Принципов составления перечня заповедей 13 страница



Законы йовеля выполняются только в Земле Израиля при условии, что каждое из колен Израиля расселено на своей территории, на своем наделе Земли Израиля, а не смешано с другими коленами.

137-я заповедь - повеление трубить в шофар (рог) в десятый день месяца тишрей того года (йовеля), чтобы провозгласить освобождение рабов по всей нашей земле. И в этот день - десятого тишрей - все рабы-евреи выдут на свободу без выкупа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в День Искупления (Йом кипур) вострубите в шофар по всей земле вашей" (Ваикра 25:9). И Он сказал: "И объявите свободу на земле всем ее жителям" (там же 25:10).

И мудрецы уже разъяснили, что "в отношении трубления и благословений на трубление йовель подобен дням Рош ашана" (см. Рош ашана 266). Законы, связанные с трублением в дни Рош ашана приведены в трактате Рош ашана.

И известно, что трубление в йовель совершается только для провозглашения свободы и является его составной частью, как следует из Его речения: "...Вострубите в шофар по всей своей земле... и объявите свободу на земле...". И оно не призвано, подобно трублению в Рош ашана, быть "напоминанием перед Ашемом", но служит только, чтобы объявить об освобождении рабов, как мы объяснили.

138-я заповедь - повеление, чтобы в тот год (год йовеля) все проданные участки земли были возвращены прежним владельцам; и покупатели возвращают поля без выкупа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И по всей стране вашего владения дайте свободу земле" (Ваикра 25:24). И разъяснено в Торе, что эта "свобода" будет дана земле в год йовеля, и Он говорит: йовель возвратитесь каждый во владение свое" (там же 25:13). И излагая законы, связанные с выполнением этой заповеди, Писание разъясняет, как должен поступить продавец, если он хочет выкупить землю у покупателя до наступления года йовеля. И также разъяснено, что этот закон относится лишь к участкам земли, расположенным вне стен города; и что на дворы и дома, построенные в деревнях, - поскольку они не обнесены городской стеной - распространяется тот же закон, что и на поля и сады. Это те самые "дома в селениях, не окруженных стеной", о которых Писание говорит, что их "следует считать наравне с полем земли: их можно выкупать, а в иовель они возвращаются (к прежним владельцам)" (там же 25:31).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Арахин (29б). И эта заповедь выполняется только в Земле Израиля и в период, когда законы йовеля имеют силу.

139-я заповедь - повеление, чтобы в течение года после продажи можно было выкупить владение, проданное в городе, обнесенном стеной. А по истечении года, оно закрепляется за купившим и не возвращается в иовель к прежним владельцам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А если кто продаст жилой дом в городе, окруженном стеной, то выкуп его допускается до истечения года после продажи... Если же не будет он выкуплен... то останется навсегда у купившего его для его поколений и не отойдет в иовель" (Ваикра 25:29-30). Сам устав о выкупе домов в обнесенном стеной городе - и есть эта заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Арахин (31б). Заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Сто сороковая заповедь - повеление считать годы до йовеля, по семь лет, начиная с года, когда мы овладели Землей Израиля и укрепились на ней. Выполнение этой заповеди счета семилетий предоставляется суду мудрецов - Великому Санхедрину, и он отсчитывает пятьдесят лет, год за годом, подобно тому, как каждый из нас отсчитывает дни омера (Д 161). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И отсчитай себе семь субботних годов, семь раз по семь лет" (Ваикра 25:8).

И сказано в Сифре (Беар): «Может быть надо отсчитать только "семь субботних годов", один за другим (не считая лет между ними) - и сделать йовель? Но ведь Тора говорит: "...Семь раз по семь лет". Значит, если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали, как вести счет».

Другими словами, невозможно постигнуть способ выполнения этой заповеди без учета каждого из двух выражений, употребленных в стихе. Итак, мы должны считать и каждый отдельный год, и вместе с тем субботние годы. И из того, что, по словам мудрецов, способ этого счета невозможно постичь без "одного из этих двух изречений" безусловно следует, что речь идет об одной заповеди. Ведь если бы счет лет и счет субботних годов были двумя различными заповедями, мудрецы не сказали бы "Если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали...", так как обычно из двух изречений учат две заповеди, каждую заповедь из особого изречения. И говорят: "Если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали..." исключительно в том случае, если речь идет об одной заповеди, которая может быть полностью постигнута только с помощью двух дополняющих друг друга изречений.

Так Писание говорит о первенцах скота: "Каждый первенец, вышедший из утробы, принадлежит Мне" (Шмот 34:19). Из этого изречения, взятого отдельно, следует, что речь идет обо всех первенцах - и самцах, и самках. Но другой стих говорит: "Самцов от приплода скота, который будет у тебя, - Ашему" (там же 13:12). Однако, из этого изречения, взятого отдельно, следует, что речь идет обо всех самцах - как первенцах, так и прочих. А из двух изречений вместе постигается содержание заповеди: имеется в виду, как разъяснено в Мехильте, только первенец-самец.

141-я заповедь - повеление аннулировать в субботний год все долги. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...С того, что следует тебе от твоего брата, сними свою руку" ( Дварим 15:3). И повеление выполнять эту заповедь повторено в Торе еще раз - и Он сказал: "Отказ от долгов (шмита) заключается в том, чтобы каждый заимодавец... простил и не взыскивал с ближнего своего" (там же 15:2).

И сказано в берайте (Гитин 36а): "В Писании говорится о двух "отказах" - отказе от купленного участка земли и отказе от денежного долга. И, согласно Торе, заповедь об отказе от долга выполняется только в период, когда выполняется заповедь об отказе от участка земли, - тогда, согласно Торе, она должна выполняться повсеместно (т.е. не только в Земле Израиля)".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последней главе трактата Швиит.

142-я заповедь - повеление требовательно взыскивать долги с нееврея и оказывать на него давление, чтобы он вернул долг. Однако по отношению к еврею нам заповедано прощать долги и запрещено подгонять его с выплатой. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "С чужеземца взыскивай, а с того, что следует тебе от брата твоего, сними свою руку" (Дварим 15:3).

И сказано в Сифри (Реэ): "С чужеземца взыскивай"- это заповедь "делай".

143-я заповедь - повеление передавать в дар коэну плечо, челюсти и желудок от каждого забитого нами кашерного животного. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А вот что должно быть положено коэну от народа: из забивающих быка или ягненка каждый должен отдавать коэну плечо, челюсти и желудок" (Дварим 18:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Хулин (130а). Левиты не обязаны выполнять эту заповедь.

144-я заповедь - повеление отделять начальную часть шерсти (решит агез) при стрижке скота и передавать в дар коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Начальную часть шерсти при стрижке твоего мелкого скота отдавай ему (коэну)" (Дварим 18:4).

Эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Хулин (135а).

145-я заповедь - повеление рассматривать дела, связанные с посвященным имуществом (харамим). И тот, кто посвятил что-либо из своего имущества, сказав: "Вот это посвящено", должен передать это в дар коэну. Однако, если он указал, что данное имущество посвящается Ашему, оно передается в собственность Храма. Но посвященное без указания Имени Ашема переходит к коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Все посвященное, что посвящает человек Ашему из какой-либо своей собственности: человека ли, скотину ли, или часть принадлежащего ему поля... всякое посвященное есть святое святых, оно принадлежит Ашему" (Ваикра 27:28). А в Его речении, да будет Он превознесен: "Как посвященное поле, коэну достанется оно во владение" (там же 27:21) содержится намек на то, что посвященное без указания Имени переходит к коэнам.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Арахин (28а) и в начале Недарим (гл.2).

146-я заповедь - повеление резать скот, животных и птиц особым способом, называемым шхита; и только после шхиты их мясо становится пригодным для еды. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Режь из крупного и из мелкого скота, который дал тебе Ашем, как Я тебе повелел, и ешь во вратах твоих..." (Дварим 12:21).

И сказано в Сифри (Реэ): "Режь" - как режут жертвенных животных, так режь и скот для еды - делай шхиту; "как Я тебе повелел" - сказано так, чтобы научить нас, что Моше было заповедано, как следует перерезать дыхательное горло и пищевод: у птиц достаточно пересечь большую часть одного из них, а у скота - большую часть того и другого".

А законы и установления, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в посвященном ей трактате Хулин.

147-я заповедь - повеление покрывать кровь, вытекшую из птицы или дикого животного в момент шхиты. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И всякий из сынов Израиля... кто, охотясь, поймает животное или птицу, которую можно есть, должен выпустить ее кровь и покрыть землею" (Ваикра 17:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 6-ой главе трактата Хулин.

148-я заповедь - повеление отсылать птицу-мать от гнезда (шилуах акен). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если попадется тебе птичье гнездо по дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит с птенцами или на яйцах... отослать должен ты мать, а птенцов можешь взять себе" (Дварим 22:6-7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в заключительной главе трактата Хулин.

149-я заповедь - повеление проверять скот и зверей по указанным Торой признакам: если они отрыгивают жвачку и их копыта раздвоены, значит они разрешены в пищу. И само повеление проверять животных на наличие этих признаков - заповедь "делай". И об этом Его речение: "Вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгивает жвачку, из скота - такое можете есть" (Ваикра 11:2-3).

И сказано в Сифре (Шмини): "Такое можете есть" - такое животное вы можете есть, но нельзя вам есть нечистых (некашерных) животных". Имеется в виду, что, если можно есть только животных, у которых есть эти признаки, следовательно, тех животных, у которых нет этих признаков, есть запрещено. И этот запрет, вытекающий из заповеди "делай", - та же заповедь "делай", согласно действующему у нас принципу, как мы разъясняли (Д 38). И поэтому сказано (в Сифре) вслед за приведенным изречением: "Пока есть только заповедь "делай". Откуда мы учим заповедь "не делай"? Из того, что Тора говорит: "Только таких не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгивает, но копыта его не раздвоены... и т.д." - и мы разъясним это, когда будем говорить о заповеди "не делай" (НД 72).

Итак, прояснилось, что Его речение "Такое можете есть" - заповедь "делай". И заповедь, как мы упомянули, заключается в том, что нам заповедано проверять на наличие этих признаков всех домашних и диких животных. И только при их наличии животное разрешено в пищу; само это установление - и есть заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бехорот (6а-7а) и в трактате Хулин (59аб,63б).

Сто пятидесятая заповедь - повеление исследовать виды птиц по признакам пригодности в пищу, поскольку нам разрешены только несколько видов. Но сами признаки пригодности птиц не сообщены в Торе, а выявляются с помощью изучения: когда мы вдумываемся в особенности каждого из тех видов, о которых в Торе определенно сказано, что они запрещены, мы обнаруживаем признаки, которые объединяют их. Это и есть признаки нечистых (некашерных) птиц. И нам повелевается исследовать виды птиц, определяя, какой вид пригоден нам в пищу, а какой - нет; и это заповедь "делай".

И ясно сказано в Сифри: "Всякую чистую птицу ешьте" (Дварим 14:11) - это заповедь "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Хулин (59а, 61-65а).

151-я заповедь - повеление проверять также виды акрид по признакам пригодности в пищу, разъясненным в Торе: "...У которых есть пара голеней над ступнями, чтобы скакать по земле" (Ваикра 11:21).

Эта заповедь выполняется подобно тому, как объяснено относительно предыдущей (т.е. заповедь заключается в исследовании видов акрид на пригодность в пищу). А стих, в котором выражено это повеление - Его речение "Это однако можете есть: всякое летучее насекомое, ходящее на четырех... и т.д." (там же).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Хулин (59а, 65а-66а).

152-я заповедь - повеление проверять рыб на наличие признаков пригодности в пищу, которые разъяснены в Торе, в Его речении: "Таких можете есть из всего, что в воде: всех, имеющих плавники и чешую" (Ваикра \ \ :9). И ясно сказано в трактате Хулин (66б), что тот, кто ест нечистую (некашерную) рыбу, "преступает заповедь "делай" и заповедь "не делай" (НД 173), ведь из того, что сказано: "Таких можете есть...", следует, что других нельзя есть, а запрет, вытекающий из заповеди "делай" - та же заповедь "делай".

Итак, прояснилось, что Его речение "Таких можете есть из всего, что в воде..." - это заповедь "делай".

И когда мы говорим, что это - заповедь "делай", имеется в виду, как было упомянуто, что нам повелевается исследовать виды рыб на наличие у них упомянутых признаков и определять: эта разрешена в пищу, а эта - нет, подобно сказанному в Писании: "Отличайте же и вы скот чистый от нечистого и птицу нечистую от чистой..." (Ваикра 20:25).

А поскольку "отличить... чистое от нечистого" можно только по указанным признакам, проверка каждого из четырех типов признаков - признаков домашних и диких животных, признаков птиц, признаков акрид и признаков рыб - является самостоятельной заповедью. И мы уже привели изречения мудрецов, называющих заповедью "делай" каждое из этих четырех повелений в отдельности.

Законы, связанные с выполнением заповеди проверки видов рыб на наличие признаков пригодности в пищу, разъясняются в третьей главе трактата Хулин (59а, 66-676).

153-я заповедь - повеление, которым Он, да будет Он превознесен, заповедал нам освящать начало нового месяца и определять продолжительность месяцев и лет. И это заповедь кидуш аходеш (освящение месяца). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Этот месяц вам - начало месяцев" (Шмот 12:2). И объясняя это, мудрецы говорят (Рош ашана 22а): «"Этот месяц вам..." - вам передано определение начала месяца».

Однако это заповедь не передана для исполнения каждому индивиду.

Наступление Шабата, свидетельствующего о шести днях Сотворения, может определить каждый человек, самостоятельно отсчитывая шесть дней и отдыхая на седьмой. Может быть, подобно этому, каждый увидевший новый месяц сам установит себе рош ходеш (день новомесячья) или каждый сам будет вести расчет месяцев, определяя их начало, а когда заметит, что весна задерживается (или увидит какое-то другое явление, влияющее на расчет), то сам прибавит к году дополнительный месяц? Но эта заповедь выполняется только Великим Санхедрином и только в Земле Израиля. И поскольку у нас нет Санхедрина, мы не можем принимать свидетелей, увидевших новый месяц, подобно тому, как мы не можем совершать жертвоприношения в отсутствие Храма.

И в отношении этого заблуждались еретики, называемые здесь, на востоке, караимами. Да и не все, следующие за мудрецами, ясно сознают этот принцип; и они воспринимают эту заповедь на ощупь, во мраке и темноте.

Знай, что установить календарь, которым мы сегодня пользуемся, определяя начало месяцев и дни праздников, можно было только в Земле Израиля.

Лишь в крайнем случае, когда мудрецы были изгнаны из Земли Израиля, разрешалось суду, рукоположенному в Земле Израиля, устанавливать високосные года и определять начало месяцев, находясь вне Израиля, как это делал, согласно разъяснению Талмуда (Брахот 63а), раби Акива. Но с этим связаны большие проблемы, и известно, что почти всегда Великий Санхедрин находился в Земле Израиля, и мудрецы Санхедрина собирались вместе и, следуя принятым у них способам расчета, определяли начало месяцев и устанавливали високосные годы.

И в этом заключен один из величайших принципов нашей религии, который понимают и осознают только наиболее глубокие исследователи. Когда мы сегодня, вне Земли Израиля, согласно имеющемуся у нас календарю, выделяем определенный день и говорим, что этот день рош ходеш или праздник, мы ни в коем случае не устанавливаем праздник согласно нашим подсчетам. Но этот день будет рош ходешем или праздником только потому, что так некогда постановил Великий Санхедрин в Земле Израиля. И только потому, что мудрецы Санхедрина провозгласили определенный день в будущем рош ходешем или праздником, он становится рош ходешем или праздником независимо от того, установили ли они это при помощи расчетов или же принимая показания свидетелей, увидевших новый месяц.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!