Принципов составления перечня заповедей 5 страница



И сказано в Сифре (Эмор 9:5-6): "На том условии Я вывел вас из земли египетской, что вы будете открыто освящать Мое Имя". И в трактате Санхедрин (74б) сказано: "Заповедовано ли сынам Ноаха (т.е. неевреям) освящать Имя Б-га или нет? Послушай: "Ведь сказано: "Семь заповедей дано сынам Ноаха". А с освящением Имени получилось бы восемь".

Итак, ясно, что это повеление включено в перечень заповедей, обязательных только для Израиля. И доказательство этому приводится из стиха: "Чтобы Я освятился среди сынов Израиля" (т.е. именно среди сынов Израиля). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в седьмой главе трактата Санхедрин (74а-б).

10-я заповедь - повеление ежедневно читать Шма (Слушай, Израиль...) - вечером и утром. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И произноси их (эти слова)... ложась и вставая" (Дварим 6:7). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Брахот (гл. 1-3). И там (21 а) объяснено, что чтение Шма заповедовано самой Торой.

И сказано в Тосефте (Брахот, гл.3): "Как Тора установила определенное время для чтения Шма, так мудрецы установили определенное время для молитвы". Здесь имеется в виду, что хотя время молитв установлено не Торой, но сама заповедь молитв - из Торы, как мы показали (см. Д 5), а мудрецы лишь установили для них определенные сроки. И об этом они сказали (Брахот 26а): "Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями", - т.е. установленные ими часы молитв соответствуют часам постоянных жертвоприношений в Храме.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

11-я заповедь - повеление изучать Тору и обучать ей других, и это называется "талмуд-тора". И об этом Его речение: "И обучай им (словам Торы) своих сыновей" (Дварим 6:7). И сказано в Сифри (Ваэтханан): "И обучай им своих сыновей" - т.е. учеников. И везде находим, что ученики зовутся "сыновьями", как написано: "И вышли ученики пророков (дословно "сыны пророков") к Элише" ( II Мелахим 2:3)". И там же (в Сифри) сказано: "И обучай им (дословно - "оттачивай")" - чтобы слова Торы были "отточенными" в твоих устах, и, когда тебе зададут вопрос, ты мог бы, не запинаясь, сразу ответить".

И это повеление повторено в Торе несколько раз: "Слушай, Израиль, эти уставы и законы, которые я произношу перед вами сегодня, и изучайте их..." (Дварим 5:1); "Собери народ... чтобы слушали они и чтобы учились" (там же 31:12) и др. И во многих местах Талмуда подчеркнуто особое значение этой заповеди, чтобы подстегнуть людей к ее выполнению.

Но женщины не обязаны выполнять ее, ведь сказано: "И научите им (словам Торы) своих сыновей" (там же 11:19). Сказано: "сыновей" - но не дочерей, как разъяснено в трактате Кидушин (36а).

12-я заповедь - повеление накладывать головной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И будут они знаками между твоими глазами" (Дварим 6:8). И это повеление повторено в Торе четыре раза (Шмот 13:9,16; Дварим 6:8, 11:18).

13-я заповедь - повеление накладывать ручной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И повяжи их знаком на свою руку" (Дварим 6:8). И это повеление тоже четырежды повторено в Торе.

А доказательством того, что головной и ручной тфилин — две самостоятельные заповеди, служат слова мудрецов, приведенные в трактате Менахот (44а). Они отвергают мнение тех, кто считает, что головной и ручной тфилин накладывают только тогда, когда наличествуют оба тфилин. И об этом их слова: "Тот, кто не может выполнить две заповеди, неужели не выполнит и одну из них?!" Т.е. он должен выполнить ту заповедь из двух, какую возможно. И поэтому, если нет одного из тфилин, накладывают имеющийся. Отсюда ясно, что мудрецы считали головной и ручной тфилин двумя заповедями.

И женщины свободны от выполнения двух этих заповедей - ведь сказал Всевышний, объясняя смысл этих заповедей (Шмот 13:9): "И будет это знаком на твоей руке и напоминанием между твоими глазами, чтобы Тора Ашема была на твоих устах", а женщины не обязаны изучать Тору. И так объяснено в Мехильте.

А все законы, связанные с выполнением этих двух заповедей, разъясняются в 4-ой главе трактата Менахот (31б и далее).

14-я заповедь - повеление делать цицит (кисти на концах четырехугольной одежды). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Скажи им, чтобы во всех поколениях они делали себе кисти (цицит) на краях своих одежд и вплетали в кисти на краю одежды нить из голубой шерсти" (Бемидбар 15:38). Однако это не две самостоятельные заповеди, хотя у нас и существует принцип: "Допустимо сделать кисти только из белой шерсти или только из голубой" (Менахот 38а). Ведь так сказано в Сифри (Шлах): "Чтобы не подумали, будто это две отдельные заповеди - заповедь о голубых кистях и заповедь о белых кистях - Тора говорит (там же 15:39): "И будет она (голубая нить) в ваших кистях (т.е. составной частью ваших кистей)" - и это одна заповедь, а не две".

И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять, как разъяснено в начале трактата Кидушин (336).

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, объясняются в 4-ой главе трактата Менахот (38а-44а).

15-ая заповедь - повеление о мезузе. И об этом Его речение: "И напиши их (слова Торы) на косяках своего дома и на своих воротах" (Дварим 6:9). И это повеление тоже повторено (там же 11:20). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 3-ей главе трактата Менахот (31б и далее).

16-ая заповедь - повеление собирать весь народ по истечении каждого субботнего года - во второй день праздника Суккот и читать перед ними некоторые разделы из Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "По прошествии семилетия, в назначенную пору... в праздник Шалашей (Суккот) читай эту Тору вслух перед всем Израилем... Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца, который в твоих воротах, чтобы слушали они..." (Дварим 31:10-12) - такова заповедь "собирать народ".

И в первой главе трактата Кидушин (34а), где приведено правило о том, что "женщины освобождены от всех заповедей "делай", выполнение которых связано с определенным временем", Талмуд задает вопрос: "Но ведь "собирать народ" тоже заповедь "делай", связанная с определенным временем, - почему же она распространяется и на женщин?". И в завершение исследования, приведенного там, Талмуд приходит к заключению: "Мы не можем делать окончательных выводов, только исходя из правил (т.к. из любого правила могут быть исключения; и заповедь "собирать народ" - как раз исключение из приведенного правила)".

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, - т.е., как созывать народ, и кто должен читать им Тору, и что именно читают, - все это разъяснено в 7-ой главе трактата Coma (4la).

17-ая заповедь - повеление, чтобы каждый еврейский царь при восшествии на престол написал для себя свиток Торы и не расставался бы с ним. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И когда воссядет он на престол своего царства, пусть напишет для себя список с этой Торы" (Дварим 17:18). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Санхедрин (21 а).

18-я заповедь - повеление, чтобы у каждого мужчины был свой свиток Торы. И более всего достойно похвалы, если он напишет свиток своею рукою, и это предпочтительнее. Ведь сказали наши мудрецы (Менахот 30а): "Тот, кто сам написал свиток Торы, как будто получил ее с горы Синай". А если он не может написать сам, то обязан купить или заказать, чтобы для него написали. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Напишите себе эту песню" (Дварим 31:19). А поскольку не разрешено записывать части Торы на отдельные свитки (См. Гитин 60а), то ясно, что Его воля, выраженная в словах "Напишите себе эту песню", заключается в том, чтобы каждый "написал себе" всю Тору, включающую и "эту песню" (т.е. "песнь" Моше в разделе Аазину... - Дварим 32:1-43).

И рассказывается в трактате Санхедрин (216): "Сказал Рава: "Даже если родители оставили человеку свиток Торы, заповедь - написать для себя, как сказано: "Напишите себе эту песню". И возражает ему Абайя: "Ведь сказано в мишне, что именно царь пишет для себя свиток Торы, чтобы он не чванился свитками своих предков. Царь, но не каждый человек". И следует ответ: "Стих о царе говорит, что ему нужно написать два свитка Торы. Ведь учили в берайте: "Пусть напишет для себя список с этой Торы" - два свитка (слова "мишне атора" можно перевести и как "список со свитка Торы", и как "два свитка Торы)". Т.е. различие между царем и другими в том, что каждый человек обязан написать себе один свиток Торы, а царь - два свитка Торы, как объяснено во второй главе трактата Санхедрин (21б).

А законы, связанные с написанием Свитка Торы разъясняются в 3-ей главе трактата Менахот (29-34), в начале трактата Бава батра (136-146) и в трактате Шабат (1336).

19-я заповедь - повеление благодарить Его, да будет Он превознесен, после каждой трапезы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га" (Дварим 8:10). А в Тосефте (Брахот гл. 6) говорится: "Благословение после трапезы (биркат амазон) - заповедь из Торы, как сказано: " И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га."

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Брахот (листы 15-17, 20-21 и гл.6-8).

Двадцатая заповедь - повеление возвести Храм для служения, чтобы в нем совершались жертвоприношения и непрестанно горел на жертвеннике огонь, и чтобы люди приходили в Храм из года в год в праздники, как будет разъяснено (см. Д 27-29, 39, 46, 52-54, 83-85). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть они сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них" (Шмот 25:8). И сказано в Сифри (Дварим 12:10): "Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля: поставить над собою царя (Д 173), возвести Храм и уничтожить потомков Амалека (Д 188)". Отсюда видно, что возведение Храма - самостоятельная заповедь. И эта общая заповедь включает множество частностей, поскольку тенора, стол для хлебов, жертвенник и т.д. - все это части Святилища, и все это вместе называется Храмом. И заповедь распространяется на каждую из этих частей.

Но сказано о жертвеннике: "Земляной жертвенник сделай Мне" (Шмот 20:24), и можно подумать, что этот стих - самостоятельная заповедь, не входящая в повеление о возведении Храма. Однако мы разъясним, что этот стих подразумевает следующее. Согласно его простому смыслу, он произнесен в период, когда разрешались жертвоприношения на высотах, и каждый мог возвести в любом месте жертвенник из земли и совершать на нем жертвоприношения. И сказали наши мудрецы, да пребудет на них мир, что в этом стихе содержится повеление возвести жертвенник, соединенный с землей, а не переносной, как было в пустыне (словосочетание мизбах адама - земляной жертвенник, также можно истолковать как "жертвенник, соединенный с землей"). И в Мехильте раби Ишмаэля смысл этого стиха объясняется так: "Когда поселитесь на Земле Израиля, сделайте Мне жертвенник, соединенный с землей". А раз так - значит это повеление относится ко всем поколениям и является составной частью заповеди о возведении Храма. И имеется в виду, что сам жертвенник должны сложить из камней. Ведь в Мехильте (Итро гл.11) говорится по поводу стиха "Если жертвенник из камней будешь делать Мне..." (Шмот 20:25): "Раби Ишмаэль сказал: "Все "если" в Торе - это разрешения (т.е. "если захочешь"), кроме трех случаев..."; и один из них - "Если жертвенник из камней будешь делать Мне". Сказали мудрецы: "Если жертвенник из камней"

- это обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: "Может быть, это не обязанность, а просто разрешение?", Тора сказала: "Из цельных камней возведи жертвенник Ашему, своему Б-гу" (Дварим 27:6)".

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди в целом, - т.е. законы возведения Храма,- разъясняются в посвященном этому трактате Мидот. А описание меноры и стола для хлебов, и золотого жертвенника, а также указание места в Святилище, где они должны быть установлены, - в трактатах Менахот (28-29а, 96-996) и Йома (336).

21-я заповедь - повеление благоговейно чтить этот Храм так, чтобы в наших сердцах утвердились трепет и страх перед ним. И это - трепет перед Святилищем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И перед Моим Святилищем трепещите" (Ваикра 19:30).

И в Сифре (Кедошим) определено, в чем должен выражаться этот трепет: "И в чем заключается этот "трепет"? Не входят на храмовую гору с посохом, в обуви, с запыленными ногами и с поясом, в котором хранят монеты, и не проходят через Храм, чтобы сократить путь, и тем более не плюют там". И разъяснено в нескольких местах Талмуда, что на храмовом дворе категорически запрещено сидеть всем, кроме царей из династии Давида. И все это следует из Его повеления: "И перед Моим Святилищем трепещите", и этот трепет - вечная обязанность, даже теперь, когда за наши великие грехи Храм разрушен. И сказано в Сифре (там же): "И перед Моим Святилищем трепещите" - похоже только во время, когда существует Храм. А откуда известно, что даже когда нет Храма? Тора говорит: "Мои Шабаты соблюдайте и перед Моим Святилищем трепещите". Как соблюдение Шабата навечно, так и трепет перед Храмом навечно". И там же сказано: "Не перед Святилищем ты будешь трепетать, но перед Тем, Кто повелел возвести Святилище".

22-я заповедь - повеление охранять Храм и беспрестанно обходить его дозором все ночи напролет, чтобы этим оказать ему почет, возвеличить и превознести его. И об этом Его слова, да будет Он превознесен, сказанные Аарону (Бемидбар 18:2): "А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства" - т.е. будьте перед ним постоянно. И этот приказ повторен в других выражениях, И об этом Его речение (там же 18:4): "И тщательно охраняйте Шатер Собрания ".

И сказано в Сифри (Корах): "А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства"; коэны внутри, а левиты снаружи", - чтобы охранять Храм и обходить его дозором. А в Мехильте сказано так: "И тщательно охраняйте Шатер Собрания" - это заповедь "делай" (Сифри зута). Отсюда ясно, что охранять Храм - предписывающая заповедь. И там же сказано: "Храм возвеличивается тем, что в нем есть стражники. Ведь не подобен царский дворец, в котором есть стражники, дворцу, в котором нет почетной охраны". А известно, что царским дворцом иносказательно называют Храм. И имеется в виду, что постоянная охрана подчеркивает вознесенность Храма и его величие.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Тамид и в трактате Мидот.

23-я заповедь - повеление, обращенное только к левитам, нести определенное для них служение в Храме, например, открывать и закрывать ворота, петь во время жертвоприношений. И об этом Его речение, да будет превознесено и благословенно Его Имя: "И понесут левиты служение при Шатре Собрания" (Бемидбар 18:23). И говорится в Сифри (Корах): "Чтобы ты не подумал: захотят левиты - будут нести служение, не захотят - не будут, Тора сказала: "И понесут левиты служение..." - даже против своей воли". Т.е. это их долг и это приказ, обязательный для них.

И в чем заключается это служение левитов разъяснено в нескольких местах трактата Тамид (5:6, 6:7) и в трактате Мидот (1:1). А во второй главе трактата Арахим (Па) разъясняется, что только левиты могут петь во время храмовых жертвоприношений. И это повеление повторено в иных выражениях (Дварим 18:7): "И он будет служить во имя Ашема, своего Б-га, как и все его братья - левиты". И сказано во второй главе Арахим (там): "И что это за "служение во имя Ашема"? Это песнопение".

24 заповедь - повеление, обращенное только к коэнам, омывать руки и ноги каждый раз при входе в Святилище или перед началом служения. И это заповедь освящения рук и ног. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть Аарон и его сыновья омывают... руки и ноги при входе в Шатер Собрания" (Шмот 30:19-20). И преступивший эту предписывающую заповедь подлежит смерти от руки Небес. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть они омываются водой, чтобы им не умереть" (там же). Т.е. коэн, который служит в Святилище, не омыв рук и ног, подлежит смерти от руки Небес.

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй главе трактата Зевахим (15б, 19б-226).

25-я заповедь - повеление, обращенное к коэнам, возжигать светильники меноры перед Ашемом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В Шатре Собрания, вне завесы, которая перед Ковчегом свидетельства, будут возжигать ее Аарон и его сыновья, чтобы она горела перед Б-гом с вечера до утра" (Шмот 27:21). И это заповедь подготовки светильников меноры.

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в восьмой главе трактата Менахот (86а), в первой главе трактата Йома (14б) и в нескольких местах трактата Тамид (гл. 3 и 6).

26-я заповедь - повеление, обращенное к коэнам, ежедневно благословлять Израиль. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Так благословляйте сынов Израиля, говоря им..." (Бемидбар 6:23).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последней главе трактата Мегила (24а), в трактате Таанит (26а) и в седьмой главе трактата Coma (37б).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!