Принципов составления перечня заповедей 12 страница



118-я заповедь - повеление, чтобы каждый, кто воспользовался храмовым имуществом (для своих целей) или вкусил от святынь, - например, по ошибке съел теруму (пищу, предназначенную только для коэнов и членов их семей), - возвратил стоимость съеденного или же возместил стоимость пользования имуществом, добавив хомеш - пятую часть возвращаемой суммы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "За причиненный им святыне ущерб должен он заплатить и пятую долю того прибавить" (Ваикра 5:16). И еще Он сказал: "Если же кто по ошибке съест святыню, то должен он добавить пятую долю к тому и отдать коэну вместе со святыней" (там же 22:14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Меила (15а), а также в трактате Терумот (гл.7).

119-я заповедь - повеление посвящать прославлению Ашема плоды, созревшие на четвертый год после посадки дерева. И об этом Его речение: "А в четвертый год все плоды посвящены прославлению Ашема" (Ваикра 19:24). И по закону Торы, хозяева должны доставить эти плоды в Иерусалим и вкушать их там так же, как "вторую десятину" (Д 128).

И от этих плодов ничего не передается в дар коэнам. Ведь объяснено в Сифри (Насо): "А посвящения каждого принадлежат ему (т.е. коэну)" (Бемидбар 5:10) - Писание передает коэну все, посвящаемое Ашему; и не оставляет хозяевам ничего, кроме благодарственной, мирной и пасхальной жертв, десятины от скота, "второй десятины" и плодов четвертого года (т.к. перечисленные посвящения съедают сами хозяева)".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в заключительной главе трактата Маасэр шени.

Сто двадцатая заповедь - повеление оставлять неубранным край поля (пэа) при сборе урожая злаков и плодов. И об этом Его речение о крае поля: "Бедняку и геру оставляй это" (Ваикра 19:10).

И в трактате Макот (16б) разъясняется, что заповедь о крае поля - это заповедь "не делай", нарушение которой может быть предотвращено выполнением заповеди "делай" (лав нитак леосэ). Заповедь "не делай" - это Его речение: "Не дожинай края своего поля" (там же 19:9), а заповедь "делай" - Его речение: "Бедняку и геру оставляй это".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Пэа. И согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

121-я заповедь - повеление оставлять при сборе урожая упавшие колоски (лекет) для бедных. И об этом Его речение: "Упавшее при твоей жатве не подбирай: бедняку и геру оставляй это" (Ваикра 23:22). И это тоже заповедь "не делай", нарушение которой может быть предотвращено выполнением заповеди "делай" (лае нитак леосэ), как объяснено в трактате Макот (16б) при истолковании заповеди о крае поля.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди (о лекете), разъясняются тоже в трактате Пэа (гл.4). И согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

122-я заповедь - повеление оставлять беднякам снопы, забытые при сборе урожая (шихеха). И об этом Его речение: "Когда будешь жать на своем поле и забудешь на поле сноп, то не возвращайся, чтобы его взять: для гера, сироты и вдовы пусть он будет" (Дварим 24:19).

Эти Его слова "Для гера, сироты и вдовы пусть он будет", повелевающие оставлять забытые снопы, и есть заповедь "делай" - точно так же, как по отношению к упавшим колоскам и краю поля заповедь "делай" выражена в словах "Бедняку и геру оставляй это", как мы разъяснили (Д 20-121).

И эта заповедь тоже выполняется, согласно Торе, только в Земле Израиля. Законы, связанные с ее выполнением, разъяснены также в трактате Пэа (гл.5-6).

123-я заповедь - повеление оставлять беднякам при сборе винограда мелкие грозди, называемые олелот. И о них тоже Писание говорит: "Виноградника своего не обирай дочиста... - бедняку и геру оставляй это" (Ваикра 19:10).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пэа (гл.7). Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

124-я заповедь - повеление оставлять бедным то, что упало на землю при сборе винограда (пэрет). И об этом Его речение: "Опавших ягод в винограднике не подбирай - бедняку и геру оставляй это" (Ваикра 19:10).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в трактате Пэа (гл.6). Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

125-я заповедь - повеление отделять первые плоды нового урожая (бикурим) и приносить их в Храм. И об этом Его речение: "Первые плоды своей земли приноси в Дом Ашема, своего Б-га" (Шмот 23:19).

И понятно, что эта заповедь выполняется только, когда есть Храм. И приносят в Храм только плоды выращенные в Земле Израиля, Сирии и в Заиорданьи. И исключительно плоды семи видов (указанных в Торе: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Бикурим. И там (3:12) указано, что первые плоды передаются в дар коэнам.

126-я заповедь - повеление отделять в дар коэнам долю от урожая (терума гдола). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Отдавай ему (коэну) долю от своего хлеба, своего вина и своего масла..." (Дварим 18:4).

И эта заповедь, согласно Торе, выполняется только в Земле Израиля. Законы, связанные с ее выполнением, разъяснены в трактате Терумот (гл. 1-4).

127-я заповедь - повеление отделять десятину (маасэр) от урожая земли. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И всякую десятую часть урожая земли: из семян земли, из плодов дерева - Ашему" (Ваикра 27:30); и сказано (Бемидбар 18:24): "Десятину, которую сыны Израиля приносят в дар Ашему". И разъясняет Писание (там же 18:21), что эта десятина передается в дар левитам.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди - называемой "первая десятина,"- разъяснены в трактате Маасрот.

И эта заповедь, согласно Торе, обязательна для выполнения только в Земле Израиля.

128-я заповедь - повеление отделять "вторую десятину"

(маасэр шени). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Отделяй десятину, выделяй десятую долю от всего урожая своего посева, взошедшего на поле, из года в год, и вкушай перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет..." (Дварим 14:22-23).

И сказано в Сифри (Реэ): "Отделяй десятину... из года в год" - сказано так, чтобы научить нас, что не отделяют десятину из урожая одного года в счет другого. Может быть это относится только ко "второй десятине", о которой говорит этот стих? Откуда известно, что правило относится к другим десятинам тоже? Тора сказала: "Отделяй десятину, выделяй десятую долю..." (повторено, чтобы распространить это правило на другие виды десятин)".

В Торе разъяснено, что "вторую десятину" доставляют в Иерусалим и хозяева съедают ее там. И мы уже упоминали выше (Д 19) высказывание мудрецов, относящееся к этому вопросу.

И приводя законы, связанные с выполнением этой заповеди, Писание разъясняет, что, если хозяева из-за дальнего пути не могут доставить эту десятину, они должны выкупить ее, а эти деньги привести в Иерусалим и истратить там исключительно на пропитание. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же слишком далек будет твой путь, так что ты не сумеешь принести это, потому что далеко будет от тебя то место, которое изберет Ашем, твой Б-г... то поменяй это на серебро и, взяв серебро в руку, иди на место, которое изберет Ашем, твой Б-г. И отдавай это серебро... за крупный и мелкий скот и за вино..." (там же 14:24:26).

И Тора, излагая законы этой заповеди, также говорит, что, если он выкупит эту десятину для себя, то должен добавить к ее стоимости пятую часть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же кто выкупит что-либо из своей десятины, то прибавит к стоимости пятую долю" (Ваикра 27:31).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в трактате Маасэр шени.

И эта заповедь, согласно Торе, обязательна тоже только в отношении плодов Земли Израиля; и вкушают "вторую десятину" исключительно во времена Храма. Сказано в Сифри (Реэ): "Тора связывает вкушение первенца от скота с вкушением "второй десятины". Как первенцев от скота вкушают только, когда есть Храм, так и "вторую десятину" вкушают только, когда есть Храм" (Д 79).

129-я заповедь - повеление, обращенное к левитам, отделять десятину от десятины, которую они получают в дар от евреев других колен, и передавать ее в дар коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Говори с левитами и скажи им: "Когда вы будете получать от сыновей Израиля десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите от нее дар Ашему - десятину от десятины" (Бемидбар 18:26).

И объясняется, что эта десятина, называемая терумат маасэр (возношением от десятины), передается коэну. Сказал Он: "Возносите дар Ашему от всех десятин, которые вы будете брать от сынов Израиля, и будете давать из них дар Ашема — Аарону, коэну" (там же 18:28).

И поясняет Писание, что в эту десятину отделяют самое лучшее и отборное. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Из всех приношений возносите дар Ашему, из всего лучшего - священную его часть" (там же 18:29).

И затем подчеркивается, что левиты согрешат, если не отделят самую лучшую часть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого" (там же 18:32). Из отрицания вытекает запрет. Сказано: не будет на вас греха, если принесете в дар лучшую долю. Следовательно, если отделите от плохой части, согрешите. И сказано в Сифри (Корах): "Откуда известно, что левиты совершат грех, если отделят не от лучшего? Из того, что Тора сказала: "И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого".

Другими словами, поскольку левиты обязаны отделять от лучшего, отделять от плохой части им запрещено. И подобно запретам, вытекающим из заповедей "делай", такой запрет не включается в число заповедей "не делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Трумот (1:6, 2:4-6) и Маасрот, а также в нескольких местах трактата Демай.

Сто тридцатая заповедь - повеление отделять десятину для бедных (маасэр они) на третий и на шестой год после субботнего года. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "К концу трех лет выноси всякую десятину от своего урожая этого года и складывай во вратах своих, чтобы пришел левит... и гер, и сирота, и вдова, ... и ели, и насыщались" (Дварим 14:28-29).

И эта заповедь тоже, согласно Торе, обязательна для выполнения только в Земле Израиля. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Пэа (гл.8), Демай (гл.4) и в трактате Маасрот. И несколько связанных с ней вопросов рассеяны по некоторым другим трактатам раздела Зераим, а также в трактатах Махширин (гл.2) и Ядаим (4:3).

131-я заповедь - повеление объявлять перед Ним, да будет Он превознесен, что мы отделили от урожая все установленные десятины и дары, - подтверждая этой словесной декларацией, что, перестав удерживать десятины у себя, мы уже освободились от своих обязательств. И это называется в иду и маасэр (декларация о десятине). Это заповедано в Его речении, да будет Он превознесен: "Скажи перед Ашемом, своим Б-гом: "Убрал я посвященное из дома и уже отдал я это левиту, геру, сироте и вдове, полностью по Твоему повелению" (Дварим 26:13).

А законы выполнения этой заповеди и то, как полностью освобождаются от обязанностей, связанных с десятинами от нового урожая, разъяснено в последней главе трактата Маасэр шени.

132-я заповедь - повеление рассказывать в час, когда мы приносим первые плоды (бикурим), о Его милосердии, да будет Он превознесен, проявленном к нам: о том, как Он спасал нашего праотца Яакова и как Он избавил нас от порабощения египтянами, изнурявшими нас. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И возьмет коэн корзину (с первыми плодами) из твоей руки, и поставит ее перед жертвенником Ашема, своего Б-га. А ты возгласи и скажи перед Аше-мом, своим Б-гом: "Арамейцем-скитальцем был мой отец и спустился в Египет, и жил там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но творили нами египтяне зло и притесняли нас, и возлагали на нас тяжкую работу; и возопили мы к Ашему..." - и далее весь этот отрывок (Дварим 26:4-10).

И эта заповедь называется микра бикурим (провозглашение при принесении первых плодов). Законы, связанные с ее выполнением, разъясняются в трактате Бикурим и в 7-ой главе трактата Coma (32a); и женщины не обязаны ее выполнять.

133-я заповедь - повеление отделять определенную долю (халу) от теста и передавать ее в дар коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "От начатков вашего теста возносите кусочек теста (халу) в приношение" (Бвмидбар 15:20).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хала и в трактате Орла (2:1). Выполняется, согласно Торе, только в Земле Израиля (однако, по постановлению мудрецов, отделять халу следует и вне Земли Израиля).

134-я заповедь - повеление отказаться от права собственности на все, что взрастит земля в субботнем году, и предоставить каждому возможность пользоваться всем урожаем наших полей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Шесть лет засевай свою землю и собирай ее плоды, но в седьмой - оставляй ее в покое, чтобы питались неимущие из твоего народа, а оставшееся после них съедали полевые звери; так же поступай со своим виноградником и со своей оливой" (Шмот 23:10-11).

И сказано в Мехилъте: "Ведь виноградник и олива и так уже подразумеваются тут - зачем же говорить о них особо? Чтобы сопоставить все плоды земли с виноградом: как о винограднике особо сказано, что, кроме заповеди "делай", по отношению к нему существует запрет "не делай", так и по отношению ко всем остальным плодам - кроме заповеди "делай" существует запрет "не делай".

Имеется в виду следующее. Ведь Его речение "Но в седьмой - оставляй ее (землю) в покое" подразумевает отказ в седьмой год от права собственности на весь урожай: на виноград, инжир, персики, гранаты, пшеницу, ячмень и прочее. Следовательно, заповедь "делай" - отказ от права на любые плоды. Но затем Писание приводит частный случай, говоря: "Так же поступай со своим виноградником и со своей оливой". А ведь эти два вида уже имелись в виду, когда было сказано обо всем, что произрастает из земли. Однако особое повеление о винограднике и оливе дано потому, что только относительно винограда приведен в Писании запрет собирать урожай седьмого года, - и это Его речение: "А в седьмой год... винограда с охранявшихся своих лоз не снимай" (Ваикра 25:4-5). И вот, как отказ от права на виноградник - заповедь "делай", а тот, кто уклоняется от ее выполнения, преступает также запрет "не делай", так и отказ от права собственности на все, что произрастет из земли в седьмой год - заповедь "делай", а уклоняющийся от ее выполнения преступает также запрет "не делай". И на оливу, как и на виноградник, распространяется действие и заповеди "делай", и заповеди "не делай"; и на другие плоды земли, так же, как на оливу.

Итак, прояснилось из всего сказанного, что отказ от права на плоды земли в седьмой год - заповедь "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Швиит. И, согласно Торе, эта заповедь выполняется только по отношению к плодам Земли Израиля.

135-я заповедь - повеление прекратить обработку земли в седьмой год. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В пахоту и жатву отдыхай" (Шмот 34:21). И повеление об этом повторено несколько раз. Так Он сказал: "А в седьмой год - отдых, покой пусть будет для земли" (Ваикра 25:4). И мы уже упоминали прежде (Д 90) слова мудрецов, благословенна память о них, о том, что "отдых" - это заповедь "делай".

И еще сказал Он, да будет Он превознесен: "(В седьмой год) земля должна покоится, отдыхать перед Ашемом".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Швиит. И, согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

136-я заповедь - повеление освящать пятидесятый год, т.е. прекращать в этот год обработку земли так же, как на седьмой год. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И освятите пятидесятый год" (Ваикра 25:10). И в объяснение этому говорится (Сифра, Беар): "Как сказано о седьмом годе, так сказано и о иовеле (пятидесятом, юбилейном, годе)". Другими словами, мудрецы сопоставляют эти годы по отношению к заповеди "делай", так же, как само Писание сопоставляет их по отношению к заповеди "не делай", как мы разъясним (НД 24). И законы, связанные с прекращением обработки земли и отказом от права собственности на весь урожай в йовель и субботний год, одинаковы. И Его речение "И освятите пятидесятый год" включает в себя оба этих действия (т.е., прекращение обработки земли и отказ от преимущественного права на урожай). В Писании разъясняется, что святость йовеля выражается в том, что плоды и урожай никому не принадлежат. И Он сказал (Ваикра 25:12): "Ибо это йовель - он будет для вас священным, с поля ешьте плоды его (т.е. то, что само произрастет на любом поле)".


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!