Принципов составления перечня заповедей 8 страница



Эта заповедь относится ко всем жертвоприношениям - к жертвам, приносимым от общины и от одного человека, во всем их многообразии.

И из того, что сказано: "С восьмого дня и далее он будет пригоден", следует, что до этого животное не пригодно. Отсюда проистекает запрет приносить в жертву "животное, не достигшее срока". И поскольку это запрет, вытекающий из повеления, за его нарушение не наказывают плетьми, - и тот, кто приносит в жертву "животное, не достигшее срока", не получает 39 ударов, как разъяснено в главе Ото веэт бно (Хулин 80б). И там сказано: "Запрет приносить в жертву животное, не достигшее срока, извлечен Писанием из заповеди "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифре (Эмор) и в конце трактата Зевахим (112б).

61-я заповедь - повеление, чтобы все животные, приносимые в жертву, были совершенными среди особей своего вида и свободными от физических недостатков, которые по свидетельству Писания и традиции делают жертву непригодной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Из крупного скота или из мелкого, цельное, оно будет принято с благоволением" (Ваикра 22:21). И сказано в Сифре (Эмор): "Цельное, оно будет принято..." - заповедь "делай".

И в доказательство того, что и вино для возлияния, и масло, и пшеничная мука должны быть также самыми лучшими и совершенными, без всякой порчи, приводится Его речение, да будет Он превознесен: "И в хлебный дар... тонкую пшеничную муку, смешанную с маслом... совершенным должно это быть... и также вино для возлияния" (Бемидбар 28:28,31).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Менахот (87а).

62-я заповедь - повеление приносить на жертвенник соль с каждым жертвоприношением. И об этом Его речение: "При всякой своей жертве приноси соль" (Ваикра 2:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифре (Ваикра) и в нескольких местах трактата Менахот (11а,18-21б,106б).

63-я заповедь - повеление о принесении жертвы всесожжения: чтобы каждая жертва всесожжения, приносимая одним человеком или общиной, совершалась определенным образом, заповеданным в Его речении, да будет Он превознесен, в книге Ваикра: "Если жертва его всесожжение, то пусть принесет самца из крупного скота..." - и далее весь порядок принесения этой жертвы (Ваикра 1).

64-я заповедь - повеление, чтобы любая грехоочистительная жертва приносилась заповеданным в Торе образом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Вот закон о грехоочистительной жертве..." (Ваикра 6:18). И там же, в книге Ваикра, разъясняется, как жертвенное животное должно быть забито, какие части от него воскуряются на жертвеннике, а какие съедаются.

65-я заповедь - повеление, чтобы повинная жертва приносилась так, как заповедано в книге Ваикра, в Его речении, да будет Он превознесен: "А вот закон о повинной жертве..." (Ваикра 7:1); и Писание разъясняет, как приносится эта жертва, какие ее части воскуряются на жертвеннике, а какие съедаются.

66-я заповедь - повеление, чтобы мирные жертвы приносились так, как заповедано в Его речении: "И если его приношение - мирная жертва..." (Ваикра 3:1). И еще Он сказал, заключая тему: "И это закон о мирной жертве... если кто в благодарность ее приносит" (там же 7:11-12).

Эти четыре вида жертвоприношений - всесожжение, грехоочистительная, повинная и мирная жертвы - включают в себя все существующие жертвы. Ведь любое жертвенное животное, приносимое одним человеком или общиной, может быть принесено в жертву лишь одного из четырех указанных видов, причем, повинная жертва всегда приносится лишь от одного человека.

Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, содержатся в трактате Зевахим; и там разъяснено, какие действия должны быть обязательно выполнены и что делает жертву непригодной, и как совершать каждое из жертвоприношений согласно его уставу.

67-я заповедь - повеление, чтобы хлебное приношение (минха) совершалось определенным для каждого из его видов способом. И об этом Его речения: "Если кто принесет хлебный дар Ашему..."; "Если твоя жертва хлебное приношение со сковороды..."; "Если твоя жертва - хлебное приношение из горшка..." (Ваикра 2:1-10). И в заключении темы Он сказал: "Это закон о хлебном приношении" (Ваикра 6:7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены со всеми подробностями в посвященном ей трактате Менахот.

68-я заповедь - повеление, чтобы суд мудрецов (бейт-дин) приносил жертву, если ошибочно примет решение не по закону и в соответствии с этим решением даст указание действовать всей общине Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же вся община Израиля ошибется... и сделают что-то против заповедей Ашема... То, когда осознан будет грех, ...пусть собрание приготовит молодого бычка для грехоочистительной жертвы..." (Ваикра 4:13-14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, и условия ее выполнения полностью приведены в трактате Орайот (гл.1-2) и в нескольких местах трактата Зевахгш (39-42а, 47а).

69-я заповедь - повеление, чтобы тот, кто по ошибке совершил один из определенных грехов, принес грехоочистительную жертву согласно Его речению, да будет Он превознесен: "А если кто из народа согрешит по ошибке и сделает что-нибудь вразрез с одной из заповедей Ашема... то, когда осознан будет им грех, ...пусть в жертву за грех, которым он согрешил, приведет козу без порока" (Ваикра 4:27-28). И это - "установленная грехоочистительная жертва", т.е. для этой жертвы пригодно только определенное животное.

Грехоочистительная жертва установлена за грехи, совершенные по ошибке, при условии, что такой же грех, совершенный умышленно, наказывается каретом и что грех, которым была нарушена данная заповедь "не делай", является определенным физическим действием, как разъяснено в начале трактата Критот.

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, объяснены в трактатах Орайот (8а) и Критот (19а), в нескольких местах трактата Шабат (69а, 102б), в трактатах Швуот (24а) и Зевахим.

Семидесятая заповедь - повеление, приносить жертву, если у нас возникнет сомнение, что, возможно, мы невольно совершили один из больших грехов, за умышленное совершение которого следует карет, а за совершение по ошибке - "установленная грехоочистительная жертва". А жертва, приносимая в данном случае, называется "условная повинная жертва".

Сомнительная ситуация, в случае которой приносится "условная повинная жертва", может быть, например, следующей. Перед человеком было две порции внутреннего жира животного. Одна из них - почечный жир (запрещенный в пищу хелев), а вторая - сердечный жир (разрешенный в пищу шуман). И он съел одну из двух порций, а вторую съел кто-то другой или же она затерялась. И теперь человек засомневался: была ли порция, которую он съел, разрешена в пищу или запрещена? В случае, когда пробуждается такое сомнение, он приносит жертву, чтобы искупить вероятный грех, и это называется "условная повинная жертва" (т.к. она приносится как бы на условии, что человек действительно виноват). И если затем выясняется, что порция, которую он съел, была почечным жиром, и подтверждается, что он по ошибке согрешил, он должен принести "установленную грехоочистительную жертву".

Писание говорит об условной повинной жертве в Его речении, приведенном в главе Ваикра: "А если кто согрешит и сделает что-нибудь вразрез с какой-либо заповедью Ашема,... и не будет знать виновен ли он... пусть принесет коэну из мелкого скота барана без порока... в повинную жертву" (Ваикра 5-17-18). "И не будет знать..." - не будет знать, совершил ли по ошибке запрещенное действие или не совершил; подобная ситуация называется на языке мудрецов: "ему не было известно".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Критот (17а).

71-я заповедь - повеление, чтобы совершивший определенные прегрешения приносил бы во искупление повинную жертву, - и это "безусловная повинная жертва". За следующие грехи обязаны принести эту жертву: меила (злоупотребление храмовыми святынями), грабеж, связь с шифха харуфа (наполовину освобожденной рабыней; например, она принадлежала двум компаньонам, и один из них дал ей вольную, а второй - нет) и ложная клятва держателя вклада.

Каждый, кто по ошибке воспользовался храмовым имуществом для себя, и такое пользование оценивается, как минимум, в пруту (мелкую серебряную монету) - злоупотребил ли он имуществом Храма или тем, что предназначено на жертвенник; каждый, кто ограбил другого, как минимум, на пруту, и поклялся в своей невиновности; каждый, вступивший в связь с наполовину освобожденной рабыней, или клятвенно отрицающий, что ему был вручен на хранение вклад, - как по ошибке, так и умышленно, - все они обязаны принести жертву за свой грех, но не грехоочистительную жертву, а повинную. И эта жертва называется "безусловной повинной жертвой" (потому что он безусловно знает, что согрешил).

Сказал Всевышний, да будет Он превознесен: "Если кто-нибудь злоупотребил святынями Ашема, но совершил этот грех по ошибке, пусть принесет в повинную жертву Ашему самца мелкого скота без порока..." (Ваикра 5:15).

И сказал Он: "Если кто-нибудь согрешит перед Ашемом и злоупотребит доверием ближнего, отрицая, что ему было отдано что-то на хранение или во временное пользование; или будет виновен в грабеже или присвоении имущества ближнего; или найдет потерянное и будет отрицать все это, и поклянется ложно, что он не совершал эти грехи... Во всех случаях ложной клятвы он прежде всего должен вернуть все сполна, прибавив пятую часть, тому, кому это принадлежит, - в день признания своей вины. И в повинную жертву пусть принесет коэну самца мелкого скота без порока... - в повинную жертву Ашему''' (там же 5:21-25).

И сказал Он: "И если человек ляжет с излиянием семени с женщиной, а она - рабыня, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода не дана ей... пусть принесет он свою повинную жертву Ашему" (Ваикра 19:20:21).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Критот (9а).

72-я заповедь - повеление, чтобы за определенные прегрешения приносили жертву, зависящую от достатка согрешившего. Эту жертву обязаны приносить за следующие грехи: осквернение Храма и осквернение святынь, швуат битуй (изреченная клятва) и ложная "клятва свидетельства".

Тот, кто осквернился от одного из источников ритуальной нечистоты (как мы разъясняли в предисловии к разделу Tea - pom ), и по ошибке вошел в Храм, совершил осквернение Храма. А если он в состоянии нечистоты по ошибке ел мясо жертвенного животного, совершил осквернение святыни. Тот, кто дал "изреченную клятву" (т.е. поклялся сделать /или не сделать/ определенное действие) и по ошибке не сдержал клятвы; тот, кто ложно дал "клятву свидетельства" (ложно поклялся, что не видел происшедшего и поэтому, якобы, не может свидетельствовать), - поклялся ли он по ошибке или умышленно, - за любой из этих проступков приносится жертва, называемая корбан one вэйоред (жертва, зависящая от достатка согрешившего).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А если кто-нибудь согрешит в том, что будучи свидетелем, видел или знал, но... не сообщил... или если кто-нибудь прикоснулся к чему-то нечистому... но забыл о том, что стал нечистым, и провинился... или кто-нибудь поклялся устами своими... и забыл об этом, а потом узнал, что виновен, то в любом из этих случаев... принесет в повинную жертву Ашему... самку мелкого скота, овцу или козу, для искупления от греха... Если же не хватит у него денег на овцу, то пусть принесет за свой грех в повинную жертву двух горлиц или двух голубят...Если же не хватит у него денег на двух горлиц или на двух голубят..." (Ваикра 5:1-13). И потому-то и называется "жертвой, зависящей от достатка согрешившего", что ее материальная ценность не установлена, а зависит от достатка грешника, обязанного принести жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в трактате Критот (10б) и в трактате Швуот (7а).

73-я заповедь - повеление вслух исповедоваться перед Ним, да будет Он превознесен, в совершенных грехах, когда мы в них раскаиваемся. И этот видуй (исповедь) заключается в том, что человек говорит: "Ашем! Я согрешил, нарушил, преступил и сделал то-то и то-то", - и в продолжении речи он должен в ясных выражениях попросить искупления за совершенное.

Знай, что даже в тех грехах, за которые мы обязаны приносить вышеупомянутые жертвы и, согласно Его словам, да будет Он превознесен, сами эти жертвы искупают жертвователя, - все же, в час принесения жертвы мы обязаны исповедоваться.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Говори с сынами Израиля и скажи им: "Мужчина или женщина, если сделают один из человеческих грехов, изменив Ашему, и будет виновна эта душа, то пусть исповедуются в своих грехах, которые они совершили" (Бемидбар 5:6-7).

А в Мехилъте комментируется следующий стих: "Ведь сказано (Ваикра 5:5): "...Если виновен он, пусть признается, что согрешил, - при нем", пусть исповедуется в своем грехе "при нем" - т.е. пока жертвенное животное еще живо, а не когда оно уже зарезано. Но из этого стиха можно сделать вывод, что человек должен исповедоваться только в случае, если он осквернил Храм". Поскольку этот стих из раздела Ваикра - "...пусть признается, что согрешил..." - произнесен о человеке, осквернившем Храм и его святыни, как мы уже разъясняли (Д 72), то Мехильта говорит, что из этого стиха мы можем выучить обязанность исповедоваться лишь для осквернившего Храм. "Откуда известно, что и нарушивший остальные заповеди обязан исповедоваться? Сказал Он: "Говори с сынами Израиля и скажи им: "Мужчина или женщина, если сделают один из человеческих грехов, изменив Ашему ... пусть исповедуются...". Откуда известно, что и совершивший грех, за который полагается смерть или карет, тоже обязан исповедоваться? Сказал Он: "в грехах" - во всех грехах, в том числе, и в нарушении запретов "не делай"; "если сделает" - и если нарушит заповедь "делай".

И еще говорится там: "Один из человеческих грехов" - т.е. согрешит против ближнего, - речь идет о воровстве, грабеже и злоречии; "... изменив Ашему" - речь идет о давшем ложную клятву Его Именем и о проклинающем Его Именем; "и будет виновна эта душа" - обязанность исповеди распространяется на всех тех, кто заслуживает смерть за свой грех. Может быть, и приговоренные к смерти по ложному свидетельству обязаны исповедоваться? Но ведь сказано только в случае, если "будет виновна эта душа". Т.е. человек не обязан исповедоваться, если он знает, что не согрешил, а приговорен по доносу ложных свидетелей.

Итак, прояснилось, что за все виды грехов - за тяжкие и за легкие, и даже за невыполнение заповеди "делай", мы обязаны исповедоваться.

Но поскольку повеление - "...пусть признается, что согрешил..." - дано вместе с повелением принести за грех жертву, мы бы могли подумать, что видуй (исповедь) не является самостоятельной заповедью, но лишь сопутствует жертвоприношению. Поэтому мудрецы в Мехилъте должны были разъяснить это в следующих выражениях: "Может быть, исповедуются, только если приносят жертву? Откуда известно, что исповедуются и не принося жертвы? Сказал Он: "Говори с сынами Израиля и скажи им: "Мужчина или женщина, если сделают один из человеческих грехов, изменив Ашему... пусть исповедуются...". Может быть, исповедуются только, пребывая в Земле Израиля? Откуда известно, что исповедуются и в изгнании? Сказал Он: "А вас Я рассею между народами и обнажу меч вслед за вами, и будет ваша страна пустыней, и ваши города руинами...А оставшиеся из вас будут страдать за вину свою в странах ваших врагов, и за вину своих отцов...Тогда они исповедуются в своей провинности и в провинности своих отцов, в их измене, когда они изменили Мне..." (Ваикра 26:33,39-40). И так же сказал Даниэль: "У Тебя, Г-сподь, справедливость, а у нас стыд на лицах" (Даниэль 9:7).

Итак, выяснилось из всего упомянутого, что исповедь - самостоятельная заповедь и обязанность согрешившего, какой бы грех он ни совершил. Будь то в Земле Израиля или вне ее, приносит ли он жертву или не приносит, он обязан исповедоваться по Его слову, да будет Он превознесен: "...Пусть исповедуются в своих грехах, которые совершили".

И говорится в Сифре (Ахарей мот): "Пусть исповедуются" - это исповедь, произнесенная вслух".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в последней главе трактата Йома (876).

74-я заповедь - повеление, чтобы каждый мужчина, у которого было истечение и он излечился, принес жертву, и эта жертва - "две горлицы или два молодых голубя... одного в грехоочистительную жертву и одного в жертву всесожжения" (Ваикра 15:14-15). И это "жертва больного истечением". И он не получит искупления, пока не принесет эту жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И когда истекающий слизью очиститься от своего истечения, пусть... на восьмой день возьмет себе двух горлиц или двух молодых голубей..." (там же 15:13-14).

75-я заповедь - повеление, чтобы каждая женщина, у которой было истечение и она излечилась от него, принесла жертву, и эта жертва - "две горлицы или два молодых голубя". И это "жертва больной истечением", и эта женщина не получит искупления, пока не принесет жертву.

И, возможно, зададут мне вопрос, сказав: "Почему ты разделяешь заповедь о "жертве больного истечением" и заповедь о "жертве больной истечением"? Ведь ты учитываешь при подсчете заповедей вид жертвоприношения вне зависимости от того, кто именно обязан его принести, - так ты поступил с грехоочистительной жертвой, "безусловной повинной жертвой" и с "условной повинной жертвой", а также с "жертвой, зависящей от достатка". Ты включил в перечень каждую из них в качестве самостоятельной заповеди, не принимая во внимание разнообразие грехов, если только за каждый из них приносится та же жертва. Так и тут - не принимай во внимание разницу между полом грешников, ведь каждый из них обязан принести в жертву тех же самых птиц!".


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!