Принципов составления перечня заповедей 14 страница



И так передано нам по традиции (Рош ашана 25а): «"Праздники Ашема, которые вы должны называть священными днями" (Ваикра 23:2) - нет других праздников, кроме этих». Другими словами, праздники - это только те дни, которые мудрецы Санхедрина провозгласили праздниками (т.е. они "назвали" эти дни "священными днями"), - даже если мудрецы ошиблись, даже если они действовали под принуждением, даже если они заблуждались, как рассказывается в предании.

И сегодня мы ведем подсчеты по календарю, только чтобы определить, какой день установили для праздника жители Земли Израиля, поскольку они устанавливают день тоже по этому календарю, а не по показаниям свидетелей. Но мы полагаемся на день, установленный в Земле Израиля, а не на свой подсчет; и мы ведем свой подсчет только чтобы узнать те дни, которые уже были определены. И это необходимо хорошенько понять.

И еще разъясним: если представить, например, что все евреи покинут Землю Израиля (да не совершит Б-г такого, ведь Он обещал, что не уничтожит полностью и не лишит корней остаток Своего народа), и не будет там суда мудрецов, и не будет заграницей суда, рукоположенного в Земле Израиля, - в таком случае наши подсчеты совершенно нам не помогут, ведь мы можем устанавливать вне Земли Израиля високосные годы и определять начало месяцев только при упомянутых условиях, как мы разъяснили - ибо "из Сиона выходит Тора, и слово Ашема - из Иерусалима" (Йешая 2:3).

И если тот, кто в полной мере знаком с высказываниями Талмуда на эту тему, вдумается в них, ему станет понятно, что дело обстоит, вне всякого сомнения, в точности, как мы разъяснили.

И в самих словах Торы есть намеки, указывающие на порядок, согласно которому мы устанавливаем високосные года и новомесячья. К таким указаниям относится Его речение (Шмот 13:10): "И соблюдай этот устав (речь идет о празднике Песах) в установленный для него срок из дней в дни". И объясняют мудрецы (Мехильта дэраби Шимон бар Йохай): "Сказано так, чтобы научить, что в високосный год дополнительный месяц добавляется перед Песахом (поскольку Тора повелевает, чтобы Песах всегда приходился на "установленный для него срок" - дни весны, то, если весна запаздывала, добавляли перед нисаном - месяцем Песаха - дополнительный месяц адар, и год становился високосным)". И говорят мудрецы (там же): "Откуда известно, что решение добавить месяц принимается только днем и что день новомесячья освящается только днем? Из того, что Тора сказала: "Из дней в дни".

И сказал Он, да будет Он превознесен: "Из месяцев года" (Шмот 12:2). И толковали мудрецы (Мегила 5а): "Месяцы учитываются при подсчете года, а дни не учитываются", т.е. добавляется только целый месяц (но не отдельные дни).

И сказал Он: "Месяц дней" (Бемидбар 11:21). Толковали мудрецы (там же): "Дни учитываются при подсчете месяца, а часы не учитываются".

И сказал Он: "Соблюдай месяц весны (нисан) и совершай Песах..." - следовательно мы обязаны, чтобы в нашем году месяцы совпадали с определенными сезонами, как при солнечном календаре.

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в первой главе трактата Санхедрин (10б-13б), в трактате Рош ашана (7а,8б,18-26а,30б,31б) и также в трактате Брахот (30б,63а).

154-я заповедь - повеление отдыхать в Шабат. И об этом Его речение: "А в день седьмой отдыхай" (Шмот 23:12). И это повеление повторено в Торе несколько раз. И Он, да будет Он превознесен, разъясняет, что это воздержание от работы обязательно и для нас, и для нашего скота, и для наших рабов.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Шабат и в трактате, посвященном законам праздничных дней (Бейца).

155-я заповедь - повеление освящать Шабат при его наступлении и на его исходе, произнося слова о величии этого дня и почете, которым он окружен, и о том, что этот день выделен из всех предшествующих ему и следующих за ним.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Помни день Шабата, чтобы освящать его" (Шмот 20:8), - т.е. помни о святости, уникальности и величии этого дня. И это повеление произносить кидуш (освящение).

Сказано в Мехильте (Итро): «"Помни день Шабата, чтобы освящать его" - освящать его благословением». И разъясняют мудрецы (Псахим 106а): «"Помни день Шабата, чтобы освящать его" - над вином».

И еще сказано: "Освящать его", когда он наступает, и "освящать его", когда он уходит". Иными словами, авдала (благословения, произносимые на исходе Шабата) - тоже часть заповеданного нам освящения Шабата.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Песахим (100-107а,1176) и в нескольких местах трактатов Брахот (20б,26б,27б,29а,33аб,51б,52аб) и Шабат (119б,150б).

156-я заповедь - повеление устранить квасное из наших владений в 14 день месяца нисана. И это заповедь ашбатат сеор (удаления закваски). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Удалите закваску из своих домов " (Шмот 12:15). А мудрецы называют эту заповедь также биур хамец (устранение квасного).

В трактате Санхедрин Иерусалимского Талмуда (5:3) говорится, что тот, кто в Песах хранит квасное, "нарушает и заповедь "делай" и заповедь "не делай": "делай", поскольку не устранил его - а ведь написано "Удалите закваску из домов ваших" - и "не делай", ведь написано "Семь дней закваска не должна находиться в ваших домах" (Шмот 12:19).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в начале трактата Песахим (4б-8а, 10-15б,20б).

157-я заповедь - повеление с наступлением ночи 15-го нисана рассказывать об исходе из Египта, каждый рассказчик в меру своего умения. И достоин похвалы каждый, кто длит свое повествование, умножая рассказы о величии сделанного Ашемом для нас: о том, как Ашем отплатил египтянам, угнетавшим и притеснявшим нас, - и прославляя Его, да будет Он превознесен, за все совершенные для нас милости. Так сказали мудрецы (Агада шель Песах): "Умножающий рассказ об исходе из Египта достоин похвалы".

А стих, в котором содержится эта заповедь, - Его речение, да будет Он превознесен: "И расскажешь своему сыну в тот день: ради этого (т.е. ради исполнения заповеди пасхального седера) совершил все это Ашем при моем выходе из Египта" (Шмот 13:8). И истолковывают мудрецы (Мехильта): "И расскажешь своему сыну..." - может быть, начиная уже с первого дня месяца нисана! Тора говорит: "В тот день" (т.е. в день исхода - 15-го нисана). Если в "тот день", то может быть, днем? Тора говорит: "Ради этого..." - рассказ должен вестись, когда перед тобой лежат маца и горькая зелень". Иными словами, с наступлением ночи обязан начать рассказ.

И говорится в Мехильте: "Поскольку сказано "И если спросит тебя твой сын..." (там же 13:14), может быть, если он спросит, ты ему расскажешь, а если не спросит, то не расскажешь? Но Тора сказала: "И расскажешь своему сыну..." - даже если он не спрашивал у тебя. Может быть, только если есть сын? Откуда известно, что человек должен рассказывать и другим, и даже самому себе? Тора говорит: "И сказал Моше народу: "Помните этот день, в который вы вышли из Египта, из дома рабов..." (там же 13:3), - т.е. повелел "помнить этот день", подобно сказанному (Шмот 20:8): "Помни день Шабата, чтобы освящать его" (т.е. как человек обязан освящать Шабат даже в одиночестве, так и тот, у кого нет слушателей, обязав в пасхальную ночь рассказывать об исходе из Египта)".

И известны слова мудрецов (Агада шель Песах): "Даже если все мудры, все разумны, все знают Тору, заповедано рассказывать о выходе из Египта".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Песахим (115б-118а).

158-я заповедь - повеление есть мацу в ночь 15-го нисана вместе с пасхальным ягненком или без него. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "С вечера ешьте мацу" (Шмот 12:18). И истолковывая, сказали мудрецы (Песахим 120а): «"С вечера ешьте мацу" - Писание вменило это в обязанность». И уже разъяснено в трактате Песахим (286), что вкушение мацы в первую ночь Песаха - обязанность, в остальные дни Песаха - по желанию.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим.

159-я заповедь - повеление отдыхать от работы в первый день Песаха. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в первый день - священное собрание..." (Шмот 12:16). И необходимо знать, что везде, где Ашем сказал "священное собрание", имеется в виду "освящение" определенного дня (Рош ашана 32а), а "освящение" заключается в воздержании от работы, кроме той, что связана с приготовлением пищи, как разъяснено в Писании.

И мы уже упоминали высказывание мудрецов (Д 90,135): «Отдых - это заповедь "делай"». Иными словами, в каждый из дней, о которых Ашем сказал, что это дни "отдыха", Он как бы повелел прекратить работу и отдыхать. И стих "Шабат (дословно "дни отдыха") Ашема" (Ваикра 23:38) относится ко всем праздникам, имеющим статус йом това.

И во многих местах Талмуда (Шабат 25а, Бейца 8б) сказано: "'Йом тов - и заповедь "делай", и заповедь "не делай". Имеется в виду, что повеление отдыхать в каждый йом тов - заповедь "делай", а запрет работать в этот день - заповедь "не делай"; поэтому каждый, кто совершает в этот день запрещенную работу, преступает и заповедь "делай", и заповедь "не делай".

Законы этого отдыха разъясняются в трактате, посвященном праздникам (Бейца).

Сто шестидесятая заповедь - повеление отдыхать в седьмой день праздника Песах. И об этом Его речение: "И в седьмой день - священное собрание" (Шмот 12:16).

161-я заповедь - повеление вести счет дней омера (49

дней со второго дня Песаха до праздника Шавуот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И отсчитайте себе со дня после отдыха, со дня приношения вами омера возношения, семь недель, полными да будут они, до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней (Ваикра 23:15-16).

Знай, что подобно тому, как Санхедрин, согласно разъясненному выше (Д 140), обязан вести счет лет до йовеля, год за годом и семилетие за семилетием, так каждый из нас обязан вести счет дням омера, день за днем и неделю за неделей, - ведь Он сказал: "Отсчитайте пятьдесят дней" и сказал: "Семь недель отсчитай себе" (Дварим 16:9).

И подобно тому, как подсчет лет и семилетий - одна заповедь, как мы разъясняли, так и сфират аомер (подсчет омера) - одна заповедь. И все, кто составлял перечень заповедей до меня, посчитали ее одной заповедью, и сделали верно.

И пусть изречение мудрецов "Заповедь вести счет дней и заповедь вести счет недель" (Менахот 66а) не заставит тебя по ошибке подумать, что это - две заповеди, ведь в любой заповеди, состоящей из нескольких действий, каждое из них является выполнением этой заповеди. Вот если бы мудрецы сказали: "Эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет дней - заповедь, а эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет недель - заповедь", тогда бы здесь действительно было две заповеди. И не укроется от того, кто различает нюансы в языке мудрецов, что если говорится: "Обязанность делать это и это", то совершенно не значит, что каждое из указанных действий - отдельная заповедь.

И ясным доказательством служит то, что мы каждый вечер при счете омера ведем и счет недель, говоря: "Сегодня столько-то дней и столько-то недель омера". Но если бы подсчет недель был самостоятельной заповедью, мы бы называли количество недель только в конце каждой семидневки, и тогда бы произносили два благословения: "...Который освятил нас Своими заповедями и повелел считать дни омера" и "...повелел считать недели омера", а ведь мы так не делаем. Поэтому заповедь - считать дни и недели омера, как Он повелел.

И женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

162-я заповедь - повеление отдыхать от работы в праздник Шавуот. И об этом Его речение: "До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней... И провозгласите в тот самый день: священное собрание будет у вас" (Ваикра 23:16,21).

163-я заповедь - повеление отдыхать от работы в первый день месяца тишрей. И об этом Его речение: "В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдых... священное собрание" (Ваикра 23:24). И мы уже приводили слова мудрецов, сказавших (Шабат 24б): "Отдых" - это заповедь "делай" (Д 90,135,159).

164-я заповедь - повеление поститься в десятый день месяца тишрей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В седьмой месяц, в десятый день месяца, изнуряйте ваши души..." (Ваикра 16:29).

И объясняется в Сифре (Ахарей мот): «"Изнуряйте ваши души" - изнурением, которое может привести человека к гибели. И что это? Отказ от еды и питья».

И дошло до нас по цепи традиции (Йома 73а), что в этот день запрещено мыться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость. Необходимо воздерживаться от всех этих действий, поскольку сказано: "Это Шабат Шаба-тов для вас, изнуряйте ваши души" (Ваикра 16:31). Подразумевается, что в этот день существует не только обязанность прекращать ремесло и труд, но и особая обязанность прекращать пропитание и поддержание тела - поэтому-то и говорится: "Шабат Шабатов". И сказано в Сифре (там же): «Откуда известно, что в Йом Кипур запрещено мыться, умащаться и вступать в интимную близость? Тора сказала: "Шабат Шабатов" (дословно: "отдых отдыхов")». Иными словами, "отдыхайте" (воздерживайтесь) от всего этого, чтобы придти к "изнурению" (смирению) души.

165-я заповедь - повеление отдыхать в этот день Йом кипур) от ремесел и работы. И об этом Его речение: "Это Шабат Шабатов (дословно: "отдых отдыхов") для вас"

(Ваикра 16:31). И мы уже не раз (Д 90,135,159,163) приводили изречение мудрецов: "Отдых" - это заповедь "делай".

166-я заповедь - повеление отдыхать от работы в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: "В пятнадцатый день этого седьмого месяца - праздник Суккот (дословно: "праздник шалашей");...в первый день - священное собрание" (Ваикра 23:34-35).

167-я заповедь - повеление отдыхать от работы на восьмой день праздника Суккот Шмини ацерет). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "На восьмой день священное собрание будет у вас" (там же 23:36).

И знай, что в эти шесть дней (первый и седьмой дни Песаха, Шавуот, Рош ашана, первый и восьмой дни Суккот) законы заповеданного нам отдыха одинаковы, и ни один из этих дней в этом отношении не отличается от другого. И также в каждый йом тов из этих шести нам разрешено заниматься приготовлением пищи.

И поскольку законы отдыха едины и распространяются на каждый йом тов, все они разъясняются в трактате (Бейца), посвященном законам йом това.

Однако законы отдыха, заповеданного в Шабат и в Йом кипур, включают многочисленные дополнения, поскольку в эти дни запрещено приготовлять пищу. И, как разъясняется в трактате Бейца (12аб), есть также другие действия, разрешенные в йом тов, но запрещенные в Шабат, несмотря на то, что они не относятся к приготовлению пищи.

168-я заповедь - повеление жить в сукке (шалаше) семь дней, на протяжении всего праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В шалашах живите семь дней" (Ваикра 23:42).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Сукка.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

169-я заповедь - повеление возносить лулав ("букет", состоящий из ветви финиковой пальмы - собственно "лулав", а также ветвей мирта, ивы и плода этрога) и радоваться перед Ашемом в течение семи дней (праздника Суккот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, ветви пальмовые и отростки густолиственного дерева и речных ив, и веселитесь перед Ашемом, вашим Б-гом, семь дней" (Ваикра 23:40).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Сукка. И там (41а) поясняется, что в течение семи дней выполнять эту заповедь обязаны только в Храме, а в остальных местах она, по закону Торы, выполняется только в первый день праздника.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

Сто семидесятая заповедь - повеление слушать звук шофара (рога) в первый день тишрей. И вот об этом Его речение: "День трубления будет у вас" (Бемидбар 29:1).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Рош ашана (16аб,26-30а,32-34б). И женщины не обязаны ее выполнять.

171-я заповедь - повеление ежегодно вносить полшекеля (в казну Храма). И об этом Его речение: "Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, - перед подсчетом каждый пусть даст искупительный дар за душу свою Ашему..." (Шмот 30:12). И Он сказал: "Вот что дадут они: каждый проходящий подсчет - половину шекеля..." (там же 30:13).

И ясно, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь в стихе сказано: "...каждый проходящий подсчет" (а подсчитывались только мужчины).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Шекалим. И там (8:8) поясняется, что эта заповедь выполняется только, когда есть Храм.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!