Принципов составления перечня заповедей 3 страница



И доказательством сказанному служат слова мудрецов: "Каждый, у кого нет кистей (цицит) на одежде - преступает пять повелений" (Менахот 44а). Ведь повеление о цицит повторено в Торе пять раз: "Чтобы ...они делали себе кисти на краях своих одежд", "и вплетали в кисти на краю одежды нить из голубой шерсти", "и будет она (голубая нить) в ваших кистях" (Бемидбар 15:38-39); "сделай себе кисти", "на четырех углах твоего покрывала" (Дворам 22:12). Однако находим однозначное указание мудрецов, что повеление о цицит - одна заповедь, как мы разъясним, когда будем говорить об этой заповеди (см. "Делай" 14).

И подобно этому сказано: "Каждый, кто не накладывает тфилин, преступает восемь повелений" (Менахот 44а), так как повеление о тфилин - головном и ручном - повторено в Торе восемь раз. И так же сказано: "Каждый коэн, который не поднимается на духан (для благословения), преступает три повеления" (там же), так как это повеление повторено в Торе трижды. Но никому, кто составляет перечень заповедей, не придет в голову сказать, что "благословение коэнов" - три заповеди, цицит - пять заповедей, а тфилин - восемь заповедей.

Итак, ясно, что не следует включать в перечень каждый запрет, данный в Торе, или каждое повеление, ибо возможно, что это - повторы; но следует включать в перечень сами предписываемые или запрещаемые действия. И узнать, содержит ли повторное повеление или запрет самостоятельную заповедь, можно только из указаний самих носителей традиции - наших мудрецов, да пребудет на них мир.

И еще, пусть не введет тебя в заблуждение, если запрет повторен в иных выражениях. Например, Его речения, да будет Он превознесен: "И своего виноградника не обирай дочиста" (Ваикра 19:10), "Забудешь сноп на поле, не возвращайся, чтобы его взять" (Дварим 24:19), "Когда обивать будешь свою маслину, не обирай за собою оставшихся плодов" (там же 24:20) - это не три запрета, а один запрет на одну тему: чтобы человек не собирал забытые во время уборки урожая плоды или колосья; и на этот один запрет приводится несколько примеров: виноград, маслины, зерновые...

Однако к сказанному следует добавить, что, если один запрет охватывает несколько запрещенных действий, в перечень включается только сам этот запрет, а не запреты на различные действия, которые он содержит. И это лав шебихлалут - обобщающий запрет, за нарушение которого не наказывают тридцатью девятью ударами плети, как мы сейчас разъясним.

Примером может послужить Его речение, да будет Он превознесен: "Не ешьте над кровью" (Ваикра 19:26). И сказали мудрецы, объясняя этот стих: "Откуда известно, что съевший часть от животного до того, как оно испустило дух, преступил заповедь "не делай"? Тора говорит: "Не ешьте над кровью". Другое толкование: "Не ешьте над кровью" - не ешьте мясо жертвы, пока кровь еще в сосуде (и не выплеснута на жертвенник). Раби Доса сказал: "Откуда известно, что по казненному судом не устраивается поминальная трапеза в день казни? Тора говорит: "Не ешьте над кровью". Раби Акива сказал: "Откуда известно, что члены Санхедрина, приговорившего человека к смерти, в день казни не притрагиваются к еде? Тора говорит: "Не ешьте над кровью". Сказал раби Йоханан:

"Где в Торе содержится предостережение непокорному сыну - обжоре и пьянице? Тора говорит: "Не ешьте над кровью" - не пируйте украденной у родителей едой, потому что этот пир может обернуться смертным приговором суда" (Санхедрин 63а). Все эти пять запретов включены в один обобщающий запрет. И ясно сказали мудрецы в трактате Санхедрин, перечислив все пять запретов: "И за нарушение всех этих запретов не наказывают ударами (39 ударов плетьми - наказание, предусмотренное Торой за нарушение большинства заповедей "не делай"), ибо это - обобщающий запрет, а за обобщающие запреты не наказывают ударами".

И еще разъясняют мудрецы, что, хотя обобщающий запрет включает в себя два-три запрета, они не рассматриваются как самостоятельные заповеди, а в перечень заповедей включается только запрет, обобщающий их. И подобно запрету "Не ешьте над кровью" толковали мудрецы запрет "И перед слепым не клади препятствия" (Ваикра 19:14), поскольку он также включает в себя множество вытекающих из него запретов, как мы разъясним ("Не делай" 299). И также Его речение "Не разноси ложного слуха" (Шмот 23:1) включает множество запретов, как мы разъясним ("Не делай" 281). И все это - первый из двух видов обобщающих запретов.

Второй же вид заключается в том, что один запрет распространяется на целый ряд действий, последовательно перечисленных в одном речении; как бы сказано: "Не делай это, это и это". Тут возможны два варианта: в первом из них, как разъясняет Талмуд, нарушитель наказывается тридцатью девятью ударами за каждое из перечисленных действий; во втором - наказание следует только один раз за все последовательно перечисленные запреты, и это также лав шебихлалут - обобщающий запрет Торы.

И в тех запретах, о которых разъяснено, что наказывают ударами за каждое из перечисленных действий, каждое запрещенное действие является самостоятельной заповедью и включается в перечень. Это следует из принципа, согласно которому человек никогда не получает двух наказаний за нарушение одной заповеди. Но если разъяснено, что за нарушение всех перечисленных действий наказывают ударами только один раз, - мы рассматриваем все перечисленные действия как одну заповедь.

А теперь приведем целый ряд примеров этого второго вида обобщающего запрета, чтобы все стало предельно ясно. К таковым относится Его речение, да будет Он превознесен, о пасхальном ягненке: "Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде" (Шмот 12:9). И мы не считаем "Не ешьте его недожаренным" - одной заповедью, а "сваренным в воде" - второй, но считаем все одной заповедью, ибо Он не выделил для каждого действия отдельного запрета, не сказал: "Не ешьте его недожаренным и не ешьте его сваренным в воде", но объединил оба эти действия единым обобщающим запретом.

И также стих "Никакую закваску и никакой мед не должны вы воскурять в огнепалимую жертву Б-гу" (Ваикра 2:11) - одна заповедь; и также "Не сможет войти аммонитянин и моавитянин в общину Ашема" (Дварим 23:4) - одна заповедь; и также "Ни вдовы, ни сироты не притесняйте" (Шмот 22:21). И также Его речение "Не суди по кривде ни пришельца, ни сироту" (Дварим 24:17) и Его речение "Он не должен лишать ее пищи, одежды и супружеской близости" (Шмот 21:10) - каждое из них одна заповедь, поскольку эти запреты ничем не отличаются от запретов "Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде" или "Никакую закваску и никакой мед".

И также Его речение "Не вноси платы блуднице и выручки за пса в дом Ашема" (Дварим 23:19) - один запрет. И таково же Его речение "Вина и хмельного не пей, ты и твои сыновья... когда входите в соборный шатер, чтобы вы могли различать святое от несвятого и нечистое от чистого, и могли бы научить сынов Израиля всем уставам, которые передал им Ашем через Моше" (Ваикра 9-11). Т.е. одним речением Он запретил человеку входить в Храм или наставлять других Торе, когда он нетрезв. И все это примеры второго вида обобщающих запретов.

Однако существуют стихи в точности похожие по форме на упомянутые выше, но о них однозначно сказано мудрецами, что за каждое из перечисленных в стихе действий наказывают тридцатью девятью ударами, даже если человек совершит их все одновременно. В таком случае, каждое из этих действий - отдельная заповедь "не делай". Таково Его речение, да будет Он превознесен: "Не сможешь ты есть в своих вратах (вне стен Иерусалима) десятину своего хлеба, и своего вина, и своего масла, и первенцев своего крупного скота и своего мелкого скота, и все свои обеты из того, что ты обещаешь, и свои дары, и возношения своей руки, - а только перед Ашемом, своим Б-гом, ешь это на месте, которое изберет Ашем, твой Б-г" (Дварим 12:17-18). Сказано в трактате Критот (4б): "Тот, кто ел десятину от хлеба, вина и масла, - подлежит наказанию ударами за каждую из них". И спрашивают на это: "Разве наказывают ударами за запреты, входящие в обобщающий запрет?" И отвечают: "Это избыточный стих, ведь в другом месте написано: "И ешь перед Ашемом, своим Б-гом, на месте, которое Он изберет... десятину своего хлеба, своего вина и своего масла, и первенцев своего крупного скота и своего мелкого скота" (Дварим 14:23). Зачем же еще писать "Не сможешь ты есть во вратах твоих..."? Зачем снова все перечислять? Чтобы показать, что каждое из перечисленных действий - отдельный запрет (т.к. "избыточный" стих в Торе всегда указывает на дополнительную информацию; в данном случае на то, что все составные элементы запрета - самостоятельные заповеди)".

И подобно этому Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя никого, проводящего своего сына или свою дочь через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мертвых" (Дварим 18:10-11). Все девять перечисленных запретов - самостоятельные заповеди, и они не относятся ко второму виду обобщающего запрета. И доказательством этому служат сами Его слова, да будет Он превознесен,- "ни волхва, ни гадателя" - поставленные в середину речения. Ведь в Торе уже было разъяснено, что это самостоятельные запреты, - И об этом Его речение: "Не занимайтесь волхованием и не гадайте" (Ваикра 19:26). И как волхование и гадание, упомянутые в середине,- самостоятельные заповеди "не делай", так и все приведенное в этом речении, перед ними и вслед за ними, самостоятельные заповеди.

И другие уже ошибались в этом, либо вообще не постигая этого принципа, либо упуская его из виду. Так Его речение о коэнах "Жену блудницу и обесчещенную нельзя им брать, и жену, отверженную своим мужем, нельзя им брать" (Ваикра 21:7) считали одной заповедью. А ведь уже разъяснено в трактате Кидушин (77а), что нарушитель наказывается ударами за каждый из названных типов женщин, и даже если все эти качества совпадают в одной женщине, как мы поясним в своем месте ("Не делай" 161).

Итак, мы объяснили этот важный принцип, связанный с обобщающими запретами, и показали сомнения, которые могут возникать при определении того, являются ли составные части запрета самостоятельными заповедями, или это лишь обобщающий запрет, за нарушение которого наказывают тридцатью девятью ударами только один раз, и тогда это - одна заповедь. И пусть этот принцип всегда будет перед твоими глазами, ибо это великий ключ к составлению верного перечня 613-ти заповедей.

Принцип десятый: в перечень заповедей не включаются подготовительные действия, необходимые для выполнения заповеди.

Иногда в Торе приводятся повеления, которые, не являясь заповедями, служат для подготовки к выполнению заповеди. Примером этого является Его речение: "И возьми тонкой пшеничной муки, и испеки из нее двенадцать хлебов" (Ваикра 24:5) - ведь не следует считать "взятие муки" заповедью и "выпечку хлебов" заповедью. Но в перечень заповедей войдет только Его речение: "И возлагай на этот стол хлеб передо Мной постоянно" (Шмот 25:30), ибо заповедь заключается только в том, чтобы эти хлеба всегда были перед Ашемом. А уж вслед за этим описывается, какими должны быть хлеба, из чего они выпечены; и сказано, что они должны быть из "тонкой пшеничной муки" и что их должно быть двенадцать.

И подобно этому не включается в перечень заповедей Его речение "Ты же повели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе чистое масло, выбитое из маслин" (там же 27:20), но включаем в перечень только Его речение: "...чтобы зажигать светильники постоянно", и это заповедь подготовки светильников меноры, как разъяснено в трактате Тамид (гл.З).

И подобно этому не включается в перечень заповедей Его речение "Возьми себе благовоний, бальзама, шхелет и хельбены..." (там же 30:34), но в счет заповедей идет само ежедневное воскурение благовоний, как сказано в стихе: "И будет Аарон воскурять на нем благовония каждое утро... и после полудня..." (там же 30:7-8) - вот заповедь, входящая в перечень. Но Его речение "Возьми себе благовоний" - только преамбула к заповеди, объясняющая, каким образом ее выполнять и каков состав воскурения.

И также не входит в подсчет Его речение "А ты возьми себе лучших благовоний - чистой мирры... и ароматной корицы и т.д. - и сделай масло для священного помазания" (там же 30:23-25). Но включается в перечень повеление, данное Моше, окроплять этим маслом помазания всех первосвященников, царей и священные принадлежности.

И таким путем следует рассуждать во всех подобных случаях, чтобы перечень не разросся за счет повелений, которые не должны в него входить. Вот то, что мы хотели разъяснить в этом принципе, - и все это вполне понятно. Но мы упомянули об этом и заострили на этом внимание, потому что и здесь уже многие ошибались, включая в перечень преамбулу вместе с заповедью и считая их за две заповеди.

Принцип одиннадцатый; не включать в перечень составные части заповеди в качестве самостоятельных заповедей.

Иногда у одной заповеди есть несколько составных частей. Например, заповедь о лулаве, для выполнения которой необходимы арба миним - четыре вида растений (Ваикра 23:40). Но ведь мы не говорим, что "плод великолепного дерева" (этрог) - самостоятельная заповедь, и "отростки густолиственного дерева" (мирт) - самостоятельная заповедь, и "речные вербы" - самостоятельная заповедь, и "пальмовые ветви" - самостоятельная заповедь, поскольку это составные части одной заповеди. Ведь Он повелел соединить их, и, соединив, взять их в определенный день в руки, - в этом заключается заповедь.

Когда заповедь не может быть выполнена без одной из составляющих частей, ясно, что эти части составляют вместе одну заповедь, как четыре вида растений в заповеди о лулаве. Но трудность возникает в случае, когда сказано, что составные части заповеди "не задерживают друг друга" (т.е. заповедь может быть выполнена и без какой-либо из составляющих частей). Тогда на первый взгляд кажется, что, поскольку каждая из частей заповеди может быть выполнена и без другой, они являются самостоятельными заповедями, как например, белые и голубые кисти цицит; ведь сказали мудрецы (Менахот 38а): "Допустимо сделать кисти только из белой шерсти или только из голубой шерсти" (Т.е. белые и голубые цицит "не задерживают друг друга"). И мы бы сказали, что белые кисти и голубые кисти - две самостоятельные заповеди, если бы не было ясного изречения мудрецов в Сифри (Шлах). Там говорится: "Может быть, это две заповеди - заповедь о голубых кистях и заповедь о белых кистях? Но Тора говорит (Бемидбар 15:39): "И будет она (голубая нить) в ваших кистях" - и это одна заповедь, а не две".

Итак, выяснилось, что даже частные повеления, которые "не задерживают друг друга", иногда могут оставаться одной заповедью, если они объединены общим смыслом. Ведь цель заповеди о цицит - чтобы, глядя на кисти, "вспоминали все заповеди Ашема и исполняли их"; поэтому в перечень включается заповедь в ее обобщающем значении - ведь и белые, и голубые кисти служат напоминанием.

Поэтому при подсчете заповедей следует обращать внимание не на то, "задерживают друг друга" частные повеления или "не задерживают", но на смысл заповеди - объединены ли частные повеления общим смыслом или нет.

Принцип двенадцатый: элементы заповеданного действия не считаются самостоятельными заповедями.

Известно, что иногда в Торе дается повеление совершить некое действие, а затем разъясняется, в чем заключается это действие, что скрывается за его названием и из каких элементов оно состоит. И все повеления, входящие в эти разъяснения, не следует считать самостоятельными заповедями. Например, Его речение "И пусть они сделают Мне Святилище" (Шмот 25:8) - это одна из заповедей "делай", заключающаяся в том, чтобы у нас был Храм, в который мы приходили бы, праздновали наши праздники, приносили жертвы. А затем Тора начинает описывать, какими должны быть составные части Храма, но не следует считать все повеления, в которых сказано "И сделай..." (жертвенник, менору и т.д.) самостоятельными заповедями.

И такой же подход следует применять к заповедям о жертвоприношениях, перечисленным в книге Ваикра.

Принцип тринадцатый; если одна заповедь выполняется в течение нескольких дней, она не превращается от этого в несколько заповедей.

Ясно, что выполнение некоторых заповедей связано с определенными временами года и сроками, и иногда обязанность выполнять заповедь охватывает целый период времени, день за днем, - например, заповедь жить в сукке (шалаше) или заповедь о лулаве. А иногда обязанность связана с определенными днями года: например, в заповедях о праздничных жертвоприношениях. Так, заповедь о мусафе рош ходеша (дополнительном жертвоприношении в новомесячье) означает, что нам заповедовано приносить эту жертву каждый раз, когда рождается новый месяц. И если кто-нибудь скажет: "Почему бы нам не посчитать мусаф каждого месяца самостоятельной заповедью?", ответим ему: "Если так, то мы должны рассматривать постоянные жертвы, совершаемые изо дня в день, как самостоятельные заповеди, и воскурения каждого дня - как самостоятельные заповеди, и ежедневные зажигания светильников меноры - как самостоятельные заповеди!" Но поскольку мы берем в расчет только заповеданные действия, невзирая на частоту их выполнения, мы рассматриваем мусаф новомесячья как одну заповедь, и мусаф Шабата как одну заповедь. И мусаф каждого праздника мы рассматриваем как одну заповедь, несмотря на то, что обязаны приносить его несколько дней подряд, как сказано: "И веселитесь перед Ашемом, своим Б-гом, семь дней" и "Семь дней приносите огнепалимую жертву Ашему" (Ваикра 23:40,36).

И в связи с этим принципом уже совершали крупную и странную ошибку, посчитав все мусафы года одной заповедью - и мусаф Шабата, и мусаф новомесячья, и мусафы праздников. Но ведь считая таким путем, они должны были рассматривать заповедованный отдых всех праздников тоже как одну заповедь, но не сделали этого! Однако правда, как мы упомянули, заключается в том, что мусаф каждого из праздников - самостоятельная заповедь, как и заповедованный отдых каждого из праздников - тоже самостоятельная заповедь.

Принцип четырнадцатый: каким образом следует включать в перечень заповеди о наказаниях.

Знай, что все заповеди, предписывающие и запрещающие, делятся по отношению к этому принципу на две категории. Первая категория - когда Писание не сообщает, какое наказание предписано за нарушение данной заповеди; Тора только повелевает и предостерегает от нарушения, но не говорит об определенном наказании для нарушителя. Вторая категория - когда разъясняется воздаяние и наказание.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!