитать отца и мать.

56. 211-я - трепетать перед отцом и матерью.

57. 212-я - плодиться и размножаться.

И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять.

58. 213-я - совершать кидушин.

59. 214-я - оставаться мужу с женой в первый год супружества.

Эту, 214-ю заповедь, выполняют только мужчины.

60. 215-я - делать обрезание.

И эту заповедь выполняют только мужчины.

Вот те 60 заповедей, которые обязан выполнять каждый. Среди них 46 заповедей, которые обязаны выполнять также женщины, а от выполнения 14 из них женщины освобождены.

А запомнить, что обязательных для всех заповедей именно 60, тебе поможет стих "Их шестьдесят цариц..." (Шир аширим 6:8). Запомнить, что от 14 из них женщины освобождены, помогает слово яд (рука; числовое значение - 14) из стиха "Ослабела их рука..." (Дварим 32:36). Или можно запомнить, что 46 из этих заповедей обязательны и для женщин, с помощью стиха "...Ради крови завета..." (Зехарья 9:11), т.к. числовое значение слова бэдам (ради крови) - 46, это и есть количество заповедей, которые завет со Всевышним обязывает выполнять каждую женщину.

Вот, что нам показалось необходимым сообщить в перечне заповедей "делай".

Часть вторая

ЗАПОВЕДИ "НЕ ДЕЛАЙ"

1-я заповедь — запрещение верить в какую-либо иную божественную сущность, кроме Ашема, да будет Он превознесен. И об этом Его речение: "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня" (Шмот 20:3). И в конце трактата Макот (23б) разъяснено, что этот запрет входит в число 613-ти заповедей. Сказано там: "613 заповедей были сообщены Моше на Синае... Две заповеди - "Я - Ашем, твой Б-г" (Шмот 20:2) и "Да не будет у тебя других богов..." - они (евреи у горы Синай) слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)". И мы уже пояснили это в первой из заповедей "Делай".

2-я заповедь - запрещение создавать идолов для поклонения им, причем безразлично, совершается ли работа по изготовлению своими руками или идол заказывается другому изготовителю. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не делай себе кумира и никакого изображения..." (Шмот 20:4). И тот, кто преступает этот запрет, т.е. создает идола или заказывает для себя идола другому изготовителю, подвергается наказанию бичеванием (приговаривается судом к 39-ти ударам плетьми), даже если он еще не поклонялся созданному им или для него идолу.

3-я заповедь - запрещение создавать идолов для других, чтобы другие им поклонялись; и даже в том случае, если заказчики — неевреи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Литых богов не делайте..." (Ваикра 19:4). И сказано в Сифре (Кедошим 12): "Литых богов не делайте" - даже для других". И там разъяснено, что тот, кто делает идола для себя преступает сразу два запрета Торы: он нарушает данный запрет создавать идолы своими руками (и даже для других), но, кроме того, он нарушает запрет иметь идола в своем владении (даже идола, изготовленного другим), как указано во второй заповеди, - поэтому он подвергается бичеванию дважды (дважды получает по 39 ударов).

Законы, связанные с выполнением этой и предшествующих ей заповедей, разъяснены в трактате Авода зара (43а).

4-я заповедь - запрещение создавать изображения человека и различных животных из металла, камня, дерева и других материалов, несмотря на то, что изображение создается не для поклонения ему. И это запрещено с целью отдалить человека от создания любых изваяний, чтобы не давать повод идолопоклонникам приписывать этим изваяниям мистическое влияние и силу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не делайте при Мне изваяний серебряных, и золотых изваяний не делайте у себя" (Шмот 20:23). И в Мехильте (Итро) разъяснено по поводу этого запрещения: "Чтобы не сказал человек: ведь я делаю эти изваяния просто для красоты, как принято в других странах, - Тора говорит: "...не делайте у себя". Преступающий этот запрет подвергается наказанию бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - какие формы разрешено ваять, а какие запрещено, и каким образом дозволено делать разрешенные формы - разъясняется в третьей главе трактата Авода зара (42б-43б).

В трактате Санхедрт (7б) указано, что это речение - "Не делайте при Мне изваяний серебряных..." - включает также и иные запреты, не связанные с данной заповедью. Однако простой смысл этого речения - таков, как мы разъяснили, ссылаясь на Мехильту.

5-я заповедь - запрещение поклоняться идолам. И ясно, что понятие "идолы" включает в себя все объекты поклонения, кроме Ашема. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не поклоняйся им" (Шмот 20:5). И здесь не имеется в виду, что запрещено только "поклоняться", но Тора упоминает лишь один из видов служения, подразумевая, что запрещено также приносить жертвы идолам и совершать воскурения перед ними. И тот, кто преступает один из этих запретов, - т. е. поклоняется идолам, приносит им жертвы, возливает на их жертвенник вино или совершает воскурение перед идолами - приговаривается к побиению камнями.

Сказано в Мехильте: "Приносящий жертвы богам - да будет истреблен" (Шмот 22:19). Наказание за нарушения запрета нам сообщено, но где же сам запрет? Тора говорит: "Не поклоняйся им" - в этом речении содержится и запрет приносить жертвы идолам. "Приносящий жертвы богам" - идолам, а не Ашему - подвергается наказанию даже в том случае, если жертвоприношение не является общепринятым видом служения данному идолу. И также совершающий - по отношению к идолам, а не к Ашему - любой из видов служения, подпадающих под этот запрет Торы, подвергается наказанию независимо от того, являются ли совершаемые им действия общепринятым видом служения данному идолу".

В этих словах Мехилъты имеется в виду, что, поскольку эти четыре вида служения - поклонение, жертвоприношение, воскурение и возлияние вина на жертвенник - заповеданы нам по отношению к Ашему, да будет Он превознесен, каждый, кто совершает один из этих видов служения по отношению к идолам, подвергается побиению камнями, даже если совершенное им действие не является общепринятой формой служения данному идолу. Такое идолослужение называется "несвойственным" (Санхедрин 56б), т.е. нехарактерным для служения данному идолу.

И тот, кто намеренно совершает по отношению к идолу один из четырех указанных видов служения, приговаривается судом к побиению камнями - если имеются все необходимые условия для вынесения приговора (показания двух свидетелей и т.д.). Но если об его преступлении не становится известно суду, он карается "отсечением души" (карет). Если же такой проступок совершается неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.

И также тот, кто признает какого-либо идола своим богом (сказав: "Ты - мой бог"), приговаривается к побиению камнями.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!